План работы по самообразованию по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группы по теме: "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над пересказом"
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: Создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над пересказом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
24g._samoobr.docx | 35.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад № 175
ПЛАН РАБОТЫ
по самообразованию по познавательно – речевому развитию в подготовительной к школе группе
Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над пересказом»
Разработал: воспитатель
группы № 3 Мотчанова И.П.
г. Иркутск, 2023 - 2024 гг.
Актуальность темы:
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает возможность поделиться накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.
Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством русского языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе.
Пересказ занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Это один из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям дается уже готовый текст. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуется структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Использование сюжетных картин в обучении пересказу позволяет детям более эффективно усвоить предлагаемый материал, повысить познавательный интерес ребенка, за счет использования этого приема удается создать благоприятный эмоциональный фон, повысить заинтересованность, активизировать не только речь и память, воображение, логическое мышление, творческое начало.
Учитывая важность проблемы по развитию речи, я решила взять эту тему для собственного саморазвития и провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и педагогами детского сада.
Цель: Создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над пересказом
Задачи:
Образовательные задачи:
- Формировать у детей старшего дошкольного возраста все компоненты устной речи: грамматический строй, связную речь – диалогическую и монологическую
- Формировать умение детей работать с опорой на сюжетные картинки, мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п.
- Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации)
Развивающие задачи:
- Упражнять в составлении связных высказываний
- Активизировать словарь детей
- Учить детей самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения; с опорой на образы памяти устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
- Развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к книге, интерес к литературе
Ожидаемые результаты для детей:
У детей совершенствуется связная речь, пополняется и активизируется словарный запас; дети умеют договариваться и работать слаженно; умеют обратиться к взрослому с вопросом; дети умеют отвечать на вопросы полным распространенным предложением;
Ожидаемые результаты для воспитателя:
1. Повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей речевых навыков.
2.Создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию речевого развития дошкольников с использованием сюжетных картин, схем.
Объектом исследования является формирование речи детей старшего дошкольного возраста через использование разных приёмов пересказа текстов художественных произведений.
Предмет исследования – повышение эффективности обучения детей старшего дошкольного возраста пересказу художественных произведений.
Гипотеза – использование различных приёмов и методов для организации пересказа литературных произведений с помощью сюжетных картин, схем на занятиях заметно облегчит детям овладение связной речью, сделает рассказы связными, последовательными, а также будет способствовать развитию мышления, внимания, воображения, речеслуховой и зрительной памяти.
Теоретическая значимость заключается в выявлении уровня сформированности речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста, разработке содержания и форм работы по развитию речи, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы.
План работы с родителями
Формы работы | Содержание работы |
Наглядная педагогическая информация | Папка – передвижка «Роль семьи в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» Памятки для родителей «Как научить ребёнка пересказывать» Буклеты «Готовим детей к школе», «Маленькие секреты по развитию связной речи дошкольников» |
Консультации | «Пересказ как одна из форм развития речи и памяти дошкольников» «Использование мнемотехники для развития речи и памяти детей» |
Родительское собрание | Педагогическая гостиная (родит.собрание) для родителей на тему: "Пересказ как одна из форм развития речи и памяти" |
Продукт совместной деятельности детей, родителей и педагогов | Фотовыставки (фотоколлажи): «Рисуем всей семьёй», «Читаем и играем всей семьёй» Создание картотеки: «Схемы для составления детьми описательных и сравнительных рассказов», алгоритмы «Мнемотаблицы по рассказам», «Мнемотаблицы скороговорок и чистоговорок» Изготовление книжек-малышек с иллюстрациями детей по прочитанным произведениям. Картотека мнемотаблиц (рассказ о себе, мои любимые занятия), схемы к стихотворениям (по плану). Выставка рисунков «Моё любимое занятие» Составление д/игры «Можно – нельзя», «Пятая лишняя» Составление плана-схемы своего дома Составление ребусов, кроссвордов по теме: «Времена года», «Насекомые», «Цветы» |
