Конспект занятия по подготовке к освоению грамоты.
материал по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №18 «ОГОНЕК»
238750 Калининградская обл., г. Советск, ул. Фурманова, 6а. Тел.: 3-63-36, 3-67-32. |
Факс 8401 61 36336, еmail: ogonok18@rambler.ru
Конспект занятия
по подготовке
к освоению грамоты.
Старшая группа.
Подготовила и провела:
Сидельцева Виктория Александровна
Цель: Образовательные:
- дать понятие о механизме образования звука И;
- познакомить ребят с многозначными словами.
Развивающие:
- учить детей образовывать слова с уменьшительно-
ласкательными и увеличительными суффиксами;
- развитие фонематического слуха, слухового
внимания и памяти;
- развитие умения составлять из частей целостное
изображение предмета;
- учить детей выделять ударный гласный в начальной позиции;
Воспитательная:
- воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
Оборудование:
предметные картинки, , мальберт, игра , бубен, «портреты» братьев Ик, Ищ, буква [И], раздаточный материал (буквы И из бархатной бумаги), атрибуты к игре «Скачка», музыкальный диск (танцевальная мелодия счетные палочки, пеналы, фламастеры , пальчикавая гимнастика на диске, артикуляционная гимнастика на диске.
Словарная работа:
Глас (древнерусское слово) – голос.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
Снятие психоэмоционального напряжения.
Воспитатель: Ребята! Доброе утро! Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и доброты, что живёт в нашем сердце. Почувствуйте, как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. А сейчас откройте глаза. Давайте улыбнёмся, пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения.
Дети: Доброе утро!
Воспитатель: Сядьте, пожалуйста, на стульчики и послушайте стихотворение.
2. Чтение стихотворения.
Выделение начального звука в слове «иголка».
«Есть иголки у ежа.
Есть иголки для шитья.
И у ёлки есть иголки»
Воспитатель: Какое слово прозвучало несколько раз?
Дети: Вы повторяли несколько раз слово «иголки».
Воспитатель: Иголки одинаковые или разные? Посмотрите, пожалуйста, на фланелеграф.
Ребёнок: (Иголки разные.)
Воспитатель: Правильно. У слова «иголки» много значений. Такие слова в русском языке называются многозначными. Давайте запомним это слово.
Игровой приём: «Шагаем по ладошке и медленно произносим слово».
Послушайте, как я сейчас произнесу слово «иголка».
- И- и- и- иголка.
- Какой звук я выделяла голосом?
Дети: (Звук [и].)
Воспитатель: Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком.
Это звук [И].
3. Артикуляция звука и его характеристика.
Воспитатель: Давайте все вместе произнесём звук [и].
Дети: И.
Воспитатель: Какой красивый звук! Когда мы его произносим, наше лицо преображается. Оно становится добрым. Как вы думаете, этот звук длинный или короткий? Давайте проверим.
Дети произносят звук.
Вопросы: Когда вы произносили этот звук, вам мешали губы, язык?
Дети: (При произнесении звука [И] нам не мешали губы, язык.)
Воспитатель: Этот звук поётся?
Дети: Этот звук можно петь.
Воспитатель: Действительно, звук [И] поётся. В его образовании участвует голос. Много лет тому назад вместо слова голос говорили «глас». Так появилось слово «гласные». Звук [И] – гласный звук.
Вывод: Губы улыбаются, язычок внизу, воздух выходит широкой струйкой. Звук [И] – гласный звук и обозначается красной фишкой.
4. Упражнение с пальчиками.
Воспитатель: Ребята! Подойдите ко мне и приготовьте пальчики.
Установка: на каждую строчку загибайте пальчик.
«И у дедушки есть.
И у бабушки есть.
И у мамы есть.
И у папы есть.
И у нас есть.
Чтоб его узнать,
Надо вслух назвать»
Дети: (Это имя.)
(Если задание вызвало затруднение, задать наводящий вопрос).
Воспитатель: Назовите имена детей которые начинаются на звук и . Есть имена и у пальчиков.
Гимнастика для пальчиков.
Идут четыре братца навстречу старшему.
- Здравствуй, большак! - говорят.
Здорово, Васька-указка,
(Когда большой палец будет прикасаться к другим пальцам, закрывать и открывать глаза).
Мишка-серёдка,
Гриша сиротка
Да крошка Тимошка!
