Рабочая программа курса «Обучение чтению и подготовка руки к письму»
рабочая программа (подготовительная группа)

Серебрякова Елена Борисовна

Дополнительная образовательная программа подготовки к обучению чтению и подковке руки к письму имеет культурологическую направленность и составлена на основе государственной программы «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте», предлагаемой Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой для дошкольной подготовки, в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_pismo.docx58.22 КБ
Файл rabochaya_programma_pismo.docx58.22 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО:                                                    УТВЕРЖДАЮ:

На Педагогическом совете                           Заведующая МАДОУ ЦРР д/с №19

Протокол № ________ «  2021г.                     В.А.Полеенко_________________

   

        

Рабочая программа курса «Обучение чтению и подготовка руки к письму»

2021-2022 уч.год

Срок реализации - 1 год.

                                                                       Автор-составитель: воспитатель                                                                                                                                                                  

                                                                                                                                       Серебрякова Е.Б.

Пояснительная записка

к программе курса «Обучение чтению и подготовка руки к письму»

Дополнительная образовательная программа подготовки к обучению чтению и подковке руки к письму имеет культурологическую направленность и составлена на основе государственной программы «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте», предлагаемой Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой для дошкольной подготовки, в соответствии с требованиями:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 29. 08. 2013 г. № 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  • Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020.
  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07. 2014 г. № 41 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.

Программа отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задачи интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.

Основной целью обучения по данной программе является подготовка кисти руки ребенка к письму. Учебный материал позволяет усвоить зрительный образ каждой печатной буквы, различать похожие буквы и не смешивать их, развивает умения слого-звукового анализа и слогового чтения, внимание, память, воображение ребенка. Основными в системе работы по подготовке к письму являются два упражнения – обведение по контуру и штриховка в разных направлениях. Работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи.

Для речевого развития старших дошкольников характерен богатый словарь, который продолжает расширяться, в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (использовать в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводными и заключительным предложением).

Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Особое внимание уделено развитию фонематического слуха и правильному звукопроизношению.

Занятия строятся в занимательной игровой форме, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, дифференцировать понятия «звук» и «буква», с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Таким образом, формируется и развивается творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность совершенствования речи.

Главная ценность программы курса подготовки к обучению письму «По дороге к Азбуке» в том, что она отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.

Задачи: 

  1. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
  2. Развитие умений говорения и слушания, формирование опыта чтения слогов;
  3. Развитие мелкой моторики руки.
  4. Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления.
  5. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей;
  6. Формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования.
  7. Обучение звуко-слоговому анализу слов.
  8. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
  9.  Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом образования. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

Основной формой занятий являются занятия с малокомплектной группой детей.

Занятия проводятся в игровой форме, которое является обязательным для занятий с дошкольниками. Вместе с тем, широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.

В соответствии с поставленными задачами определены следующие принципы обучения:

 • принцип коммуникативной направленности, выдвигающий мысль о том, что овладеть каким-либо видом речевой деятельности можно лишь выполняя этот вид деятельности, т.е. научиться говорить - говоря, слушать - слушая, читать - читая, писать - выполняя письменные задания; 5 •

 принцип интеграции, заключающийся в том, что в процессе обучения какому-либо одному аспекту или виду речевой деятельности мы задействуем (интегрируем) и формируем все остальные аспекты и виды деятельности;

• принцип дифференциации, определяющийся тем, что при формировании каждого отдельно взятого вида деятельности и аспекта языка мы используем особые технологии, построенные с учетом специфических механизмов, лежащих в основе формирования каждого отдельного языкового и речевого навыка;

• принцип коллективно-индивидуального взаимодействия;

• принцип игровой основы обучения. Необходимо также учитывать психологию возрастной категории детей, опираясь на принцип коммуникативности, функциональности мышления детей. На основе данного принципа в программе подобраны темы занятий, совпадающие с интересами детей данной возрастной группы, что способствует более раннему осознанию ими социальных процессов и подключению личности к этим процессам. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжает развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, совершенствуется грамматический строй речи. Содержание программы, учебные и дополнительные материалы программы призваны:  способствовать дальнейшему развитию способностей личности ребенка: мышления, памяти, внимания, восприятия, языковой догадки, эрудиции, дисциплины; ¬развивать его речевые способности;  развивать мотивацию, волю и активность детей; приучать дошкольников к коллективной и самостоятельной работе;  развивать любознательность, артистизм и др.

Основными в системе работы по подготовке к письму являются два упражнения – обведение по контуру и штриховка в разных направлениях, а работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи.

Обучаясь по данной программе, у учащихся развивается мелкая моторика рук, совершенствоваться звуко – слоговой анализ слов и развитие речи.

Дополнительная образовательная программа подготовки к обучению письму «По дороге к Азбуке» имеет культурологическую направленность

При обучении используются следующе технологии: технология развивающего обучения; технология индивидуализации обучения; личностно-ориентированная технология; компетентностного и деятельностного подхода.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является, именно, развитие культурологической направленности и развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.

Принципы отбора содержания

- принцип гармонического воспитания личности;

- принцип постепенности и последовательности

- принцип успешности;

- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

- принцип творческого развития;

- принцип доступности;

- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;

- принцип индивидуального подхода;

- принцип практической направленности.

