Консультация для воспитателей "Основные показатели готовности шестилетнего ребенка к освоению чтения и письма"
учебно-методический материал по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Курникова Наталья Владимировна

Седьмой год жизни. К началу школьного обучения ребенок свободно общается со взрослыми и сверстниками, может под держать разговор на любую доступную его возрасту тему. В ходе общения ясно и точно выражает свои мысли и чувства с помощью слов, начинает использовать в своей речи отвлеченные понятия и сложные слова.Ребенку становятся доступнее средства языковой выразительности: многозначность слов, эпитеты, метафоры, сравнения; в речи используются синонимы и антонимы.

К началу школьного обучения ребенок уже в такой мере овладевает сложной системой грамматики, что усваиваемый язык становится для него действительно родным. Большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи оказывает уровень речевой культуры окружающих людей, прежде всего взрослых. На седьмом году речь ребенка становится более точной в структурном отношении, развернутой, логически последовательной. Разнообразные игры требуют соблюдения и объяснения правил, поэтому дети начинают пользоваться объяснительной речью, которая требует особой точности выражения, передачи последовательности действий.

Произносительная сторона речи ребенка достигает высокого уровня, используются разнообразные средства речевой и языковой выразительности, внятно произносятся все слова, фразы. Дети осваивают постепенно нормы литературного произношения.

К началу школьного возраста должны быть сформированы предпосылки освоения письменной речи — грамоты. По мнению выдающегося русского педагога К. Д. Ушинского, «хороший, ясный выговор слова, такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков — вот главные основания правописания». Как видим, хорошо развитые устная речь и фонематический слух являются основой письменной речи.

Фонематический слух ребенка формируется на основе речевого общения. Уже к концу раннего возраста дети различают по смыслу слова, отличающиеся одним звуком. Однако способность производить звуковой анализ слов формируется гораздо позже. Этому способствует осознание словесного состава речи. У детей появляются попытки осмыслить значение слов, объяснить их происхождение, сопоставить с другими созвучными словами. Дети упражняются в сочинении рифм, намеренно видоизменяют слова, «изобретают» новые слова.Звуковая оболочка языка становится предметом деятельности ребенка: словотворчества, стихосложения. Постепенно развивающееся языковое чутье, умственная работа над языком приводят к осознанному отношению к речи. До этого периода ребенок ориентировался не на словесный состав речи, а на предметную ситуацию, которая определяла для него понимание слов.

Овладение грамотой невозможно без осознания словесного состава речи. Поэтому важно перед школой научить ребенка составлять предложения по картинке, на заданную тему, по опорным словам; вычленять предложения из потока речи, вычленять слова из предложения, определять количество слов в нем, называть слова по порядку.

Важно освоитьзвуко-слоговой анализ слов: определение количества и последовательности звуков и слогов в односложных и двусложных словах, а также места каждого звука в слове; сравнение слов по звуко-слоговому составу, а также преобразование слов. Эти умения формируются при специальном обучении и имеют важное значение в овладении чтением и письмом.

Обучение грамоте проводится с помощью звукового аналитико-синтетического метода, предложенного и разработанного К. Д. Ушинским.Вот как описывает свой метод корифей отечественной педагогики: «. метода, предлагаемая мною, в сущности, очень проста.Вот она в главных чертах: приучить глаз и руку дитяти к письму элементов букв; приучить слух дитяти к отысканию отдельного звука в слове; приучить язык дитяти к отчетливому произношению звуков; приучить внимание дитяти останавливаться на словах и звуках, их составляющих, и приучить и глаз, и руку, и слух, и язык, и внимание дитяти разлагать и складывать слова, представляемые в уме, произносимые, писаные и печатные.Все это вместе имеет целью: упражнять все способности дитяти вместе с ученьем грамоте — развивать, укреплять. возбуждать самодеятельность и, как бы мимоходом, достигать обучения чтению и письму».Думаю, не нужно никому долго пояснять, как важен для человека дар слова. К. С.Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно — в первые годы жизни. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром.

