Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Звуки [г] и [г’] и буква Г» для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект
образовательной деятельности
по речевому развитию
на тему: «Звуки [г] и [г’] и буква Г»
для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад комбинированного вида № 7 «Семицветик»
Конспект
образовательной деятельности
по речевому развитию
на тему: «Звуки [г] и [г’] и буква Г»
для детей подготовительной группы
Подготовила:
учитель-логопед
Рагимова К.Р.
Пущино
2015г.
Интеграция видов образовательной деятельности: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель – познакомить со звуками [г] и [г’] и буквой Г.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные
- познакомиться со звуками [г] и [г’].
- учить выделять звуки среди других звуков, в слогах, из состава слова, дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;
- познакомить с графическим обозначением звуков – буквой Г;
- совершенствовать навыки звуко-слогового анализа.
- Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие;
- способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного восприятия;
- развивать речевое дыхание, двигательные возможности артикуляционного аппарата, общую и мелкую моторику.
- Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать потребность детей к правильной речи;
- воспитывать умение работать в коллективе и индивидуально, действовать по инструкции педагога, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.
Методы и приемы: наглядные и игровые в сочетании со словесными.
Форма организации: фронтальная.
Учебно-методический комплект: Программа «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы
Средства:
Наглядные: картинки со звуками [г] и [г’], игра «Рыболов».
Раздаточный материал: индивидуальные карточки-подсказки, воздушные фломастеры, колокольчики, пластилин.
Музыкальные: музыка для артикуляционной гимнастики и подвижной игры «Медвежата».
Технические: компьютер, проектор, диск с презентацией.
Ход занятия
- Вводная часть
Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Карина Рустамовна! А теперь ваша очередь. Я к вам буду подходить, а вы будете себя ласково называть. Речевое задание «Назови себя ласково и тихо сядь за стол»
- Организационный момент.
Сегодня у нас очень необычное занятие. К нам пожалует гость, а вот кто это… вам нужно угадать! (показываю силуэт гнома)
Гном: Здравствуйте, ребята. Я рад, что вы меня знаете! Хочу Вас пригласить в путешествие. Дело в том, что я перебирал старые вещи и нашел карту, где спрятаны сокровища. Но мне нужна команда. Я очень надеюсь на вашу помощь.
Логопед: Нас ждут сложные испытания и только справившись с ними, мы придем к сокровищам. Что бы у нас хватило сил и энергии, давайте подготовимся – сделаем гимнастику.
Артикуляционная гимнастика с элементами самомассажа.
Ручки растираем и разогреваем,
Хлопки
И лицо теплом своим мы умываем
Разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз
Грабельки сгребают все плохие мысли
Граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро
Растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз
А потом уходим пальцами на щечки
Пальцы перебегают на щеки
Щечки разминаем, чтобы надувались
Указательный, средний и безымянный пальцы разминают щеки круговыми движениями
Губки разминаем, чтобы улыбались
Большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу
Утром проснулись – в улыбочку губы
Упражнение «улыбочка»
Чистили мы свои верхние и нижние зубы
Провести языком по верхней внешней стороне зубов
Губы сожмем мы и рот прополощем
Поочередное надувание щек — губы не пропускают воздух
Блюдца поставим – положат блины нам
Выставить язык вперед лопаткой
Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо
Подуть на «лопаточку»
Блинчик жуем, завернем и надкусим
Жевание распластанного языка, потом закусывание его
Вкусный был завтрак – мы губки оближем
Кончик языка облизывает губы по кругу
- Основная часть.
- Знакомство со звуками.
Мы пришли к Поляне звуков. Кто нас здесь встречает?
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. Кто это? (гусь).
Как гогочет гусь? (га-га-га)
Назовите первый звук в слоге: ГА? Произнесите звук [г], обратите внимание, что губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов.
Ещё раз произнесите звук [г] и скажите, можем ли мы его пропеть? (нет)
Звук петь не умеет. Значит звук [г] какой? (согласный)
На какие группы мы делим согласные? (твёрдые и мягкие). Звук [г] твердый или мягкий? (твердый)
Твёрдый звук [г] мы произнесём сердито, твёрдо и обозначаем синим цветом. Посмотрите, кто еще повстречался на дороге. (гусенок)
А гусёнок гогочет: ГЯ-ГЯ-ГЯ. Назовите первый звук в слоге ГЯ? Расскажите про звук [г’].
А теперь проверьте звонкий он или глухой? Положите ладошку на горло, звенит горлышко? (да, звук звонкий)
Какие два звука нам принесли наши друзья? (ответы детей)
Сделаем себе подсказку. У вас на столах лежат карточки. Найдите двух братцев: старший – звук [г] и младший – звук [г’]. Старшего братца каким цветом закрасим? Почему? А младшего? Почему?
