ПРОГРАММА КУРСА «Готовность к чтению и письму»
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
С целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения запроса родителей, в дошкольном образовательном учреждении вводится дополнительная платная услуга по подготовке детей к чтению и письму.
Родители считают, что требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению и письму, чтобы справиться с темпом, предложенным школьной программой. Конечно, эти умения способствуют подготовке детей к продуктивному усвоению школьной программы. Однако, важно не только читать, а развивать речь, способность различать звуки; не только учить писать, а создавать условия для развития тонко координированных движений рук и пальцев.
Когда ребенок учится читать, он осваивает пассивную письменную речь; когда учится писать – он осваивает активную письменную речь. Это очень сложный процесс, который требует от ребенка сформированности определенных функций, среди которых, в первую очередь, выделяются:
· Сформированность звукового анализа и синтеза;
· Состояние фонематического представления и восприятия;
· Сформированность зрительного восприятия, пространственных представлений;
· Уровень сформированности лексико-грамматического строя речи: объем словаря, уровень развития связной речи, звукопроизношение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРОГРАММА КУРСА «Готовность к чтению и письму» | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Радуга»
ПРОГРАММА КУРСА
«Готовность к чтению и письму»
Составитель:
учитель-логопед
первой квалификационной категории
Мазеина Мадина Фаритовна
г. Югорск, 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Цель и задачи курса
- Специфика курса
- Концептуальность курса
- Критерии оценки эффективности курса
- Методические указания
- Тематический план занятий
- Учебно-методическое обеспечение курса
«Школьное обучение никогда не начинается
на пустом месте, и всегда опирается на
определенную стадию развития,
проделанную ребенком.»
Л. С. Выготский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения запроса родителей, в дошкольном образовательном учреждении вводится дополнительная платная услуга по подготовке детей к чтению и письму.
Родители считают, что требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению и письму, чтобы справиться с темпом, предложенным школьной программой. Конечно, эти умения способствуют подготовке детей к продуктивному усвоению школьной программы. Однако, важно не только читать, а развивать речь, способность различать звуки; не только учить писать, а создавать условия для развития тонко координированных движений рук и пальцев.
Когда ребенок учится читать, он осваивает пассивную письменную речь; когда учится писать – он осваивает активную письменную речь. Это очень сложный процесс, который требует от ребенка сформированности определенных функций, среди которых, в первую очередь, выделяются:
- Сформированность звукового анализа и синтеза;
- Состояние фонематического представления и восприятия;
- Сформированность зрительного восприятия, пространственных представлений;
- Уровень сформированности лексико-грамматического строя речи: объем словаря, уровень развития связной речи, звукопроизношение.
Результаты обследования устной речи детей, проводимые в течение нескольких лет, показывают, что в среднем 80% детей имеют различные недостатки в речевом развитии.
ЦЕЛЬ КУРСА: создать условия для всесторонней подготовки детей к обучению в школе.
ЗАДАЧИ:
- Формирование мотивации к школьному обучению.
- Формирование основных элементов волевого действия (постановка цели, принятие решения, определение плана действия, оценка результатов действия).
- Развитие всех компонентов речи.
- Формирование навыка звукового, языкового анализа и синтеза.
- Развитие познавательных процессов.
СПЕЦИФИКА КУРСА:
Программа рассчитана на детей в возрасте 6-7 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю и легко вписываются в сетку занятий дошкольного образовательного учреждения. Продолжительность занятий - 30-35 минут.
КОНЦЕПТУАЛЬНОСТЬ КУРСА:
Программа опирается на следующие принципы:
- системности;
- комплексности;
- дидактические (доступности, наглядности, индивидуального подхода);
- обходного пути (опоры на сохранные анализаторы, на их взаимодействие);
- поэтапного формирования умственных действий.
Методы и приемы:
- Организационные:
- наглядные (иллюстрации, демонстрации, опорный текст);
- словесные (рассказ, беседа, чтение);
- практические (упражнение).
- Логические (аналитические и синтетические).
- Мотивационные (поощрение, убеждение, познавательная игра, опора на жизненный опыт, создание ситуаций познавательной новизны)
Формы организации работы:
- Групповая форма.
- Дифференцированно – групповая (индивидуальная, индивидуально – групповая).
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КУРСА:
- Результаты диагностики готовности к чтению и письму по методике Е.В. Колесниковой.
- Косвенным показателем явятся отзывы родителей.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Подготовка к обучению чтению построена на развитии фонематического слуха детей, на отчетливом и ясном произношении звуков, обозначением их соответствующей буквой, делением слов на слоги, на выделении предложений и слов из речи. Работа со звуковыми и слоговыми моделями слов, выделение ударного слога, деление слова на слоги. Хоровое и индивидуальное размеренное произношение слогов и слов, работа с рифмами. Знакомство с механизмом обучения чтению.
Если при подготовке к обучению чтению в основе лежат слуховые отношения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.
