Тема «Шершуля в гостях у ребят» (старший дошкольный возраст)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Славина Арина Андреевна

Методическая разработка конспекта

образовательной деятельности

по ОО «Речевое развитие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota_sh_na_sayt.docx244.3 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка конспекта

образовательной деятельности

по ОО «Речевое развитие»

Тема «Шершуля в гостях у ребят»

(старший дошкольный возраст)

Программное содержание:

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

  • Совершенствовать умение работать в группе, паре, вести диалог
  • Формировать умение самостоятельно выстраивать ролевые  взаимоотношения

ОО «Речевое развитие»

  •   Познакомить детей со звуком [Ш], буквой Ш
  •   Закрепление правильного произношения звука [Ш] в слогах, словах.
  •  Развитие фонематического слуха: умения выделять звук [Ш]  на слух и в произношении из ряда других звуков, слогов, слов и определять позицию звука в слове.

Используемые технологии: «Соты», «Работа в парах», «Интервью»

«Содержание занятия»:

Организационный момент.

Психогимнастика:  «Солнечные лучики»

Воспитатель предлагает «поделиться улыбкою своей», подарить тепло своего сердца, направляя светлый горячий лучик одному или сразу всем детям.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы познакомимся с новыми звуком и буквой. А вот с какими, нам расскажет об этом, мой друг шмель  Шершуля.

Воспитатель: Давайте поздороваемся с Шершулей.

Дети: Здравствуй, Шершуля.

Шершуля: Ждластвуйте, ребята!

Воспитатель: Ой, Шершуля! Что это с тобой?

Шершуля: Не жнаю!

Воспитатель: А ты делал сегодня зарядку для язычка?

Шершуля: Нет!

Воспитатель: Ну, тогда мне все понятно. Твой язычок не проснулся, и поэтому у тебя не получается правильно произнести все звуки. Но это мы сейчас исправим.

Ребята, чтоб слова звучали гладко,

Давайте сделаем для язычка зарядку.

- «Заборчик»:

В окно выглянем во двор

И увидим там забор.

- «Маляр»:

Чтобы дома было чисто,

Потолок покрасим кистью.

- «Чашечка»:

А теперь мы отдохнем,

Чашку чайную возьмем.

- «Лошадка»:

По дорожке узкой, гладкой

Мы поскачем на лошадке.

- «Грибок»:

У дорожки есть дубок,

Под дубком растет грибок.

Шершуля: Ой! И, правда, помогло. Теперь все звуки получаются!

- Шершуля, а какой звук мы будем сегодня учить?

- Как, вы ещё не догадались? Этот звук спрятался в начале и середине моего имени!

- Ребята, вы догадались, какой это звук?

- Звук Ш.

- Правильно. Произнесите звук Ш и посмотрите на себя в зеркало. Есть ли преграда на пути воздуха? Значит это какой звук: гласный или согласный? Дети отвечают.

Приложите ладонь к горлышку, произнесите звук. Поет голосок? Значит звук Ш: глухой или звонкий? Ответы детей.

- Да, ребята, звук  Ш – согласный, глухой, а ещё он всегда твердый. И живет он в синем крыле замка согласных.

Давайте повторим характеристику звука Ш.

Дети повторяют: Звук Ш – согласный, твердый, глухой.

Шершуля: Ой, какие молодцы!

Воспитатель: Да, Шершуля, мои ребята очень умные и внимательные.

Игровое упражнение «Найди звук [Ш]».

Интерактивная технология «Соты»

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

   I

Мотивационный

Шершуля: Ой, я хочу проверить действительно ли они такие внимательные. Предлагаю поиграть в игру «Найди звук [Ш]».

Воспитатель: А что? Хорошая идея! А помогут нам в этом «соты».

Включаются в деятельность, предложенную педагогом

  II.

Организационный

Воспитатель: Вам нужно разделиться на две подгруппы, договоритесь между собой, и вспомните правила сотрудничества

Распределяются на группы

Вспоминают правила сотрудничества (взаимодействия)

   III.

