ПРОГРАММА КУРСА «Готовность к чтению и письму»
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

  С целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения запроса родителей, в дошкольном образовательном учреждении вводится дополнительная платная услуга по подготовке детей к чтению и письму.

   Родители считают, что требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению и письму, чтобы справиться с темпом, предложенным школьной программой. Конечно, эти умения способствуют подготовке детей к продуктивному усвоению школьной программы. Однако, важно не только читать, а развивать речь, способность различать звуки; не только учить писать, а создавать условия для развития тонко координированных движений рук и пальцев.

   Когда ребенок учится читать, он осваивает пассивную письменную речь; когда учится писать – он осваивает активную письменную речь. Это очень сложный процесс, который требует от ребенка сформированности определенных функций, среди которых, в первую очередь, выделяются:

·         Сформированность звукового анализа и синтеза;

·         Состояние фонематического представления и восприятия;

·         Сформированность зрительного восприятия, пространственных представлений;

·         Уровень сформированности лексико-грамматического строя речи: объем словаря, уровень развития связной речи, звукопроизношение. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

ПРОГРАММА КУРСА

«Готовность к чтению и письму»

Составитель:

учитель-логопед

первой квалификационной категории

Мазеина Мадина Фаритовна

г. Югорск, 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Цель  и  задачи курса
  3. Специфика курса
  4. Концептуальность курса
  5. Критерии оценки эффективности курса
  6. Методические указания
  7. Тематический план занятий
  8. Учебно-методическое обеспечение курса

«Школьное обучение никогда не начинается  

на пустом месте, и всегда опирается на  

                                                                                                      определенную стадию развития,  

проделанную ребенком.»

Л. С. Выготский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  С целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения запроса родителей, в дошкольном образовательном учреждении вводится дополнительная платная услуга по подготовке детей к чтению и письму.

   Родители считают, что требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению и письму, чтобы справиться с темпом, предложенным школьной программой. Конечно, эти умения способствуют подготовке детей к продуктивному усвоению школьной программы. Однако, важно не только читать, а развивать речь, способность различать звуки; не только учить писать, а создавать условия для развития тонко координированных движений рук и пальцев.

   Когда ребенок учится читать, он осваивает пассивную письменную речь; когда учится писать – он осваивает активную письменную речь. Это очень сложный процесс, который требует от ребенка сформированности определенных функций, среди которых, в первую очередь, выделяются:

  • Сформированность звукового анализа и синтеза;
  • Состояние фонематического представления и восприятия;
  • Сформированность зрительного восприятия, пространственных представлений;
  • Уровень сформированности лексико-грамматического строя речи: объем словаря, уровень развития связной речи, звукопроизношение.

   Результаты обследования устной речи детей, проводимые в течение нескольких лет, показывают, что в среднем 80% детей имеют различные недостатки в речевом развитии.    

ЦЕЛЬ КУРСА: создать условия для всесторонней подготовки детей к обучению в школе.

ЗАДАЧИ:

  • Формирование мотивации к школьному обучению.
  • Формирование основных элементов волевого действия (постановка цели, принятие решения, определение плана действия, оценка результатов действия).
  • Развитие всех компонентов речи.
  • Формирование навыка звукового, языкового анализа и синтеза.
  • Развитие познавательных процессов.

СПЕЦИФИКА КУРСА:

   Программа рассчитана на детей в возрасте 6-7 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю и легко вписываются в сетку занятий дошкольного образовательного учреждения. Продолжительность занятий -  30-35 минут.  

КОНЦЕПТУАЛЬНОСТЬ КУРСА:

Программа опирается на следующие принципы:

  • системности;
  • комплексности;
  • дидактические (доступности, наглядности, индивидуального подхода);
  • обходного пути (опоры на сохранные анализаторы, на их взаимодействие);
  • поэтапного формирования умственных действий.

Методы и приемы:

  1. Организационные:
  • наглядные (иллюстрации, демонстрации, опорный текст);
  • словесные (рассказ, беседа, чтение);
  • практические (упражнение).
  1. Логические (аналитические и синтетические).
  2. Мотивационные (поощрение, убеждение, познавательная игра, опора на жизненный опыт, создание ситуаций познавательной новизны)

Формы организации работы:

  1. Групповая форма.
  2. Дифференцированно – групповая (индивидуальная, индивидуально – групповая).

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КУРСА:

  1. Результаты диагностики готовности к чтению и письму по методике Е.В. Колесниковой.
  2. Косвенным показателем явятся отзывы родителей.  

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

  Подготовка к обучению чтению построена на развитии фонематического слуха детей, на отчетливом и ясном произношении звуков, обозначением их соответствующей буквой, делением слов на слоги, на выделении предложений и слов из речи. Работа со звуковыми и слоговыми моделями слов, выделение ударного слога, деление слова на слоги. Хоровое и индивидуальное размеренное произношение слогов и слов, работа с рифмами. Знакомство с механизмом обучения чтению.

   Если при подготовке к обучению чтению в основе лежат слуховые отношения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.

Подготовка к обучению к письму – процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, развиты координация движения, восприятие, внимание, память, мышление.

  При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движение глаз и руки совершается в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.

  Поэтому, основной задачей подготовки к обучению письму, является:

-  подготовка пишущей руки к письму с помощью обведения по контуру узоров и рисунков, предметов различной конфигурации, составление узоров по аналогии и самостоятельно;

- знакомство с правилами письма – с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша при работе в тетради;

- работа в ограниченном пространстве (в рабочей строке); знакомство с контуром предмета и его особенностями;

- развитие образного и творческого мышления; моделирование и конструирование букв из различных материалов.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

К концу года ребенок должен:

  • Уметь различать понятия «звук и буква», «слог - слово - предложение».
  • Уметь различать гласные и согласные звуки.
  • Уметь различать твердые и мягкие согласные.
  • Уметь различать слова, похожие по звучанию.
  • Уметь различать слова, отличающиеся только одним звуком.
  • Уметь составлять предложения, по опорным словам, по заданной теме.
  • Уметь работать на листе бумаги сверху вниз, слева направо.
  • Знать гигиенические правила письма.
  • Владеть навыком   анализа:
  • уметь определять последовательность звуков в слове;
  • определять количество звуков в слове;
  • определять место звука в слове.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Темы занятий

Кол-во занятий

Содержание работы

Навыки чтения и письма

Диагностический этап

1

Исследование состояния письменной речи

1

• исследование состояния навыка чтения (знание алфавита, способа чтения)

Критерии:

  • не знает буквы;
  • знает буквы, но не сливает;
  •  побуквенное чтение;
  •  послоговое чтение

2

Исследование состояния неречевых психических функций

1

  • слуховых функций (восприятия, внимания, памяти);
  • зрительно-моторной координации;

графомоторных навыков

Подготовительный этап

3-4

Развитие произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно пространственных представлений

2

  • обучение зрительному распознаванию фигур, букв и воссозданию их по описанию;
  • обучение упорядочению предметов;
  • обучение классификации предметов и их объединению во множество по нескольким признакам;
  • совершенствование навыка определения пространственных отношений, определения расположения предмета по отношению к себе;
  • совершенствование процессов запоминания и воспроизведения ряда неречевых звуков и звуков, слогов;
  • понятия «рабочая строка, верхняя и нижняя линии рабочей строки», «межстрочное пространство»
  • пальчиковая гимнастика;
  • узоры, чередование узоров;
  • овалы, полуовалы, бордюры;
  • короткие, длинные наклонные и прямые линии

Основной этап

5-6

Гласные [а-о-у-ы-э-и]

2

  • отличительные признаки и условные обозначения гласных;
  • определение гласного по беззвучной артикуляции;
  • определение позиции звука в слове (начало, середина, конец);
  • работа по плану (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)
  • чтение звукосочетаний АУ, УА, АУА УАУ и т.д.
  • пальчиковая гимнастика;
  • обучение графическому начертанию печатных букв

7-11

Согласные звуки по М, Н,  Б, П, В, Ф, Д, Г, Х

5

  • различение понятий «гласный и согласный звук»;
  • уточнение звучания, артикуляции согласных;
  • закрепление признаков согласных звуков;
  • общий символ согласного звука;
  • умение выделять звук на фоне звуков, слога и слова
  • чтение ряда согласных;
  • чтение слоговых таблиц;
  • работа с бумагой;
  • графический диктант;
  • обучение графическому начертанию печатных букв

12-13

Гласные и согласные звуки и буквы

2

  • упражнение, направленное на тренировку распределения и избирательности внимания;
  • знакомство с условными обозначениями гласных и согласных звуков;
  • конструирование звукосочетаний
  • чтение слоговых таблиц;
  • работа с бумагой;
  • рисование по точкам;
  • рисование по контурам с увеличением и уменьшением размера

14-15

Твердые и мягкие согласные

2

  • различение твердых и мягких согласных;
  • знакомство с условными обозначениями твердых и мягких согласных;
  • обучение чтению открытых слогов
  • чтение таблиц с открытым слогом;
  • рисование по клеткам;
  • узор по заданному образцу

16

Звуки [к] и [к/], буква К

1

  • знакомство с понятием «слог», «ударный слог»;
  • символы: ______ - звук в начале слова,

______ - звук в середине слова,

_____ - звук в конце слова;

  • определение позиции звуков К и К/ в словах (работа по плану «Звуки К и К/», задание 1-3 (см. ПРИЛОЖЕНИЕ);
  • сравнительный анализ открытого слога: КО, КА, КИ, КУ

  • чтение слоговых, словесных таблиц;
  • выкладывание из спичек, крупы, ниток изученных букв

17

Звуки [т] и [т/], буква Т

1

  • определение позиции звуков К и К/ в словах (работа по плану «Звуки К и К/», задание 1-3 (см. ПРИЛОЖЕНИЕ);
  • сравнительный анализ открытого слога: ТА, ТО, ТУ, ТИ;
  • сравнительный анализ слов КИТ, КОТ
  • чтение односложных слов;
  • выкладывание из спичек, крупы, ниток изученных букв

