«Публицистический стиль и его особенности»
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Зайцева Инесса Михайловна
Целью данной работы является изучение публицистического стиля речи и его особенностей. Задачи: - рассмотреть общую специфику публицистического стиля; - определить его основные функции; - изучить различные подстили, относящиеся к публицистическому стилю и, наконец, раскрыть языковые особенности данного стиля речи. Публицистика тесно вплетена в жизнь любого современного общества, которое трудно представить без средств массовой информации (СМИ), рекламы, политических воззваний и выступлений. Кроме того, именно публицистические тексты являются индикатором языковой культуры всего общества в целом. Рассмотрим ниже особенности публицистического стиля речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_na_temu.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

    Реферат на тему :


                  «Публицистический стиль и его особенности»

Содержание.

1.Введение.................................................................................................3

2.Общая специфика публицистического стиля.....................................4

3. Языковые особенности публицистического стиля ..........................7

4.Заключение...........................................................................................10

5.Список использованной литературы.................................................11

Введение.

Целью данной работы является изучение публицистического стиля речи и его особенностей.

Задачи:

- рассмотреть общую специфику публицистического стиля;

- определить его основные функции;

- изучить различные подстили, относящиеся к публицистическому стилю и, наконец, раскрыть языковые особенности данного стиля речи.

Публицистика тесно вплетена в жизнь любого современного общества, которое трудно представить без средств массовой информации (СМИ), рекламы, политических воззваний и выступлений. Кроме того, именно публицистические тексты являются индикатором языковой культуры всего общества в целом.

Рассмотрим ниже особенности публицистического стиля речи.

Общая специфика публицистического стиля.

Языковые особенности каждого из стилей определяются теми задачами, которые стоят перед автором текста. В публицистике описываются социально значимые события: бытовые, спортивные, культурные, экономические, политические. Эти события затрагивают интересы большой аудитории — а значит, адресат публицистического текста является массовым.

Цель автора публицистического текста — донести до читателя, зрителя, слушателя определенную информацию и дать ее оценку, убедить в своей правоте адресата. Сочетание информативного и оценочного планов в публицистическом стиле речи приводит к использованию как нейтральных, так и крайне экспрессивных языковых средств. Наличие терминов, логичность изложения и присутствие нейтральных по стилистической окраске слов сближают публицистический стиль с научным и официально-деловым. При этом значительная языковая экспрессия делает публицистический текст авторским, менее стандартизированным.

В публицистике обязательно следует учитывать, кто именно является адресатом в каждом конкретном случае. Исходя из этого, автор строит свой текст в соответствии с возрастом, полом, социальным статусом, жизненными интересами читателя.

Функции.

Выделяют две функции публицистического стиля: информационную и воздействующую.

Информационная функция в публицистическом тексте сводится к передаче адресату определенных сведений и фактов. При этом данные сведения и факты используются лишь в том случае, когда они представляют общественный интерес и не противоречат убеждениям, высказываемым автором текста.

Публицистика призвана активно вмешиваться в социальную жизнь, формировать общественное мнение. И поэтому очень важной является ее воздействующая функция. Автор публицистического текста является не равнодушным регистратором событий, а их активным участником и комментатором. Его цель — убедить адресата в своей правоте, воздействовать на читателя, внушить ему определенные идеи. Позиция автора является прямой и открытой.

Функции публицистического стиля тесно и неразделимо связаны между собой.

Подстили.

Публицистический стиль является сложным и разветвленным, характеризуется многочисленными переходными влияниями. В связи с этим выделяют три его основных подстиля: политико-идеологическийполитико-агитационный и собственно публицистический. Каждый подстиль подразделяют на разновидности в зависимости от жанровых и иных особенностей. Жанровые различия здесь очень ощутимы.

Политико-идеологический подстиль представлен партийными документами и характеризуется наибольшей официальностью и малой экспрессией текста. Данный подстиль достаточно близок к официально-деловому стилю. Во времена СССР он был более распространен, чем в современной России.

Воззвания, прокламации, приказы относятся политико-агитационному подстилю. В данном подстиле наиболее значимой является воздействующая функция. Политико-агитационные тексты преимущественно ориентированы на взрослое политически активное население страны.

Наиболее распространенным является собственно публицистический (газетно-публицистический) подстиль. Поэтому рассмотрим его более подробно.

Газетно-публицистический подстиль очень быстро развивается, динамично отражая социальное и культурное состояние общества. За последние пятьдесят лет он претерпел существенные изменения в плане снижения декларативности и расширения содержательного и языкового диапазона.

Данный подстиль наиболее тесно связан с повседневной жизнью общества и, соответственно, подвержен влиянию разговорного стиля. При этом сфера межличностного общения современного человека охватывает темы и науки, и производства, и спорта, и общественной деятельности. В результате в собственно публицистическом подстиле наиболее заметны переходные, межстилевые влияния. Сочетание элементов разных стилей приводит одновременно и к частичной нейтрализации, и к сохранению исконной стилистической окраски. Язык газеты близок к обиходной речи многих современных людей, но отличается большей экспрессией и красочностью. В пределах газетно-публицистического подстиля совершается своеобразная стилистическая переориентация языковых ресурсов. Часть газетной лексики становится общеупотребительной, проходит общеязыковую адаптацию. В то же время многие речевые единицы пришли в газету из научной, профессиональной, разговорной речи и со временем начинают восприниматься преобладающей частью аудитории как «газетизмы» (например, «производительность труда», «снижение себестоимости», «красный уголок» и пр.).

В результате формируется новая стилистическая целостность, которую можно условно назвать общественно-обиходной. Она составляет основной полунейтральный фон газетно-публицистического подстиля и является связующим звеном между языком СМИ и языком сферы межличностного общения.

В собственно публицистическом подстиле выделяют четыре типа жанров: информационныеаналитические,художественно-публицистическиерекламные. К информационным жанрам относятся репортаж, интервью, информационная статья; к аналитическим — комментарий, обзор, аналитическая статья; к художественно-публицистическим — очерк, эссе, фельетон, зарисовка; в рекламе используются элементы практически всех жанров.

Языковые особенности публицистического стиля.

Среди языковых особенностей публицистического стиля выделяют три группы: лексическиеморфологическиеи синтаксические особенности. Начнем с рассмотрения первой группы.

Лексические особенности:

В публицистических текстах наблюдается использование элементов всех функциональных стилей и даже нелитературных форм русского языка, включая жаргонизмы. При этом красочность и экспрессия публицистического стиля обусловлена использованием:

· речевых стандартов, клише («служба занятости», «силовые ведомства»);

· типичных газетных оборотов («выйти на передовые рубежи», «маяки производства»). В других стилях они не употребляются;

· научной терминологии, выходящей за рамки узкоспециального употребления («виртуальный мир», «дефолт», «инвестиция»);

· социально окрашенных слов-синонимов («банда наемных убийц»);

· необычной лексической сочетаемости («проповедник кнута», «апостол невежества»);

· слов, отражающих социальные и политические процессы в обществе («политика диалога», «баланс интересов»);

· новых слов и выражений («разрядка напряженности», «консенсус», «холодная война»);

· общественно-политической лексики и фразеологии («общество», «свобода», «гласность», «приватизация»);

· стилистически сниженных слов с негативной оценкой («пиратский курс», «политика агрессий и провокаций»);

· речевых штампов, имеющих канцелярскую окраску и возникших под влиянием официально-делового стиля («на данном этапе», «на сегодняшний день», «в данный отрезок времени»);

· разговорных слов и выражений («тишь да гладь», «орава»).

Морфологические особенности:

Морфологические особенности публицистического стиля характеризуются использованием:

· сложных слов («взаимовыгодный», «добрососедский», «СНГ», «ОМОН»);

· интернациональных словообразовательных суффиксов (-ция, -ра, -изм, -ант) и иноязычных приставок (архи-, анти-, гипер-, дез-, пост-, контр);

· отдельных типов отвлеченных существительных с суффиксами -ость, -ство, -ние, -ие («сотрудничество», «осуждение», «непримиримость»);

· образований с русскими и старославянскими приставками, называющих общественно-политические понятия («всеобщий», «сверхмощный», «межпартийный»);

· слов с эмоционально-экспрессивными аффиксами -щина, -ичать, ультра- («важничать», «бытовщина», «ультра-левый»);

· субстантивации прилагательных и причастий (прилагательные и причастия в роли существительных).

Синтаксические особенности:

· правильность и четкость построения предложений, их простота и ясность;

· использование всех видов односоставных предложений;

· синтаксические приемы экспрессии (инверсия, риторические вопросы, обращения, побудительные и восклицательные предложения);

· монологическая речь, диалог, прямая речь.

Используемые приемы:

Среди различных языковых особенностей публицистического стиля необходимо рассмотреть следующие.

Публицистические штампы. Публицистические штампы имеют двойную природу. С одной стороны, это устойчивые словосочетания, близкие официально-деловым клише («задаваться вопросом», «относиться с недоверием», «открывать блестящие перспективы», «стать ярким событием»). Многие из них являются перифразами, к ним можно подобрать однословные нейтральные синонимы («иметь намерение» — «собираться», «хотеть»; «относиться с недоверием» — «не доверять»). С другой стороны, в публицистических текстах используются клише, обладающие экспрессивностью: «погрозить пальцем», «кусать локти», «хлопать глазами». Большинство этих фразеологизмов имеет устную природу; они появляются в текстах наряду с разговорной лексикой.

Сочетание нейтральных и экспрессивных клише особенно характерно для текстов полемических, оценочных.

Языковая игра — намеренное нарушение норм речевого поведения, вызывающее смех. Психологической основой языковой игры является эффект обманутого ожидания: читатель ожидает, что в соответствии с нормами языка будет написано одно, а читает совсем другое.

Языковая игра задействует средства различных уровней — от фонетики и графики до синтаксиса:

«Наука храма хрома?» — обыгрывается звуковое сходство слов;

«Утоп-модель» — образовывается несуществующее слово;

«Техника опасности» — «разрушается» устойчивое словосочетание.

Прецедентные тексты. К таким текстам относят названия общественных событий, имена или тексты, которые говорящие воспроизводят в своей речи. При этом прецедентные тексты служат своего рода символами определенных стандартных ситуаций (например, говорящие имена).

Источником прецедентных текстов являются «древние» произведения (Библия, древнерусские тексты), устное народное творчество, авторские художественные произведения и пр.

Апелляция к адресату. Средством, помогающим автору публицистического текста убедить читателя в своей правоте, является апелляция к адресату — обращение к читателю, имеющие особый, доверительный характер.

Средством апелляции может быть вопрос, на который автор дает ответ, а также риторический вопрос.

Автор может обращаться к адресату напрямую: «итак, уважаемые читатели…». Он может также призвать читателя к совершению совместного действия («Представим себе другую жизненную ситуацию…»). Все эти средства позволяют автору «приблизиться» к адресату, завоевать его доверие.

Заключение.

Таким образом, публицистический стиль является сложным стилем с разнообразными языковыми особенностями, различными сферами применения и обладающим разными функциями. Он в различной степени перекликается с каждым из остальных функциональных стилей русского языка: художественным официально-деловым, научным. При этом публицистический стиль широко распространен как в устной форме, так и в письменной и телевизионной. Вмешиваясь в социальную жизнь каждого человека, публицистика глубоко проникает в современное общество — и тенденция эта только растет со временем.

Список использованной литературы.

1. Лаптева М. А. Русский язык и культура речи/ М. А. Лаптева, О. А. Рехлова, М. В. Румянцев. — Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. — 216 с.

2. Васильева А. Н. Газетно-публицистический стиль. Курс лекций по стилистике русского языка для филологов/А. Н. Васильева. — М.: Русский язык, 1982. — 198 с.

3. Греков В. Ф. Русский язык: 10−11 классы/ В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. — М.: Просвещение, 2008. — 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Об особенностях художественного стиля малышей».

Все малыши изображают вроде бы одно и тоже: закорючки, линии, пятна, точки. Казалось бы вроде о каком индивидуальном стиле можно вести речь? Детский рисунок, даже без понятного для вас из...

Особенности взаимодействия педагога-психолога с родителями старших дошкольников с различными стилями семейного воспитания

В настоящее время при организации работы с родителями старших дошкольников педагог-психолог использует как традиционные формы и методы работы, так и новаторские, нетрадиционные. При этом акцент ставит...

Публицистическая статья " Чем можно занять ребенка"

Часто в своей работе приходиться слышать такие слова, как «Ему ничего не интересно! » либо «Совсем ничего не дает делать». Говоря, эти фразы мы ведь совсем забываем о том, сколько внимания и времени у...

Публицистическая статья «Не управляемый ребенок» ГБДОУ д/с №103 воспитатель Алибекова Мадина Мустафаевна

Часто родители жалуются на то что ребенок совершенно не управлем.Он всегда любыми способами достигает того чего хочет.Если не сделать так,как он требует,он падает на пол,бьется головой,ног...

Публицистическая статья "Хорошая речь слаще меда"

Публицистическая статья для газеты в форме рекомендаций для родителей....

Публицистическая статья по теме: "Формирование правильной осанки у детей".

ФАКТОРЫ,ФОРМИРУЮЩИЕ ПРАВИЛЬНУЮ ОСАНКУ. Формирование нормальной осанки у детей напрямую зависит от условий окружающей среды и тех, кто ежедневно находится с ними рядом. Для того чтобы ребенок развивалс...

Публицистическая статья «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»

По словам В.А. Сухомлинского «Чтение книг — тропинка, по которой умелый умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Но, что очень важно, читая ребенку книгу, ведя его по этой тропинке,...