Логопедическое занятие по развитию фонематического слуха «Гласные звуки» в старшей группе для детей с нарушением зрения
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект подгруппового занятия по развитию фонематического слуха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_otkrytoe_zanyatie.docx | 22.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед Тренихина А.К.
Логопедическое занятие по развитию фонематического слуха «Гласные звуки» в старшей группе для детей с нарушением зрения
Задачи:
Образовательные:
- закрепить понятие «гласные звуки»
- закрепить умение четко артикулировать гласные звуки
- продолжать учить выделять гласные звуки на слух из ряда звуков, слогов, слов
- закреплять умение определять наличие гласного звука в слове
- продолжать учить определять, какой гласный звук стоит в середине слова
Коррекционные:
- формировать продолжительность и силу выдоха
- формировать фонематический слух и восприятие
- формировать самоконтроль за речью через оральный и акустический контроль
- развивать зрительное восприятие
- продолжать развивать навыки слитного чтения слогов
- развивать мелкую моторику, конструктивные навыки
- продолжать работу над предупреждением оптической дисграфии
- тренировать мимическую мускулатуру лица
Воспитательные:
- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, сопереживания
Предварительная работа:
- выделение гласного звука из ряда звуков, слогов, слов
- чтение слогов из двух гласных букв
- отработка четкой артикуляции гласных звуков
- собирание разрезных картинок, выкладывание фигур и букв из мелких предметов
- развитие речевого дыхания
- повторение названий геометрических фигур
Оборудование:
- компьютер, карта, большие гласные буквы (целые и разрезанные), пиктограммы (эмоции), картинки с изображением различных предметов, «речка», «камешки», карточки для дыхательной гимнастики, таблица соответствия «фигура-буква» и отдельные карточки с фигурами и буквами для составления слогов, стеклянные камешки, буквы красного цвета, домик для гласных звуков, красная гуашь, кисточка, «волшебная палочка», подарки (медальки в виде первой буквы имени для каждого).
Ход занятия:
Организационный момент:
Логопед:
- Ребята, мне сегодня пришло послание знаете от кого? От Королевы алфавита. У нее что-то случилось, и она просит помощи. Давайте посмотрим.
Включается видео. Королева алфавита:
- Здравствуйте, ребята! В моем королевстве произошла неприятность. От меня сбежали все гласные звуки! Им построили домик, но выкрасили его в неправильный цвет! И звуки обиделись на нас! Мы теперь не можем произносить слова и никто друг друга не понимает, все сердятся и ссорятся! Мои подданные сообщили мне, что эти звуки прячутся в вашем городе и сегодня должны быть в вашем детском саду! Ребята, прошу вас помочь мне вернуть мне гласные звуки! А чтобы вам было проще, я прислала вам карту, по которой вы сможете ориентироваться! Но гласные звуки хитрые и так просто не сдадутся! Наверняка они придумали для вас какие-то интересные задания, и только справившись с ними, вы вернете звуки в королевство алфавита!
Логопед:
- Ребята, ну что, поможем Королеве?
- Да!
- Тогда давайте взглянем на карту, которую прислала Королева.
Рассматривают карту. Определяют местонахождение первого звука и подходят к нему.
Звук номер 1 – Э. Тренировка мимической мускулатуры, закрепление артикуляции гласных звуков.
- Звук Э решил подразнить нас и повеселить. Он хочет, чтобы мы показали ему наши ЭМОЦИИ. Радость, печаль, злость… Мы ведь можем это показать?
Логопед показывает карточки-пиктограммы с изображением различных эмоций, дети показывают эмоции.
- Но звук Э так просто не отпускает нас. Он хочет еще, чтобы вы угадали гласные звуки без голоса.
Логопед показывает артикуляцию звуков, дети называют. Звук Э помещается в домик для звуков.
Звук номер 2 – А. Развитие фонематического слуха.
- Звук А придумал такое задание: нужно хлопнуть, когда мы услышим этот звук.
Дети выполняют задание и помещают звук в домик.
Звук номер 3 - У. Развитие фонематического слуха, определение наличия звука в слове.