18

Упражнения на закрепление

1

  • повторение условных обозначений (тест);
  • определение позиции звуков согласно плана

  • закрепление полученных навыков

19

Звуки и буквы Ш и Ж

1

  • определение позиции звуков Ж и Ш в словах (работа по плану «Звуки Ж и Ш», задание 1-2 (см. ПРИЛОЖЕНИЕ);
  • понятие «непарный твердый звук»;
  • анализ открытого слога: ША, ШИ, ЖА, ЖИ

  • выкладывание и чтение слов;
  • графический диктант

20

Звуки и буквы Ч, Щ

1

  • определение позиции звуков Ч и Щ в словах (работа по плану «Звуки Ч и Щ», задание 1-2 (см. ПРИЛОЖЕНИЕ);
  • понятие «непарный мягкий звук»;
  • анализ открытого слога: ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ
  • выкладывание и чтение слов;
  • графический диктант

21-22

Односложные и двусложные слова

2

  • полный анализ слов типа МАМА, РУЛЬ (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)
  • чтение односложных и двусложных слов в игровой ситуации
  • письмо печатными буквами

23-26

Слог. Слово. Предложение.

4

  • символы слова, слога и предложения;
  • обозначение ударного слога в слове;
  • обучение составлению схем слогов, слов;
  • игровые приемы звукового анализа всех типов слов;
  •  анализ предложений (см. ПРИЛОЖЕНИЕ);
  • обучение навыку послогового слитного чтения слов;
  • работа над дикцией, артикуляцией
  • преобразование слов;
  • составление слов из букв разрезной азбуки;
  • чтение слов различной буквенной наполняемости
  • письмо печатными буквами

27-29

Предложение

3

  • обучение составлению графических схем предложений;
  • анализ предложений (см. ПРИЛОЖЕНИЕ);
  • обучение навыку послогового слитного чтения слов, предложений;
  •  работа над дикцией, артикуляцией
  • чтение предложений;
  • правописание слов в предложении;
  • знаки препинания в конце предложений

30-31

Текст

2

  • обучение навыку послогового слитного чтения слов, предложений, коротких текстов;
  • письмо под диктовку печатными буквами, слов, сочетаний слов

32

Занимательная игра «Расшифруй слова»

1

  • закрепление навыка чтения;
  • закрепление навыка звукового анализа слов;
  • развитие внимания, памяти, мышления

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

  1. Л. В. Лопатина: Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. Сборник методических рекомендаций. М.: САГА: ФОРУМ, 2006
  2. В. И. Городилова, М. З. Кудрявцева: Чтение и письмо. Сборник упражнений по коррекции чтения и письма. СПб: Дельта, 1997
  3. А.  В.  Ястребова, О. И. Лазаренко: Хочу в школу! Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи. М: АРКТИ, 1999
  4. Т. А. Ткаченко: Букварь дошкольника. Практическое пособие. М.: ЮНВЕС, 2002
  5. О. И. Крупенчук: Учим буквы. СПб. Литера, 2005
  6. ИП С. В. Бурдина: Развивающая игра «Расшифруй слова»
  7. ИП С. В. Бурдина: Развивающая игра «Делим слова на слоги»
  8. ИП С. В. Бурдина: Развивающая игра «Чем отличаются слова»
  9. ИП С. В. Бурдина: Развивающая игра «Прочитай по первым буквам»
  10. ИП С. В. Бурдина: Развивающая игра «Читаем и составляем слова»
  11. Н.А. Баева, Н.В. Калмыкова, Т.Д. Солодова. Предшкольное обучение грамоте в ДОУ: Методика и конспекты игровых занятий к программе «Радуга» М.: АРКТИ, 2007
  12. Г.С. Швайко: Игры и игровые упражнения для развития речи: М.: 1983.

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

  1. Учим русский алфавит. Расшифруй слово по буквам. Игры со словами. Гласные и согласные буквы. Играем и учимся сами

igraemsami.ru/russian/

  1. Онлайн центр «Мерсибо» http://mersibo.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.

Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...

Консультация для родителей. Тема:«Формирование готовности к овладению чтением и письмом.»

Консультация для родителей. Тема:«Формирование готовности к овладению чтением и письмом.»...

Консультация для воспитателей "Основные показатели готовности шестилетнего ребенка к освоению чтения и письма"

Седьмой год жизни. К началу школьного обучения ребенок свободно общается со взрослыми и сверстниками, может под держать разговор на любую доступную его возрасту тему. В ходе общения ясно и точно выраж...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

привлечь внимание родителей к недостаткам речи детей, раскрыть их влияние на успеваемость в дальнейшем в школе...

Рабочая программа курса «Обучение чтению и подготовка руки к письму»

Дополнительная образовательная программа подготовки к обучению чтению и подковке руки к письму имеет культурологическую направленность и составлена на основе государственной программы «Развитие ...

Готовность к обучению чтению и письму

Чтение и письмо вместе с говорением и слушанием являются видами речевой деятельности человека, а навыки чтения и письма, а также навыки говорения и слушания — это речевые навыки. Без сформирован...

Готовность к школе- это не только чтение и письмо

Готовность к школе- это не только чтение и письмо...