Перспективное планирование кружка "АБВГДей-ка"
календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Перспективный план
3. Методические рекомендации
4. Список литературы
Пояснительная записка
Актуальность.
Развитие речи ребенка – это главная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Раннее обучение чтению – не дань моде и не прихоть родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются новые стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать. Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дошкольного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание дополнительной образовательной программы обучения грамоте детей 6-ти лет в дошкольном учреждении является актуальным. Проблема стала особенно актуальной в связи с модернизацией образования. Активная разработка и внедрение личностной парадигмы в образование, современная его стандартизация актуализирует решение проблемы преемственности в стандартах, программах, научно-методическом сопровождении образовательного процесса на ступенях дошкольного, начального основного и среднего общего образования. Тем самым обеспечивается непрерывное преемственное развитие ребенка на разных этапах онтогенеза. Хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа по русскому языку в начальных классах и как трудно ребёнку, не овладевшему навыками звуко-слогового анализа и синтеза слов, осваивать её курс. Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни- является задачей подготовительного периода в детском саду.
Дошкольный курс развития речи и подготовки к обучению грамоте призван обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе.
Основным содержанием обучения является звуко-слоговой анализ слов. Работа по слого-звуковому анализу слов сочетается с работой по развитию речи. Занятия кружка строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом.
Цель программы: развитие устной речи детей, подготовка к курсу обучения грамоте в начальной школе.
Задачи:
- познакомить с понятиями «звук», «буква», «слово»;
- познакомить с буквами русского алфавита;
- развивать фонематический слух;
- овладеть слоговым и слитным способами чтения;
развитие у детей фонематического слуха и фонематического восприятия;
- развивать устойчивый интерес к учебным занятиям;
- развивать понимание речи, работать над расширением, уточнением и активизацией словаря
-формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе.
Ожидаемые результаты:
- хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква»;
- дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
- различать гласные и согласные звуки;
- осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;
- выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов;
знать буквы.
Программа рассчитана на детей 6-7 лет (подготовительная группа). Занятия по программе организуются два раза в неделю в течение учебного года.
Условия реализации программы кружка .
1. Комната – светлая, просторная, проветриваемая, отвечающая требованиям САНПиН.
2. Демонстрационная магнитная доска .
3. Музыкальный центр.
4. Шкаф для хранения дидактических и методических пособий.
5. Дидактические пособия:
∙ разрезная магнитная азбука;
∙ планшет для печатания букв;
∙ тетради в клетку;
∙ дидактические игры на ознакомление с буквами, звуками;
∙ демонстрационные наглядные пособия.
Перспективный план работы кружка
Месяц, неделя. | Тема | Цель |
сентябрь | ||
1неделя | Мир звуков. Всегда ли человек мог говорить? Гласные и согласные звуки. | Познакомить что такое звук. Дать понятие о гласных и согласных звуках. |
2неделя | Знакомство с алфавитом. Гласный звук [а], буквы А,а. | Познакомить детей с алфавитом, учить выделять звук [а] из речи. Познакомить с буквами А, а. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук. |
3неделя | Гласный звук [у], буквы У, у. | Учить выделять звук [у] из речи. . Познакомить с буквами У,у. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук. |
4неделя | Гласный звук [о], буквы О,о. | Учить выделять звук [о] из речи. . Познакомить с буквами О,о. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук. |
октябрь | ||
1неделя | Гласный звук [и], буквы И,и. | Учить выделять звук [и] из речи. . Познакомить с буквами И, и. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук |
2неделя | Гласный звук [ы], буквы ы. | Учить выделять звук [ы] из речи. . Познакомить с буквой ы. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук |
3неделя | Гласный звук [э], буквы Э,э. | Учить выделять звук [э] из речи. . Познакомить с буквами Э,э. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук |
4неделя | Согласные звуки [н, н'], буквы Н,н. Понятие "слог". Чтение слогов с буквой Н. | Дать понятие "согласный звук", познакомить с твердым и мягким согласным [н, н'], познакомить с буквами Н,н. Ввести понятие "слог". Чтение слогов слияний с буквой Н. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук. |
ноябрь | ||
1неделя | Согласные звуки [м, м'], буквы М,м. | Познакомить с твердым и мягким согласным [м.м'], познакомить с буквами М,м. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук. |
2неделя | Согласные звуки [л, л'], буквы Л,л. | Познакомить с твердым и мягким согласным [л,л'], познакомить с буквами Л,л. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук. |
3неделя | Согласные звуки [р,р'], буквы Р,р. | Познакомить с твердым и мягким согласным [р,р'], познакомить с буквами Р,р. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук |
4неделя | Закрепление пройденного. Понятие о предложении. Составление предложений. | Закрепить знания о пройденных звуках. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук. |
декабрь | ||
1неделя | Звук [й], буквы Й,й. | Познакомить с мягким согласным звуком [й], познакомить с буквами Й,й. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук. |
2неделя | Слог. Большая буква в именах, фамилиях. | Закрепить знания о слоге. Познакомить с большой буквой в именах, фамилиях. |
3неделя | Согласные звуки [б, б'], буквы Б,б. | Познакомить с твердым и мягким согласным [б,б'], познакомить с буквами Б,б. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук. |
4неделя | Согласные звуки [в,в'], буквы В,в. | Познакомить с твердым и мягким согласным [в,в'], познакомить с буквами В,в. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук. |
январь | ||
2неделя | Согласные звуки [г,г'], буквы Г,г. | Познакомить с твердым и мягким согласным [г,г'], познакомить с буквами Г,г. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук. |
