ООД по обучению грамоте "Звуковой анализ слова, на примере слова «клей»".
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Трофимова Анна Викторовна

Тема: Звуковой анализ слова, на примере слова «клей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ood_po_obucheniyu_gramote_v_tarshey_gruppe.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 72»

г. Бийск

ООД по обучению грамоте

По теме: Звуковой анализ слова, на примере слова «клей».

ФИО: Трофимова А. В.

Должность: Воспитатель

Февраль, 2018 г.


Схема конспекта занятия

Образовательная область: познавательное развитие

Возрастная группа: старшая группа (5 - 6 лет)

Тема ООД: Звуковой анализ слова, на примере слова «клей».

Цель ООД: Учить детей проводить звуковой анализ слов.

Задачи ООД:

 - Учить детей различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

 - Закреплять знания о словообразовательной роли звуков.

 - Продолжать учить называть слова с заданным звуком.

 - Активизировать словарь детей.

 - Развивать память, внимание, логическое мышление, воображение.

 - Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Перечень дидактических материалов, оборудования и других ресурсов, необходимых для проведения занятия:

Демонстрационный материал: полоска с четырьмя клеточками; красные, зеленые, синие фишки; указка; фишки; мяч.

Раздаточный материал: полоски с четырьмя клеточками; красные, синие и зеленые фишки.

  1. Вводная часть

Задачи:

  • - Настроить детей на участие в организованной образовательной деятельности.
  • - Активизация мыслительных операций: вспомнить изученную ранее игру.
  • - Развивать интерес к уже знакомым играм в рамках образовательной деятельности.

Методы: словесный (беседа, вопрос).

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

-Да.

- Да.

- Поможем Хрюше.

- Сделаем звуковой анализ слова.

- Ребята я предлагаю вам поиграть в игру «Дни недели». Становимся в круг.

- В понедельник я купался,

А во вторник рисовал,

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл,

В пятницу я прыгал, бегал,

А в субботу танцевал,

В воскресенье торт я кушал,

А под вечер отдыхал.

- Молодцы, сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Назови пару». Играем?

- Слушайте правила, я бросаю мяч и называю мягкий согласный звук. Тот, кому я бросила мяч, возвращает его мне, называя твердую пару названного звука. Понятно?

- Молодцы, ребята. Правильно назвали твердые звуки. Ой, слышите. Кто-то плачет. Кто же это?

- Ребята, смотрите это же Хрюша. Хрюша, ты почему плачешь?

- Ребята, Хрюша говорит, что он ходит в школу. И там ему задали задание сделать звуковой анализ слова. А как его делать, Хрюша не знает, потому что он прогулял уроки. Вместо уроков катался на санках с горки. Ох, Хрюша, Хрюша. И что теперь делать. Ребята, что делать будем?

- А как?

- Давайте пройдем тогда, на свои места.

Воспитатель предлагает детям стать в круг.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Дети изображают, как плавают.

Изображают, как рисуют.

Изображают, как умываются.

Бегут на месте.

Прыгают на месте.

Кружатся на месте.

Изображают, как едят.

Приседают, сложенные ладони кладут под щеку, глаза закрывают.

Воспитатель называет 6-7 звуков.

Воспитатель с детьми ищут, кто плачет. Воспитатель находит игрушку Хрюшу.

Воспитатель делает вид, что слушает Хрюшу.

2. Основная часть занятия.

Задачи:

  • Создать мотивационный настрой: проблемная ситуация.
  • Учить детей различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.
  • Закреплять знания о словообразовательной роли звуков.
  •  Продолжать учить называть слова с заданным звуком.
  • Активизировать словарь детей.
  • Развивать память, внимание, логическое мышление, воображение.
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Методы: словесные (беседа, объяснение, комментарии, устная инструкция), наглядные (работа с изображениями, показ), практические (игровые упражнения, выполнение заданий).

Деятельность   детей

Деятельность   педагога

Примечание

- Гласные, согласные.

- Гласные звуки, те которые мы можем протянуть, пропеть и нам ничего не мешает.

- Красной фишкой.

- Это те звуки, которые мы произносим и нам мешают губы, зубы и язык.

- Твердые и мягкие.

- Синей фишкой.

- Зеленой фишкой.

- Да.

- Ккклей.

- Первый звук «К». Звук «К» твердый согласный звук. Обозначаем его синей фишкой.

-Клллей.

- Второй звук «ЛЬ». Звук «ЛЬ» мягкий согласный звук. Обозначаем его зеленой фишкой.

- Клэээй.

- Третий звук «Э». Звук «Э» гласный звук, обозначается красной фишкой.

- Клеййй.

- Четвертый звук «Й». Звук «Й» мягкий согласный звук, обозначается зеленой фишкой.

- Четыре.

- Один гласный звук.

- Три.

- Это всегда мягкий согласный звук, у него нет твердой пары.

- Кролики.

- Звук «К» присоединился к слову – ролики.

- Сегодня будем учиться делать звуковой анализ слова «КЛЕЙ».

- Садись Хрюша, и слушай внимательно.

- Давайте, ребята повторим. Какие звуки мы знаем?

- Гласные звуки – это какие?

- Какой фишкой обозначаем?

- Согласные звуки – это?

- Какие бывают согласные звуки?

- Какой фишкой обозначаем твердый согласный?

- Какой фишкой обозначаем мягкий согласный?

- Молодцы, ребята. Все правильно назвали. Ну что, приступаем  к звуковому анализу слова «КЛЕЙ».

- Давай Алиса, ты делаешь у доски, остальные у себя за столами.

- Я смотрю, все уже выполнили. Проверяем?

- Давай Алиса? Расскажи, как ты выполнила звуковой анализ слова.

