Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Звуки [г] и [г’] и буква Г» для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Устинова Карина Рустамовна

Конспект

образовательной деятельности

по речевому развитию

на тему: «Звуки [г] и [г’] и буква Г»

для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение  детский сад комбинированного вида № 7 «Семицветик»

Конспект

образовательной деятельности

по речевому развитию

на тему: «Звуки [г] и [г’] и буква Г»

для детей подготовительной группы

Подготовила:

учитель-логопед

Рагимова К.Р.

Пущино

2015г.

Интеграция видов образовательной деятельности: «Речевое развитие»,  «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель – познакомить со звуками [г] и [г’] и буквой Г.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные
  1. познакомиться со звуками [г] и [г’].
  2. учить выделять звуки среди других звуков, в слогах, из состава слова, дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;
  3. познакомить с графическим обозначением звуков – буквой Г;
  4. совершенствовать навыки звуко-слогового анализа.
  1. Коррекционно-развивающие:
  1. развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие;
  2. способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного восприятия;
  3. развивать речевое дыхание, двигательные возможности артикуляционного аппарата, общую и мелкую моторику.
  1. Коррекционно-воспитательные:
  1. воспитывать потребность детей к правильной речи;
  2. воспитывать умение работать в коллективе и индивидуально, действовать по инструкции педагога, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.

Методы и приемы: наглядные и игровые в сочетании со словесными.

Форма организации: фронтальная.

Учебно-методический комплект: Программа «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы

Средства:

Наглядные: картинки со звуками [г] и [г’], игра «Рыболов».

Раздаточный материал: индивидуальные карточки-подсказки, воздушные фломастеры, колокольчики, пластилин.

Музыкальные: музыка для артикуляционной гимнастики и подвижной игры «Медвежата».

Технические: компьютер, проектор, диск с презентацией.

Ход занятия

  1. Вводная часть

Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Карина Рустамовна! А теперь ваша очередь. Я к вам буду подходить, а вы будете себя ласково называть. Речевое задание «Назови себя ласково и тихо сядь за стол» 

  1. Организационный момент.

Сегодня у нас очень необычное занятие. К нам пожалует гость, а вот кто это… вам нужно угадать! (показываю силуэт гнома)

Гном: Здравствуйте, ребята. Я рад, что вы меня знаете! Хочу Вас пригласить в путешествие. Дело в том, что я перебирал старые вещи и нашел карту, где спрятаны сокровища. Но мне нужна команда. Я очень надеюсь на вашу помощь.

Логопед: Нас ждут сложные испытания и только справившись с ними, мы придем к сокровищам. Что бы у нас хватило сил и энергии, давайте подготовимся – сделаем гимнастику.

Артикуляционная гимнастика с  элементами самомассажа.

Ручки растираем и разогреваем,

 Хлопки

И лицо теплом своим мы умываем

Разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз

Грабельки сгребают все плохие мысли

Граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро

Растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз

А потом уходим пальцами на щечки

Пальцы перебегают на щеки

Щечки разминаем, чтобы надувались

Указательный, средний и безымянный пальцы разминают щеки круговыми движениями

Губки разминаем, чтобы улыбались

Большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу

Утром проснулись – в улыбочку губы

Упражнение «улыбочка»

Чистили мы свои верхние и нижние зубы

Провести языком по верхней внешней стороне зубов

Губы сожмем мы и рот прополощем

Поочередное надувание щек — губы не пропускают воздух

Блюдца поставим – положат блины нам

Выставить язык вперед лопаткой

Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо

Подуть на «лопаточку»

Блинчик жуем, завернем и надкусим

Жевание распластанного языка, потом закусывание его

Вкусный был завтрак – мы губки оближем

Кончик языка облизывает губы по кругу

  1. Основная часть.
  1. Знакомство со звуками.

Мы пришли к Поляне звуков. Кто нас здесь встречает?

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. Кто это? (гусь).

Как гогочет гусь? (га-га-га)

Назовите первый звук в слоге: ГА? Произнесите звук [г], обратите внимание, что губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов.

Ещё раз произнесите звук [г] и скажите, можем ли мы его пропеть? (нет)

Звук петь не умеет. Значит звук [г] какой? (согласный)

На какие группы мы делим согласные? (твёрдые и мягкие). Звук [г] твердый или мягкий? (твердый)

Твёрдый звук [г] мы произнесём сердито, твёрдо и обозначаем синим цветом. Посмотрите, кто еще повстречался на дороге. (гусенок)

А гусёнок гогочет: ГЯ-ГЯ-ГЯ. Назовите первый звук в слоге ГЯ? Расскажите про звук [г’].

А теперь проверьте звонкий он или глухой? Положите ладошку на горло, звенит горлышко? (да, звук звонкий)

Какие два звука нам принесли наши друзья? (ответы детей)

Сделаем себе подсказку. У вас на столах лежат карточки. Найдите двух братцев: старший – звук [г] и младший – звук [г’]. Старшего братца каким цветом закрасим? Почему? А младшего? Почему?

Возьмите пластилин нужного цвета и закрасьте рубашки.

А что общего между звуками [г] и [г’]? (они оба звонкие)

Значит, колокольчик звенит. Выберите правильный колокольчик и приклейте под братцами. 

Пальчиковая гимнастика.

Наши пальчики хорошо поработали, а теперь должны немного отдохнуть.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать,

Все такие нужные,

Крепкие и дружные.

2. Выделение звука в словах. Дифференциация по мягкости-твердости.

Двигаемся дальше. А вот и первое испытание на нашем пути. Зайки-шалунишки разбросали все картинки с нашими звуками. Давайте поможем Гному их собрать и по коробочкам разложить. Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте: если в слове есть звук [г] – поднимите карточку синего цвета, а если звук [г’] – зеленного цвета. Молодцы! Навели порядок!

3. Определение места звука в слове.

Пойдемте дальше! Смотрите, медведь пришел. Давайте послушаем, что он говорит. Медведь: «Помогите рыбки на зиму наловить, да по домикам разнести».

Игра «Рыболов»

Поможем мишке, наловим рыбки. В первый домик отнесем картинки, где звук [г] и [г’] находится в начале слова, во второй – в середине слова.

Молодцы, вы успешно справились с этим заданием, и мы можем идти дальше.

Физ.минутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать!

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.

Вот и стали мы сильней,

Здоровей и веселей!

4. Знакомство с буквой.

Следующий пункт – «Поляна букв».

Напомните, о каких звуках мы сегодня говорим?

Звуки [г] и [г’] обозначаются буквой Г. А чем буква отличается от звука? (буквы – мы видим и пишем) 

Зрительная гимнастика.

Давайте найдем букву в траве. Следите глазками за бабочкой (ищем букву по стрелкам).

На что похожа буква Г? Из каких частей состоит?

Дыхательная гимнастика – «Волшебные буквы».

А теперь возьмите наши карточки и волшебные фломастеры. На карточке гусеница  подсказывает нам, как надо писать букву Г (пишем букву с помощью воздушных фломастеров).

  1. Звуко-слоговой анализ слова.

Мы дошли до пункта «Переправа».

Через речку мы не сможем пройти, нам надо построить мост. А мост будет не простой.

Какие слоги написаны на доске? (ГИ, АГ) Какая схема подходит к первому слогу? Какая схема ко второму?

Вот и получился у нас мост!

Посмотрите, мы преодолели все трудности на своем пути и нашли сокровища.

Гном: «Большое вам спасибо! Получайте сокровища, но сначала расскажите, что нового вы узнали».

  1. Рефлекторно-оценочный.

С какими звуками мы сегодня познакомились. Какие это звуки? Что у них общего, а чем они отличаются? (дети отвечают, используя карточку-подсказку)

                                                                                   

Список литературы:

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
  2. Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2009.
  3. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском сад./Овчинникова Т.С.  – КАРО, 2008
  4. Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики / Н.В. Нищева – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгрупповой НОД по теме "Звук и буква Ч" для детей подготовительной группы

Данное занятие для детей с ФФНР в подготовительной к школе группе. Его цель: знакомство со звуком [Ч] и буквой Ч....

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с использованием личностно-ориентированной и проблемно-игровой технологии для детей подготовительной группы на тему: "Праздник со слезами на глазах"

Беседа с детьми о Великой Отечественной войне, о полководцах Великой Отечественной войны, о подвигах детей в годы войны. Чтение детьми стихов о ВОВ. Рассказы детей у стенгазеты о подвигах св...

«Сказка А.С.Пушкина в звуках и красках» Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по художественно- эстетическому развитию.

Цель: Формирование художественно- эстетического восприятия сказочных образов через восприятие  музыки, поэзию, и живопись.Задачи:1.Закрепить знания детей о видах искусства. Приобщать детей к...

Занятие по развитию звуковой культуры речи "Звуки Т и ть, Д и дь" для детей подготовительной группы

В данном документе представлена технологическая карта занятия и конспект к нему. Данное занятие проводилось с ребенком подготовительной группы в дистанционном формате. Данный материал был разработан в...

Конспект занятия по речевому развитию Пересказ рассказа В. А. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» для детей подготовительной группы

Цель: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.Задачи:Образовательные:- Продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст;- Продолжат...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте «Звук и буква Р» для детей подготовительной группы

Образовательные задачи. Ознакомление с буквой Рр и звуками (Р Рь). Формирование навыка чтения слогов , слов, предложений с новой буквой. Закрепление представления о твердости и мягкости, глухости и зв...

Открытое интегрированное занятие по речевому развитию и изобразительной деятельности «Чародейкою Зимою околдован лес стоит...» для детей подготовительной группы

Цель:Создание композиции на тему «Зимний пейзаж».Задачи:- Продолжать знакомить с пейзажем как жанром изобразительного искусства;- Закреплять умения детей внимательно слушать воспитателя и ...