Звук и [м – м’] и буква Мм.
план-конспект занятия по обучению грамоте на тему
Звук и [м – м’] и буква Мм.
Цель: Учить детей выделять первый согласный звук в слове; знакомить с буквой Мм; учить подбирать глаголы действия к предложенным существительным; ввести условное (цветовое) обозначение твердых согласных (синий цвет) и мягких согласных (зеленый цвет).
Оборудование: картинки со звуками [м – м’], палочки, картинки с изображением цветов, фломастеры, звуковые бусы.
Ход занятия:
- Педагог предлагает детям познакомиться с одной очень интересной девочкой Машей и послушать историю.
- – Жила-была Маша. Каждый день она придумывала для себя разные игры. Сегодня Маша проснулась и подумала: «Какой первый звук услышу, с ним и буду дружить целый день». Маша подошла к окну и увидела корову и кошку. Они сидели напротив друг друга и разговаривали. Корова мычала: «Му-у-у!» А кошка отвечала: «Мяу!»
- Какой первый звук в песенке коровы? (Звук [м ]). Какой первый звук в песенке кошки? (Звук [м’].)
Маша улыбнулась: «Значит, я сегодня играю и дружу со звуками [м – м’]». маша прошла на кухню, где мама готовила завтрак. Она сказала маме: «Ты в моей игре самая главная, потому что в твоем слове есть сразу два звука».
- Какие два звука имела в виду Маша? (Звук [м].) Где в слове мама слышен звук [м]? (В начале и середине слова).
Маша вышла в сад. Она хотела нарвать букет цветов со звуками [м – м’]. на клумбе росли цветы: ирисы, маки, пионы.
- Как вы думаете, какие цветы Маша сорвала? (Маки). Почему?
Маша вернулась с букетом маков. Поставила их в вазу. А на столе уже стояла манная каша и молоко. Маша засмеялась: «Мамочка, какая ты молодец! Ты помогаешь мне в моей игре».
- Почему так сказала Маша? (в словах манная, молоко – первый звук[м ]).
После завтрака Маша пошла в огород. Надо помочь маме приготовить обед. Маша сорвала морковь для супа, малину для компота.
- Какой первый звук в словах морковь и малина? (Звук [м]).
Придя с огорода, Маша увидела, что на столе лежали макароны и мясо. Догадливая девочка поняла, что мама будет готовить макароны по-флотски.
- Какие звуки слышны в начале слов макароны, мясо? (Звуки [м – м’]).
К обеду приехал папа. Увидев дочку, папа спросил: «В какую новую игру играешь, Машенька?»
«Я играю в слова со звуками [м – м’]», - ответила Маша.
«Пока мама накрывает на стол, я с тобой поиграю, - сказал папа, посадил Машу себе на колени и стал загадывать ей загадки, - ехал я полем и видел вот кого со звуком [м ] в названии:
Маленькие зверьки,
Серенькие шубки,
Длинные хвосты,
Черненькие глазки,
Остренькие зубки. Кто это?»
(Мышки).
- Маша подумала и отгадала. А вы отгадали, кого увидел Машин папа?
«Я привез тебе игрушку. Угадаешь – будет твоя:
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут».
(Мяч).
- Эту загадку Маша отгадала сразу. А вы, дети?
2. Дети вместе с воспитателем сравнивают звуки [м – м’] в словах мышь и мяч. Определяют, что в первом слове звук произносится твердо, во втором слове – мягко.
Артикуляция звуков. При произнесении звуков [м – м’] губы сомкнуты, на пути воздушной струи стоит преграда, воздушная струя как бы разрывает губы.
Воспитатель договаривается с детьми, что звуки, при произношении которых встречаются преграды во рту, будут называться согласными. Как видно из примеров согласные звуки бывают твердыми и мягкими.
Характеристика звуков. Звуки [м – м’] – согласные, могут быть твердыми и мягкими.
- 1.Звуковой анализ слов мышь и мяч (с закрашиванием фломастерами первых бусин в схемах (звуковых бусинах) в синий цвет).
Игровая ситуация «Фокус».
Воспитатель привлекает внимание детей к схемам слов, на которых согласные звуки [м – м’] закрашены синим фломастером.
- Мы с вами обнаружили, что согласные могут произноситься мягко и твердо. А на нашей схеме этого не видно. Как бы нам показать, что звук [м] в первом слове звучит твердо, а во втором – мягко, словно солнышко растопило всю его твердость.
Воспитатель берет желтый фломастер закрашивает им синюю бусину во втором слове (как будто на него упал лучик солнца). Синяя бусина превращается на глазах детей в зеленую. После этого принимается решение обозначать мягкие согласные зеленным цветом, а твердые оставлять синим. Красным цветом как раньше, обозначается гласный звук.
