Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "МИШКА"
план-конспект занятия по обучению грамоте на тему
Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "МИШКА"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
по обучению грамоте в старшей группе
Тема: «Звуковой анализ слова МИШКА»
Цель: упражнять детей в выполнении звукового анализа нового слова.
Задачи:
Образовательные:
- Упражнять детей в звуковом анализе и синтезе
- Дифференцировать звуки по их качественной характеристике
- Уметь придумать слово на заданный звук
- Уметь выделять ударный звук в словах
- Уметь определять количество слогов в словах и распределять между вагончиками.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие мелкой и общей моторики
- Развитие зрительного и слухового внимания
- Развитие логического мышления.
Воспитательные:
- Воспитывать самоконтроль
- Воспитание доброжелательности, самостоятельности
- Воспитывать интерес к занятию.
Оборудование:
1. Карточки с пяти-звуковыми схемами для каждого ребенка
2. Фишки красные, синие, зеленые у каждого ребенка и у доски
3. Предметные картинки
4. Цветочки красного, зелёного и синего цветов
5. Иллюстрация Маши и Медведя
6. Видеофрагменты из мультфильма «Маша и Медведь».
Ход занятия
1. Организационный момент (на ковре)
- Здравствуйте, ребята!
- Встаньте в круг. Давайте немного поиграем.
- Посмотрите на пол, у каждого из вас под ногами находятся цветочки синего, красного или зеленого цвета. Те, у кого зеленый цветок - придумывает слово на мягкий согласный, у кого синий – на твердый, а у кого красный – на гласный. (Дети называют свои слова).
Присаживайтесь на свои места.
- Слушайте меня внимательно, выполняйте всё старательно.
2. Сообщение темы занятия. Мотивация.
- Ребята, сегодня к нам в гости пришли герои из мультфильма. Посмотрите, кто это?
- Правильно ребята, это Маша и Медведь. А из какого мультфильма они к нам пришла?
- «Маша и медведь»
- Молодцы, ребята!
- Ребята, Маша очень маленькая, и ей охота учиться. И сегодня Медведь будет учит Машу, а будем ему помогать. Хорошо? (Хорошо).
(Фрагмент из мультфильма «Маша за партой»).
- Когда все задания выполним, поможем Маше, то Мишка отправит Машу домой.
- Ребята, Медведь хочет первым делом научить Машу выполнять правильно звуковой анализ. А вы умеете делать звуковой анализ слов? (Да)
- Ребята, а как Маша ласково зовёт Медведя?
- Давайте послушаем, как Маша его зовёт.
(Звучит голос Маши из мультфильма).
- Ребята, так как Маша его зовёт? Повторим за Машей.
- Правильно! Она зовёт его Мишка, Мишка.
- И сегодня, мы будем помогать Маше выполнять звуковой анализ слова Мишка.
Звуковой анализ слова:
- Ребята, посмотрите на доску. На доске видим схему нашего слова.
- Кто поможет Маше сделать звуковой анализ у доски? Выходи! (выходит ребёнок)
- Назови первый звук в слове «МИШКА»?
- Первый звук в слове «мишка» звук [Мь]
- Назови, какой это звук?
- Он мягкий, согласный.
- Значит какой фишкой мы обозначаем мягкий согласный звук в схеме?
- Мягкий согласный звук мы обозначаем зелёной фишкой.
- Второй звук в слове «мишка» звук [И].
- Назови, какой это звук?
- Он гласный.
- Значит мы обозначаем красной фишкой.
- Какой следующий звук в слове «мишка»?
- Следующий звук в слове «мишка» звук [Ш].
- Какой он?
- Он твёрдый согласный.
- Значит твёрдый согласный звук мы обозначаем синей фишкой.
- Следующий звук в слове «мишка» звук [К].
- Какой он?
- Он твёрдый согласный.
- В каком домике у нас живёт твёрдый согласный звук? (В синем)
- Значит твёрдый согласный звук мы обозначаем синей фишкой.
- И последний звук в слове «мишка» звук [А]
- Назови, какой это звук?
- Он гласный.
- Значит мы обозначаем красной фишкой.
- Сколько звуков в слове «мишка»?
- В слове «мишка» 5 звуков.
- Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков?
- Сколько слогов в слове «мишка»?
- В слове «мишка» 2 слога. Почему?
