Речевое развитие в подготовительной к школе группе "Знакомство детей со словоизменением"
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
• Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов.• Познакомить детей со словоизменением.• Учить составлять предложения из трёх слов. • Учить называть слова определённой звуковой структуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmnoe_soderzhanie.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программное содержание:
• Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов.
• Познакомить детей со словоизменением.
• Учить составлять предложения из трёх слов.
• Учить называть слова определённой звуковой структуры.
Материалы:
Демонстрационный: картинки лука, дома; красные, синие, зеленые фишки, буквы, мяч.
Раздаточный: конверты для звукового анализа слов, конверты для составления схемы предложений.
Ход:
- Игра «Кто внимательный»
Воспитатель выставляет на доске синюю фишку и предлагает детям сказать, какие гласные буквы ставятся после твердых согласных звуков, и по мере того, как дети называют буквы, выставляет их за синей фишкой. Затем под полученным рядом ставится зелёная фишка. Дети называют гласные буквы, которые ставятся после мягкого согласного, а воспитатель выставляет их на доске. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну букву, и дети должны отгадать, какой буквы не стало. Игра проводится 4-5 раз и каждый раз убирается другая буква.
- Словоизменение.
Загадка: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает». (Лук)
Вопросы к детям
- Какой 3 звук в слове? («К»)
- Какой 1 звук в слове? («Л»)
- Какой 2 звук в слове? («У»)
Воспитатель выкладывает на доске слово лук.
Затем воспитатель убирает букву «У», ставит букву «Ю» и предлагает детям прочесть, какое новое слово получилось (люк). При этом воспитатель обязательно обращает внимание детей на букву «Ю» и спрашивает их
- Как теперь будет звучать 1-ый звук в слове – твёрдо или мягко?
Чтобы облегчить детям выполнения для них нового задания, воспитатель, заменив у доски букву «У» на букву «Ю» ещё раз обращает внимание детей на то, что в новом слове изменился 2-ой звук и по-другому теперь звучит первый звук (люк).
Воспитатель убирает букву «Ю» и ставит букву «А». Детям предлагается прочесть, какое слово получилось (лак). Обращает их внимание на букву «А» и дети должны сказать, как теперь будет звучать 1-ый звук в слове - твердо или мягко.
Воспитатель произносит слово дом изолированно, по буквам и спрашивает, что это за слово. Выкладывает его на доске.
Вопросы к детям.
- Какой 3-ий звук в слове? («М»)
- Какой 1-ый звук в слове? («Д»)
- Какой 2-ой звук в слове? («О»)
Воспитатель убирает букву «О», ставит букву «Ы» и предлагает детям прочесть, какое новое слово получилось (дым). При этом обращает внимание детей на то, что 1-ый звук в слове не меняется.
- Работа над предложением.
Воспитатель вызывает ребенка и даёт мяч. Предлагает сказать, у кого мяч. Получаются предложения типа: У Кати мяч. Называет 1-ое, 2-ое, 3-е слово в нём. Необходимо обратить внимание детей на коротенькое слово «У». Воспитатель должен произнести слова раздельно, и предложить детям послушать сначала 1-ое слово («У»). Затем только 2-ое слово (Кати) и только потом 3-е слово (мяч). Воспитатель выкладывает на доске схему предложения.
Затем воспитатель предлагает детям придумать своё предложение из 3-х слов и составить схему к нему. Воспитатель спрашивает 5-6 детей, что за предложение они составили, и проверяет правильность схемы.
Физкультминутка.
Раз - согнуться, разогнуться,
Два - нагнуться, подтянуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На 4 - руки шире,
5,6 – тихо сесть.
7,8- лень отбросим.
4. Звуковой анализ слова роза.
Воспитатель выставляет на доске картинку.
Воспитатель говорит детям, что у доски слово будет разбирать тот ребёнок, который первым выложит его на столе.
Вызванный ребёнок последовательно интонационно выделяет звуки, называет их изолированно, характеризует и обозначает соответствующими фишками, дети помогают.
Вопросы к детям.
-Сколько слогов в слове (2)
-Сколько звуков в слове (4)
-Какие согласные звуки в слове (р,з)
-Какие гласные звуки (о,а)
- Игра «Назови слова».
Воспитатель выставляет на доске синюю, красную, синюю и красную фишки и предлагает детям называть слова, в которых 1-й звук - твёрдый согласный, 2-ой - гласный, 3-й - твёрдый согласный и 4-й – гласный (мама, луна, каша, рука, мыло, вода, вата, шуба и т.д.). Если дети затрудняются дать 1-2 слова как образец. Если ребёнок назовёт слово, которое не подходит под заданную звуковую структуру, воспитатель должен указать ему на ошибку. Например, ребёнок назвал слово лиса, воспитатель должен сказать, что в этом слове первый звук - мягкий согласный, а нужно, чтобы был твёрдый согласный. Если ребёнок назовёт слово, в котором больше или меньше звуков, чем задано, воспитатель, указывает ему на ошибку.
Подведение итога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по теме: «К нам весна шагает» подготовлена воспитателем Е.А. Королько
Обучающие задачи: учить выделять признаки весны, отличать от других времен года, учить составлять рассказ по картинно – графическому плану.Образовательные задачи: расширять и активизировать словарь де...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.
В конспекте представлены различные методы и приемы, игры и упражнения по развитию речи детей по теме "Одежда"....
Конспект непрерывной образовательной деятельности детей по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «В поисках сокровища»
Цель:формировать умения работать в коллективе, развивать самостоятельность, и находить решения на поставленные задания и развивать речь....
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «Помощники Лунтика»
Аннотация: в статье представлено занятие по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи 5-7 лет, приведены разные виды упражнений и заданий на расширение номинативного словаря, отработку словоо...
План работы по самообразованию по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группы по теме: "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над пересказом"
Цель: Создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над пересказом...
Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития в подготовительной к школе группе.
Предлагаемый алгоритм работы по формированию словоизменения у детей с ОНР III уровня речевого развития в подготовительной к школе группе охватывает целый учебный год. В нем отражено распределение соде...