В этом возрасте завершается дошкольный период развития ребенка, основными достижениями которого являются освоение предметного и социального окружения, роли дошкольника и готовность к систематическому обучению. В играх и занятиях с детьми седьмого года важно воспитывать уважение к старшим, заботливое отношение к младшим, доброжелательность в общении со взрослыми и сверстниками, самостоятельность и дисциплинированность. Развивая у ребёнка интерес к познанию окружающего мира предметов и вещей, машин, природы, людей, взрослым следует обращать внимание и на формирование навыков учебной деятельности, среди которых наиболее важными являются умение слушать и запоминать,понимать задание и действовать по определенным правилам, умение действовать по плану и способность к самооценке деятельности, умение преодолевать трудности и неудачи и принимать помощь взрослого и сверстника, умение связно выражать в речи свои мысли и чувства и культурно общаться в среде сверстников и взрослых. В шесть лет у детей возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью, готовностью к овладению способами систематического обучения. Это проявляется и в процессе первоначального овладения грамотой, чтением. Дошкольник проявляет интерес к книгам,спрашивает: «Что написано? Какая это буква? Как пишется мое имя?» Всё это следует учесть, чтобы вовремя удовлетворить познавательный интерес ребенка и направить его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями.

Дошкольник, будущий ученик, начинает осваивать новое средство познания — грамоту, чтение и письмо. Родители и учителя часто жалуются на нежелание детей читать и писать, на низкое качество письма: «Строчки не видит», интервалов между буквами не соблюдает, да и буквами не назовешь эти бесформенные каракули…». Письмо первоклассника — это продукция (плохая или хорошая, работа мелких мышц руки, руководимых мозгом. Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях. И труд, и упражнения — это необязательно письмо. Рисование, которым любят заниматься дошкольники, игры, включающие в дело руку, самообслуживание, участие мальчиков и девочек в домашних делах, ежедневная зарядка, пальчиковая гимнастика – вот краткий перечень тех упражнений, которые можно организовать в каждой семье. Развитый мозг ребенка и неразвитая рука шестилетки – это вполне закономерное при современном образе жизни явление, которое не должно повергать в панику педагогов и родителей. Слабую руку ребенка-дошкольника можно и необходимо развить. Это первейшая забота педагогов и родителей, которые готовят детей к школьному обучению.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Седьмой год жизни. К началу школьного обучения ребенок свободно общается со взрослыми и сверстниками, может под держать разговор на любую доступную его возрасту тему. В ходе общения ясно и точно выражает свои мысли и чувства с помощью слов, начинает использовать в своей речи отвлеченные понятия и сложные слова.Ребенку становятся доступнее средства языковой выразительности: многозначность слов, эпитеты, метафоры, сравнения; в речи используются синонимы и антонимы.

К началу школьного обучения ребенок уже в такой мере овладевает сложной системой грамматики, что усваиваемый язык становится для него действительно родным. Большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи оказывает уровень речевой культуры окружающих людей, прежде всего взрослых. На седьмом году речь ребенка становится более точной в структурном отношении, развернутой, логически последовательной. Разнообразные игры требуют соблюдения и объяснения правил, поэтому дети начинают пользоваться объяснительной речью, которая требует особой точности выражения, передачи последовательности действий.

Произносительная сторона речи ребенка достигает высокого уровня, используются разнообразные средства речевой и языковой выразительности, внятно произносятся все слова, фразы. Дети осваивают постепенно нормы литературного произношения.

К началу школьного возраста должны быть сформированы предпосылки освоения письменной речи — грамоты. По мнению выдающегося русского педагога К. Д. Ушинского, «хороший, ясный выговор слова, такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков — вот главные основания правописания». Как видим, хорошо развитые устная речь и фонематический слух являются основой письменной речи.

Фонематический слух ребенка формируется на основе речевого общения. Уже к концу раннего возраста дети различают по смыслу слова, отличающиеся одним звуком. Однако способность производить звуковой анализ слов формируется гораздо позже. Этому способствует осознание словесного состава речи. У детей появляются попытки осмыслить значение слов, объяснить их происхождение, сопоставить с другими созвучными словами. Дети упражняются в сочинении рифм, намеренно видоизменяют слова, «изобретают» новые слова.Звуковая оболочка языка становится предметом деятельности ребенка: словотворчества, стихосложения. Постепенно развивающееся языковое чутье, умственная работа над языком приводят к осознанному отношению к речи. До этого периода ребенок ориентировался не на словесный состав речи, а на предметную ситуацию, которая определяла для него понимание слов.

Овладение грамотой невозможно без осознания словесного состава речи. Поэтому важно перед школой научить ребенка составлять предложения по картинке, на заданную тему, по опорным словам; вычленять предложения из потока речи, вычленять слова из предложения, определять количество слов в нем, называть слова по порядку.

