Готовность к обучению чтению и письму
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Чтение и письмо вместе с говорением и слушанием являются видами речевой деятельности человека, а навыки чтения и письма, а также навыки говорения и слушания — это речевые навыки. Без сформированных на определенном уровне видов речевой деятельности и речевых навыков успешное обучение в школе невозможно.
Готовность к обучению чтению и письму заключается в наличии предпосылок к овладению этими видами речевой деятельности, а именно в развитии умений и получении знаний, являющихся основой для овладения элементарным чтением и письмом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация на тему: Готовность к обучению чтению и письму | 17.31 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:
«ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ»
Подготовила
учитель-дефектолог Повалюхина И.А.
План
1. Понятие готовности к обучению чтению и письму.
2. Направления подготовки к обучению элементарному чтению и письму.
Понятие готовности к обучению чтению и письму
Чтение и письмо вместе с говорением и слушанием являются видами речевой деятельности человека, а навыки чтения и письма, а также навыки говорения и слушания — это речевые навыки. Без сформированных на определенном уровне видов речевой деятельности и речевых навыков успешное обучение в школе невозможно.
Готовность к обучению чтению и письму заключается в наличии предпосылок к овладению этими видами речевой деятельности, а именно в развитии умений и получении знаний, являющихся основой для овладения элементарным чтением и письмом.
Под элементарным чтением понимают умение дифференцировать буквенные знаки и их сочетания, безошибочно читать и понимать слова и смысл предложений.
Элементарное письмо предполагает цепочку следующих операций: дифференциация звуков в слове, соотнесение фонемы со зрительным образом буквы, воспроизведение с помощью руки зрительного образа буквы или комплекса букв в составе слова.
Среди многих условий для успешного обучения чтению и письму считают достаточный уровень развития речевых и неречевых функций, а также необходимый для освоения систематического курса русского языка уровень сформированности лингвистических знаний.
К основным речевым функциям можно отнести развитие фонематического слуха и лексико-грамматического строя речи дошкольника.
Под фонематическим слухом понимают способность выделять, различать и воспроизводить звуки родной речи.
Лексико-грамматический строй языка — это единство лексических и грамматических свойств языка. В ходе подготовки ребенка к школе должно происходить активное накопление словарного запаса (лексического строя речи) и формирование системы различных форм слова, способов построения словосочетаний и предложений (грамматического строя речи).
Элементарные лингвистические знания, которыми должен овладеть будущий школьник, представлены системой следующих понятий: звук, слог, слово, ударение, предложение, гласный звук, согласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук, звонкий согласный звук, глухой согласный звук и др. Также необходимым для лингвистической пропедевтики считают умение выполнять языковой анализ и синтез.
Языковой анализ — выявление структуры языковых единиц.
Языковой синтез — конструирование (составление) языковых единиц из их структурных элементов.
Языковой анализ и синтез направлен, в первую очередь, на работу со словом — его фонематический анализ и синтез, а также слоговой анализ и синтез. В содержание подготовки к обучению чтению и письму входит языковой анализ и синтез предложения.
Важной для успешной подготовки к обучению грамоте в школе является такая неречевая функция как мелкая моторика руки.
Мелкая моторика рук — это совокупность скоординированных действий ребенка, направленных на выполнение мелких точных движений кистями и пальцами рук.
Направления подготовки к обучению элементарному чтению и письму
Результаты исследования закономерностей овладения дошкольниками чтением и письмом, разработанная и апробированная методика обучения, положительно влияющая на общеречевое и умственное развитие будущего первоклассника, позволили М. М. Алексеевой и В. И. Яшиной выделить следующие направления содержания работы по подготовке к обучению грамоте:
• «ознакомление детей со словом — вычленение слова как
самостоятельной смысловой единицы из потока речи;
• ознакомление с предложением — выделение его как
смысловой единицы из речи;
• ознакомление со словесным составом предложения —
деление предложения на слова и составление из слов (2–4)
предложений;
• ознакомление со слоговым строением слова — членение
слов (из 2–3 слогов) на части и составление слов из слогов;
• ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смысла о различительной роли фонемы».
Ведущую роль, по мнению авторов, играет формирование умения выполнять анализ звукового состава слова, т. к. «процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот».
Список литературы:
- Алексеева М. М. и др. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пос. для вузов. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2000. — 400 с.; то же [Электронный ресурс]. — http://pedlib.ru/Books/4/0018/4_0018-382.shtml
- Пятибратова, И. И. П99 Методика предшкольной подготовки : учебно-метод. пособие / И. И. Пятибратова, Е. Б. Чернышова. — Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2021. — 128 с.
2. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пос. — М.: Владос, 2004. — 288 с.
3. Фоменко Л. К. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста: методические рекомендации к выполнению контрольных работ. — Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2009. — 31 с.; то же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272352
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического слуха у детей - это залог успешного обучения чтению и письму в школе.
Методика работы по развитию фонематического слуха у детей с диагнозом: ТНР....
Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....
Материалы для родителей " Обучение чтению и письму"
Обучение чтению и письму...
Рабочая программа по дополнительному образованию "Кружок "Букварёнок" (обучение чтению и письму)
В материале размещена рабочая программа по дополнительному образованию "Кружок "Букварёнок"" для детей 6-7 лет по обучению чтению и письму. Программа включает календарно-тематическое планирование рабо...
Консультация для родителей. Тема:«Формирование готовности к овладению чтением и письмом.»
Консультация для родителей. Тема:«Формирование готовности к овладению чтением и письмом.»...
Консультация для педагогов на тему: "Советы логопеда по обучению чтению и письму".
В статье описаны советы, которые помогут педагогам и родителям избежать ошибок при обучении чтении и письму....
Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».
привлечь внимание родителей к недостаткам речи детей, раскрыть их влияние на успеваемость в дальнейшем в школе...