Занятие по обучению грамоте в средней логопедической группе "Звук и буква И"
методическая разработка по обучению грамоте (средняя группа) на тему

Карелина Ирина Владимировна

                             Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита. Совершенствование навыка чтения слияния гласных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_i_zvuk_i.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Буква И и звук и.

Образовательные задачи. Буква Ии и звук [и]. Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита. Совершенствование навыка чтения слияния гласных.

Развивающие задачи. Совершенствование фонематических представлений, воспитание мягкого голосоначала на материале гласного звука [и], развитие  зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением, творческого воображения.  

Воспитательные задачи. Формирование  навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Оборудование. Картинка лошадка, палочки,  пластмассовые объёмные буквы, ведёрко, «Мой букварь» и рабочие тетради по числу детей, контейнеры с цветными карандашами.

Предварительная работа. Заучивание двустишия о букве И из книги «Мой букварь».

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Развитие фонематических представлений.

Логопед приглашает детей к столикам, организует приветствие.

Логопед. Встаньте около стульчиков, опустите руки, выпрямите спину, давайте улыбнёмся друг другу. Я разрешу сесть тому, кто вспомнит слово, которое начинается со звука [и].

1-й ребёнок. Игры.

2-й ребёнок. Искра.

3-й ребёнок. Ива.

4-й ребёнок. Ира.

Логопед. Молодцы! Я вами горжусь!

  1. Упражнение «Лесенка». Воспитание мягкого голосоначала на материале гласного звука [и]. Закрепление знаний о гласном звуке [и].

Логопед показывает картинку с лошадкой.

Логопед. Сегодня к нам на занятие прискакала ваша знакомая лошадка. Помните, какой звук она умеет петь?

Дети. Звук  [и].

Логопед. Давайте вместе с лошадкой споём звук [и], как будто наш голос сначала поднимается, а потом опускается по лесенке.

Дети поют вместе с логопедом, затем логопед убирает картинку с лошадкой.

Логопед. Вспомните, что вы знаете о звуке [и].

Дети. Он гласный. Его можно петь.

Логопед. Верно. И мы обозначаем его красным цветом. Сегодня мы с вами познакомимся с буквой Ии, которая обозначает гласный звук [и].

  1. Знакомство с буквой И. Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

Логопед помещает на магнитную доску букву И.

Логопед. Посмотрите на букву И. Из скольких палочек она состоит?

Дети. Из трёх.

Логопед. Какие это палочки?

Дети. Две длинные и одна короткая.

Логопед. Обратите внимание на то, что короткая палочка расположена между длинными и идёт слева направо и снизу вверх.

Логопед раздаёт детям контейнеры с палочками.

Логопед. Сложите букву И из палочек. Кстати, а почему я дала вам палочки красного цвета?

Дети. Буква Ии – гласная.

Логопед. Правильно! Гласная буква Ии обозначает гласный звук [и].

Дети складывают новую букву.

Логопед. Молодцы! Вы сложили букву Ии, а теперь уберите палочки в контейнеры.

Логопед убирает контейнеры и раздаёт детям открытые буквари.

Логопед. Посмотрите на буквы Ии в левом верхнем углу страницы. Одна из них большая, а другая маленькая. Они красного цвета. Под ними нарисован красный кружок, который обозначает гласный звук [и].

  1. Упражнение «Слушайте внимательно».  Развитие фонематического восприятия.

Логопед. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, которое написано рядом с буквами Ии, а вы рассмотрите картинку.

Ира с Игорем играли,

Все игрушки разбросали.

Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [и]?

Дети. Ира, Игорем, играли, игрушки.

Логопед. Молодцы! Вы услышали все слова, которые начинаются с гласного звука [и].

  1. Упражнение «Найди картинки». Развитие зрительного восприятия, внимания, фонематических представлений.

Логопед. А теперь на картинке в нижней части страницы давайте найдём предметы, названия которых тоже начинаются с этого звука.

Дети. Ива, игры.

Логопед. Посмотрите на куст цветов слева от скамейки. Это ирисы. Повторите это слово.

Дети. Ирисы.

Логопед. С какого звука начинается это слово?

Дети. Со звука [и].

Логопед. Посмотрите на девочку на скамейке. Её зовут Инна. С какого звука начинается её имя?

Логопед. Под картинкой написаны слова: Инна, ива, ирис, игры. Покажите новую букву в этих словах.

Дети выполняют задание.

  1. Упражнение «Давайте почитаем». Формирование навыка чтения.

Логопед. Теперь давайте почитаем. На странице в рамке из голубых кружков написано то, что мы будем читать.

Дети сначала хором, а потом по одному читают слияния гласных: ИА, АИ, ИУ, УИ, ИО, ОИ.

  1. Упражнение «Соедини картинки и буквы». Развитие зрительного внимания, фонематических представлений.

Логопед раздаёт детям простые карандаши.

Логопед. Вы отлично читали. Теперь возьмите простые карандаши. В нижней части страницы вы видите картинки. Надо соединить каждую картинку с той буквой, с которой начинается её название. Расскажите, как вы соединяете картинки с буквами.

1-ребёнок. Ослика – с буквой О.

2-ребёнок. Арбуз – с буквой А.

3-й ребёнок. Удочку – с буквой У.

4-й ребёнок. Индюка – с буквой И.

Логопед. А окуня?

Дети. С буквой О.

Логопед. Верно. Закройте буквари.

  1. Пальчиковая гимнастика с массажными мячиками.

Пальчиковая игра «Ёжик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. 

(дети катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки                                        (массажные движения большого пальца)

Очень-очень колкие                                  (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,                         (массажные движения среднего пальца)

Нам колючки показал,                              (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже                                        (массажные движения мизинца)

На ежа похожи.                                         (дети катают Су-Джок между ладонями)

  1. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков.

Логопед раздаёт тетради, ставит на столики контейнеры с карандашами.

Логопед. Какую букву вы видите на странице справа?

Дети. Это буква Ии.

Логопед. Каким карандашом вы будете её раскрашивать?

Дети. Красным.

Логопед. Почему?

Дети. Это гласная буква.

Логопед. Раскрасьте большую букву красным карандашом, а маленькую сначала обведите, а потом – раскрасьте.

Дети выполняют задание, логопед следит за тем, как они сидят, как лежат у них тетради, как они держат карандаши.

Логопед. Какие картинки вы видите на этой странице?

Дети. Мы видим индюка и иголки.

Логопед. С какого звука начинаются их названия?

Дети. Со звука [и].

Логопед. Иголки металлические, поэтому мы раскрасим их простым карандашом, а подушечку для иголок вы можете раскрасить так, как хочется. Каким карандашом ты раскрасишь подушечку, Аня?

1-й ребёнок. Жёлтым.

Логопед. А вы, мальчики?

2-й ребёнок. У меня будет красная подушечка.

3-й ребёнок. А у меня – синяя.

4-й ребёнок. А у меня – зелёная.

Логопед. Заканчивайте работу и закрывайте тетради, индюка вы раскрасите вечером с воспитателем.

  1.  Организация окончания работы. Оценка работы детей.

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии.

Логопед. С какой буквой вы сегодня познакомились?

Дети. С буквой И.

Логопед. Какая это буква?

Дети. Гласная.

Логопед. Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить букву И?

Дети. Три палочки.

Логопед. Какие слова на звук [и] вы запомнили?

Дети. Иглы, индюк, ива, ирисы, Ира, Игорь.

Логопед. Что мы делали на занятии?

Дети. Читали, писали, играли.

Логопед оценивает работу каждого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Спор букв из шкатулки. Буква А. »

Конспект непосредственно – организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей логопедической группе«Спор букв из шкатулки. Буква А. » Учитель – логопед частного дошкольного...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С. Цели:Коррекционно-образовательная:уточнить и  закрепить правильное произношение звуков  С и...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе с обучающимися ОНР по теме "Буква О".

Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической группе с обучающимися ОНР подготовительного возраста по  теме: «Буквы О, о». Цели: 1) знакомство с буквой;2) упражнение в написании...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе  на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему « Звук и буква У».

Цели.1.Коррекционно-образовательная.Познакомить детей со звуком и буквой У.2.Коррекционно-развивающие.Развивать артикуляционную моторику.Развивать речевое дыхание.Уточнить артикуляцию звука [У], закре...