3неделя | Согласные звуки [д,д'], буквы Д, д. | Познакомить с твердым и мягким согласным [д,д'], познакомить с буквами Д,д. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук. |
4неделя | Согласный звук [ж], буквы Ж,ж. | Познакомить с твердым согласным [ж], познакомить с буквами Ж,ж. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук. |
февраль | ||
1неделя | Согласные звуки [з,з'], буквы З,з. | Познакомить с твердым и мягким согласным [з,з'], познакомить с буквами З,з. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук. |
2неделя | Согласные звуки [т,т'], буквы Т,т. | Познакомить с твердым и мягким согласным [т,т'], познакомить с буквами Т,т. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук. |
3неделя | Согласные звуки [к,к'], буквы К,к. | Познакомить с твердым и мягким согласным [к,к'], познакомить с буквами К,к. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук |
4неделя | Согласные звуки [с,с'], буквы С,с. | Познакомить с твердым и мягким согласным [с,с'], познакомить с буквами С,с. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук |
март | ||
1неделя | Согласный звук [ш], буквы Ш,ш. | Познакомить с твердым согласным [ш], познакомить с буквами Ш,ш. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук. |
2неделя | Гласная двузвучная буква Е. | Познакомить с буквами Е,е |
3неделя | Согласные звуки [п,п'], буквы П,п. | Познакомить с твердым и мягким согласным [п,п'], познакомить с буквами П,п. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук |
4неделя | Согласные звуки [ф,ф'], буквы Ф,ф. | Познакомить с твердым и мягким согласным [ф,ф'], познакомить с буквами Ф,ф. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук |
апрель | ||
1неделя | Гласная двузвучная буква Ё. | Познакомить с буквами Ё,ё. |
2неделя | Гласная двузвучная буква Ю. | Познакомить с буквами Ю,ю. |
3неделя | Гласная двузвучная буква Я. | Познакомить с буквами Я,я. |
4неделя | Буква ь как показатель мягкости согласного. Буква ъ. | Познакомить с буквами ь, ъ. |
май | ||
1неделя | Согласные звуки [щ'], буквы Щ,щ. | Познакомить с мягким согласным [щ'], познакомить с буквами Щ,щ. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук. |
2неделя | Согласные звуки [х,х'], буквы Х,х. | Познакомить с твердым и мягким согласным [х,х'], познакомить с буквами Х,х. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук |
3неделя | Согласный звук [ц], буквы Ц,ц. | Познакомить с твердым согласным [ц], познакомить с буквами Ц,ц. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук |
4неделя | Согласный звук [ч'], буквы Ч,ч. | Познакомить с мягким согласным [ч'], познакомить с буквами Ч,ч. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук |
Методические рекомендации.
При обучении грамоте учитываются психофизиологические особенности детей шести лет: - внимание и запоминание в этом возрасте слабое, особенно, если учение не захватывает. Занятия выстраиваю исходя из интересов детей. Самым лучшим приемом для этого является игра; 6 - дети очень эмоциональны, впечатлительны. Исследования психологов показали, что ребенок лучше запоминает то, что он пережил эмоционально; - дети чрезмерно подвижны, значит надо давать на занятиях возможность выхода энергии в движении; - не следует перегружать детей, т.к. у них в этом возрасте повышенная утомляемость.
Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач. На занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления, усвоенных ранее знаний, поэтому его организация должна быть строго продумана педагогом и четко выполнена. Конспекты составлены таким образом, что новый материал излагается довольно подробно, составлен в игровой форме. Все занятия проводятся в быстром темпе, эмоционально, с максимальной активизацией детей. На занятиях дети учатся произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи. Различают короткие, длинные слова, звуки родного языка, учатся делить слова на слоги, определять место звука в слове. Дети знакомятся с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", "буква". Учатся составлять и записывать условными обозначениями слова и предложения, учатся писать буквы и слова. Во время обучения широко используются игры, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Дети в силу своих возрастных особенностей допускают ошибки. Я использую ошибки детей для повторного объяснения, закрепления пройденного материала. Уделяю особое внимание подбору материала для занятий, игровых приемов и дидактических игр, которые и составляют специфику обучения детей шести лет. Дидактический материал по обучению грамоте является уникальным средством развития ребенка по всем направлениям, способствует духовному становлению детей через соответствующее их возрасту развитие моторики и сенсорики. Дети шести лет действуют с материалами самостоятельно, в свойственном им темпе, на собственном опыте учатся понимать окружающий их мир. Одним из условий эффективности данной системы по формированию обучения грамоте детей шести лет является активная помощь родителей.
Список литературы:
1.Г.Ф.Марцинкевич Обучение грамоте детей дошкольного возраста.
2. Варенцова Н.С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. МН:, 1996.
3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 2001.
4. Журова Л.Е. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие. М:, 1998.
5. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя /Сост. В.В.Волина. – М.: Просвещение. 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...
Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...
Перспективное планирование работы в подготовительной группе Комплексно – тематическое планирование по теме «Уборка урожая» (в саду, огороде, на полях)
Перспективный план работы в подготовительной группе на неделю.План составлен с учетом ФГТ, тема "Уборка урожая" (сад,огород, поле)....
Перспективное планирование работы в подготовительной группе. Комплексно-тематическое планирование по теме: "Новогодний калейдоскоп".
“Русские праздники и новогодние традиции” «Откуда елка в гости пришла». Рассматривание репродукции картины В.Сурикова “Взятие снежного городка”. П...
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями
Подробное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями....
Перспективное планирование воспитателя детского сада на основе комплексно-тематического планирования ОУ
Составлено с учетом возраста воспитанников, программных задач каждого направления развития и образовательных областей. Позволяет воспитателю всесторонне изучить лексическую тему, отработав её во всех ...