Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми ЗПР. Освоение грамоты, звук и буква Л.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
В конспекте представлена последовательность работы по обучению детей с ЗПР грамоте на основе работы с буквой Л. Представлены виды работы: развитие артикуляции, развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза, развитие слогового анализа, дифференциация звуков по твердости-мягкости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_l.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
с детьми ЗПР по речевому развитию (подготовительная к школе группа).
Речевой диагноз: ОНР (III уровень речевого развития), дизартрия.
Использованные педагогические технологии и методики:
1. символическая деятельность:
- технология наглядного моделирования,
- макетирование
2. Коммуникативные игры.
3. Здоровьесберегающие технологии.
4. Элементы проблемного обучения.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Автор конспекта: Гнутова Юлия Александровна,
учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 45 компенсирующего вида
Красногвардейского района Санкт-Петербурга,
высшая квалификационная категория
Логопедическая тема: Подготовка детей к освоению грамоты, звук и буква Л.
Лексическая тема: Весна.
Образовательные задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Развитие интереса к познанию окружающего мира при использовании картинок символов.
- Совершенствовать навык рассматривания картин.
Образовательная область «Речевое развитие»:
- Работать над голосом, интонацией.
- Продолжать развивать фонематические процессы (анализ, синтез, представление);
- Знакомство с буквой Л;
- Формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
- Закрепление правильного звукопроизношения звука Л в словах, предложениях и тексте;
- Воспитывать самоконтроль за произношением звука в связной речи.
- Развивать диалогическую речь на основе общения с логопедом в процессе работы.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- Воспитание внимания к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи.
- Развитие коммуникативных умений.
Образовательная область «Физическое развитие»:
- Совершенствовать артикуляторную моторику.
- Развивать речевого дыхания;
Коррекционные задачи:
- Развивать произвольное внимание;
- Развивать зрительное восприятие;
- Развивать зрительную и слуховую память.
Воспитательные задачи:
1. Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма;
2. Воспитание умения слушать товарищей, педагога.
Оборудование: Символ звука «Л», символ звонкости, буква «Л», полоски-слова, фишки синего цвета, картинки, в названиях которых есть звук «Л» в различных позициях, рабочие карточки-заготовки для фонематического анализа и слогового анализа слов.
Ход НОД
№ | Задачи | Ход занятия | Предполагаемые ответы детей |
1 | Приветствие, орг. Момент, сообщение темы занятия | Приветствие. Логопед: сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком, посмотрите на картинку (символ звука: летит самолёт) | |
2 | Развитие артикуляции | Л.: Это звук «Л», поднимите язык за верхние зубы, воздух выходит по бокам языка. Произнесите звук «Л». Посмотрите, а это буква Л. А какой это звук? Почему? А какой это согласный, звонкий или глухой? Приложите руку к горлу. Правильно, звук «Л» согласный звонкий. | «Л-Л-Л» Согласный Язык мешает свободно выходить воздуху, есть преграда Звонкий |
3 | Развитие фонематического анализа (позиционный) | Л.: Мы сейчас будем определять место звука «Л» в словах, если звук «Л» в начале слова, вы поставите фишку на первый квадрат, если в середине слова, в квадрат посередине, если в конце слова, в последний квадрат. | |
4 | Развитие фонематического синтеза | Л: вы хорошо справились с заданием, а теперь, я буду называть для вас звуки, а вы будете складывать из них слова: Л, У, К; К, О, Л; Л, У, Ж, А; Л, А, П, А; Л, А, К. | Лук, кол, лужа, лапа, лак. |
5 | Развитие фонематического восприятия | Л.: молодцы, я вам буду называть весенние слова, слова связанные с весной, но могу ошибиться; какое слово отличается от других, назовите: Апрель, апрель, акварель, апрель. Грач, грач, грач, врач. Метель, капель, капель, капель. Капля, цапля, капля, капля. Веточка, веточка, деточка, веточка | Лишнее слово: акварель, врач, метель, цапля, деточка |
6 | Слоговой анализ слов | Л.: Умницы, я для вас приготовила картинки, вы разделите слова нарисованные на картинках на слоги и закрасите столько прямоугольников, сколько и слогов в слове. | В словах лук, кол, лак – один слог, лужа, лыжи – два и т.д. |
7 | Дифференциация звуков по твердости-мягкости, развитие общей моторики. | Л.: Давайте вспомним, у многих согласных звуков есть «братья» мягкие звуки. Назовите мягкого «брата» звука «Л». Правильно, вставайте около стульчиков, мы поиграем в игру «Твердый-мягкий». Если вы услышите мягкий звук «Ль» - присядьте, если твердый «Л» встаньте и поднимите руки вверх: лак, лейка, Лена, лук, Лиза, лиса, ласточка, лист, лодка, лес, лето, ложка, лоб, лицо, лужа, линия, ладоши, линейка, лампа, лопата, лента, лабиринт, лестница, ландыш, лебедь, лампочка. | «ЛЬ» |
8 | Развитие фонематического анализа (последовательный) | Л.: молодцы, садитесь, посмотрите перед вами схемы слов из кружочков и картинки, вам нужно раскрасить их. Давайте вспомним каким цветом мы раскрашиваем звуки. Картинки: лук, лиса, лапа, лыжи бал. | Гласные – красным, твердые согласные – синим, мягкие согласные – зеленым. |
9 | Организация окончания занятия, подведение итогов | Вы все сегодня работали очень хорошо, давайте вспомним о каком звуке мы сегодня говорили? Какие слова вы запомнили со звуком «Л»? | Звук «Л», лак, лодка, лампа, и т.д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по фонетике и обучению элем. грамоты. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"
Задачи: знакомство с правильным произношением зв.-Ч-, совершенствование навыков звуко-слогового анализа, заучивание скороговорки, пересказ текста с выбором слов со зв. -Ч- из текста....
Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"
Конспект НОД по области "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми старшей группы с ЗПР на тему "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте с детьми 6-7 лет «Звук и буква «О».
Программное содержание:· Продолжать знакомить детей со звуками и буквами;·...
Конспект подгруппового занятия с детьми старшей логопедической группы: « Звук Ж, буква Ж ».
В ходе занятия дети закрепляют проихношение звука Ж в слогах, словах, фразах, знакомятся с буквой Ж, выполняют интересные задания....
Конспект подгруппового занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [Щ]. Буква Щ» в старшей группе комбинированного вида.
формировать навыки правильного произношения, формировать способность к обучению грамоте. к этому конспекту прилагается презентация, но она слишком большая... поэтому, её можно скачать с мое...