Перспективный план работы с детьми
Месяц Тема | Работа с детьми | Оборудование | Задачи |
Сентябрь | 1. Рассказ детей из личного опыта «Летние истории» 2. Рассказывание по картинке «Дети идут в школу» 3. Составление рассказа по картине «По грибы, по ягоды» 4. Работа с пословицами об осени 5. Повторение стихотворений с применением мномодорожки и схемы – стихотворения об осени 6. Пересказ рассказа Н.Сладкова «Отчего у лисы длинный хвост?» | Наглядность: Картотека рассказов, стихотворений, пословиц. Сюжетные картинки по теме «Дети идут в школу», ««По грибы, по ягоды», «Осень» | Помогать детям составлять рассказ из личного опыта, подбирать существительные к прилагательным. Развивать у детей умение составлять сюжетный рассказ по картинке с использованием полученных знаний о композиции рассказа (завязка, кульминация, развязка); учить придумывать события без помощи воспитателя. Обучать связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий |
Октябрь | 1. Чтение стихов об осени, беседа с детьми «Для чего нужны стихи?» 2. Рассматривание репродукций картин по теме «Осень» 3. Работа с мнемотаблицей по теме «Осень» 4. Чтение и пересказ рассказа Я.Тайца «Всё здесь», рассматривание картинок, беседа по содержанию 5. Словесные игры «Один – много», «Кто больше назовёт действий» 6. Пересказ рассказа Н.Сладкова «Осень» | Рассматривание сюжетных картин по теме «Осень», схемы «Осень». Картотека стихотворений о золотой осени. Наглядный материал «Откуда хлеб пришёл?» | Расширять и обогащать представления детей о признаках осени, её характерных особенностях, формирование умения рассказывать по мнемотаблицам, составлять мнемодорожки, расширять и активизировать словарь по теме «Осень», совершенствование грамматического строя речи. Обучать детей связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий |
Ноябрь | 1. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Дети нашли ежа» с опорой на модели. 2. Лексико-грамматические упражнения 3. Заучивание стихотворения В. Звягина «Воробьишка» 4. Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» 5. Работа с мнемотаблицей по теме «Ожидая зиму» 6. Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» | Рассматривание сюжетных картин по теме «Поздняя осень», мнемоквадрат, мномодорожка Картотека лексико-грамматических упражнений, стихотворений о поздней осени. | Активизировать разнообразный словарь детей. Помогать характеризовать предмет, правильно построить предложения. Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа, Отрабатывать умение интонационно верно передавать диалоги персонажей, опираясь на мнемотаблицы, использовать при пересказе выразительные средства языка. |
Декабрь | 1. Рассматривание иллюстраций о зиме, составление рассказа «Зима» с опорой на серию сюжетных картинок 2. Отгадывание загадки, зашифрованной в мнемодорожке, работа с мнемотаблицей по теме «Зима» 3. Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета. 4. Пересказ рассказа «Ёлка» М.Зощенко 5. Пересказ рассказа И.Соколова-Микитова «Клёсты» 6. Работа с пословицами о зиме 7. Словесные и дидактические игры
| Рассматривание сюжетных картин по теме «Зима», мнемоквадрат, мномодорожка к стихотворениям, к загадкам о зиме. Картотека мнемодорожек, стихотворений, пословиц, загадок по теме, игр словесных и дидактических. | Учить детей составлять рассказ, опираясь на модели. Формировать умение грамотно строить предложения, опираясь на план, данный педагогом. Учить выделять событийную основу и существенные детали изображения. Развивать умение образовывать сложные слова. Познакомить детей с рассказом М. Зощенко «Ёлка» Учить отвечать на вопросы и пересказывать текст. Ответить на вопрос: в чем польза ели для организма человека? Учить детей развивать сюжет, начатый воспитателем, без повторения рассказов других детей. Активизировать в речи детей сложноподчинённые предложения разных типов с использованием союзов и союзных слов. |
Январь | 1. Придумывание продолжения и завершения рассказа Л.Пеньевской «Как Миша варежку потерял» 2. Пересказ рассказа «Четыре художника. Зима» (с опорой на предметные картинки) 3. Составление рассказа «Дом, в котором я живу» по плану – схеме 4. Работа с пословицами о зиме 5. Словесные и дидактические игры | Рассматривание иллюстраций к рассказу. Картотека мнемодорожек, стихотворений, пословиц, загадок по теме, игр словесных и дидактических. План-схема к рассказу о доме | Учить составлять рассказ по серии сюжетных картин. Формировать навык последовательности изложения. Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением. Активизировать словарь прилагательных по теме. Упражнять детей в рассказывании, с указанием времени и места действия. Воспитывать у каждого ребёнка умение слушать рассказы других детей. Учить ребят находить главную мысль произведения, учить пересказывать без наводящих вопросов. |
Февраль | 1. Составление рассказа «Как живет белый медведь» по серии сюжетных картин 2. Пересказ рассказа Ю. Коваля «Стожок» 3. Словесные и дидактические игры 4. Заучивание стихотворений «23 Февраля — красный день календаря!» по мнемотаблице 5. Рассматривание репродукций картин А. Саврасова «Зимний пейзаж», «Иней», составление описательного рассказа по картине 6.Работа с загадкой | Сюжетные картинки «Животные Севера». Картотека стихотворений, загадок по теме. Репродукции картин А. Саврасова «Зимний пейзаж», «Иней» | Активизировать словарь по теме «Животные Севера»; словарь антонимов. Учить детей пониманию значений многозначных слов и образных выражений. Учить детей составлять пересказ с опорой на картинки серии. Развивать произвольное внимание, зрительную и речевую память, логическое мышление детей. Закреплять умения последовательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст, используя приемы мнемотехники. |
Март | 1. Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку «Моя любимая мамочка». 2. Рассматривание сюжетных картинок о весне, составление описательных рассказов 3.Чтение стихотворений о маме, о весне 4. Работа с пословицами о зиме 5. Словесные и дидактические игры и упражнения 6. Пересказ рассказа Н.Сладкова «Ягодознание» | Рассматривание сюжетных картин по теме «Весна», «Международный женский день». Мнемоквадрат, мномодорожка к стихотворениям. Картотека стихотворений, загадок по теме, пословиц, игр и упражнений. | Учить детей составлять описательные рассказы о людях, используя их портреты и фотографии. Развивать монологическую речь и связные высказывания детей. Упражнять в подборе прилагательных к существительным. Закрепить умение детей отвечать на вопросы педагога полным предложением. Обучать детей связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. |
Апрель | 1. Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра» 2. Пересказ В. Сутеева «Как я ловил рыбу» 3. Заучивание стихотворения О. Киселевой «Насекомые». 4. Работа с загадками, отгадывание кроссвордов, ребусов. 5. Составление творческих рассказов «Расскажи о весне» 6. Пересказ рассказа В.Бианки «Первая охота» | Рассматривание сюжетных картин по теме «Весна», Мнемоквадрат, мномодорожка к стихотворениям, рассказам. Иллюстрации к рассказам. Картотека стихотворений, загадок по теме, ребусов, кроссвордов. | Продолжать обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану. Уточнить и активизировать словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи, закрепить умение правильно употреблять окончания существительных в косвенных падежах. Развивать связную речь, зрительное внимание и восприятие, моторику, творческое воображение. |
Май | 1. Чтение стихотворений о В.О. войне «Вспоминая о войне…». Заучивание стихотворения о войне 2. Пересказ рассказа М.Богданова «Домашний воробей» 3. Пересказ рассказа «Как мы общаемся», составленного по отдельным сюжетным картинкам. Диалоги общения по телефону (скорая помощь, пожарная, звонок маме на работу). 4. Составление рассказа по серии картинок: «Весенние работы» 5.Составление рассказов о школе по представлению «Школа. Какая она?» 6. «Чудесный вечер» - вспомнить с детьми все, что мы узнали за весь учебный год | Рассматривание сюжетных картин по теме «Весна», «Насекомые». Д/игры «Насекомые», «Времена года» Картотека стихотворений, загадок по теме, пословиц, игр и упражнений. | Учить детей составлять, а затем пересказывать небольшой повествовательный рассказ, составленный по отдельным сюжетным картинкам. Развивать и активизировать словарь по теме. Активизировать словарь по теме «Труд людей весной в саду и огороде». Совершенствовать навык составления рассказа по серии картинок. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, в согласовании существительных с числительными. Систематизировать знания детей о школе. Воспитывать интерес к будущей школьной жизни. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме. |
Список литературы
1. Широких Т. Д. Учим стихи, развиваем память./Ребенок в детском саду. 2004 №2 стр. 59
2. Гуськова А.А. «Обучение детей пересказыванию».
3. Нищева Н. В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2016 г.
4. Гризик Т.И., Ерофеева Т.И. «Говорим правильно. Рассказываем, сочиняем».
5. Куликовская Т.А. «Сказки-пересказки».
6. Сидорчук Т.С., Лелюх С.В. «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине».
7. Ткаченко Т.А. «Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательско-творческий проект на тему: «Индивидуальный подход в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе их общения со сверстниками»
Изучение форм и методов развития связной речи старших дошкольников в процессе общения со сверстниками"....
Использование проектных технологий как средств развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности.
Статья для педагогов дошкольного образования...
План работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год подготовительной к школе группы №8 на тему: «Связная речь в подготовительной к школе группе»
. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ему легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценне...
План по самообразованию в средней группе на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»
План по самообразованиювоспитателя средней группы «Солнечные лучики»Шахбанова И.Б.на тему:«Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»2019-2020г...
Родительское собрание в подготовительной группе ТНР Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Родительское собрание в подготовительной группе ТНР "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"....
План по самообразованию в старшей группе на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Цели и задачи Целью работы над данной темой является:повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;систематизация работы по развитию речи у дошко...