Метод экспериментов при освоении грамоты детьми с ЗПР
статья по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Дошкольник с трудностями в обучении легко осваивают звуки родного языка, если работа ведется в системе.Освоение звуков лучше организовать так, чтобы были использованы все каналы восприятия: зрение, слух, тактильные ощущения. Таким образом, дети обнаруживают разные характеристики звуков: гласный или согласный, твердый или мягкий, взрывной или щелевой. Детям с ЗПР нужно большое количество игр и упражнений для формирования основ фонематического восприятия. Статья предлагает некоторые из них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuch_gramote.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Метод экспериментов при освоении грамоты детьми с ЗПР

  Много литературы освещает тему  обучения дошкольников грамоте, но на практике, сколько педагогов, столько и подходов к этой теме.  Каждый педагог исходит из возможностей конкретного ребенка и всей группы детей и их возрастных новообразований.

  Для детей с ограниченными возможностями здоровья тема освоения грамоты актуальна, потому что зачастую у этой категории детей, кроме основного есть еще и речевой диагноз. Когда у воспитанника тяжелое нарушение речи коррекции требую все стороны речи: звукопроизношение, связная речь, грамматическая сторона речи, словарь. Если объем необходимой помощи так весом, то обязательно должна быть система в работе. Обучение грамоте возможно, если звуки присутствуют в речи ребенка.  У детей с ОВЗ  достаточно сложно  автоматизировать звуки и в  6-летнем возрасте. Однако, знакомить  с грамотой необходимо.  

   В нашем дошкольном учреждении коррекционные группы существуют в течение 6 лет. За это время накоплен свой опыт работы, в том числе и по освоению грамоты детьми с ЗПР. Бывают случаи, когда воспитанники приходят в группу всего на год и тогда работа предстоит очень напряженная. На нашей разработке по усвоению грамоты воспитанниками с ОВЗ остановимся подробнее. Итак, метод экспериментов в освоении звуков родного языка. Материал подобран и  специально расположен поэтапно.

   Первый этап –  это наблюдение за длительностью речевых  звуков. На этом этапе обязательно сразу выделить в отдельную группу гласные, еще не называя их, но уже противопоставляя согласным. Все познается в сравнении. Подбор звуков следующий: А, О, Ы, П,  Т, Д.

Звукам даем предметную привязку, обязательно подбираем картинку.  Болит зуб – ООО. Гудит пароход – ЫЫЫ. Поет мальчик – ААА. Варится каша – П-П-П. Стучит дятел Т-Т-Т.Стучит молоток Д-Д-Д.  

  Второй этап – наблюдение за артикуляционными органами.

Наблюдение за языком при произнесении  гласных А, О, Ы. Язык  не мешает, лежит внизу, на донышке во рту. Наблюдаем за языком при произнесении согласных. Язык «толкает зубки», когда говорим Т, Д.

Губы  при произнесении гласных  разомкнуты, рот открыт широко А, О, Ы. Губы прикрыты, рот чуть открыт, когда говорим Т, Д. Звук П дается для самостоятельных выводов после наблюдения за артикуляцией взрослого, сверстников  и за своей артикуляцией в зеркале. (Работают губы, они быстро открываются.)

  Игра «Веревочки» для классификации звуков, которые можно  протяжно произносить и звуков, которые быстро произносят.                                            Оборудование: символы звуков или буквы, наклеены на прищепки. Правило: если звук поется, прищепку с символом поместим на длинную веревочку. Если звук капает, вырывается, произносится быстро на примере движений губ П, движений языка Т,  Д, символ помещаем на короткую веревочку. Для самостоятельного выбора предлагаем звуки Э, У, И, К, Б, Г.

Прищепки используем двух цветов: красные для гласных, синие для согласных. Символы это картинки с изображением дятла, молотка, кастрюли и т.д.

  Если дети знакомы с некоторыми буквами обратные слоги будут им доступны для чтения.Слоги можно представить в печатном виде.  Для осознания, что слог – это часть слова этого  можно использоватьчистоговорки.