При реализации программы используются следующие формы и методы:

Основные методы обучения:

  • беседа;
  • игра;
  • практическая работа;
  • коллективные, парные и индивидуальные исследования.
  • проблемно-ситуационные методы обучения

Возраст детей, обучающихся по программе курса «Обучение чтению и подготовка руки к письму» составляет 5,5 – 6,5 лет.

Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая социальная ситуация развития, ведущей деятельностью становится игра, во время которой дошкольники овладевают другие виды деятельности, возникают важные новообразования в психической и личностной сферах, происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка, формируется готовность к обучению в школе.

Набор на занятия по программе курса «Обучение чтению и подготовка руки к письму» проходит в соответствии с требованиями локальных актов МАДОУ ЦРР № 19 по предоставлению платных образовательных услуг.

Прогнозируемые результаты

В результате используемых форм и методов работы, используя заявленные принципы обучения, опираясь на знания психологических особенностей обучающихся дошкольного возраста, обучение по программе курса «По дороге к Азбуке» будет способствовать их развитию и формированию культурологической направленности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности с помощью воспитателя.

-проговаривать последовательность действий.

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

-учиться работать по предложенному воспитателем плану.

-учиться отличать верно, выполненное задание, от неверного.

-учиться совместно с воспитателем и другими  детьми давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью воспитателя.

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя УМК «по дороге к Азбуке», свой жизненный опыт и информацию, полученную от воспитателя.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать различные звуки и предметы.

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять слоги, слова, предложения, тексты на основе рисунков, схем;

Коммуникативные УУД:

-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

лушать и понимать речь других.

-читать и пересказывать текст.

-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «По дороге к Азбуке» являются формирование следующих умений

-расширение кругозора дошкольников в области звуко – буквенного анализа слов;

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

Механизм оценивания прогнозируемых результатов

Основными механизмами оценивания прогнозирования результатов является тестирование (входной и итоговый контроль).

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы

Тестирование в игровой форме, с использованием игр: «допиши букву», «составь слово, предложение», «найди потерявшуюся букву» и т.д.

Организационно – педагогические условия реализации программы

Повышению эффективности образовательной деятельности изучения курса «Обучение чтению и подготовка руки к письму» способствуют организационные условия проведения данных занятий. А именно:

  • светлый и просторный класс;
  • стулья и парты, соответствующие росту детей;
  • магниты;
  • стул и стол для педагога;
  • учебно-методический комплект авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Пособие по подготовке к обучению письму «Наши прописи» используется параллельно с пособием «По дороге к Азбуке» (ч. 3,4). Букварь Е.Косиновой.
  • использование мультимедийных средств обучения, что способствует повышению интереса к занятиям, программа составлена на основе нормативно – правовых требований к обучению, с использованием современных научно – методических подходов к образованию и при соблюдении требований к социально - психологическим условиям организации учебно – воспитательного процесса;
  • небольшая наполняемость групп (до  8 человек).

Количество часов по годам обучения

Программа данного курса рассчитана на один год обучения (2 час в неделю).

Общее количество часов, отведённых на реализацию Программы

Программа рассчитана на 64 часа

                                               

                                                        Учебный план

обучения курса «обучение чтению и подготовка руки к письму)

Наименование разделов, тем

Количество часов

1

Лексическая и грамматическая работа        

12

2

Развитие связной речи

5

3

Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха

20

4

Обучение звуко-слоговому анализу

7

5

Работа по развитию мелкой моторики руки

20

Итого:

        64

Дни недели

Часы занятий кружка

     Время проведения

занятий кружка

Понедельник

Вторник

Среда

1                1

15 00                15-00

Четверг

Пятница

11                1

15155           15-00

       

                               

                          Учебно-тематическое планирование курса

«Обучение чтению и подготовка руки к письму»

    №

    п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Звуки и буквы. Дифференциация понятий «звук» и «буква».

2

2

Звуки, их условное обозначение. Ориентировка в тетради по письму.

2

3

Звук [А], буква А. Штриховка. (письмо)

2

4

Звук [О], буква О. Обведение буквы по контуру (письмо)

2

5

Звук [Э], буква Э. Штриховка. (письмо)

2

6

Звук [И], буква И. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров.

2

7

Звук [Ы], буква Ы. Штриховка, раскраска заданных контуров

2

8

Звуки [И], [Ы]. Буквы Ы, И, А, О, Э. Выделение в слове гласных звуков

2

9

Звук [У], буква У. Развитие мелкой моторики рук. Гласные звуки и буквы. Буквы Ы, И, А, О, Э. Выделение звука в начале, конце и середине слова.

2

10

Звук [М], буква М. Классификация звуков: согласные и гласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Звук [М'].

2

11

Звуки [Н], [Н']. Буква Н. Штриховка в разных направлениях. Буквы Н, М. Употребление новых слов в речи.

2

12

Звук [П], буква П. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров.Звук [П']. Буквы П, Н, М, гласные буквы. Ответы на вопросы, диалог.

