Развитие речи. Звуки [з и з,] и буква З
план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме
Уточнить артикуляцию звуков [з] и [з,], упражнять детей в определении места звуков [з] и [з,] в словах с одновременным присутствием звуков [с] и [з], [с,] и [с]. Объяснить значение слов – паронимов. (слова которые отличаются одним звуком. Ознакомить с буквой З большой и з маленькой, закреплять образы букв.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_razvitiyu_rechi.docx | 19.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по развитию речи:
Тема: Звуки [з и з,] и буква З.
Цель: Уточнить артикуляцию звуков [з] и [з,], упражнять детей в определении места звуков [з] и [з,] в словах с одновременным присутствием звуков [с] и [з], [с,] и [с]. Объяснить значение слов – паронимов. (слова которые отличаются одним звуком. Ознакомить с буквой З большой и з маленькой, закреплять образы букв.
Оборудование: Маленькие зеркала на каждого ребенка, панно букв, мел, ножницы и вырезные буквы по количеству детей.
Ход занятия:
Дети, находясь в группе, дома, на улице, мы постоянно общаемся друг с другом. Благодаря чему мы можем общаться? Конечно, благодаря тому, что мы все можем разговаривать друг с другом.
А люди разговорчивые
Должны говорить разборчиво,
Чисто, четко, внятно,
Чтоб каждому было понятно.
Поэтому нам нужно упражняться в произношении звуков. Сейчас я назову вам несколько слов, а вы внимательно послушайте: сок, сарафан, сахар, собака, самовар, сапоги. С какого звука начинаются эти слова? Правильно, со звука [с]. А теперь посмотрите на эту цепочку букв. Что вы здесь видите? Конечно, вы видите разные буквы. Среди них есть буква «С»? Молодцы! Такая буква действительно в этой цепочке букв есть. Одна? Правильно, букв «С» в цепочке 5.
Буквы посчитали, теперь давайте поиграем. Игра называется « Не зевай – продолжай». Вы называете звуки по порядку, которые написаны на доске в этой цепочке соответствующими буквами, и подбираете слово, которое начинается с этого звука. Я начну первой: Звук [а] – аист, теперь вы продолжайте,(звук [б]- бабочка, звук [б]- береза и т. д.)
Очень хорошо! А теперь вы будете пробовать изменять слова, которые я вам буду предлагать. Внимательно слушайте, к каждому слову, которое я назову, нужно поставить впереди слова звук [с]. Итак, я начинаю:
Варить – сварить,
ходить – сходить,
клеить – склеить,
катать – скатать,
бегать – сбегать,
клевать – склевать,
летать – слетать,
петь – спеть.
Вот как хорошо мы с вами поиграли, у нас получилось много новых слов. Ребята, а сейчас послушайте стихотворение:
(читая стихотворение, голосом выделяю звуки [з – з,]):
Найдем её мы в звёздочке,
И в золоте, и в розе,
В земле, алмазе, бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе.
Дети, вы обратили внимание, какой звук я выделяла голосом? Молодцы! Я действительно выделяла голосом звуки [з и з,]. Вот с этими звуками, нам и предстоит сегодня встретиться. Кто из вас, ребята, может рассказать, как образуется звук [з].
(Звук [з] образуется, когда губы чуть растянуты в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, а кончик языка слегка касается нижних зубов).
Вы заметили, что звук [з] произносится почти так же, как звук [с], только звук [з] произносится с участием голоса. Язычок в своем домике прижался к нижним зубкам, пустил ветерок, включил голосок и звонко – звонко запел: з – з – з. Получилась новая песенка – это песенка комара. Давайте все вместе позвеним з – з – з. Вот так поёт комар, когда летит и смотрит, кого бы укусить. Ну – ка позвеним ещё. (выполняем упражнение и смотрим в зеркало)
Звук [з] согласный, бывает он твёрдым – забор, забава. Бывает мягким – зима, зяблик. Сейчас я снова предлагаю вам поиграть. Это игра «Найди слово». Я читаю вам по три слова, вы, ребята, внимательно слушайте, и в прочитанных мною словах выделяете те слова, в которых есть и звук [з] и [с]: снежинки, салазки, зонтик; скамейка, глаза, слеза; сазан, узор, зорька; скакалка, узор, засов; маска, фазан, сервиз. Хорошо! Давайте назовем эти слова ещё раз.
В этой игре ещё одно задание: надо определить в словах место звука [з], Где он находится: в начале слова, в середине слова, или в конце. Итак, первое слово: «Слеза» – в середине;
«Сазан» – в середине;
«Засов» – в начале;
«Зоосад» – в начале;
«Сервизы» – в середине;
Замечательно! Поиграли, а сейчас немного поработаем. Вы должны образовать новые слова. Я читаю слова: соя, коса, лиса, Сима, а вам
нужно заменить звук [с] на звук [з]. Работать будем по двое. Каждый из вас должен объяснить, что обозначает каждое слово. Итак, начинаем (пример, коса – коза):
Коса – прическа у девочки;
Коза – домашнее животное;
Лиса – дикое животное;
Лиза – имя девочки;
Соя – растение;
Зоя – имя девочки;
Сима – имя девочки;
Зима – время года;
Прекрасно, дети, вы поработали, очень постарались, и думаю, много узнали нового, а главное сегодня вы узнали новые звуки [з] и [з,]. Но пока мы не знаем, как обозначается этот звук. Как изображается буква, которая соответствует звукам [з] и [з,]. (показываю детям букву З).
«З» - смешная завитушка
«З» - закручена, как стружка.
Ребята, этой буквой обозначаются звуки [з] и [з,]. Сейчас с помощью ножниц и буквенного конструктора каждый из вас изобразит букву «З».
(дети выполняют задание).
Теперь посмотрите на доску. Я нарисовала на доске большую букву «В». В этой букве спрятались две буквы. Какие? Молодцы! Вы правильно подметили, в букве «В» спряталась буква «З». Устали? Сейчас можете поиграть в пальчиковые игры. Выберете игры по своему желанию.
Итак, мы потрудились много, поиграли, а самое главное – на этом занятии мы с вами познакомились со звуками [з] и [з,] и буквой «З», которая соответствует этим звукам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ННОД по развитию речи «Звук и буква Р. Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения»
Образовательная область: «Речевое развитие» Задачи:Способствовать развитию звуко -буквенного анализа.Способствовать развитию фонематического слуха.Учить определять место звука Р в словах и обозн...
Конспект НОД по обучению грамоте и развитию речи для детей подготовительной группы. Тема: «Буква и звук [Ж]»
Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование слоговой структуры слова (трехсложные слова с одним закрытым слогом). Совершенствование грамматического строя речи,...
Занятие по развитию речи "Звук [п –п’] и буква «П п»"
Занятие по развитию речи для детей подготовительной к школе группы нацелено на ознакомление со звуками [п – п’], буквой «П п»....
Конспект занятия по развитию речи "Звук и буква С"
Цель:1) Знакомство со звуками (С) и (С*);2) Различение звуков (С) и (С*);3) Знакомство с буквой С;4) Закрепление понятия «родственные слова»....
Занятие по развитию речи "Звук"Ц" , буква "Ц" "
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук [Ц]. Буква Ц" Подготовила воспитательГБОУ Школа №2...
В рамках проекта "Речевой дворик" занятие по развитию речи "Звуки [п] , [п\']. Буква П". Провела: Азизова С.Г. 18.11.2019.
Занятие по развитию речи....
В рамках проекта "Речевой дворик" занятие по развитию речи "Звуки [н] , [н\']. Буква Н". Провела: Азизова С.Г. 06.11.2019.
Подготовительная группа №3 "Почемучки" ДО 2....