Деятельностный

Воспитатель:  В центре сот у каждой команды располагается портрет Шершули. Вам нужно выбрать конверт  с набором картинок и выложить только те картинки, где встречается его любимый звук [Ш]

Воспитатель:  После выполнения задания договоритесь, кто из команды будет отвечать

Каждая команда подбирает соответствующие картинки. Обсуждает выбор картинок.

Договариваются, кто будет отвечать 

IV.

         

     Итоговый

Воспитатель:  Молодцы, команды хорошо справились с заданием, работали дружно, сплоченно. Во всех словах нашли звук

Оценивают свои знания и знания своих товарищей, делают вывод

Шершуля: Молодцы, справились!

 Произношение звука в слогах, словах.

Шершуля: Ребята, я мечтаю стать писателем. И решил написать историю о том, как я летом летал в гости к черепахе- тете Моте. Но я хочу, чтобы в рассказе было как можно больше слов со звуком [Ш]. Вы поможете их мне подобрать?

Ваш воспитатель хорошо знакома с этой историей. Так что пусть она рассказывает, а я буду записывать.

Воспитатель: Договорились. Ну что ж, начнем.

Однажды прекрасным летним утром Шершуля решил отправиться в гости к тете Моте. Собираясь, он напевал себе под нос весёлые песенки. Я прошу вас сейчас внимательно их слушать и без ошибок их повторить:

 ША-ШО-ШУ

ШИ-ШО-ША

ШУ-ШИ-ШЕ

УШ-ОШ-АШ

АШ-УШ-ИШ

ИШ-ОШ-ЕШ

А начиная с этого момента нам нужна помощь в выборе слов со звуком [Ш].

Итак, Шершуля решил принарядиться. Он надел (рубашку или футболку, (брюки или шорты). На ноги он обул удобные (сандалии или шлёпанцы). И, закрыв плотно дверь, полетел над дорожкой. Вдоль неё красиво цвели (васильки или ромашки, а над цветами жужжали (шмели или пчелы). На самой опушке леса рос душистый (одуванчик или ландыш). На ветке высокой сосны сидела интересная птица. Это была (кукушка или иволга). Как же красиво было в лесу! То тут, то там в траве виднелись (боровики или шампиньоны). Прилетев на широкую поляну, Шершуля увидел (шалаш или домик) черепахи. Он очень обрадовался, заметив ее. В подарок Шуршунчик принес (ручку или карандаш). А черепаха угощала гостя (шоколадом или конфетами). А потом друзья решили поиграть в игру «Посели звук [Ш] в домик».

Игровое упражнение «Посели звук [Ш] в домик»

Интерактивная технология « Работа в парах»

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

   I

Мотивационный

Воспитатель: Давайте и мы, ребята, сыграем в игру, в которую очень любят играть Шершуля и черепаха. 

Принимают предложенную игру

  II.

Организационный

Воспитатель: Но для этого вам нужно поделиться на пары. Договоритесь, с кем в паре вы сегодня хотели бы поработать.

Распределяются на малые группы

Осознают нормы и правила сотрудничества (взаимодействия)

   III.

Деятельностный

Воспитатель:  Каждой паре нужно выбрать по две картинки и отметить на звуковых домиках позицию звука Ш в них.

Воспитатель:  Прежде чем приступить к работе, договоритесь в своей паре, кто потом будет отвечать.

Каждая пара выбирает картинки. Обсуждает и отмечает позицию звука на звуковых домиках.

Договариваются, кто будет отвечать

IV.

         

     Итоговый

Воспитатель:  Молодцы, вы были очень внимательны и смогли правильно определить место звука, работали дружно, сплоченно. Во всех словах нашли место звука.

Оценивают свои знания и знания своих товарищей, делают вывод.

Физкультурная минутка.

Воспитатель: Шершуля! А мы с ребятами знаем игру про черепаху. Хочешь посмотреть?

Шершуля: С удовольствием!

Дети вместе с воспитателем выполняют физминутку «Черепаха»:

До моря идти далеко,

До моря идти нелегко.

– Вот камень лежит у дороги,

Присядем и вытянем ноги.

И на камень мы

Кладем узелки.

– Хорошо бы на камне

Прилечь на часок...

