«Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ.Буквы Д-Т». (кружок по обучению чтению « АБВГДейка»)
материал по обучению грамоте на тему
Предварительный просмотр:
непосредственно образовательной
деятельности
Тема: «Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ.Буквы Д-Т».
(кружок по обучению чтению « АБВГДейка»)
(старшая группа)
Подготовила руководитель кружка Иванова М.В.
Программное содержание:
Способствовать развитию звуко- буквенного анализа.
Способствовать развитию фонематического восприятия.
Познакомить со звуками Д – Т как звонкими и глухими согласными.
Познакомить с буквами Д – Т как письменными знаками звуков Д –Т, ДЬ – ТЬ.
Учить писать печатные буквы Д – Т сначала по точкам, а затем самостоятельно.
Учить писать слоги с Д + 10 гласных, с Т + 10 гласных.
Познакомить со звуками Д –ДЬ, Т – ТЬ.
Закреплять умение определять место звука в слове и отмечать его условным обозначением – синий квадрат ,зелёный квадрат.
Совершенствовать навык чтения.
Закреплять умение определять ударный слог и ударные гласные, обозначать ударение значком.
Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Материал: цветные карандаши, карточки-картинки, простые карандаши, слоговые домики, рабочая тетрадь « От АдоЯ».
Шутки-чистоговорки надифференциацию звуков Т - Д.
та, та, та — горячая плита
да, да, да — в баке вода
ту, ту, ту — улицу мету
ду, ду, ду — я домой иду
ты, ты, ты — зеленые кусты
ды, ды, ды — вышел из воды
ти, ти, ти — на луну лети
ди, ди, ди — ты домой иди
те, те, те — сидим в темноте
де, де, де — не сиди в воде
В: ребята, послушайте внимательно и отгадайте мои загадки.
1.Игра: «Загадки и отгадки».(Задание №1).
Отгадать загадки и обвести картинки с изображением отгадки.
Золотая голова велика тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка. (Тыква)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок-
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
В: Назовите предметы, которые обвели на картинках.
Д: Дуб, тыква.
В: назовите первые звуки в этих словах.
Д: (Д - Т).
В: Звук Д-звонкий, звук Т- глухой.
2.Игра: «Узнай, какой звук».(Задание №2).
В: Назовите картинки со звуками Д –ДЬ.
Д: Удочка, диван.
В: Нарисуйте на схеме эти звуки, используя условные обозначения (работа в тетрадях).
Д: Синий квадрат в середине прямоугольника под картинкой удочка, зеленый квадрат в начале прямоугольника под картинкой диван.
В: Молодцы, ребята.
В: Назовите картинки со звуками Т –ТЬ.
Д: Ракета, тигр.
В: Нарисуйте на схеме эти звуки, используя условные обозначения (работа в тетрадях).
Д: Синий квадрат в середине прямоугольника под картинкой ракета и зеленый квадрат в начале прямоугольника под картинкой тигр.
Физкультминутка:
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
Кар-кар-кар!
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Кар-кар-кар!
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
Кар-кар-кар!
3.Игра: «Назови слова созвуками Д-ДЬ,Т-ТЬ.»
Д: Дом, дым, дуб, Дима, Даша, дыня, Таня, тигр, ток,
таракан, тыква и др.
4.Игра «Слоговые домики».
Буква Д написана в левом уголке, а в правом – ее шуточное изображение.
Буква Д нам всем знакома –
Ведь она как крыша дома.
В: Напишите букву Д в слоговом домике сначала по точкам, а затем самостоятельно. Прочитайте слоги в слоговом домике. Одинаково ли произносится звук Д в слогах? (Нет, перед гласными А, О, У, Э, Ы он произносится как звук Д, а перед гласными Я,Ю,Е,Ё,И-как звук ДЬ.
В: Буква Т написана в левом уголке, а в правом –ее шуточное изображение .
Пугало на огороде
Птиц пугает день и ночь,
Широко расставив руки,
Ну, как буква Т точь-в-точь.
В: Напишите букву Т в слоговом домике сначала по точкам, а затем самостоятельно. Прочитайте слоги в слоговом домике. Одинаково ли произносится звук Т в словах?(Нет ,перед гласными А,О,У,Ы,Э он произносится как звук Т, а перед гласными Я,Ю,Е,Ё,И-как звук ТЬ.)
Физкультминутка:
Мы писали, мы писали
Наши пальчики устали
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем.
5. Прочитай и запишипредложение знаками.(Задание №5).
В: Прочитайте предложение.
Д: Котенок лакает молоко.
В: Напишите предложение , используя условные обозначения .Сколько прямоугольников нарисовали?
Д: Три.
В: Почему?
Д: В предложении три слова.
В: Назовите 1-е, 2-е, 3-е слово в предложении.
(Дети определяют ударный слог и ударный гласный звук в каждом слове и обозначают значком ударение.)
Итог:
В : С какими звуками и буквами мы сегодня познакомились?
Д: Со звуками «Д-ДЬ», и «Т-ТЬ», и буквами «Т-Д».
В:Какими они бывают ?
Д: Твёрдыми и мягкими.
В: Знакомство с другими звуками мы продолжим на следующих занятиях. А сейчас до свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы кружка по обучению чтению "АБВГДейка"(старшая группа)
Перспективный план разработан для обучения детей чтению в старшей группе....
Рабочая программа кружковой работы по обучению чтению "АБВГДЕйка" в подготовительной группе.
Материал содержит перспективный план кружковой работы по обучению чтению....
Кружок по обучению грамоте "АБВГДЕЙКА"
Кружок по обучению грамоте "АБВГДЕЙКА"Руководитель кружка воспитатель высшей квалификационной категории Куницына Ирина Владимировна...