Важно освоитьзвуко-слоговой анализ слов: определение количества и последовательности звуков и слогов в односложных и двусложных словах, а также места каждого звука в слове; сравнение слов по звуко-слоговому составу, а также преобразование слов. Эти умения формируются при специальном обучении и имеют важное значение в овладении чтением и письмом.

Обучение грамоте проводится с помощью звукового аналитико-синтетического метода, предложенного и разработанного К. Д. Ушинским.Вот как описывает свой метод корифей отечественной педагогики: «. метода, предлагаемая мною, в сущности, очень проста.Вот она в главных чертах: приучить глаз и руку дитяти к письму элементов букв; приучить слух дитяти к отысканию отдельного звука в слове; приучить язык дитяти к отчетливому произношению звуков; приучить внимание дитяти останавливаться на словах и звуках, их составляющих, и приучить и глаз, и руку, и слух, и язык, и внимание дитяти разлагать и складывать слова, представляемые в уме, произносимые, писаные и печатные.Все это вместе имеет целью: упражнять все способности дитяти вместе с ученьем грамоте — развивать, укреплять. возбуждать самодеятельность и, как бы мимоходом, достигать обучения чтению и письму».Думаю, не нужно никому долго пояснять, как важен для человека дар слова. К. С.Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно — в первые годы жизни. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром.

В этом возрасте завершается дошкольный период развития ребенка, основными достижениями которого являются освоение предметного и социального окружения, роли дошкольника и готовность к систематическому обучению. В играх и занятиях с детьми седьмого года важно воспитывать уважение к старшим, заботливое отношение к младшим, доброжелательность в общении со взрослыми и сверстниками, самостоятельность и дисциплинированность. Развивая у ребёнка интерес к познанию окружающего мира предметов и вещей, машин, природы, людей, взрослым следует обращать внимание и на формирование навыков учебной деятельности, среди которых наиболее важными являются умение слушать и запоминать,понимать задание и действовать по определенным правилам, умение действовать по плану и способность к самооценке деятельности, умение преодолевать трудности и неудачи и принимать помощь взрослого и сверстника, умение связно выражать в речи свои мысли и чувства и культурно общаться в среде сверстников и взрослых. В шесть лет у детей возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью, готовностью к овладению способами систематического обучения. Это проявляется и в процессе первоначального овладения грамотой, чтением. Дошкольник проявляет интерес к книгам,спрашивает: «Что написано? Какая это буква? Как пишется мое имя?» Всё это следует учесть, чтобы вовремя удовлетворить познавательный интерес ребенка и направить его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями.

Дошкольник, будущий ученик, начинает осваивать новое средство познания — грамоту, чтение и письмо. Родители и учителя часто жалуются на нежелание детей читать и писать, на низкое качество письма: «Строчки не видит», интервалов между буквами не соблюдает, да и буквами не назовешь эти бесформенные каракули…». Письмо первоклассника — это продукция (плохая или хорошая, работа мелких мышц руки, руководимых мозгом. Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях. И труд, и упражнения — это необязательно письмо. Рисование, которым любят заниматься дошкольники, игры, включающие в дело руку, самообслуживание, участие мальчиков и девочек в домашних делах, ежедневная зарядка, пальчиковая гимнастика – вот краткий перечень тех упражнений, которые можно организовать в каждой семье. Развитый мозг ребенка и неразвитая рука шестилетки – это вполне закономерное при современном образе жизни явление, которое не должно повергать в панику педагогов и родителей. Слабую руку ребенка-дошкольника можно и необходимо развить. Это первейшая забота педагогов и родителей, которые готовят детей к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как правильно подготовить ребенка к освоению чтения?

Данная консультация знакомит родителей с правилами обучения детей навыкам чтения....

Консультация для родителей: "Определение готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение".

Чем лучше ребенок готов к поступлению в детский сад, тем легче будет проходить его адаптация....

Консультация для педагогов на тему: "Советы логопеда по обучению чтению и письму".

В статье описаны советы, которые помогут педагогам и родителям избежать ошибок при обучении чтении и письму....

Консультация для родителей "Домашние обязанности шестилетнего ребенка"

Чем может помочь ребенок по дому родителям в 6 лет....

Буклет "Игры и упражнения для подготовки к освоению чтения и письма".

Из буклета Вы узнаете что необходимо уметь ребёнку для успешного освоения чтения и письма и какие игры и упражнения в этом помогут....