Открытое занятие по теме:"Подготовка к обучению грамоте".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Федякина Марина Юрьевна

Закрепление звуков Ш, С, ,и букв С, Ш. Граматическая игра "Что мы видим на картинке".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Закрепление звуков Ш. , и букву ША.                                                                    Грамматическая игра «Что мы видим на картинки».

                                                                                                                                             Программное содержание: продолжать работу с предложением; закреплять умение выполнять графическую запись; упражнять в звуковом анализе слов; развивать умение составлять предложение с опорой на картинку; учить дополнять простые нераспространенные предложения.

Материал: предметные картинки: лиса, шарф, ландыш, кошка; картина «Покормим птиц»; таблички со слогами –Са -, -ша-, -шиш-, -ки-,   простые карандаши и листики каждому ребенку.           

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Вводная часть.

 --Ребята, сегодня мы с вами повторим звук «Ш.»  и букву ша, поупражняемся в разборе слов, закрепим умение выполнять графическую запись (схему) предложения. Но сначала, давайте расскажем все что, мы знаем уже о звуках.

-Какие звуки бывают? (гласные и согласные)

-Какие звуки называются гласными? (которые поются)

-Какие буквы называются согласными? (которые не поются)

Согласные звуки, какие бывают? (звонкие и глухие, твердые и мягкие).

2.Артикуляционная гимнастика.

-Ребята, а сейчас мы сделаем гимнастику для нашего язычка: повторим скороговорку четко и быстро.

        Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Дети повторяют хором 2-3 раза с ускорением темпа; затем 2-3 ребенка.

-Молодцы, ребята!

3. Определение места звука «Ш.» в словах.

А теперь мы поиграем в игру на внимание. Я буду вам показывать картинки, если будет изображен предмет со звуком «Ш.» - хлопайте в ладоши, если нет – тишина (кошка, шарф, лиса, ландыш).

-Ребята, давайте определим место звука «Ш.» в словах.

Произнесем вместе звук «Ш.».

-Звук «Ш.» - тихий; «ш-ш-ш» - песенка ветра. А еще так шипят гуси. Этот звук можно тянуть долго и произнести кратко Его нельзя произнести громко. И никогда этот звук не произносится мягко. Это согласный звук, шипящий.   В каких именах есть звук «Ш»? (Даша, Шура, Наташа, Маша).

А какие  «мягкие», «теплые» слова с этим звуком вы знаете? (шарф, шапка, шуба).

4.Звуковой анализ слова.

-Ребята, давайте слово Саша разделим на слоги (Са – ша).        

-Сколько слогов? (два).                                                                                                          – Назовите первый слог?  (-СА -)                                                                                 (выставляется карточка на доске – СА -).

-Назовите второй слог  (-ша-).

-Получилось слово: Саша (читаем хором).

-Сколько букв в слове?  (4).

-Сколько звуков? Назовите (4 звука).

-Сколько гласных звуков? (2).

-Сколько согласных звуков? (2).

Анализ каждого звука: с – согласный звук, глухой. твердый ; а - гласный звук; Ш. –согласный ,глухой, твердый; а- гласный.

-Скажем слово Саша с ударением.

-Какой слог ударный? (первый).

-Молодцы!

Физминутка.

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места:

Раз – присели, два привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали-

Ванькой встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

-А сейчас отгадайте загадку:

На высоких стройных елках

Дружно прячутся в иголках.

Любят белочка и клест.

Ими лакомится.

Прост мой вопрос для вас детишки:

-Что же едят они все? (шишки)

5.Звуковой анализ слова.

-Ребята, давайте слово шишки, разделим на слоги.

        (шиш - ки).

-Сколько слогов? (2)

-Назовите первый слог (-шиш -), состоит из трех букв.

(выставляется карточка на доске).

-Назовите второй слог (-Ки-).

(выставляется карточка рядом – Ки).

- Сколько букв в слове? (5).

- Сколько гласных звуков?                                                                                                  - Сколько звуков? (5).

- Сколько согласных звуков? (3).

Анализ каждого звука: ш - согласный, шипящий, глухой, твердый; и - гласный, мягкий; ш –твердый, согласный, глухой; к -согласный, глухой, мягкий; и- гласный, мягкий.

-Скажем слово шишки с ударением.

-Какой слог ударный? (первый).

-Молодцы!

6.Грамматическая игра «Что ты видишь на картине».

-Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Что мы видим на картине».

-Рассмотрим картину (на доске картина «Покормим птиц»).

-Я начну рассказ, а вы продолжите: Мальчик кормит.

Юля (Наташа), повтори предложение и добавь еще слово.

Мальчик кормит птиц.

Диана (Маша), повтори предложение и добавь еще слово.

Мальчик кормит птиц зерном.

Даша (Оксана), повтори предложение и добавь еще слово.

Мальчик кормит птиц зерном и хлебом.

-Молодцы!

7. Анализ предложения.                                                                                                                         – Ребята, теперь мы с вами разберем предложение «Мальчик кормит птиц». Повторим предложение хором и посчитаем, сколько слов  в предложении (три слова).

-Назовите первое слово. Второе. Третье.

8.Графическая запись предложения.

«Мальчик кормит птиц».

-На доске напишите схему предложения Диана.                                                     Ребенок: первое слово в предложении начинаем писать с большой палочки; первое слово – мальчик, второе – кормит, третье –птиц; в конце предложения ставим точку.

9.- Самостоятельная работа.

-Подвиньте к себе листочки, возьмите карандаши, сделаем запись схемы на своих листочках.

-Послушайте предложение и посчитайте, сколько в нем слов (тихонько).

        Поможем птицам зимой.

Дети самостоятельно делают запись на листочках.

-А теперь давайте проверим, правильно ли вы сделали.

Даша напиши схему на доске (дети проверяют у себя).

Итог.                                                                                                                                           – Ребята, что мы сегодня делали?

Дети: разбирали слова, определяли место звука в слове, дополняли предложения, записывали схему предложения.

-Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого просмотра НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Письмо от инопланетян»

Цели занятия:Закрепить усвоенные представления детей о единицах речи русского языка (предложение, слово, слог, звук);Совершенствовать действия звукового анализа слов и схематичного составления предлож...

Конспект открытого показа ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Знакомство со звуками З-Зь и буквой З».

В материале представлен конспект открытого показа организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Знакомство со звуками З-Зь и...

Конспект открытого показа ООД по подготовке к обучению грамоте на тему: «Путешествие в космос».

В данном материале представлен конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте на тему: "Путешествие в космос" для воспитанников дошкольной группы общер...

Фотоотчет по итогам проведения открытого показа ООД по подготовке к обучению грамоте на тему: «Путешествие в космос» для воспитанников дошкольной группы общеразвивающей направленности 7-го года жизни

В материале представлен фотоотчёт по итогам проведения организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте с воспитанниками дошкольной группы общеразвивающей направленности 7-...

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Осеннее путешествие»

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Осеннее путешествие"...

Конспект занятия по разделу "Подготовка к обучению грамоте" в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (нарушение зрения) на тему: Звуки М,М`. Бувка Мм.

Конспект занятия по разделу "Подготовка к обучению грамоте" в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (нарушение зрения) на тему: Звуки М,М`. Бувка Мм....