Подготовка к обучению к письму – процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, развиты координация движения, восприятие, внимание, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движение глаз и руки совершается в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Поэтому, основной задачей подготовки к обучению письму, является:
- подготовка пишущей руки к письму с помощью обведения по контуру узоров и рисунков, предметов различной конфигурации, составление узоров по аналогии и самостоятельно;
- знакомство с правилами письма – с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша при работе в тетради;
- работа в ограниченном пространстве (в рабочей строке); знакомство с контуром предмета и его особенностями;
- развитие образного и творческого мышления; моделирование и конструирование букв из различных материалов.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
К концу года ребенок должен:
- Уметь различать понятия «звук и буква», «слог - слово - предложение».
- Уметь различать гласные и согласные звуки.
- Уметь различать твердые и мягкие согласные.
- Уметь различать слова, похожие по звучанию.
- Уметь различать слова, отличающиеся только одним звуком.
- Уметь составлять предложения, по опорным словам, по заданной теме.
- Уметь работать на листе бумаги сверху вниз, слева направо.
- Знать гигиенические правила письма.
- Владеть навыком анализа:
- уметь определять последовательность звуков в слове;
- определять количество звуков в слове;
- определять место звука в слове.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
№ | Темы занятий | Кол-во занятий | Содержание работы | Навыки чтения и письма |
Диагностический этап | ||||
1 | Исследование состояния письменной речи | 1 | • исследование состояния навыка чтения (знание алфавита, способа чтения) Критерии:
| |
2 | Исследование состояния неречевых психических функций | 1 |
графомоторных навыков | |
Подготовительный этап | ||||
3-4 | Развитие произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно пространственных представлений | 2 |
|
|
Основной этап | ||||
5-6 | Гласные [а-о-у-ы-э-и] | 2 |
|
|
7-11 | Согласные звуки по М, Н, Б, П, В, Ф, Д, Г, Х | 5 |
|
|
12-13 | Гласные и согласные звуки и буквы | 2 |
|
|
14-15 | Твердые и мягкие согласные | 2 |
|
|
16 | Звуки [к] и [к/], буква К | 1 |
______ - звук в середине слова, _____ - звук в конце слова;
|
|
17 | Звуки [т] и [т/], буква Т | 1 |
|
|
18 | Упражнения на закрепление | 1 |
|
|
19 | Звуки и буквы Ш и Ж | 1 |
|
|
20 | Звуки и буквы Ч, Щ | 1 |
|
|
21-22 | Односложные и двусложные слова | 2 |
|
|
23-26 | Слог. Слово. Предложение. | 4 |
|
|
27-29 | Предложение | 3 |
|
|
30-31 | Текст | 2 |
|
|
32 | Занимательная игра «Расшифруй слова» | 1 |
|
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
- Л. В. Лопатина: Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. Сборник методических рекомендаций. М.: САГА: ФОРУМ, 2006
- В. И. Городилова, М. З. Кудрявцева: Чтение и письмо. Сборник упражнений по коррекции чтения и письма. СПб: Дельта, 1997
- А. В. Ястребова, О. И. Лазаренко: Хочу в школу! Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи. М: АРКТИ, 1999
- Т. А. Ткаченко: Букварь дошкольника. Практическое пособие. М.: ЮНВЕС, 2002
- О. И. Крупенчук: Учим буквы. СПб. Литера, 2005
- ИП С. В. Бурдина: Развивающая игра «Расшифруй слова»
- ИП С. В. Бурдина: Развивающая игра «Делим слова на слоги»
- ИП С. В. Бурдина: Развивающая игра «Чем отличаются слова»
- ИП С. В. Бурдина: Развивающая игра «Прочитай по первым буквам»
- ИП С. В. Бурдина: Развивающая игра «Читаем и составляем слова»
- Н.А. Баева, Н.В. Калмыкова, Т.Д. Солодова. Предшкольное обучение грамоте в ДОУ: Методика и конспекты игровых занятий к программе «Радуга» М.: АРКТИ, 2007
- Г.С. Швайко: Игры и игровые упражнения для развития речи: М.: 1983.
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
- Учим русский алфавит. Расшифруй слово по буквам. Игры со словами. Гласные и согласные буквы. Играем и учимся сами
igraemsami.ru/russian/
- Онлайн центр «Мерсибо» http://mersibo.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.
Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...
Консультация для родителей. Тема:«Формирование готовности к овладению чтением и письмом.»
Консультация для родителей. Тема:«Формирование готовности к овладению чтением и письмом.»...
Консультация для воспитателей "Основные показатели готовности шестилетнего ребенка к освоению чтения и письма"
Седьмой год жизни. К началу школьного обучения ребенок свободно общается со взрослыми и сверстниками, может под держать разговор на любую доступную его возрасту тему. В ходе общения ясно и точно выраж...
Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».
привлечь внимание родителей к недостаткам речи детей, раскрыть их влияние на успеваемость в дальнейшем в школе...
Рабочая программа курса «Обучение чтению и подготовка руки к письму»
Дополнительная образовательная программа подготовки к обучению чтению и подковке руки к письму имеет культурологическую направленность и составлена на основе государственной программы «Развитие ...
Готовность к обучению чтению и письму
Чтение и письмо вместе с говорением и слушанием являются видами речевой деятельности человека, а навыки чтения и письма, а также навыки говорения и слушания — это речевые навыки. Без сформирован...
Готовность к школе- это не только чтение и письмо
Готовность к школе- это не только чтение и письмо...