- Ребята, где же мы поставим ударение? На какой слог падает ударение?
- Правильно! На первый слог. А какой звук?
- Ударение у нас стоит на звуке [И].
- Уберите ударный гласный, теперь уберите первый согласный, последний согласный.
- Какой звук остался?
- Молодцы!
- Ребята, молодцы, вот мы и помогли Маше разобраться с этим заданием, теперь выполнять звуковой анализ она умеет.
- Маша немного устала и вы, наверное, тоже, давайте встанем, немного потанцуем, отдохнём.
3. Динамическая пауза.
Вперёд четыре шага,
Назад четыре шага
Кружится, кружится наш хоровод
Ручками похлопали,
Ножками потопали
Плечиком подвигали,
А потом попрыгали. (2 раза)
4. «Выделяем ударение»
- Ребята, Маша также говорит, что не умеет выделять ударный звук в словах.
Нужно ей помочь. Мишка приготовил для Маши слова в конверте. Я буду их читать, а вы произносите, чтоб Маша слышала как правильно.
(Ножи, рысь, диван, каша, кошка, мышь, ручка, Даша, часы, сани, доска, лыжи, мелки).
- Молодцы, ребята, Маша очень рада, что вы помогли ей разобраться! Теперь она умеет выделять ударение.
5. «Заполняем вагончики со слогами»
- Ребята, посмотрите, вот и приехал поезд за Машей, ей нужно срочно ехать домой, а она ещё не научилась определять, сколько слогов в словах. Надо и этому её научить.
- Посмотрите, в каждом вагончике есть окошки. Я вам раздам картинки и вам нужно определить, сколько слогов в вашем слове и положить свою картинку в нужный вагончик. В первом вагоне должны находиться картинки с одним слогом, во втором с двумя слогами и в третьем - с тремя.
(1- дом, рак, лук, кот; 2 – диван, сова, груша, мыло, рука, чашка;
3 – карандаш, точилка, машина, тарелка, картофель, помидор).
- Молодцы, ребята, всё выполнили правильно. Маша научилась, она очень довольна, что вы ей помогли. И ей пора отправляться в путь.
(Фрагмент из мультфильма)
6. Работа в тетради.
- Ребята, Мишка нарисовал Машин портрет себе на память, а раскрасить платьишко забыл и предлагает вам его раскрасить. Возьмите на столах картинки и приступайте к работе. Выполняйте аккуратно и не торопитесь.
- Мишка благодарит вас за помощь и вручает фишки.
- Молодцы!
- Всем спасибо!
7. Итог занятия.
- Молодцы, ребята!
- Ребята, скажите, с чем мы сегодня познакомились? Кто приходил к нам в гости?
- Что вам больше всего понравилось?
- Какое задание было для вас самым сложным?
- Молодцы! С заданиями справились отлично.
8. Рефлексия.
- Ребята, кто считает, что хорошо справился с сегодняшней работой, то поднимите Машу с весёлым личиком, потому, что она осталась довольна вашей и своей работой, а кто считает, что поработал не в полную силу, и было что-то сложным, то Машу с грустным личиком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/28/picture-615118-1427563673.jpg)
Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "УТЮГ"
Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "УТЮГ"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/28/picture-615118-1427563673.jpg)
Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "ЖУКИ"
Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "ЖУКИ"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/28/picture-615118-1427563673.jpg)
Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "СИТО"
Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "СИТО"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/28/picture-615118-1427563673.jpg)
Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "ШУБА"
Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "ШУБА"....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/02/picture-967726-1509611185.jpg)
Конспект занятия по обучению грамоте: "Звуковой анализ слова. Знакомство с буквой М".
Данный конспект занятия, я разработала для детей подготовительной группы по обучению грамоте. Тема занятия, которую я разработала называется :"Звуковой анализ слова. Знакомство с буквой М&q...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/06/picture-1068739-1549425185.jpg)
Конспект НОД по обучению грамоте "Звуковой анализ слова" (старшая группа)
Звуковой анализ слова "САНИ"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/22/picture-1470790-1682166322.jpg)
Конспект занятия по "обучению грамоте" : "Слоговой анализ слова.Ударение"
Материал данного занятия поможет воспитанникам лучше понять, что такое "ударение" слова, "ударный слог". Занятие построено в форме путешествия, что делает его интересным и занимате...