2

13

Звуки [Т], [Т']. Буква Т. Обведение по контуру. Гласные и согласные звуки и буквы. Буквы Т, П, Н, М.

2

14

Звуки [К], [К']. Буквы К, Т. Штриховка в разных направлениях. Слоги с буквами К, Т. Обведение по контуру.

2

15

Звуки [Х], [Х']. Буквы Х, К, Н, Т, П, М. Развитие связной речи, диалог. Буквы Х, К, Н, Т, П, М. Звуковой анализ состава слогов и слов.

2

16

Звуки [К] - [Х], [К'] - [Х']. Слоги с буквами К, Х, звуковой анализ.

2

17

Звуки [Ф], [Ф']. Буква Ф. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров. Слоги с буквой Ф. Конструирование словосочетаний и предложений.

2

18

Звук [Й']. Буквы Й и И. Штриховка в разных направлениях.

2

19

Звук [Й'О]. Буква Ё. Обведение и раскраска заданных контуров. Звук [Й'У]. Буква Ю. Развитие мелкой моторики руки.

2

20

Звук [Й'А]. Буква Я. Конструирование словосочетаний и предложений. Звук [Й'Э]. Буква Е. Обведение и раскраска заданных контуров.

2

21

Звуки [Й'Э], [Й'О], [Й'У], [Й'А]. Буквы Е, Ё, Ю, Я.

2

22

Звук [Л]. Буква Л. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров. Звуки [Л] - [Й']. Слоги и слова с изученными буквами, звуковой анализ.

2

23

Звуки [В], [В']. Буква В. Штриховка в разных направлениях. Звонкие и глухие согласные звуки [В] - [Ф], [В'] - [Ф']. Буквы В, Ф.

2

24

Звук [Ч']. Буква Ч. Обведение по контуру, штриховка. Звук [Щ']. Буква Щ. Обведение по контуру.

2

25

Звуки [Ч'] -[Щ']. Звуковой анализ состава слогов и слов.

2

26

Звуки [Б], [Б']. Буква Б. Обведение и раскраска заданных контуров. Звуки [Б] - [П], [Б'] - [П']. Буквы Б, П. Развитие мелкой моторики руки.

2

27

Звуки [Д], [Д']. Буква Д. Штриховка в разных направлениях. Звуки [Д] - [Т], [Д'] - [Т']. Буквы Д, Т.

2

28

Звук [С]. Буква С. Упражнение для развития мелкой моторики руки. Звук [С']. Буквы С, Э, О. Обогащение словарного запаса детей. Звук [Ц]. Буква Ц. Штриховка в разных направлениях. Звуки [Ц] - [С] - [Ч']. Буквы Ч, Щ, С. Развитие мелкой моторики руки.

2

29

Звуки [Г], [Г']. Буква Г. Обведение и раскраска заданных контуров. Звуки [Г] - [К], [Г'] - [К']. Буквы Г, К. Развитие мелкой моторики руки.

2

30

Звук [З]. Буква З. Штриховка в разных направлениях. Звук [З']. Звуковой анализ состава слогов и слов с изученными буквами

2

31

Свистящие согласные звуки [З] - [С], [З'] - [С']. Буквы З, С, В.

2

32

Звук [Ш]. Буква Ш. Конструирование словосочетаний и предложений. Звуки [Ш] - [С] - [Щ']. Буквы Ш, Щ, С, Ц. Обведение по контуру.

2

33

Звук [Ж]. Буква Ж. Упражнение для развития мелкой моторики руки. Шипящие согласные звуки [Ж] - [З] - [Ш].Буквы Ж, Ш, З. Диалог.

2

34

Звуки [Р], [Р']. Буква Р. Развитие мелкой моторики руки. Буквы Р, Я. Упражнение для развития мелкой моторики руки.

2

Итого:

64

Содержание программы курса «Обучение чтению и подготовка   письму»

  1. Лексическая и грамматическая работа (12 часов):

- обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;

- употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).

2. Развитие связной речи (5 часов):

- ответы на вопросы, участие в диалоге;

- подробный пересказ текста по зрительной опоре; составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.

3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха (20 часов):

- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

4. Обучение звуко-слоговому анализу (7часа):

- звуковой анализ состава слогов и слов;

- дифференциация понятий «звук» и «буква»;

- соотнесение букв и звуков.

5. Работа по развитию мелкой моторики руки (20 часов) - штриховка, обведение по контуру.

В результате работы по программе курса дети должны:

- конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;

- отвечать на вопросы педагога;

- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

- выделять звук в начале слова;

- различать звуки и буквы;

- узнавать и называть буквы русского алфавита;

- соединять звуки в слоги.

Методическое обеспечение

Основные формы обучения:

групповая, парная, индивидуальная.

Основные методы обучения:

  • беседа;
  • игра;
  • практическая работа;
  • коллективные, парные и индивидуальные исследования.
  • проблемно-ситуационные методы обучения

Оценочные материалы

Методика «Домик» (Н. И. Гуткина) представляет собой задание на срисовывание картинки с изображением дома, отдельные детали которого состоят из элементов прописных букв. Методика рассчитана на детей в возрасте 5–10 лет и может использоваться для определения готовности ребёнка к школе.

Цель исследования: определить способность ребёнка к копированию сложного образца.

Задание позволяет выявить умение ребёнка ориентироваться по образцу, точно его копировать, определить особенности развития непроизвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.

Материалы: образец рисунка, лист бумаги, карандаш.

Ход исследования

Перед выполнением задания ребёнку даётся инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. Нарисуй на этом листе точно такую же картинку, как здесь (перед малышом кладётся лист с изображением дома). Не спеши, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно таким же, как на образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай резинкой (проследить, чтобы у ребёнка не было резинки). Нужно поверх неправильного рисунка или возле него нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

По ходу выполнения задания необходимо зафиксировать:

1. Какой рукой рисует ребёнок (правой или левой).

2. Как он работает с образцом: как часто смотрит на него, проводит ли над рисунком-образцом линии, повторяющие контуры картинки, сравнивает ли нарисованное с образцом или рисует по памяти.

3. Быстро или медленно проводит линии.

4. Отвлекается ли во время работы.

5. Высказывания и вопросы во время рисования.

6. Сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.

Когда ребёнок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, всё ли у него правильно. Если он увидит неточности в своём рисунке, то может их исправить, но это должно быть зафиксировано экспериментатором.

Обработка и анализ результатов

Обработка экспериментального материала проводится методом подсчёта баллов, которые начисляются за ошибки. Ошибки бывают такими.

1. Отсутствие любой детали картины (4 балла). На рисунке может отсутствовать забор (одна или две половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основу дома.

2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь).

3. Неправильно изображён элемент рисунка (3 балла). Неправильно могут быть изображены кольца дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Причём если неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая (левая) часть забора, то 2 балла начисляется не за каждую неправильную палочку, а за всю правую (левую) часть забора в целом. То же касается и колец дыма, выходящих из трубы, и штриховки на крыше дома: 2 балла начисляется не за каждое неправильное кольцо, а за весь неправильно скопированный дым; не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку крыши в целом.

Правая и левая части забора оцениваются отдельно: так, если неправильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибок (или наоборот), то ребёнок получает за нарисованный забор 2 балла; если же допущены ошибки и в правой, и в левой части, то 4 балла (за каждую часть по 2 балла). Если часть правого (левого) бока забора скопированы правильно, а часть неправильно, то за этот бок забора начисляется 1 балл; то же касается и колец дыма, и штриховки на крыше: если только одна часть колец дыма срисована правильно, то дым оценивается в 1 балл; если только одна часть штриховки на крыше воспроизведена правильно, то вся штриховка оценивается в 1 балл. Неправильно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается ошибкой, то есть не важно, сколько будет палочек на заборе, колец дыма или линий в штриховке крыши.

4. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл). К ошибкам этого вида относятся: расположение забора не на общей с основой дома линии, а выше её, дом как будто висит в воздухе или ниже линии основы дома; смещение трубы к левому краю крыши; существенное смещение окна в любую сторону от центра; расположение дыма более чем на 30° отклонения от горизонтальной линии; основа крыши по размеру соответствует основе дома, а не превышает её (на образце крыша нависает над домом).

5. Отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления (1 балл): вертикальных и горизонтальных линий, из которых состоит дом и крыша; палочек забора; изменение угла наклона боковых линий крыши (расположение их под прямым или тупым углом к основе крыши вместо острого); отклонение линии основы забора более чем на 30° от горизонтальной линии.

6. Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв). В том случае если линии штриховки на крыше не доходят до линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неправильную линию штриховки.

7. Линии налезают друг на друга (1 балл за каждое налезание). В случае если линии штриховки на крыше залезают за линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неправильную линию штриховки.

Хорошее выполнение рисунка оценивается в «0» баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше суммарная оценка. Однако при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст ребёнка. Пятилетние дети почти не получают оценки «0» из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию.

При анализе детского рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные или «косматые» линии могут свидетельствовать о состоянии тревожности ребёнка. Но вывод о тревожности ни в коем случае нельзя делать лишь на основании этого рисунка. Подозрения необходимо проверить специальными методиками по определению тревожности.

Методику «Домик» можно проводить как индивидуально, так и в небольших группах.

Результат выполнения методики в баллах определяется не столько для сравнения одного ребёнка с другим, сколько для отслеживания изменений в сенсомоторном развитии одного и того же ребёнка на разных этапах подготовки детей к школе по изучению курса «Обучение чтению и подготовка руки к письму

                                        Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

3. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 29. 08. 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

4. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 14.08.2013 г. № 1145 «Об утверждении порядка приёма на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств»

5.Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020.

6.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07. 2014 г. № 41 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.

7.Учебно-методический комплект авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной «Наши прописи» (ч.1,2). Пособие по подготовке к обучению письму «Наши прописи» используется параллельно с пособием «По дороге к Азбуке» (ч. 3,4).




Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО:                                                    УТВЕРЖДАЮ:

На Педагогическом совете                           Заведующая МАДОУ ЦРР д/с №19

Протокол № ________ «  2021г.                     В.А.Полеенко_________________

   

        

Рабочая программа курса «Обучение чтению и подготовка руки к письму»

2021-2022 уч.год

Срок реализации - 1 год.

                                                                       Автор-составитель: воспитатель                                                                                                                                                                  

                                                                                                                                       Серебрякова Е.Б.

Пояснительная записка

к программе курса «Обучение чтению и подготовка руки к письму»

Дополнительная образовательная программа подготовки к обучению чтению и подковке руки к письму имеет культурологическую направленность и составлена на основе государственной программы «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте», предлагаемой Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой для дошкольной подготовки, в соответствии с требованиями:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 29. 08. 2013 г. № 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  • Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020.
  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07. 2014 г. № 41 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.

Программа отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задачи интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.

Основной целью обучения по данной программе является подготовка кисти руки ребенка к письму. Учебный материал позволяет усвоить зрительный образ каждой печатной буквы, различать похожие буквы и не смешивать их, развивает умения слого-звукового анализа и слогового чтения, внимание, память, воображение ребенка. Основными в системе работы по подготовке к письму являются два упражнения – обведение по контуру и штриховка в разных направлениях. Работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи.

Для речевого развития старших дошкольников характерен богатый словарь, который продолжает расширяться, в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (использовать в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводными и заключительным предложением).

Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Особое внимание уделено развитию фонематического слуха и правильному звукопроизношению.

Занятия строятся в занимательной игровой форме, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, дифференцировать понятия «звук» и «буква», с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Таким образом, формируется и развивается творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность совершенствования речи.

Главная ценность программы курса подготовки к обучению письму «По дороге к Азбуке» в том, что она отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.

Задачи: 

  1. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
  2. Развитие умений говорения и слушания, формирование опыта чтения слогов;
  3. Развитие мелкой моторики руки.
  4. Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления.
  5. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей;
  6. Формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования.
  7. Обучение звуко-слоговому анализу слов.
  8. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
  9.  Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом образования. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

Основной формой занятий являются занятия с малокомплектной группой детей.

Занятия проводятся в игровой форме, которое является обязательным для занятий с дошкольниками. Вместе с тем, широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.

В соответствии с поставленными задачами определены следующие принципы обучения:

 • принцип коммуникативной направленности, выдвигающий мысль о том, что овладеть каким-либо видом речевой деятельности можно лишь выполняя этот вид деятельности, т.е. научиться говорить - говоря, слушать - слушая, читать - читая, писать - выполняя письменные задания; 5 •

 принцип интеграции, заключающийся в том, что в процессе обучения какому-либо одному аспекту или виду речевой деятельности мы задействуем (интегрируем) и формируем все остальные аспекты и виды деятельности;

• принцип дифференциации, определяющийся тем, что при формировании каждого отдельно взятого вида деятельности и аспекта языка мы используем особые технологии, построенные с учетом специфических механизмов, лежащих в основе формирования каждого отдельного языкового и речевого навыка;

• принцип коллективно-индивидуального взаимодействия;

• принцип игровой основы обучения. Необходимо также учитывать психологию возрастной категории детей, опираясь на принцип коммуникативности, функциональности мышления детей. На основе данного принципа в программе подобраны темы занятий, совпадающие с интересами детей данной возрастной группы, что способствует более раннему осознанию ими социальных процессов и подключению личности к этим процессам. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжает развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, совершенствуется грамматический строй речи. Содержание программы, учебные и дополнительные материалы программы призваны:  способствовать дальнейшему развитию способностей личности ребенка: мышления, памяти, внимания, восприятия, языковой догадки, эрудиции, дисциплины; ¬развивать его речевые способности;  развивать мотивацию, волю и активность детей; приучать дошкольников к коллективной и самостоятельной работе;  развивать любознательность, артистизм и др.

Основными в системе работы по подготовке к письму являются два упражнения – обведение по контуру и штриховка в разных направлениях, а работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи.

Обучаясь по данной программе, у учащихся развивается мелкая моторика рук, совершенствоваться звуко – слоговой анализ слов и развитие речи.

Дополнительная образовательная программа подготовки к обучению письму «По дороге к Азбуке» имеет культурологическую направленность

При обучении используются следующе технологии: технология развивающего обучения; технология индивидуализации обучения; личностно-ориентированная технология; компетентностного и деятельностного подхода.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является, именно, развитие культурологической направленности и развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.

Принципы отбора содержания

- принцип гармонического воспитания личности;

- принцип постепенности и последовательности

- принцип успешности;

- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

- принцип творческого развития;

- принцип доступности;

- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;

- принцип индивидуального подхода;

- принцип практической направленности.

При реализации программы используются следующие формы и методы:

Основные методы обучения:

  • беседа;
  • игра;
  • практическая работа;
  • коллективные, парные и индивидуальные исследования.
  • проблемно-ситуационные методы обучения

Возраст детей, обучающихся по программе курса «Обучение чтению и подготовка руки к письму» составляет 5,5 – 6,5 лет.

Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая социальная ситуация развития, ведущей деятельностью становится игра, во время которой дошкольники овладевают другие виды деятельности, возникают важные новообразования в психической и личностной сферах, происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка, формируется готовность к обучению в школе.