- Проговори слово КЛЕЙ с выделением первого звука.

- Правильно, у всех так?

- Алиса, проговори слово с выделением второго звука.

- Хорошо, ребята у всех зеленая фишка?

- Дальше Алиса.

- У всех так?

- И последний звук.

- Молодец Алиса, правильно сделала звуковой анализ слова «КЛЕЙ», садись на свое место. Ребята поднимите руки, те, кто исправлял у себя фишки.

- А сколько звуков в слове «КЛЕЙ»?

- Сколько гласных звуков в слове «КЛЕЙ»?

- Сколько согласных звуков?

- Молодцы. Скажите ребята, что мы можем сказать о звуке «Й».

- Правильно.

Физ. Минутка

По реке плывет кораблик,

Он плывет издалека.

На кораблике четыре,

Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке,

У них длинные хвосты.

И страшны им только кошки,

Только кошки да коты!

- Полина, возьми, пожалуйста, звук «ЛЬ».

- Вика, возьми звук «Й».

- Маша возьми звук «К».

- Вова, возьми звук «Э».

- Прикрепите к схеме 1-й мягкий согласный звук.

- Прикрепите к схеме 2-й мягкий согласный звук.

- Прикрепите к схеме гласный звук.

- Прикрепите к схеме твердый согласный звук.

- Молодцы ребята, справились с заданием.

- Ребята, я смотрю наш Хрюша, что-то хочет сказать.

- Хрюша говорит, что он понял, как делать звуковой анализ слова. Теперь он сможет выполнить домашнее задание. А еще он обещает больше не прогуливать уроки.

- Давайте немножко отдохнем и послушаем стихотворение об озорных звуках:

Не давали звукам дела,

Им без дела надоело!

Надоело им скучать,

И – пошли озорничать…

«К» в карман к монтеру – прыг!

А в кармане – ролики.

Из кармана в тот же миг

 Выскочили…….. (Кролики)

- Ребята, как вы думаете, что произошло?

 - Да, ребята на этот раз к слову добавился звук, и получилось новое слово ролики – кролики.

- Хрюша хочет что-то сказать.

- Ребята, Хрюша предлагает нам сыграть в игру «Цепочка слов». Правила помним? Кто называет слово, получает фишку. У кого больше фишек, тот получает приз.

Дети садятся на свои места. Воспитатель усаживает игрушку.

Воспитатель хвалит детей.

Воспитатель приглашает одного ребенка выполнить задание у доски, остальные за столами.

Дети на местах проверяют, правильно ли они сделали.

Дети на местах проверяют, правильно ли они сделали.

Дети, которые допустили ошибку, поднимают руки.

Воспитатель произносит слова и вместе с детьми выполняет движения, согласно тексту.

Прижимают нижние части ладошек друг к другу,  верхние открыты – показывают «кораблик».

Приставляют горизонтально левую руку к глазам – «смотрят в даль».

Показывают 4 пальца.

Приставляют обе ладошки к своим ушам.

Кончики пальцев обеих рук соединяют вместе и далее медленно разводят руки в стороны.

Показывают две открытые ладошки, затем пальчики слегка сгибают – получаются «Коготки».

Полина подходит к доске и берет звук «ЛЬ» со схемы слова.

Вика берет звук «Й».

Маша берет звук «К» у доски.

Вова берет звук «Э».

Ребенок, чей звук 1-й мягкий согласный прикрепляет фишку на свое место.

Ребенок, чей звук 2-й мягкий согласный прикрепляет фишку на свое место.

Ребенок, чей звук гласный  прикрепляет фишку на свое место.

Ребенок, чей звук твердый согласный  прикрепляет фишку на свое место.

Воспитатель делает вид, что слушает Хрюшу.

Воспитатель читает стихотворение.

Воспитатель делает вид, что слушает Хрюшу.

Дети играют в игру «Цепочка слов». Воспитатель раздает медали.

3. Заключительная часть занятия:

Задачи:

  • - подвести итог занятия с детьми;
  • - провести рефлексию;

Деятельность       детей

Деятельность     педагога

Примечание

- Мне все понравилось и все получилось.

- Мне все было понятно.

- У меня были трудности.

- Хорошо.

- Перед вами три деревца и три тарелочки с зелеными, желтыми и красными листиками.

- Если вам было все понятно и у вас все получилось - возьмите зеленый листик и прикрепите к первому деревцу, если у вас были какие-то затруднения, возьмите желтый листик и прикрепите его ко второму деревцу, если у вы ничего не поняли, и у вас ничего не получилось -  возьмите красный лист и прикрепите к третьему деревцу.

- Пожалуйста, выбирайте свои листики и прикрепляйте к нашим деревцам.

- Алиса, почему ты взяла зеленый листик?

- Илья, а ты почему взял зеленый листик?

- Маша, а почему ты взяла желтый листик?

- Смотрите ребята, деревце стало зеленым, это значит, у нас все получилось.  

- А те ребята, у кого были  затруднения, мы с вами на следующем занятии повторим еще раз, и у вас все получится. Хорошо? А ты Хрюша, больше не прогуливай уроки. Хорошо?

- На этом наше занятие закончено. Спасибо вам за работу.

Воспитатель показывает плакат с изображением трех лампочек и три тарелки с цветными кругами.

Воспитатель показывает, как прикреплять круги к лампочкам.

Дети выбирают круги и прикрепляют их к лампочкам.

Воспитатель показывает на зеленую лампочку.

Воспитатель благодарит детей за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "МИШКА"

Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "МИШКА"...

Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "УТЮГ"

Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "УТЮГ"...

Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "ЖУКИ"

Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "ЖУКИ"...

Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "СИТО"

Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "СИТО"...

Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "ШУБА"

Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "ШУБА"....