Возьмите пластилин нужного цвета и закрасьте рубашки.
А что общего между звуками [г] и [г’]? (они оба звонкие)
Значит, колокольчик звенит. Выберите правильный колокольчик и приклейте под братцами.
Пальчиковая гимнастика.
Наши пальчики хорошо поработали, а теперь должны немного отдохнуть.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать,
Все такие нужные,
Крепкие и дружные.
2. Выделение звука в словах. Дифференциация по мягкости-твердости.
Двигаемся дальше. А вот и первое испытание на нашем пути. Зайки-шалунишки разбросали все картинки с нашими звуками. Давайте поможем Гному их собрать и по коробочкам разложить. Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте: если в слове есть звук [г] – поднимите карточку синего цвета, а если звук [г’] – зеленного цвета. Молодцы! Навели порядок!
3. Определение места звука в слове.
Пойдемте дальше! Смотрите, медведь пришел. Давайте послушаем, что он говорит. Медведь: «Помогите рыбки на зиму наловить, да по домикам разнести».
Игра «Рыболов»
Поможем мишке, наловим рыбки. В первый домик отнесем картинки, где звук [г] и [г’] находится в начале слова, во второй – в середине слова.
Молодцы, вы успешно справились с этим заданием, и мы можем идти дальше.
Физ.минутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать!
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться.
Вот и стали мы сильней,
Здоровей и веселей!
4. Знакомство с буквой.
Следующий пункт – «Поляна букв».
Напомните, о каких звуках мы сегодня говорим?
Звуки [г] и [г’] обозначаются буквой Г. А чем буква отличается от звука? (буквы – мы видим и пишем)
Зрительная гимнастика.
Давайте найдем букву в траве. Следите глазками за бабочкой (ищем букву по стрелкам).
На что похожа буква Г? Из каких частей состоит?
Дыхательная гимнастика – «Волшебные буквы».
А теперь возьмите наши карточки и волшебные фломастеры. На карточке гусеница подсказывает нам, как надо писать букву Г (пишем букву с помощью воздушных фломастеров).
- Звуко-слоговой анализ слова.
Мы дошли до пункта «Переправа».
Через речку мы не сможем пройти, нам надо построить мост. А мост будет не простой.
Какие слоги написаны на доске? (ГИ, АГ) Какая схема подходит к первому слогу? Какая схема ко второму?
Вот и получился у нас мост!
Посмотрите, мы преодолели все трудности на своем пути и нашли сокровища.
Гном: «Большое вам спасибо! Получайте сокровища, но сначала расскажите, что нового вы узнали».
- Рефлекторно-оценочный.
С какими звуками мы сегодня познакомились. Какие это звуки? Что у них общего, а чем они отличаются? (дети отвечают, используя карточку-подсказку)
Список литературы:
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2009.
- Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском сад./Овчинникова Т.С. – КАРО, 2008
- Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики / Н.В. Нищева – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгрупповой НОД по теме "Звук и буква Ч" для детей подготовительной группы
Данное занятие для детей с ФФНР в подготовительной к школе группе. Его цель: знакомство со звуком [Ч] и буквой Ч....
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с использованием личностно-ориентированной и проблемно-игровой технологии для детей подготовительной группы на тему: "Праздник со слезами на глазах"
Беседа с детьми о Великой Отечественной войне, о полководцах Великой Отечественной войны, о подвигах детей в годы войны. Чтение детьми стихов о ВОВ. Рассказы детей у стенгазеты о подвигах св...
«Сказка А.С.Пушкина в звуках и красках» Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по художественно- эстетическому развитию.
Цель: Формирование художественно- эстетического восприятия сказочных образов через восприятие музыки, поэзию, и живопись.Задачи:1.Закрепить знания детей о видах искусства. Приобщать детей к...
Занятие по развитию звуковой культуры речи "Звуки Т и ть, Д и дь" для детей подготовительной группы
В данном документе представлена технологическая карта занятия и конспект к нему. Данное занятие проводилось с ребенком подготовительной группы в дистанционном формате. Данный материал был разработан в...
Конспект занятия по речевому развитию Пересказ рассказа В. А. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» для детей подготовительной группы
Цель: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.Задачи:Образовательные:- Продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст;- Продолжат...
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте «Звук и буква Р» для детей подготовительной группы
Образовательные задачи. Ознакомление с буквой Рр и звуками (Р Рь). Формирование навыка чтения слогов , слов, предложений с новой буквой. Закрепление представления о твердости и мягкости, глухости и зв...
Открытое интегрированное занятие по речевому развитию и изобразительной деятельности «Чародейкою Зимою околдован лес стоит...» для детей подготовительной группы
Цель:Создание композиции на тему «Зимний пейзаж».Задачи:- Продолжать знакомить с пейзажем как жанром изобразительного искусства;- Закреплять умения детей внимательно слушать воспитателя и ...