- 1. Воспитатель предлагает из пар слов выбрать и назвать те слова, которые начинаются со звука [м’].
Примерные пары слов: масло – мясо, мак – мяч, море – мель, мышка – мишка, машина – метро и т.п.
- Воспитатель показывает картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [м], дети подбирают к ним глаголы действия. Например: муха – летала, жужжала, надоедала.
Примерный набор слов: машина (ехала, остановилась, везла), морковь (росла, зеленела), макароны (лежали, варились, жарились), мышка (бежала, пищала), мальчик (прыгал, бегал, рисовал, спал, играл) и др.
- 1. Знакомство с буквой.
Педагог интересуется у детей:
- Как вы думаете, звук [м] имеет свой знак – букву? А звук [м’] имеет свою букву? Я вам раскрою секрет нашего языка: в русском языке твердые и мягкие звуки обозначаются одной буквой. Сейчас я вам покажу букву, которая обозначает звуки [м – м’].
Показ демонстрационной буквы и размещение ее на ленте букв. Квадрат для букв, обозначающих согласные звуки, выделяются синим и зеленым цветом (рамка окошечка на панно делится пополам: одна половина закрашивается в синий, другая в зеленый цвет.)
2. Аналитико-синтетическая деятельность.
Как изображена буква, из скольких линий, каких. Выложить из палочек (лента, шнурок), нарисовать.
- Игровое упражнение «Из каких элементов состоит предмет». Цель: упражнять детей в умении анализировать изображение и вычленять составляющие его элементы.
Педагог рисует на доске схематичные изображения различных предметов (стол, стул, снеговик и т.п.) и предлагает ответить на вопросы: из каких элементов состоит изображение каждого предмета? Сколько всего элементов?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote.docx | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Звук и [м – м’] и буква Мм.
Цель: Учить детей выделять первый согласный звук в слове; знакомить с буквой Мм; учить подбирать глаголы действия к предложенным существительным; ввести условное (цветовое) обозначение твердых согласных (синий цвет) и мягких согласных (зеленый цвет).
Оборудование: картинки со звуками [м – м’], палочки, картинки с изображением цветов, фломастеры, звуковые бусы.
Ход занятия:
- Педагог предлагает детям познакомиться с одной очень интересной девочкой Машей и послушать историю.
- – Жила-была Маша. Каждый день она придумывала для себя разные игры. Сегодня Маша проснулась и подумала: «Какой первый звук услышу, с ним и буду дружить целый день». Маша подошла к окну и увидела корову и кошку. Они сидели напротив друг друга и разговаривали. Корова мычала: «Му-у-у!» А кошка отвечала: «Мяу!»
- Какой первый звук в песенке коровы? (Звук [м ]). Какой первый звук в песенке кошки? (Звук [м’].)
Маша улыбнулась: «Значит, я сегодня играю и дружу со звуками [м – м’]». маша прошла на кухню, где мама готовила завтрак. Она сказала маме: «Ты в моей игре самая главная, потому что в твоем слове есть сразу два звука».
- Какие два звука имела в виду Маша? (Звук [м].) Где в слове мама слышен звук [м]? (В начале и середине слова).
Маша вышла в сад. Она хотела нарвать букет цветов со звуками [м – м’]. на клумбе росли цветы: ирисы, маки, пионы.
- Как вы думаете, какие цветы Маша сорвала? (Маки). Почему?
Маша вернулась с букетом маков. Поставила их в вазу. А на столе уже стояла манная каша и молоко. Маша засмеялась: «Мамочка, какая ты молодец! Ты помогаешь мне в моей игре».
- Почему так сказала Маша? (в словах манная, молоко – первый звук[м ]).
После завтрака Маша пошла в огород. Надо помочь маме приготовить обед. Маша сорвала морковь для супа, малину для компота.
- Какой первый звук в словах морковь и малина? (Звук [м]).
Придя с огорода, Маша увидела, что на столе лежали макароны и мясо. Догадливая девочка поняла, что мама будет готовить макароны по-флотски.
- Какие звуки слышны в начале слов макароны, мясо? (Звуки [м – м’]).
К обеду приехал папа. Увидев дочку, папа спросил: «В какую новую игру играешь, Машенька?»
«Я играю в слова со звуками [м – м’]», - ответила Маша.
«Пока мама накрывает на стол, я с тобой поиграю, - сказал папа, посадил Машу себе на колени и стал загадывать ей загадки, - ехал я полем и видел вот кого со звуком [м ] в названии:
Маленькие зверьки,
Серенькие шубки,
Длинные хвосты,
Черненькие глазки,
Остренькие зубки. Кто это?»
(Мышки).
- Маша подумала и отгадала. А вы отгадали, кого увидел Машин папа?