- Звук У хочет, чтобы мы перешли через речку. У каждого свои камушки, но идти нужно только по тем камушкам, на которых нарисована та картинка, где есть звук У.
Дети переходят через речку по камушкам и помещают звук в домик.
Звук номер 4 – Ы. Развитие продолжительности и силы выдоха, определение гласного звука в середине слова.
- А звук Ы хочет посмотреть как мы умеем дышать. И не только. Нам нужно сдуть занавеску с окошка и сказать, какой гласный звук спрятался в серединке этого слова.
Дети выполняют задание, помещают звук в домик.
Звук номер 5 – И. Закрепление навыков слитного чтения, развитие зрительного восприятия и внимания.
- Звук И дает нам такое задание – прочитать слоги. Но сначала нам нужно будет их составить вот по этой таблице. Каждой фигуре соответствует гласная буква. Нужно поставить нужные буквы под фигуры и прочитать, какой слог получился.
Зрительная гимнастика.
- А теперь нашим глазкам нужно немного отдохнуть, сделаем для них гимнастику.
Логопед «волшебной палочкой» пишет в воздухе гласные буквы, дети отвечают, какие буквы она написала.
Звук номер 6 – О. Развитие мелкой моторики, конструктивных навыков, зрительного восприятия, предупреждение оптической дисграфии.
- Звук О хочет, чтобы мы немного поработали руками. Нужно собрать гласные буквы разными способами: из разрезных картинок и из камешков. (задания даются в зависимости от остроты зрения)
Дети выполняют задания.
- Ребята, все звуки вернулись в домик! Но они еще чем-то не очень довольны. Что же мы забыли? Почему наши звуки сбежали?
Дети отвечают.
- Правильно, нужно раскрасить крышу. А каким цветом? (Красным) Почему? (Потому что гласные звуки обозначаются красным цветом).
Дети выполняют последнее задание.
Сюрпризный момент
- Ой, ребята, слышите, кажется, пришло письмо.
Включает видео. Королева:
- Дорогие ребята, спасибо вам большое! Вы такие молодцы! Гласные звуки вернулись! В королевстве все снова понимают друг друга! У нас праздник сегодня! А вам я приготовила маленькие подарочки, идите по последней стрелочке на карте и найдете их. До свидания!
Ребята ищут по карте сундучок с подарками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию ориентировки в пространстве на тему "Рыбка, рыбка, где ты спишь?" в старшей группе (для детей с нарушением зрения)
Коррекционно-развивающее занятие проводится с детьми, имеющими нарушения зрения, в целях развития у них ориентировки в пространстве и на микроплоскости. Занятие проводится на участке в зимний период в...
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе для детей с ОНР "Небесные прятки" на тему: Перелетные птицы
Конспект логопедического занятия в старшей группе " Небесные прятки" по теме : Перелетные птицы...
«Дифференциация звуков С-Ш». Конспект фронтального логопедического занятия по развитию звуковой культуры речи с детьми старшей группы с нарушениями речи
Цели: Коррекционные: уточнить артикуляцию и правильное произношение звуков [с] и [ш]; упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков [с] и [ш] в слогах, словах, фразах; упражн...
Конспект родительского клуба в старшей группе для детей с нарушением зрения Тема: «Развитие зрения в играх»
Цель: Познакомить родителей с играми и упражнениями способствующие профилактике нарушения, коррекции зрения у детей.Задачи: Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка; объединить ...
Конспект родительского клуба в старшей группе для детей с нарушением зрения Тема: ««Развитие зрения в играх»
Цель: Познакомить родителей с играми и упражнениями способствующие профилактике нарушения, коррекции зрения у детей.Задачи: Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка; объединить и напр...
Конспект родительского клуба в старшей группе для детей с нарушением зрения Тема: ««Развитие зрения в играх»
Цель: Познакомить родителей с играми и упражнениями способствующие профилактике нарушения, коррекции зрения у детей.Задачи: Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка; объединить и напр...
ПРОЕКТ в старшей группе для детей с нарушением зрения Тема: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников с нарушением зрения в процессе экспериментирования в ДОУ и дома»
Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.Задачи проекта:Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство ...