Милые слуху гласные звуки.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Евтушенко Людмила Павловна

Дети плохо слышат гласные звуки. Они произносятся легко в отличии от согласных и дети не акцентирубт на них своё внимание. Занятие полезно для развития фонематического слуха, умению слышатьи выделять  гласные звуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon milye_sluhu_glasnye_zvuki.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           

    

                                                        Конспект

организованной образовательной деятельности

                                                     учителя-логопеда

        муниципального автономного  дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад  комбинированного вида №11 г. Шебекино Белгородской области»

                                   Евтушенко Людмилы Павловны

                           Тема:  Милые слуху гласные звуки.

Цель занятия:

закрепить знания о гласных звуках.

Задачи:

  • закрепить навыки различения и правильного произношения гласных звуков.
  • формировать понятие «гласный звук»;
  • формировать фонематическое представление детей на материале звуков

          [А], [О], [У];

  • закрепить навык определения места гласного звука в ударной позиции в

    слове (начало, середина, конец слова);

  • закрепить зрительные оптические представления и образцы гласных звуков.
  • развивать формы звукового анализа и синтеза слогов;
  • воспитывать устойчивость, интерес к учебной деятельности.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

        Звучит музыка,  пение птиц.

II. Основная часть.

1.Логопед, дети (диалог: вопрос-ответ)

  • Кто поет?
  • Птица.
  • Мы ее сейчас видим?
  • Нет.
  • Можем ее потрогать?
  • Нет.
  • Мы можем ее понюхать?
  • Нет.
  • Как мы поняли, что поет птица?
  • Мы услышали ее.
  • Мы слышим пение птиц. Что такое звук?
  • Звук – это то, что мы слышим и произносим.
  • Какие звуки мы знаем?
  • Звуки [А], [О], [У].
  • Как называются эти звуки?
  • Гласные, от слова голос.
  • Что умеют делать гласные звуки?
  • Петь и тянуться.

         Звуки гласные мы любим

         И все больше с каждым днем

         Их не просто произносим,

         Эти звуки мы поем!

        Дыхательная гимнастика звуков [А], [О], [У]. Тянем на себя пальчик, руки вверх, вниз, поём:  – а-а-а-а, поднимаем руки вверх – о-о-о-о, опускаем руки вниз – у-у-у-у.

2. Логопед:         

        Живет в далекой стороне

        Неизвестный вам и мне

        Гласик невеличка,  светящееся личико.

        Может вы не верите?

        Может вы проверите?

                 Это Гласик. Сегодня он будет гостем на нашем занятии. У него есть друг (дидактическая игра: « Звукоедка шалунишка»). Он съел первые звуки в словах. Догадайтесь, что это за слова:

.квариум, .льбом, .литка, .нюта, .втобус, .пельсин, .сень, . кунь, .бувь, .тка, .лица....

        (На правильный ответ у Гласика светиться лицо.)

3.     Гласик пошел в лес погулять и увидел, что птенчики (дидактическая игра: «Птенчики в гнезде») держат  в клювиках картинки. Он попросил детей выделить голосом гласный звук [А], [О], [У] и определить место звука в слове. (Дети подходят, берут у птиц картинки и называют их, выделяя голосом ударный гласный звук.)

Лук –    звук [У] в середине слова.

Мак –    звук [А] в середине слова.

Ослик – звук [А] в начале слова.

Аист –   звук [А] в начале слова.

Утка –   звук [У] в начале слова.

Ведро – звук [О] в конце слова.

Юла –   звук [А] в конце слова.

На правильный ответ у Гласика светится лицо (включаем фонарик внутри куклы).

4. Логопед:  Гласик хочет проверить, слышат ли дети первый гласный звук в слове, игра «Четвертый лишний»:

 - Апельсин, автобус, акула, улитка.

 - Осень, облако, осы, улитка.

 - Осень, ангел, автобус, апельсин.

 - Утюг, улитка, ухо, овощи.

 - Аквариум, автобус, арбуз, утка.

 - Утюг, ананас, ангел, арбуз.

 - Ананас, автобус, апельсин, утюг.

      Дети берут фломастеры и обводят лишнее слово, объясняют, почему слово лишнее, например, лишнее слово осень, потому что это слово начинается на звук [О] а остальные слова – ангел автобус, апельсин – на звук [А] …

5. Физминутка (дети выполняют движения и произносят стихи):

        Звуки речи [А], [О], [У] праздничною ночью

        Разгулялись чересчур, расшалились очень.

        Встав на цыпочки, звук [А] – закружился в вальсе,

        А звук [У] – споткнулся и нос себе расквасил.

                         Звук [О] – прыгал до небес, с неба звезды цапал.

        Звуки речи топали, как мишка косолапый.

        Пели звуки гласные песенку за песенкой,

                        Этой ночью звукам речи было очень весело.

6. Логопед: Давайте вспомним, что же такое буква?

       - Мы можем ее увидеть?

      -  Да.

      -  Мы можем ее потрогать?

      -  Да.

      -  Пахнет ли буква?

      -  Нет.

      -  Мы можем ее услышать?

      -  Угадайте, какую букву я напишу в воздухе ( буквы  А, О, У).

         Следим глазами (гимнастика для глаз).

      -  Что же такое буква?

      -  Буква это то, что мы видим, пишем, читаем и произносим.

  • Гласик хочет проверить, сможете ли вы собрать из частей буквы…

         Собрав буквы, дети поют гласные:

                        АОУ                УОА                АУО…

           (У Гласика светится личико).

7.  Читаем слоги:        

  Лучше умственной зарядки

        Нет для развитых детей.

        С Гласиком играем в буквы

        И становимся умней.

  Посмотрите, первая буква А (панно). Мальчик бежит к букве У. Какая первая  

  буква - А, а вторая - У.

  А вместе как звучит? АУ.

        Получился слог АУ.

        Прочитаем  слоги:  А + О = АО  О + А = ОА  

8. А сейчас поиграем в игру «Мечталки – сочинялки». Составим рассказ на звук [А]… (на трех магнитных досках серии картинок).

 Учитель-логопед вносит в группу куклу.

- Имя  куклы на звук [А]…Как её зовут? (Дети называют имена Аня, Анастасия,   Анжелика, Алёна, Ася…). Какое имя выберем? Анюта. Подумайте и назовите, что любит Анюта на звук [А]…Какой транспорт на звук [А] у неё есть и куда она поедет в путешествие…

[А] -   Меня зовут Анюта.

     -    Я люблю сочные арбузы, спелые ананасы, сладкие апельсины.

     -    У меня есть автомобиль АУДИ.

     -    Я поеду в путешествие в Америку или в Австралию.

       -  А это бабушка.

      Расскажите про бабушку (дети выбирают имя Услада, Устинья, Ульяна),  Используйте слова со звуком [У]…

[У] - У  меня есть бабушка. Ее зовут Устинья. Она живет в деревне Устинке. У нее есть гуси, в речке плавают утки. Она выращивает на огороде зеленый лук. В траве ползают жуки и улитки.

 [О] -   Что ты видишь в окне? Используй в рассказе слова со звуком [О]…

 - Я смотрю в окно и вижу яркое солнце, облака. За окном золотая осень. На окне сидит кот Осип. Во дворе гуляет собака Олия. Я ем салат оливье, огурцы, окрошку, оладьи, омлет, пью чай с конфетами «О-Ля-ля».

ΙІΙ. Заключительная часть. Итог.        

Логопед:

          - Гласику понравились ваши рассказы. Он хочет сделать вам необычный сюрприз.  Покрасьте эти полоски бумаги, они волшебные (дидактическая игра: «Волшебные полоски»). Дети красят полоски красной краской, проявляются буквы, затем дети читают (поют):

АОУ   УОА   ОУА   УАО   ОАУ        УОА          АУО

- За ваше активное участие, за правильные ответы, Гласик хочет вас угостить конфетами.

Оборудование: магнитофонная запись с пением птиц, магнитофон, панно (с глазами,  носом, рукой,  ухом),  Гласик (кукла), фонарик, панно с птицами,   картинки (лук, мак, ослик, аист, утка, ведро, юла), картинки для игры «Четвертый лишний», фломастеры, разрезанные буквы А, О, У, панно с фигурками для анализа и синтеза слогов, три магнитные доски, картинки на звуки  [А], [О], [У].  полоски бумаги, свеча, краска красная, кисточки, коврик с картинками, куклы девочка и бабушка,  конфеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Гласные звуки и йотированные гласные.

Цель: уточнить сходство и различие гласных I и II ряда. Задачи:-познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда;-развивать фонематическое восприятие;-развивать навыки языкового анализа и си...

Коррекционные приёмы постановки гласных звуков. Важность работы с гласными.

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач логопеда. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше дете...

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста. Поймай гласный звук в начале слов.

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста. Поймай гласный звук в начале слов....

Проект: «Развитие фонематического слуха при изучении гласных звуков и букв».

Тип проекта: практико-ориентированный, педагогический.Срок реализации: среднесрочный (октябрь, ноябрь, декабрь, январь).Актуальность темы:Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по развитию фонематического слуха и восприятия у детей с ТНР. Гласные звуки [А О У]

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественная литература», «Физическая...