( Дети подходят к столам и садятся на стульчики).
5. Игровое упражнение «Угадай звук!»
Установка:
- Хлопнуть в ладоши если в изображенном предмете есть звук И, а если нет убрать руки за спину.
Воспитатель показывает предметные картинки.
Кого вы видите перед собой?
Дети: Да это же лошадки!
Воспитатель: А как они подают голос?
Дети: И-и-го-го!
Воспитатель: Какой звук вы услышали в этой песенке?
Дети: (Звук (и))
Воспитатель: А как зовут детёныша лошади? (Жеребёнок.)
Воспитатель: Жеребёнок вырастет и превратится в коня-скакуна. А теперь мы поиграем, сильный, ловкий кто, узнаем.
6. Киргизская народная игра «Скачка»
Звучит музыка. Дети, выполняя поскоки, передвигаются по кругу.
В центре круга стоит водящий и машет платочком. Если музыка смолкнет, водящий бросит платок вверх. Место водящего займёт тот, кто поймает платочек.
7. Сказка о братьях Ик, Ищ.
Сядьте, пожалуйста. Я хочу рассказать вам сказку.
Жили-были два брата. Одного звали Ик, а другого – Ищ.
Ик был маленький, а Ищ – огромный (показ «портретов»)
У Ика был домик, а у Ища – домище.
А сейчас я хочу, чтобы вы помогли мне рассказать об Ике.
(Проводится игровое упражнение «Закончи предложение»).
У Ика не рот, а …
У Ика не нос, а …
У Ика не глаз, а … и т.д.
А что же Ищ?
Если он такой огромный, значит, у него всё очень большого размера.
У Ища, не рот, а… У Ища не нос, а …
У Ища не глаз, а …
Прошло много лет, но люди не забыли о братьях. Если они хотят назвать маленький предмет, то вспоминают о брате Ике. Если надо назвать предметы огромного размера, то вспоминают о брате Ище.
В именах Ик, Ищ, есть общий звук. Назовите его, пожалуйста.
Дети: Это звук [и].
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли увидеть звук [И]?
Ребёнок: Звуки мы не видим.
Воспитатель: Для обозначения звуков люди придумали специальные знаки (буквы). Звук [И] обозначается буквой [И]. Вот как она выглядит (показ буквы). Возьмите свои буковки и обведите их пальцем (работа с раздаточным материалом).
Игровое упражнение «Выкладывание буквы счетными палочками»
8. Работа за столами.
На карточках выложить первый звук слова с помощью фишек красного цвета или синего цвета
9. « Домики гласные и согласные звуки»
10. Итог занятия.
Воспитатель: С каким звуком вы сегодня познакомились? Можно ли этот звук петь? Как называются звуки, которые поются? Какой буквой обозначается звук [И]? Вы мне очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активными на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод экспериментов при освоении грамоты детьми с ЗПР
Дошкольник с трудностями в обучении легко осваивают звуки родного языка, если работа ведется в системе.Освоение звуков лучше организовать так, чтобы были использованы все каналы восприятия: зрение, сл...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми ЗПР. Освоение грамоты, звук и буква Л.
В конспекте представлена последовательность работы по обучению детей с ЗПР грамоте на основе работы с буквой Л. Представлены виды работы: развитие артикуляции, развитие фонематического восприятия, ана...
«Педагогическая технология подготовки старших дошкольников к освоению грамоты"
Огромный поток информации и невозможность справиться с ее обработкой самостоятельно – это печальная реальность, в которой оказались наши дети.Применение указанной методики в течение нескольких л...
Планирование НОД по освоению грамоты детей в старшем дошкольном возрасте
В нашем детском саду мы работаем по программе "Истоки" под редакцией Л.А.Парамоновой. Так как у нас нет подготовительной группы, дети идут в блок шестилеток в школу, возникла проблема. как систематизи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.
Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...
Презентация, методическое пособие для педагогов, родителей «Звуко-буквенный анализ и синтез – основа успешного освоения грамоты»
laquo;Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»Цель занятий по подготовке к обучению грамоте детей с нарушениями речи – развитие интереса к родному языку, осознание его эл...
Конспект занятия по подготовке к освоению грамоты
Конспект занятия по подготовке к освоению грамоты дать понятие о механизме образования звука И, познакомить ребят с многозначными словами....