Вдруг на ноги камень вскочил

И за лапки их ухватил.

И они закричали от страха:

Это – че! Это – ре! Это – паха! Это – чере! Паха! ...Папаха!

Дети шагают по кругу

Посмотрели на пол

Сели, вытянули ноги

Как будто кладем что-то рядом

 

Дети ложатся

Логопед трогает детей за ножку

Дети быстро встают, показывают как- будто испугались

Кричат хором

(К. Чуковский.)

 Знакомство с буквой Ш

Шершуля: Ой, как интересно! А вы знаете, когда я уходил домой тетя Мотя подарила мне букву Ш. Хотите, я вам её подарю.

Воспитатель: Спасибо, Шершуля!

Посмотри на букву Ш -

Буква очень хороша,

Букву Ш я написала:

Три шеста и снизу шпала.

Воспитатель показывает детям демонстрационную карточку с буквой Ш.

Затем, объясняет, как правильно пишется эта буква.

Чтение слогов и слов по карточкам:

АШ УШ ОШ ЫШ

ША ШУ ШО ШИ

ШАГ ШУМ ШОК ШОВ

У-ШИ ШИ-НА КА-ША ШУ-БА

 Работа на листах Рабочей тетради.

Воспитатель: Ребята, чтобы получше запомнили букву Ш и не путали её с другими буквами, мы с Шершулей предлагаем вам раскрасить букву Ш на листах тетради. Каким цветом вы будете раскрашивать буквы? Почему? Ответы детей. Раскрашивать буквы следует только синим цветом, потому что она обозначает один согласный твердый звук Ш.

Дети раскрашивают букву.

Итог занятия.

Интерактивная технология «Интервью»

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

   I

Мотивационный

Воспитатель: Ребята, вы сегодня много узнали о новом звуке. Шершуля хочет узнать, что вам больше всего понравилось и запомнилось

Принимают предложенную ситуацию.

  II.

Организационный

Воспитатель: Давайте, выберем, с помощью считалочки, кто из вас сегодня будет корреспондентом и возьмет интервью.

Выбирают, с помощью считалочки корреспондента.

   III.

Деятельностный

Воспитатель: Ребенок- корреспондент с помощью микрофона задает детям вопросы.

Дети отвечают на вопросы.

IV.

         

     Итоговый

Шершуля: Мне тоже понравилось с вами. Молодцы! Спасибо вам, ребята за помощь! До свидания!

Формулируют выводы на основе умозаключений.

Воспитатель: До свидания, Шершуля

Приложение:

C:\Users\Андрей\Desktop\16368348.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области «Познание» Тема занятия: «Спички в гостях у ребят». (средний дошкольный возраст)

Расширение представлений детей о пожарной безопасности. Ознакомление детей с правилами поведения при пожаре....

Cценарий праздника "Теледива Яга в гостях у ребят"(старший дошкольный возраст)

Праздник,посвящённый международному женскому дню....

Конспект РОД художественно - эстетическое развитие "Лошадка в гостях у ребят", младший дошкольный возраст.

Открытое занятие для детского сада В гости к детям приэодит лошадка. Они для неё выполняют упражнение, поют песню, играют, танцуют, слушают про лошадку музыку.Интеграция: "Социально - коммуникативное ...

Тема: “В гостях у ёлочки” (старший дошкольный возраст)

Дети с восторгом готовятся к Новому году, на этом занятиии они узнают, что ёлочки бывают разной высоты.Знакомятся как и чем измеряют высоту, а также решают проблемные ситуации....

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Медвежонок в гостях у ребят» группа раннего возраста

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений образовательная область «Познавательное развитие» Тема: &laqu...

Конспект занятия по культуре энергосбережения «Капелька воды в гостях у ребят» средний дошкольный возраст

Конспект занятия направлен на формирование культуры энергосбережения у дошкольников...

Методическая разработка НОД по «Духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, воспитание юных патриотов России» на тему «Ладушка в гостях у ребят». (старшая группа)

Методическая разработка возможна для широкого применения в педагогической практике воспитателями дошкольных образовательных учреждений, во время занятий по нравственно - патриотическому воспитанию....