Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития в подготовительной к школе группе.
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)
Предлагаемый алгоритм работы по формированию словоизменения у детей с ОНР III уровня речевого развития в подготовительной к школе группе охватывает целый учебный год. В нем отражено распределение содержания работы с каждым участником коррекционной работы (дети, педагоги, родители) по месяцам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_raboty_uchitelya.docx | 22.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПОРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 460 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
А.А. ГОЛОВАЧЁВА и С.Ф. ШУТОВА»
(ГБОУ ШКОЛА № 460)
Алгоритм работы учителя-логопеда
по формированию словоизменения у дошкольников
с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития
в подготовительной к школе группе.
Составитель:
Учитель-логопед Гурина А. Е.
Москва2023
Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития в подготовительной к школе группе.
Трудности формирования словоизменения у дошкольников соответственно возрастным нормам является одним из симптомов такой первичной речевой патологии системного характера как «Общее недоразвитие речи» (ОНР). Практически все исследователи, изучающие детей с подобными проявлениями речевого дефекта, отмечают недостатки в овладении ими морфологической системой языка и, как следствие, специфические трудности в усвоении правильного словоизменения
(А. Н. Гвоздев, Т. Н. Ушакова, Р. Е Левина, И. Ж. Орфинская, Т. Б. Филичева и другие авторы).
Формирование словоизменения осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. Так, при формировании словоизменения ребенок, прежде всего, должен уметь дифференцировать грамматические значения: рода, числа, падежа и др., так как, прежде чем начать использовать языковую форму ребенку необходимо усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала. Так, на начальном этапе работы проводится нормирование словоизменения в диалогической речи (на уровне словосочетания, предложения), в дальнейшем - закрепление словоизменения в связной речи. Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых грамматических форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, - использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.
Решение проблемы коррекции словоизменения у дошкольников с ОНР не должно ограничиваться разработкой и использованием только специфических приемов логопедического воздействия. Какие бы эффективные приемы не использовал учитель-логопед, если отсутствует закрепление полученных навыков в группе, дома, то результат работы вряд ли оправдает наши ожидания. Для того чтобы, коррекция словоизменения была на самом деле результативной, необходимо взаимодействие в работе и учителя-логопеда, и воспитателей группы, и родителей.
Главная роль в организации данного взаимодействия принадлежит учителю-логопеду группы. В задачу специалиста входит определение перед каждым участником коррекционного процесса его роли, задач, степени участия в формирование словоизменения.
Для того, чтобы работа носила системный характер, цели были достигнуты, учитель-логопед может составить определенный алгоритм (план) работы на учебный год по формированию словоизменения у детей. Предлагаемый алгоритм работы по формированию словоизменения у детей с ОНР III уровня речевого развития в подготовительной к школе группе охватывает целый учебный год. В нем отражено распределение содержания работы с каждым участником коррекционной работы (дети, педагоги, родители) по месяцам.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, который нужно им передать. Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном формировании их речи. Ведь через речь совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слов мы выражаем свои мысли.
Речь помогает нам и в познании окружающего мира. Очень рано ознакомление с окружающим и установление правильных отношений с другими детьми и взрослыми у малышей начинают осуществляться через посредство слова. С помощью слова малыш получает от взрослых и знания – сначала элементарные, а потом все более глубокие. Ребенка знакомят с некоторыми явлениями. Некоторую зависимость явлений, о которой ребенок узнает, может быть объяснена ему, пока только с помощью слова – ее нельзя увидеть, потрогать руками. Вот почему речь играет такую огромную роль в формировании психической жизни малыша.
Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Название месяца | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогическим коллективом |
Сентябрь | 1. Обследование речи детей, изучение уровня формирования словоизменения. 2. Формирование словоизменения в рамках лексико-грамматических тем: «Овощи», «Фрукты». 1) Дидактическая игра «Чего нет в корзине?» 2) Дидактическая игра «Какой (-ая), (-ое)?» (красный, красная, красное). 3) Дидактическая игра «Два – пять» (два яблока – пять яблок). 4) Дидактическая игра с мячом «Скажи правильно» (Употребление существительных во множественном числе в родительном падеже). 5) Чтение стихотворения «Правильно могу сказать» Л. А. Васильевой (Согласование существительных с числительными в роде и числе). | Индивидуальные консультации по результатам обследования речи детей на начало учебного года. | Совместное с воспитателями группы обследование речи детей. |
Октябрь | Формирование словоизменения в рамках лексико-грамматических тем: «Лес. Деревья», «Грибы. Ягоды», «Перелетные птицы», «Осень». 1) Дидактическая игра «Сколько грибов собрали?» 2) Дидактическая игра «Чего нет в корзине?» 3) Дидактическая игра «Какой (-ая), (-ое)?» 4) Чтение стихотворения «Листочек» Л. А. Васильевой (Формирование понятия о словоизменении). 5) Составление рассказа по сюжетной картине «Осенью в парке». | Консультация «Как развивать словарь детей дома?» (Закрепляем навык согласования прилагательных с существительными и согласования числительных с существительными). | Выступление на педагогическом совете на тему: «Формирование словоизменения у старших дошкольников с ОНР» |
Ноябрь | Формирование словоизменения в рамках лексико-грамматических тем: «Одежда», «Обувь. Головные уборы», «Домашние птицы», «Мебель». 1) Дидактическая игра «Чей, чья, чьё, чьи?» 2) Дидактическая игра «Два - пять» (два стула – пять стульев). 3) Дидактическая игра с мячом «Скажи правильно» (Употребление существительных во множественном числе в родительном падеже). 4) Чтение стихотворения «Волшебное окно» Л. А. Васильевой (Формирование понятия о словоизменении). 5) Чтение стихотворения «Утка и утята» Л. А. Васильевой (Употребление правильных форм падежей существительных). | Консультация «Учимся правильно употреблять предлоги в речи» (Закрепляем навык употребления правильных форм падежей существительных). | Рекомендации воспитателям группы на проведение дидактических игр в вечернее время. Дидактические игры: «Кто у кого?», «Где спрятался мячик?» (На употребление предлогов). |
Декабрь | Формирование словоизменения в рамках лексико-грамматических тем: «Домашние животные», «Посуда», «Продукты питания», «Зима», «Новогодний праздник». 1) Дидактическая игра «Чего не стало?» 2) Дидактическая игра «Что я вижу?» 3) Дидактическая игра «Чем угостим медвежонка?» 4) Дидактическая игра с мячом «Скажи правильно» (Употребление существительных во множественном числе в родительном падеже). 5) Чтение стихотворения «Очень сказки хороши» Л. А. Васильевой (Формирование понятия о словоизменении). 6) Пересказ рассказа «Кошка» Е. Чарушина. | Пересказ рассказа «Собака» Е. Чарушина. (Употребление правильных форм падежей существительных; согласование прилагательных с существительными). | Рекомендации воспитателям группы на проведение сюжетно-ролевых игр в вечернее время. Сюжетно-ролевая игра «В магазине». |
Январь | Формирование словоизменения в рамках лексико-грамматических тем: «Зимние забавы», «Зимующие птицы», «Дикие животные». 1)Дидактическая игра «Кто чем любит лакомиться?» 2)Чтение стихотворения «Воробей» Л. А. Васильевой (Формирование понятия о словоизменении). 3) Пересказ рассказа «Белка» и «Заяц» Е. Чарушина. 4) Составление рассказа по сюжетной картине «Снеговик». 5) Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Кормушка для птиц». | Чтение сказки «Дружба» (Употребление правильных форм падежей существительных). | Совместный с воспитателями группы анализ результатов формирования словоизменения у детей. |
Февраль | Формирование словоизменения в рамках лексико-грамматических тем: «Семья», «Профессии», «Инструменты», «Защитники отечества». 1) Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник?». 2) Дидактическая игра «Кому что нужно?». 3) Чтение стихотворения «День рождения» Л. А. Васильевой (Формирование понятия о словоизменении). 4) Чтение стихотворения «Мы играем» Л. А. Васильевой (Изменение глагола по лицам и числам). 5) Чтение рассказа «Снежные слова» (По В. Архангельскому) 6) Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Пароход». | Чтение рассказа «Для чего руки нужны?» Е. Пермяка. Чтение рассказа «Как Маша стала большой» (По Е. Пермяку). | Рекомендации воспитателям группы на проведение сюжетно-ролевых игр в вечернее время. Сюжетно-ролевые игры «Дочки – матери», «Бабушкин день рождения». |
Март | Формирование словоизменения в рамках лексико-грамматических тем: «Электроприборы», «Весна», «Музыкальные инструменты», «Транспорт», «Правила дорожного движения», «Наш город. Моя улица». 1) Дидактическая игра «Кому что нужно?» 2) Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра» (Формирование навыка практического употребления глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени). 3) Чтение рассказа «Снег и ветер» (Н. Сладков). 4) Чтение рассказа «Грачи прилетели» (Н. Сладков). 5) Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Хорошие соседи». | Чтение рассказа «Домашний воробей» (М. Богданов). Игра с мячом «Где находится воробей?» (Упражнение в составлении предложно-падежных конструкций). | Рекомендации воспитателям группы на проведение сюжетно-ролевых игр в вечернее время. Сюжетно-ролевая игра «Поезд». |
Апрель | Формирование словоизменения в рамках лексико-грамматических тем: «Космос», «Рыбы», Животные жарких стран», «Животные холодных стран». 1) Дидактическая игра «Какой? Какая?) (согласование прилагательных с существительными). 2) Дидактическая игра «Два – пять» (два тигра – пять тигров). 3) Дидактическая игра «Рыбалка» 4) Чтение рассказа «Кто самый быстрый?» (По С. Юматову). | Чтение рассказа «Пингвиний пляж» (По Г. Снегиреву). (Употребление правильных форм падежей существительных). | Сюжетно-ролевая игра «Полет на ракете». Дидактическая игра «Зоопарк». |
Май | 1.Формирование словоизменения в рамках лексико-грамматических тем: «Цветы на лугу», «Школа», «Насекомые», «Времена года». 1) Дидактическая игра «Что в пенале?» 2) Чтение стихотворения «Любимый цвет» Л. А. Васильевой (Согласование прилагательных с существительными в роде и числе). 3) Чтение сказки «Муравей и сороконожка» (Н. Сладков). 4) Чтение рассказа «Одуванчики» (По Н. Соколову-Микитову). 2. Обследование речи детей, изучение уровня формирования словоизменения на конец учебного года. | Чтение рассказа «Кто?» (По Е. Пермяку). Консультации по результатам коррекционной работы за учебный год. | Совместный с воспитателями группы анализ результатов развития речи детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию правильного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи III уровня в логопедической подготовительной к школе группе
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию правильного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи III уровня в логопедической подготовительной к школе групп...
Обучение пересказу в работе по формированию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития
Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений. Пересказ - осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в у...
Конспект подгруппового занятия с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития в подготовительной группе с использованием элементов логопедической ритмики
Конспект подгруппового занятия с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития в подготовительной группеТема: "Грибы"Цель: актуализировать и расширить знания на тему "грибы"Задачи:Корре...
Конспект итогового логопедического занятия на тему: «Урок грамоты». В подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития.
Цель: Закрепление полученных знаний о звукобуквенном анализе и синтезе, развитие фонематических процессов.Задачи:Заинтересовать детей играми, связанными с родным языком, воспитывать языковое чутьё.Учи...
Конспект подгруппового занятия с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития в подготовительной группе.
Тема: "Грибы"Цель: актуализировать и расширить знания на тему "грибы"Задачи:Коррекционно-развивающие:Развитие вниманияРазвитие мышленияРазвитие памятиРазвитие мелкой и общей мотори...
Конспект подгруппового занятия с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития в подготовительной группе
Тема: Грибы.Цель: Создание условий для развития и коррекции двигательной и речевой сферы с использованием элементов логопедической ритмики. Задачи:Коррекционно-развивающие:1....