Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "МИШКА"
план-конспект занятия по обучению грамоте на тему

Короткова Анастасия Александровна

Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "МИШКА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_mishka.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

по обучению грамоте в старшей группе

Тема: «Звуковой анализ слова МИШКА»

Цель: упражнять детей в выполнении звукового анализа нового слова.

Задачи:

Образовательные:

  • Упражнять детей в звуковом анализе и синтезе
  • Дифференцировать звуки по их качественной характеристике
  • Уметь придумать слово на заданный звук
  • Уметь выделять ударный звук в словах
  • Уметь определять количество слогов в словах и распределять между вагончиками.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие мелкой и общей моторики
  • Развитие зрительного и слухового внимания
  • Развитие логического мышления.

Воспитательные:

  • Воспитывать самоконтроль
  • Воспитание доброжелательности, самостоятельности
  • Воспитывать интерес к занятию.

Оборудование:

1. Карточки с пяти-звуковыми схемами для каждого ребенка
2. Фишки красные, синие, зеленые у каждого ребенка и у доски

3. Предметные картинки

4. Цветочки красного, зелёного и синего цветов

5. Иллюстрация Маши и Медведя

6. Видеофрагменты из мультфильма «Маша и Медведь».

Ход занятия

1. Организационный момент (на ковре)

- Здравствуйте, ребята!

- Встаньте в круг. Давайте немного поиграем.

- Посмотрите на пол, у каждого из вас под ногами находятся цветочки синего, красного или зеленого цвета. Те, у кого зеленый цветок - придумывает слово на мягкий согласный, у кого синий – на твердый, а у кого красный – на гласный. (Дети называют свои слова).

Присаживайтесь на свои места.

- Слушайте меня внимательно, выполняйте всё старательно.

2. Сообщение темы занятия. Мотивация.

- Ребята, сегодня к нам в гости пришли герои из мультфильма. Посмотрите, кто это?

- Правильно ребята, это Маша и Медведь. А из какого мультфильма они к нам пришла?

- «Маша и медведь»

- Молодцы, ребята!

- Ребята, Маша очень маленькая, и ей охота учиться. И сегодня Медведь будет учит Машу, а будем ему помогать. Хорошо?  (Хорошо).

(Фрагмент из мультфильма «Маша за партой»).

- Когда все задания выполним, поможем Маше, то Мишка отправит Машу домой.

- Ребята, Медведь хочет первым делом научить Машу выполнять правильно звуковой анализ. А вы умеете делать звуковой анализ слов? (Да)

- Ребята, а как Маша ласково зовёт Медведя?

- Давайте послушаем, как Маша его зовёт.

(Звучит голос Маши из мультфильма).

- Ребята, так как Маша его зовёт? Повторим за Машей.

- Правильно! Она зовёт его Мишка, Мишка.

- И сегодня, мы будем помогать Маше выполнять звуковой анализ слова Мишка.

Звуковой анализ слова:

- Ребята, посмотрите на доску. На доске видим схему нашего слова.

- Кто поможет Маше сделать звуковой анализ у доски? Выходи! (выходит ребёнок)

- Назови первый звук в слове  «МИШКА»?

- Первый звук в слове «мишка» звук [Мь]

- Назови, какой это звук?

- Он мягкий, согласный.

- Значит какой фишкой мы обозначаем мягкий согласный звук в схеме?

- Мягкий согласный звук мы обозначаем зелёной фишкой.

- Второй звук в слове «мишка» звук [И].

- Назови, какой это звук?

- Он гласный.

- Значит мы обозначаем красной фишкой.

- Какой следующий звук в слове «мишка»?

- Следующий звук в слове «мишка» звук [Ш].

- Какой он?

- Он твёрдый согласный.

- Значит твёрдый согласный звук мы обозначаем синей фишкой.

- Следующий звук в слове «мишка» звук [К].

- Какой он?

- Он твёрдый согласный.

- В каком домике у нас живёт твёрдый согласный звук? (В синем)

- Значит твёрдый согласный звук мы обозначаем синей фишкой.

- И последний звук в слове «мишка» звук [А]

- Назови, какой это звук?

- Он гласный.

- Значит мы обозначаем красной фишкой.

- Сколько звуков в слове «мишка»?

- В слове «мишка» 5 звуков.

- Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков?

- Сколько слогов в слове «мишка»?

- В слове  «мишка» 2 слога. Почему?

- Ребята, где же мы поставим ударение? На какой слог падает ударение?

- Правильно! На первый слог. А какой звук?

- Ударение у нас стоит на звуке [И].

- Уберите ударный гласный, теперь уберите  первый согласный, последний согласный.

- Какой звук остался?

- Молодцы!

- Ребята, молодцы, вот мы и помогли Маше разобраться с этим заданием, теперь выполнять звуковой анализ она умеет.

- Маша немного устала и вы, наверное, тоже, давайте встанем, немного потанцуем, отдохнём.

3. Динамическая пауза.

Вперёд четыре шага,

Назад четыре шага

Кружится, кружится наш хоровод

Ручками похлопали,

Ножками потопали

Плечиком подвигали,

А потом попрыгали. (2 раза)

4. «Выделяем ударение»

- Ребята, Маша также говорит, что не умеет выделять ударный звук в словах.

Нужно ей помочь. Мишка приготовил для Маши слова в конверте. Я буду их читать, а вы произносите, чтоб Маша слышала как правильно.

(Ножи, рысь, диван, каша, кошка, мышь, ручка, Даша, часы, сани, доска, лыжи, мелки).

- Молодцы, ребята, Маша очень рада, что вы помогли ей разобраться! Теперь она умеет выделять ударение.

5. «Заполняем вагончики со слогами»

- Ребята, посмотрите, вот и приехал поезд за Машей, ей нужно срочно ехать домой, а она ещё не научилась определять, сколько слогов в словах. Надо и этому её научить.

- Посмотрите, в каждом вагончике есть окошки. Я вам раздам картинки и вам нужно определить, сколько слогов в вашем слове и положить свою картинку в нужный вагончик. В первом вагоне должны находиться картинки с одним слогом, во втором с двумя слогами и в третьем - с тремя.

(1- дом, рак, лук, кот; 2 – диван, сова, груша, мыло, рука, чашка;

3 – карандаш, точилка, машина, тарелка, картофель, помидор).

- Молодцы, ребята, всё выполнили правильно. Маша научилась, она очень довольна, что вы ей помогли. И ей пора отправляться в путь.

(Фрагмент из мультфильма)

6. Работа в тетради.

- Ребята, Мишка нарисовал Машин портрет себе на память, а раскрасить платьишко забыл и предлагает вам его раскрасить. Возьмите на столах картинки и приступайте к работе. Выполняйте аккуратно и не торопитесь.

- Мишка благодарит вас за помощь и вручает фишки.

- Молодцы!

- Всем спасибо! 

7. Итог занятия.

- Молодцы, ребята!

- Ребята, скажите, с чем мы сегодня познакомились? Кто приходил к нам в гости?

- Что вам больше всего понравилось?

- Какое задание было для вас самым сложным?

- Молодцы! С заданиями справились отлично.

8. Рефлексия.

- Ребята, кто считает, что хорошо справился с сегодняшней работой, то поднимите Машу с весёлым личиком, потому, что она осталась довольна  вашей и своей работой, а кто считает, что поработал не в полную силу, и было что-то сложным, то Машу с грустным личиком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "УТЮГ"

Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "УТЮГ"...

Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "ЖУКИ"

Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "ЖУКИ"...

Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "СИТО"

Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "СИТО"...

Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "ШУБА"

Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "ШУБА"....

Конспект занятия по обучению грамоте: "Звуковой анализ слова. Знакомство с буквой М".

Данный конспект занятия, я разработала для детей подготовительной группы по обучению грамоте.  Тема занятия, которую я разработала называется :"Звуковой анализ слова. Знакомство с буквой М&q...

Конспект занятия по "обучению грамоте" : "Слоговой анализ слова.Ударение"

Материал данного занятия поможет воспитанникам лучше понять, что такое "ударение" слова, "ударный слог". Занятие построено в форме путешествия, что делает его интересным и занимате...