АП – АП – АП – много лап      АТ – АТ – АТ – самокат

ОТ – ОТ – ОТ – бегемот          АТ – АТ – АТ – листопад

ОТ – ОТ – ОТ – кашалот

  Третий этап – наблюдение за работой голосовых складок. Этот этап предполагает продолжить выборочное знакомство с гласными и согласными звуками на основе наличия или отсутствия голоса при произнесении звука. Как результат на этом этапе мы вводим понятие гласного звука. Голос определяем по вибрации голосовых складок, которая резонирует с вибрацией теменной области или передней поверхности шеи. Ладонь при этом соприкасается без давления с  выбранным участком. Первая попытка: «Гудит – не гудит», «Работает голосок или отдыхает" – если самому ребенку уловить суть не удается, то он прикасается ладонью к передней поверхности шеи взрослого. Отрабатываем пары звуков: А – П, О – Т, Ы – К, И – Ш, Э – С, У – Ф. Предлагаем классифицировать буквы или символы. Если ребенок буквы не знает, мы их называем для него. Повторяя и проверяя наличие голоса, нужно поместить букву (символ) в красную коробочку, если голосок гудит  или в синюю коробочку, если голосок отдыхает.

  Игра «Кто больше назовет?» Оборудование: коробочки с буквами (символами).  Красная коробочка – с гласными. Синяя коробочка с согласным. Ход игры: Надо назвать как можно больше звуков, чьи буквы или символы  находятся в коробочке. Когда все гласные названы, обобщаем – все эти звуки мы произносим голосом – и назовем их гласные звуки.

Количество гласных звуков для детей подготовительной группы можно связать с возрастом: гласных звуков 6 и лет вам тоже 6.

  Игры с гласными звуками актуальны для детей старшего возраста  с ОВЗ. Они способствуют формированию фонематического анализа. Кажущаяся простота для взрослых,  для детей – это труд.

Чтобы гласные  звуки выделить в речи, их нужно:

Протяжно произнести

Пронаблюдать положение артикуляционных органов (язык лежит, рот открыт).

Далее можно приступать к элементарному фонематическому анализу. С опорой на предметные картинки, упражняем детей в выделении гласных звуков в ударной позиции, по привычной  схеме: начало слова, середина, конец слова.

Варианты. А – начало слова.

Картинки: аист, астры, арфа, ангел, аисты. Задание: Чем похожи слова? (На какой звук начинаются слова?)  Надо так сказать слово, чтобы все услышали звук  и увидели как работают губы.

Дифференцировка  А – У в начале слова.

Картинки: уши, аист, астра, утро, акула. Задание: Возьми только ту картинку, название которой начинается на звук А.  Остались картинки. На какой звук они начинается название этих предметов?

О – начало слова.

Картинки: облако, обруч, окна, обувь, осы. Задание: Чем похожи слова? (На какой звук начинаются слова?)  Надо так сказать слово, чтобы все услышали и увидели как работают губы.

Дифференцировка  О – И в начале слова.

Возьми только ту картинку, название которой начинается на звук О.

Картинки: осы, искры, облако, овощи, ива, остров. Остались картинки. На какой звук они начинается название этих предметов?

Обобщая гласные звуки, надо обязательно подключить игровой момент с использованием пальчикового театра. Пяти  пальчикам левой руки предложить колпачки с буквам А, О, У, Э, Ы. А для указательного пальчика правой предложить колпачок с буквой И. Таким образом, противопоставить звук И остальным гласным. Этот звук – волшебник. Какое он умеет делать волшебство помогут нам определить наши уши и язык.

Четвертый этап – знакомство с мягкими согласными звуками. В гости к звуку  С пришел звук И.  Звук  С присел рядом с И и получилось: СИ. Получилось, что С превратился в довольного, мягкого СЬ. Звук  С стал мягким звуком СЬ – и все это проделки И.  Хотите проверить на какие еще звуки действует волшебство И?

Х – ХЬ

Ф – ФЬ

В – ВЬ

З – ЗЬ

М – МЬ

Н – НЬ

Маленькая тайна в том, что все эти буквы обозначают два звука.

 С

 СЬ

Возле каждого согласного размещаем два кружочка. Называя твердый звук, показываем синий кружок. Называя мягкий звук, показываем зеленый кружок.

 На все согласные действует волшебство звука И? Попробуйте превратить в мягкие звуки Ч, Щ.  (Ш, Ж) Звуки Ш, Ж сами превратили звук И в Ы.

Игры со звуками для закрепления навыков фонематического анализа.

«Звук потерялся» С опорой на наглядность.  Речевой материал:  …ист, ...вощи, …тка, ..кула, …бруч.