Набор на занятия по программе курса «Обучение чтению и подготовка руки к письму» проходит в соответствии с требованиями локальных актов МАДОУ ЦРР № 19 по предоставлению платных образовательных услуг.

Прогнозируемые результаты

В результате используемых форм и методов работы, используя заявленные принципы обучения, опираясь на знания психологических особенностей обучающихся дошкольного возраста, обучение по программе курса «По дороге к Азбуке» будет способствовать их развитию и формированию культурологической направленности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности с помощью воспитателя.

-проговаривать последовательность действий.

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

-учиться работать по предложенному воспитателем плану.

-учиться отличать верно, выполненное задание, от неверного.

-учиться совместно с воспитателем и другими  детьми давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью воспитателя.

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя УМК «по дороге к Азбуке», свой жизненный опыт и информацию, полученную от воспитателя.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать различные звуки и предметы.

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять слоги, слова, предложения, тексты на основе рисунков, схем;

Коммуникативные УУД:

-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

лушать и понимать речь других.

-читать и пересказывать текст.

-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «По дороге к Азбуке» являются формирование следующих умений

-расширение кругозора дошкольников в области звуко – буквенного анализа слов;

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

Механизм оценивания прогнозируемых результатов

Основными механизмами оценивания прогнозирования результатов является тестирование (входной и итоговый контроль).

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы

Тестирование в игровой форме, с использованием игр: «допиши букву», «составь слово, предложение», «найди потерявшуюся букву» и т.д.

Организационно – педагогические условия реализации программы

Повышению эффективности образовательной деятельности изучения курса «Обучение чтению и подготовка руки к письму» способствуют организационные условия проведения данных занятий. А именно:

  • светлый и просторный класс;
  • стулья и парты, соответствующие росту детей;
  • магниты;
  • стул и стол для педагога;
  • учебно-методический комплект авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Пособие по подготовке к обучению письму «Наши прописи» используется параллельно с пособием «По дороге к Азбуке» (ч. 3,4). Букварь Е.Косиновой.
  • использование мультимедийных средств обучения, что способствует повышению интереса к занятиям, программа составлена на основе нормативно – правовых требований к обучению, с использованием современных научно – методических подходов к образованию и при соблюдении требований к социально - психологическим условиям организации учебно – воспитательного процесса;
  • небольшая наполняемость групп (до  8 человек).

Количество часов по годам обучения

Программа данного курса рассчитана на один год обучения (2 час в неделю).

Общее количество часов, отведённых на реализацию Программы

Программа рассчитана на 64 часа

                                               

                                                        Учебный план

обучения курса «обучение чтению и подготовка руки к письму)

Наименование разделов, тем

Количество часов

1

Лексическая и грамматическая работа        

12

2

Развитие связной речи

5

3

Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха

20

4

Обучение звуко-слоговому анализу

7

5

Работа по развитию мелкой моторики руки

20

Итого:

        64

Дни недели

Часы занятий кружка

     Время проведения

занятий кружка

Понедельник

Вторник

Среда

1                1

15 00                15-00

Четверг

Пятница

11                1

15155           15-00

       

                               

                          Учебно-тематическое планирование курса

«Обучение чтению и подготовка руки к письму»

    №

    п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Звуки и буквы. Дифференциация понятий «звук» и «буква».

2

2

Звуки, их условное обозначение. Ориентировка в тетради по письму.

2

3

Звук [А], буква А. Штриховка. (письмо)

2

4

Звук [О], буква О. Обведение буквы по контуру (письмо)

2

5

Звук [Э], буква Э. Штриховка. (письмо)

2

6

Звук [И], буква И. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров.

2

7

Звук [Ы], буква Ы. Штриховка, раскраска заданных контуров

2

8

Звуки [И], [Ы]. Буквы Ы, И, А, О, Э. Выделение в слове гласных звуков

2

9

Звук [У], буква У. Развитие мелкой моторики рук. Гласные звуки и буквы. Буквы Ы, И, А, О, Э. Выделение звука в начале, конце и середине слова.

2

10

Звук [М], буква М. Классификация звуков: согласные и гласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Звук [М'].

2

11

Звуки [Н], [Н']. Буква Н. Штриховка в разных направлениях. Буквы Н, М. Употребление новых слов в речи.

2

12

Звук [П], буква П. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров.Звук [П']. Буквы П, Н, М, гласные буквы. Ответы на вопросы, диалог.

2

13

Звуки [Т], [Т']. Буква Т. Обведение по контуру. Гласные и согласные звуки и буквы. Буквы Т, П, Н, М.

2

14

Звуки [К], [К']. Буквы К, Т. Штриховка в разных направлениях. Слоги с буквами К, Т. Обведение по контуру.

2

15

Звуки [Х], [Х']. Буквы Х, К, Н, Т, П, М. Развитие связной речи, диалог. Буквы Х, К, Н, Т, П, М. Звуковой анализ состава слогов и слов.

2

16

Звуки [К] - [Х], [К'] - [Х']. Слоги с буквами К, Х, звуковой анализ.