«Я привез тебе игрушку. Угадаешь – будет твоя:
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут».
(Мяч).
- Эту загадку Маша отгадала сразу. А вы, дети?
2. Дети вместе с воспитателем сравнивают звуки [м – м’] в словах мышь и мяч. Определяют, что в первом слове звук произносится твердо, во втором слове – мягко.
Артикуляция звуков. При произнесении звуков [м – м’] губы сомкнуты, на пути воздушной струи стоит преграда, воздушная струя как бы разрывает губы.
Воспитатель договаривается с детьми, что звуки, при произношении которых встречаются преграды во рту, будут называться согласными. Как видно из примеров согласные звуки бывают твердыми и мягкими.
Характеристика звуков. Звуки [м – м’] – согласные, могут быть твердыми и мягкими.
- 1.Звуковой анализ слов мышь и мяч (с закрашиванием фломастерами первых бусин в схемах (звуковых бусинах) в синий цвет).
Игровая ситуация «Фокус».
Воспитатель привлекает внимание детей к схемам слов, на которых согласные звуки [м – м’] закрашены синим фломастером.
- Мы с вами обнаружили, что согласные могут произноситься мягко и твердо. А на нашей схеме этого не видно. Как бы нам показать, что звук [м] в первом слове звучит твердо, а во втором – мягко, словно солнышко растопило всю его твердость.
Воспитатель берет желтый фломастер закрашивает им синюю бусину во втором слове (как будто на него упал лучик солнца). Синяя бусина превращается на глазах детей в зеленую. После этого принимается решение обозначать мягкие согласные зеленным цветом, а твердые оставлять синим. Красным цветом как раньше, обозначается гласный звук.
- 1. Воспитатель предлагает из пар слов выбрать и назвать те слова, которые начинаются со звука [м’].
Примерные пары слов: масло – мясо, мак – мяч, море – мель, мышка – мишка, машина – метро и т.п.
- Воспитатель показывает картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [м], дети подбирают к ним глаголы действия. Например: муха – летала, жужжала, надоедала.
Примерный набор слов: машина (ехала, остановилась, везла), морковь (росла, зеленела), макароны (лежали, варились, жарились), мышка (бежала, пищала), мальчик (прыгал, бегал, рисовал, спал, играл) и др.
- 1. Знакомство с буквой.
Педагог интересуется у детей:
- Как вы думаете, звук [м] имеет свой знак – букву? А звук [м’] имеет свою букву? Я вам раскрою секрет нашего языка: в русском языке твердые и мягкие звуки обозначаются одной буквой. Сейчас я вам покажу букву, которая обозначает звуки [м – м’].
Показ демонстрационной буквы и размещение ее на ленте букв. Квадрат для букв, обозначающих согласные звуки, выделяются синим и зеленым цветом (рамка окошечка на панно делится пополам: одна половина закрашивается в синий, другая в зеленый цвет.)
2. Аналитико-синтетическая деятельность.
Как изображена буква, из скольких линий, каких. Выложить из палочек (лента, шнурок), нарисовать.
- Игровое упражнение «Из каких элементов состоит предмет». Цель: упражнять детей в умении анализировать изображение и вычленять составляющие его элементы.
Педагог рисует на доске схематичные изображения различных предметов (стол, стул, снеговик и т.п.) и предлагает ответить на вопросы: из каких элементов состоит изображение каждого предмета? Сколько всего элементов?
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кемеровский Государственный Университет
Институт образования
Дошкольное образование
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
(6-7 лет)
«Звуки [м – м’] и буква Мм.»
Выполнила:
Студентка группы 152
Тимофеева М.Ю.
Кемерово 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: "Звуки С, З, Ш, Ж . Буквы С, З, Ш, Ж"
Коррекционно-обучающие цели: Упражнять в сравнении, различении и правильном произнесении звуков [с], [ш], [з], [ж] в слогах, словах, фразах, рассказе. Коррекционно-развивающие цели: развивать фонема...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".
Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...
Развитие речи. Звуки [з и з,] и буква З
Уточнить артикуляцию звуков [з] и [з,], упражнять детей в определении места звуков [з] и [з,] в словах с одновременным присутствием звуков [с] и [з], [с,] и [с]. Объяснить значение слов – паронимов. (...
«Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ.Буквы Д-Т». (кружок по обучению чтению « АБВГДейка»)
Занятие в кружке...
Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов. Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами.
Материал содержит конспект занятия Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов. Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами. Может применят...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Звуки [г] и [г’] и буква Г» для детей подготовительной группы
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Звуки [г] и [г’] и буква Г»для детей подготовительной группы...
Конспект НОД «Знакомство с согласными звуками [М] и [М\'] и буквой « М»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе...