Занятие по обучению грамоте в средней логопедической группе "Звук и буква М"
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Звук и буква М
Образовательные задачи. Ознакомление с буквой Мм. Буква М и звук [м]. Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Формирование представления о предложении.
Развивающие задачи. Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением.
Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. «Мой букварь» и рабочая тетрадь по числу детей, простые и цветные карандаши, предметные картинки со звуком [м] в названиях, объёмные пластмассовые буквы.
Предварительная работа. Заучивание двустишия из книги «Мой букварь».
Ход занятия.
- Организационный момент. Развитие фонематических представлений.
Логопед приглашает детей к столикам, организует приветствие.
Логопед. Встаньте около стульчиков, опустите руки, выпрямите спинку, давайте улыбнёмся друг другу. Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Назовите их.
1-й ребёнок. Сом.
2-й ребёнок. Дом.
3-й ребёнок. Гном.
4-й ребёнок. Ком.
Логопед. Какой звук слышится в конце каждого из этих слов?
Дети. Звук [м].
Логопед. Верно. Садитесь.
- Игра «Подними флажок». Развитие фонематического восприятия.
Логопед убирает картинки.
Логопед. Ещё раз произнесите звук [м]. Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, губы сомкнуты, а воздух проходит через нос. Зажмите нос и попробуйте произнести этот звук. Видите, не получается. Как вы думаете, звук [м] гласный или согласный?
Дети. Согласный.
Логопед. Верно. Его нельзя петь, открыв рот. И во рту есть преграда при произнесении звука [м]. Это губы. Поэтому звук [м] – согласный. Каким кружком мы будем его обозначать?
Дети. Синим.
Логопед. Правильно. Возьмите в руки флажок. Вы будете их поднимать тогда, когда услышите звук [м].
Логопед произносит ряд звуков, слогов, слов:«А, м, н, и, м, т, м, о, м, у. Ат, ом, ин, ма, му, ны, мо, по. Сом, нос, мак, суп, молоко, мышка, бумага, палка». Дети поднимают флажки.
Логопед. Молодцы! Вы были очень внимательными.
- Упражнение «Кто скорее?» Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Логопед убирает флажки.
Логопед. А сейчас новая игра. Она называется «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно.
А, м. Что получилось?
1-й ребёнок. Ам.
Логопед. Верно. У, м.
2-й ребёнок. Ум.
Логопед. Правильно.
Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов:ом, им, ма, мо, му, дом, ком.
Логопед. Чудесно!
- Работа по букварю. Знакомство с буквой Мм. Совершенствование навыка чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи.
Логопед раздаёт детям буквари.
Логопед. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней.
Мама с Машенькой гуляли
И малину собирали.
В каких словах этого стихотворения есть звук [м]?
Дети. Мама, Машенькой, малину.
Логопед. Верно! А теперь посмотрите на картинку внизу страницы. Помогите Марине выбрать все предметы, названия которых начинаются со звука [м]?
Дети. Малина, мандарины, молоко, масло, макароны, мороженое.
Логопед. Верно. А в верхнем левом углу вы видите букву М большую и маленькую. Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить эту букву? Как эти палочки расположены?
Дети. Нужно взять четыре палочки, две длинных и две коротких. Длинные палочки стоят прямо, а короткие сложены между ними уголком вниз.
Логопед. Сложите букву М из четырёх палочек.
Дети выкладывают букву М.
Логопед. Молодцы! Вот какие красивые буквы. А теперь давайте прочитаем, что написано в зелёной рамке.
1-ребёнок. Ам.
2-ребёнок. Ум.
3-ребёнок. Ом.
4-ребёнок. Им.
1-ребёнок. Ма.
2-ребёнок. Му.
3-ребёнок. Мо.
4-ребёнок.Ми.
1-ребёнок. Мама.
2-ребёнок. Тома.
3-ребёнок.Тима.
4-ребёнок. Пума.
Логопед. Очень хорошо. Рассмотрите картинку внизу страницы. Кого вы видите на ней? Что они делают?
Дети. Это мама и дети. Они пришли в зоопарк. Они смотрят на пуму.
Логопед. Давайте прочитаем, что написано под картинкой.
Дети. Тут мама, Тима и Тома. Там пума.
Логопед. Верно. Вы снова прочитали предложение. Первое предложение: «Тут мама, Тима и Тома». Второе предложение: «Там пума». Вы видите, что слова в предложениях написаны раздельно. Первое слово в предложениях написано с большой буквы. В конце каждого предложения стоит точка.
По предложению логопеда дети закрывают буквари.
- Подвижная игра «Когда дождик плачет». Развитие общей моторики, координации речи с движением.
Логопед приглашает детей выполнить с ним упражнение.
Дождик, дождик, кап-кап-кап Выполняют упражнение «Пальчики здороваются»,
По траве, по крыше. начиная с больших пальцев, заканчивая мизинцами,
Дождик, дождик, кап-кап-кап а потом в обратном направлении и так до
Как стучишь ты, слышу. окончания текста.
Дождик, дождик, кап-кап-кап,
В синей луже мячик,
Дождик, дождик, кап-кап-кап
Почему ты плачешь?
- Упражнение «Найди букву». Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита.
Логопед приглашает детей на ковёр и рассыпает перед ними объёмные пластмассовые буквы.
Логопед. Найдите все буквы М и сложите их в ведро.
Дети выполняют задание.
Логопед. Вы собрали все буквы. Молодцы!
- Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков.
Логопед приглашает детей за столики, раздаёт им тетради, ставит на столики контейнеры с карандашами.
Логопед. Посмотрите на страницу слева. Вы видите большую и маленькую букву Мм. Обведите маленькую букву по точкам, а потом раскрасьте обе буквы. Каким карандашом вы их раскрасите и почему?
Дети. Синим. Это согласная буква.
Логопед. Верно. Какие картинки вы видите рядом с буквой?
Дети. Мышку, морковку и машину.
Логопед. Подумайте, как правильно раскрасить эти картинки. Выполняйте задание.
Дети выполняют задание, логопед контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо.
Логопед. А теперь давайте напишем букву М. Сначала пишем длинную палочку сверху вниз, потом две короткие палочки, а потом ещё одну длинную сверху вниз.
Логопед пишет букву на доске. Дети пишут строчку буквы М в тетради, логопед оказывает им помощь.
- Игра «Парочки». Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Логопед предлагает детям сыграть в новую игру. Дети упражняются в выделении начальных и конечных звуков из слов.
- Организация окончания занятия. Оценка работы детей.
Логопед. Давайте вспомним, с какой буквой вы познакомились? Что вы о ней знаете?
Дети. С буквой М. Она согласная.
Логопед. Какие слова со звуком [м] вы запомнили?
Дети. Мама, Маша, малина, молоко, мороженое, пума, Тома, Тима.
Логопед. Из скольких элементов состоит эта буква?
Дети. Из четырёх.
Логопед. Молодцы! Вы хорошо занимались сегодня! Я вами горжусь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе для детей с нарушением зрения «В гостях у старичка-лесовичка. Звук и буква У»
На данном занятии учитель-логопед знакомит детей со звуком и буквой "У"...
Конспект непосредственно – организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Спор букв из шкатулки. Буква А. »
Конспект непосредственно – организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей логопедической группе«Спор букв из шкатулки. Буква А. » Учитель – логопед частного дошкольного...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С. Цели:Коррекционно-образовательная:уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе с обучающимися ОНР по теме "Буква О".
Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической группе с обучающимися ОНР подготовительного возраста по теме: «Буквы О, о». Цели: 1) знакомство с буквой;2) упражнение в написании...
Занятие по обучению грамоте в средней логопедической группе "Звук и буква И"
Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита. Совершенствование навыка чт...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»...
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему « Звук и буква У».
Цели.1.Коррекционно-образовательная.Познакомить детей со звуком и буквой У.2.Коррекционно-развивающие.Развивать артикуляционную моторику.Развивать речевое дыхание.Уточнить артикуляцию звука [У], закре...