2

17

Звуки [Ф], [Ф']. Буква Ф. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров. Слоги с буквой Ф. Конструирование словосочетаний и предложений.

2

18

Звук [Й']. Буквы Й и И. Штриховка в разных направлениях.

2

19

Звук [Й'О]. Буква Ё. Обведение и раскраска заданных контуров. Звук [Й'У]. Буква Ю. Развитие мелкой моторики руки.

2

20

Звук [Й'А]. Буква Я. Конструирование словосочетаний и предложений. Звук [Й'Э]. Буква Е. Обведение и раскраска заданных контуров.

2

21

Звуки [Й'Э], [Й'О], [Й'У], [Й'А]. Буквы Е, Ё, Ю, Я.

2

22

Звук [Л]. Буква Л. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров. Звуки [Л] - [Й']. Слоги и слова с изученными буквами, звуковой анализ.

2

23

Звуки [В], [В']. Буква В. Штриховка в разных направлениях. Звонкие и глухие согласные звуки [В] - [Ф], [В'] - [Ф']. Буквы В, Ф.

2

24

Звук [Ч']. Буква Ч. Обведение по контуру, штриховка. Звук [Щ']. Буква Щ. Обведение по контуру.

2

25

Звуки [Ч'] -[Щ']. Звуковой анализ состава слогов и слов.

2

26

Звуки [Б], [Б']. Буква Б. Обведение и раскраска заданных контуров. Звуки [Б] - [П], [Б'] - [П']. Буквы Б, П. Развитие мелкой моторики руки.

2

27

Звуки [Д], [Д']. Буква Д. Штриховка в разных направлениях. Звуки [Д] - [Т], [Д'] - [Т']. Буквы Д, Т.

2

28

Звук [С]. Буква С. Упражнение для развития мелкой моторики руки. Звук [С']. Буквы С, Э, О. Обогащение словарного запаса детей. Звук [Ц]. Буква Ц. Штриховка в разных направлениях. Звуки [Ц] - [С] - [Ч']. Буквы Ч, Щ, С. Развитие мелкой моторики руки.

2

29

Звуки [Г], [Г']. Буква Г. Обведение и раскраска заданных контуров. Звуки [Г] - [К], [Г'] - [К']. Буквы Г, К. Развитие мелкой моторики руки.

2

30

Звук [З]. Буква З. Штриховка в разных направлениях. Звук [З']. Звуковой анализ состава слогов и слов с изученными буквами

2

31

Свистящие согласные звуки [З] - [С], [З'] - [С']. Буквы З, С, В.

2

32

Звук [Ш]. Буква Ш. Конструирование словосочетаний и предложений. Звуки [Ш] - [С] - [Щ']. Буквы Ш, Щ, С, Ц. Обведение по контуру.

2

33

Звук [Ж]. Буква Ж. Упражнение для развития мелкой моторики руки. Шипящие согласные звуки [Ж] - [З] - [Ш].Буквы Ж, Ш, З. Диалог.

2

34

Звуки [Р], [Р']. Буква Р. Развитие мелкой моторики руки. Буквы Р, Я. Упражнение для развития мелкой моторики руки.

2

Итого:

64

Содержание программы курса «Обучение чтению и подготовка   письму»

  1. Лексическая и грамматическая работа (12 часов):

- обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;

- употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).

2. Развитие связной речи (5 часов):

- ответы на вопросы, участие в диалоге;

- подробный пересказ текста по зрительной опоре; составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.

3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха (20 часов):

- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

4. Обучение звуко-слоговому анализу (7часа):

- звуковой анализ состава слогов и слов;

- дифференциация понятий «звук» и «буква»;

- соотнесение букв и звуков.

5. Работа по развитию мелкой моторики руки (20 часов) - штриховка, обведение по контуру.

В результате работы по программе курса дети должны:

- конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;

- отвечать на вопросы педагога;

- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

- выделять звук в начале слова;

- различать звуки и буквы;

- узнавать и называть буквы русского алфавита;

- соединять звуки в слоги.

Методическое обеспечение

Основные формы обучения:

групповая, парная, индивидуальная.

Основные методы обучения:

  • беседа;
  • игра;
  • практическая работа;
  • коллективные, парные и индивидуальные исследования.
  • проблемно-ситуационные методы обучения

Оценочные материалы

Методика «Домик» (Н. И. Гуткина) представляет собой задание на срисовывание картинки с изображением дома, отдельные детали которого состоят из элементов прописных букв. Методика рассчитана на детей в возрасте 5–10 лет и может использоваться для определения готовности ребёнка к школе.

Цель исследования: определить способность ребёнка к копированию сложного образца.

Задание позволяет выявить умение ребёнка ориентироваться по образцу, точно его копировать, определить особенности развития непроизвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.

Материалы: образец рисунка, лист бумаги, карандаш.

Ход исследования

Перед выполнением задания ребёнку даётся инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. Нарисуй на этом листе точно такую же картинку, как здесь (перед малышом кладётся лист с изображением дома). Не спеши, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно таким же, как на образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай резинкой (проследить, чтобы у ребёнка не было резинки). Нужно поверх неправильного рисунка или возле него нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

По ходу выполнения задания необходимо зафиксировать:

1. Какой рукой рисует ребёнок (правой или левой).

2. Как он работает с образцом: как часто смотрит на него, проводит ли над рисунком-образцом линии, повторяющие контуры картинки, сравнивает ли нарисованное с образцом или рисует по памяти.

3. Быстро или медленно проводит линии.

4. Отвлекается ли во время работы.

5. Высказывания и вопросы во время рисования.

6. Сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.

Когда ребёнок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, всё ли у него правильно. Если он увидит неточности в своём рисунке, то может их исправить, но это должно быть зафиксировано экспериментатором.

Обработка и анализ результатов

Обработка экспериментального материала проводится методом подсчёта баллов, которые начисляются за ошибки. Ошибки бывают такими.

1. Отсутствие любой детали картины (4 балла). На рисунке может отсутствовать забор (одна или две половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основу дома.

2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь).

3. Неправильно изображён элемент рисунка (3 балла). Неправильно могут быть изображены кольца дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Причём если неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая (левая) часть забора, то 2 балла начисляется не за каждую неправильную палочку, а за всю правую (левую) часть забора в целом. То же касается и колец дыма, выходящих из трубы, и штриховки на крыше дома: 2 балла начисляется не за каждое неправильное кольцо, а за весь неправильно скопированный дым; не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку крыши в целом.

Правая и левая части забора оцениваются отдельно: так, если неправильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибок (или наоборот), то ребёнок получает за нарисованный забор 2 балла; если же допущены ошибки и в правой, и в левой части, то 4 балла (за каждую часть по 2 балла). Если часть правого (левого) бока забора скопированы правильно, а часть неправильно, то за этот бок забора начисляется 1 балл; то же касается и колец дыма, и штриховки на крыше: если только одна часть колец дыма срисована правильно, то дым оценивается в 1 балл; если только одна часть штриховки на крыше воспроизведена правильно, то вся штриховка оценивается в 1 балл. Неправильно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается ошибкой, то есть не важно, сколько будет палочек на заборе, колец дыма или линий в штриховке крыши.

4. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл). К ошибкам этого вида относятся: расположение забора не на общей с основой дома линии, а выше её, дом как будто висит в воздухе или ниже линии основы дома; смещение трубы к левому краю крыши; существенное смещение окна в любую сторону от центра; расположение дыма более чем на 30° отклонения от горизонтальной линии; основа крыши по размеру соответствует основе дома, а не превышает её (на образце крыша нависает над домом).

5. Отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления (1 балл): вертикальных и горизонтальных линий, из которых состоит дом и крыша; палочек забора; изменение угла наклона боковых линий крыши (расположение их под прямым или тупым углом к основе крыши вместо острого); отклонение линии основы забора более чем на 30° от горизонтальной линии.

6. Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв). В том случае если линии штриховки на крыше не доходят до линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неправильную линию штриховки.

7. Линии налезают друг на друга (1 балл за каждое налезание). В случае если линии штриховки на крыше залезают за линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неправильную линию штриховки.

Хорошее выполнение рисунка оценивается в «0» баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше суммарная оценка. Однако при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст ребёнка. Пятилетние дети почти не получают оценки «0» из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию.

При анализе детского рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные или «косматые» линии могут свидетельствовать о состоянии тревожности ребёнка. Но вывод о тревожности ни в коем случае нельзя делать лишь на основании этого рисунка. Подозрения необходимо проверить специальными методиками по определению тревожности.

Методику «Домик» можно проводить как индивидуально, так и в небольших группах.

Результат выполнения методики в баллах определяется не столько для сравнения одного ребёнка с другим, сколько для отслеживания изменений в сенсомоторном развитии одного и того же ребёнка на разных этапах подготовки детей к школе по изучению курса «Обучение чтению и подготовка руки к письму

                                        Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

3. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 29. 08. 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

4. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 14.08.2013 г. № 1145 «Об утверждении порядка приёма на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств»

5.Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020.

6.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07. 2014 г. № 41 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.

7.Учебно-методический комплект авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной «Наши прописи» (ч.1,2). Пособие по подготовке к обучению письму «Наши прописи» используется параллельно с пособием «По дороге к Азбуке» (ч. 3,4).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Обучение грамоте"

Рабочая программа курса "Обучение грамоте"...

Рабочая программа курса "Обучение грамоте"

Рабочая программа курса "Обучение грамоте"...

Рабочая программа по обучению чтению.

Программа рассчитана для детей 6-7 лет....

Рабочая программа по обучению старших дошкольников основам грамоты и письма “Весёлые звуки”

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...

Программа кружка «Веселые пальчики» по подготовке руки к письму у детей старшего дошкольного возраста

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в старше...

Проект по обучению грамоте и подготовке руки к письму в подготовительной группе «АБВГДейка»

В современных условиях система образования предъявляет высокие требования к выпускникам дошкольных учреждений. Дети с нарушениями звукопроизношения  к моменту поступления в школу, не достигают ну...

Рабочая программа курса "Обучение элементам грамоты"

Рабочая программа курса "Обучение элементам грамоты" Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи(общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовител...