Милые слуху гласные звуки.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Дети плохо слышат гласные звуки. Они произносятся легко в отличии от согласных и дети не акцентирубт на них своё внимание. Занятие полезно для развития фонематического слуха, умению слышатьи выделять гласные звуки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
milye_sluhu_glasnye_zvuki.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
организованной образовательной деятельности
учителя-логопеда
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад комбинированного вида №11 г. Шебекино Белгородской области»
Евтушенко Людмилы Павловны
Тема: Милые слуху гласные звуки.
Цель занятия:
— закрепить знания о гласных звуках.
Задачи:
- закрепить навыки различения и правильного произношения гласных звуков.
- формировать понятие «гласный звук»;
- формировать фонематическое представление детей на материале звуков
[А], [О], [У];
- закрепить навык определения места гласного звука в ударной позиции в
слове (начало, середина, конец слова);
- закрепить зрительные оптические представления и образцы гласных звуков.
- развивать формы звукового анализа и синтеза слогов;
- воспитывать устойчивость, интерес к учебной деятельности.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Звучит музыка, пение птиц.
II. Основная часть.
1.Логопед, дети (диалог: вопрос-ответ)
- Кто поет?
- Птица.
- Мы ее сейчас видим?
- Нет.
- Можем ее потрогать?
- Нет.
- Мы можем ее понюхать?
- Нет.
- Как мы поняли, что поет птица?
- Мы услышали ее.
- Мы слышим пение птиц. Что такое звук?
- Звук – это то, что мы слышим и произносим.
- Какие звуки мы знаем?
- Звуки [А], [О], [У].
- Как называются эти звуки?
- Гласные, от слова голос.
- Что умеют делать гласные звуки?
- Петь и тянуться.
Звуки гласные мы любим
И все больше с каждым днем
Их не просто произносим,
Эти звуки мы поем!
Дыхательная гимнастика звуков [А], [О], [У]. Тянем на себя пальчик, руки вверх, вниз, поём: – а-а-а-а, поднимаем руки вверх – о-о-о-о, опускаем руки вниз – у-у-у-у.
2. Логопед:
Живет в далекой стороне
Неизвестный вам и мне
Гласик невеличка, светящееся личико.
Может вы не верите?
Может вы проверите?
Это Гласик. Сегодня он будет гостем на нашем занятии. У него есть друг (дидактическая игра: « Звукоедка шалунишка»). Он съел первые звуки в словах. Догадайтесь, что это за слова:
.квариум, .льбом, .литка, .нюта, .втобус, .пельсин, .сень, . кунь, .бувь, .тка, .лица....
(На правильный ответ у Гласика светиться лицо.)
3. Гласик пошел в лес погулять и увидел, что птенчики (дидактическая игра: «Птенчики в гнезде») держат в клювиках картинки. Он попросил детей выделить голосом гласный звук [А], [О], [У] и определить место звука в слове. (Дети подходят, берут у птиц картинки и называют их, выделяя голосом ударный гласный звук.)
Лук – звук [У] в середине слова.
Мак – звук [А] в середине слова.
Ослик – звук [А] в начале слова.
Аист – звук [А] в начале слова.
Утка – звук [У] в начале слова.
Ведро – звук [О] в конце слова.
Юла – звук [А] в конце слова.
На правильный ответ у Гласика светится лицо (включаем фонарик внутри куклы).
4. Логопед: Гласик хочет проверить, слышат ли дети первый гласный звук в слове, игра «Четвертый лишний»:
- Апельсин, автобус, акула, улитка.
- Осень, облако, осы, улитка.
- Осень, ангел, автобус, апельсин.
- Утюг, улитка, ухо, овощи.
- Аквариум, автобус, арбуз, утка.
- Утюг, ананас, ангел, арбуз.
- Ананас, автобус, апельсин, утюг.
Дети берут фломастеры и обводят лишнее слово, объясняют, почему слово лишнее, например, лишнее слово осень, потому что это слово начинается на звук [О] а остальные слова – ангел автобус, апельсин – на звук [А] …
5. Физминутка (дети выполняют движения и произносят стихи):
Звуки речи [А], [О], [У] праздничною ночью
Разгулялись чересчур, расшалились очень.
Встав на цыпочки, звук [А] – закружился в вальсе,
А звук [У] – споткнулся и нос себе расквасил.
Звук [О] – прыгал до небес, с неба звезды цапал.
Звуки речи топали, как мишка косолапый.
Пели звуки гласные песенку за песенкой,
Этой ночью звукам речи было очень весело.
6. Логопед: Давайте вспомним, что же такое буква?
- Мы можем ее увидеть?
- Да.
- Мы можем ее потрогать?
- Да.
- Пахнет ли буква?
- Нет.
- Мы можем ее услышать?
- Угадайте, какую букву я напишу в воздухе ( буквы А, О, У).
Следим глазами (гимнастика для глаз).
- Что же такое буква?
- Буква это то, что мы видим, пишем, читаем и произносим.
- Гласик хочет проверить, сможете ли вы собрать из частей буквы…
Собрав буквы, дети поют гласные:
АОУ УОА АУО…
(У Гласика светится личико).
7. Читаем слоги:
Лучше умственной зарядки
Нет для развитых детей.
С Гласиком играем в буквы
И становимся умней.
Посмотрите, первая буква А (панно). Мальчик бежит к букве У. Какая первая
буква - А, а вторая - У.
А вместе как звучит? АУ.
Получился слог АУ.
Прочитаем слоги: А + О = АО О + А = ОА
8. А сейчас поиграем в игру «Мечталки – сочинялки». Составим рассказ на звук [А]… (на трех магнитных досках серии картинок).
Учитель-логопед вносит в группу куклу.
- Имя куклы на звук [А]…Как её зовут? (Дети называют имена Аня, Анастасия, Анжелика, Алёна, Ася…). Какое имя выберем? Анюта. Подумайте и назовите, что любит Анюта на звук [А]…Какой транспорт на звук [А] у неё есть и куда она поедет в путешествие…
[А] - Меня зовут Анюта.
- Я люблю сочные арбузы, спелые ананасы, сладкие апельсины.
- У меня есть автомобиль АУДИ.
- Я поеду в путешествие в Америку или в Австралию.
- А это бабушка.
Расскажите про бабушку (дети выбирают имя Услада, Устинья, Ульяна), Используйте слова со звуком [У]…
[У] - У меня есть бабушка. Ее зовут Устинья. Она живет в деревне Устинке. У нее есть гуси, в речке плавают утки. Она выращивает на огороде зеленый лук. В траве ползают жуки и улитки.
[О] - Что ты видишь в окне? Используй в рассказе слова со звуком [О]…
- Я смотрю в окно и вижу яркое солнце, облака. За окном золотая осень. На окне сидит кот Осип. Во дворе гуляет собака Олия. Я ем салат оливье, огурцы, окрошку, оладьи, омлет, пью чай с конфетами «О-Ля-ля».
ΙІΙ. Заключительная часть. Итог.
Логопед:
- Гласику понравились ваши рассказы. Он хочет сделать вам необычный сюрприз. Покрасьте эти полоски бумаги, они волшебные (дидактическая игра: «Волшебные полоски»). Дети красят полоски красной краской, проявляются буквы, затем дети читают (поют):
АОУ УОА ОУА УАО ОАУ УОА АУО
- За ваше активное участие, за правильные ответы, Гласик хочет вас угостить конфетами.
Оборудование: магнитофонная запись с пением птиц, магнитофон, панно (с глазами, носом, рукой, ухом), Гласик (кукла), фонарик, панно с птицами, картинки (лук, мак, ослик, аист, утка, ведро, юла), картинки для игры «Четвертый лишний», фломастеры, разрезанные буквы А, О, У, панно с фигурками для анализа и синтеза слогов, три магнитные доски, картинки на звуки [А], [О], [У]. полоски бумаги, свеча, краска красная, кисточки, коврик с картинками, куклы девочка и бабушка, конфеты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие по развитию фонематического слуха «Гласные звуки» в старшей группе для детей с нарушением зрения
Конспект подгруппового занятия по развитию фонематического слуха...
Тема: Гласные звуки и йотированные гласные.
Цель: уточнить сходство и различие гласных I и II ряда. Задачи:-познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда;-развивать фонематическое восприятие;-развивать навыки языкового анализа и си...
Коррекционные приёмы постановки гласных звуков. Важность работы с гласными.
Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач логопеда. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше дете...
Сценарий мероприятия для родителей.Карнавал гласных звуков. Гласные – певцы прекрасные!
Из серии"День рождения звука"...
Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста. Поймай гласный звук в начале слов.
Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста. Поймай гласный звук в начале слов....
Проект: «Развитие фонематического слуха при изучении гласных звуков и букв».
Тип проекта: практико-ориентированный, педагогический.Срок реализации: среднесрочный (октябрь, ноябрь, декабрь, январь).Актуальность темы:Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной...
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по развитию фонематического слуха и восприятия у детей с ТНР. Гласные звуки [А О У]
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественная литература», «Физическая...