«Что изменилось?» Игра дает представление о смыслоразличительной функции звука.

СОМ – СОК – СУК – БУК – БОК – БАК  

Каждый раз меняя букву  предупреждаем, что поменяется только одна. Спрашиваем, что значит новое слово. Доступно детям, которые запомнили буквы по ходу занятий.

«Летала корова, сказала слово» Дети стоят в кругу. Одна рука ладонью вверх, вторая ладонью вниз, один сосед ладонь кладет сверху, другой сосед –  снизу. Ведущий говорит зачин:  летала  корова, сказала слово (добавляет слово) мох (шар, муха, сын, сыр).  Ребенок называет  один звуку этого слова и хлопает по ладошке следующего, кто называет следующий звук и так все звуки в слове называют по очереди. Если дети испытывают затруднения, есть возможность посмотреть на уклад артикуляционных органов взрослого.

«Подбери слово к схеме»  Акула, мох, осы, кит. Сориентироваться в этой игре можно и сосчитав количество букв слова и кружочков схемы, количества гласных в слове, наличия мягких согласных.

«Сделай, как было» Выкладываем слово с детьми из любой азбуки.  Раздаем набор букв, где может быть и лишняя буква. Нужно выложить это слово, но образец прикрывается. Сличать с образцом можно, когда задание выполнено, по мнению ребенка. Если были ошибки, задание можно выполнить еще раз (с опорой на образец).

С воспитанниками подготовительной группы, считая количество гласных в слове, нужно отметить, что в слове столько частей сколько гласных звуков. Части слова можно не только скандировано произнести, но и произнести и отхлопать, произнести и прошагать, произнести и простучать, произнести и выложить столько же пуговиц.

  Предложенная последовательностью обучения у детей с нормой развития формируется прочный навык фонематического анализа и звуко – буквенного анализа и синтеза.

Дети с ОВЗ, делая обобщения, допускают ошибки. Например: «Я могу тянуть звук Х. Он гласный?»  Судя по  высказываниям детей,  можно всегда определить к какому этапу обобщений нужно вернуться. Как следствие проделанной работы дети с ОВЗ к концу обучения могут выложить и прочитать отдельные слова и короткие предложения, хотя это не главное во взаимодействии. Детям доступна характеристика звуков и прочтение схем. Недостаток  данного метода в том, что не включены упражнения по определению звонких и глухих согласных звуков.

Если к моменту школьного обучения часть знаний будет забыта, у ребенка есть возможность включиться в работу на доступном ему уровне обобщений.

Литература

Л.Н. Смирнова    Логопедия в детском саду.  М.: Мозаика Синтез, 2008

Л.В. Лопатина  Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с ЗПР.  С-Пб.: Каро, 2007

О.И. Крупенчук  Научите меня говорить правильно.  С-Пб.: Литера, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми ЗПР. Освоение грамоты, звук и буква Л.

В конспекте представлена последовательность работы по обучению детей с ЗПР грамоте на основе работы с буквой Л. Представлены виды работы: развитие артикуляции, развитие фонематического восприятия, ана...

«Педагогическая технология подготовки старших дошкольников к освоению грамоты"

Огромный поток информации  и невозможность справиться с ее обработкой самостоятельно – это печальная реальность, в которой оказались наши дети.Применение указанной методики в течение нескольких л...

Планирование НОД по освоению грамоты детей в старшем дошкольном возрасте

В нашем детском саду мы работаем по программе "Истоки" под редакцией Л.А.Парамоновой. Так как у нас нет подготовительной группы, дети идут в блок шестилеток в школу, возникла проблема. как систематизи...

Конспект занятия по подготовке к освоению грамоты.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12015850","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"339","width":"480"}}]]...

Презентация, методическое пособие для педагогов, родителей «Звуко-буквенный анализ и синтез – основа успешного освоения грамоты»

laquo;Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»Цель занятий по подготовке к обучению грамоте детей с нарушениями речи – развитие интереса к родному языку, осознание его эл...

Конспект занятия по подготовке к освоению грамоты

Конспект занятия по подготовке к освоению грамоты дать понятие о механизме образования звука И, познакомить ребят с многозначными словами....

Мастер-класс «Методы и приёмы работы с детьми по обучению грамоте» для воспитателей подготовительной группы

Мастер - класс "Методы и приёмы работы с детьми по обучению грамоте" для воспитателей подготовительной группы...