Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте по теме "Домашние животные" подготовительная к школе группа
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
В ходе занятия использованы различные дидактические игры и творческие задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_domashnie_zhivotnye.docx | 810.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте детей подготовительной к школе группы по теме «Домашние животные».
Цель: Обобщить и систематизировать у детей знания и представления о домашних животных.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье».
Программные задачи:
Обучающие:
Учить детей образовывать сложные слова.
Учить образовывать притяжательные прилагательные.
Закрепить и упрочнить знания детей о домашних животных (кошка, корова, собака, лошадь, поросенок, овца, кролик).
Закрепить знания детей о внешних признаках животных и их питании, место содержания, какую пользу они приносят.
Учить взаимодействовать со взрослыми и сверстниками при решении игровых задач: принимать задачу, действовать по правилам, стремиться к результату.
Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слов.
Развивающие:
Расширять словарь антонимов.
Активизировать словарь детей по теме, закреплять употребление существительных в форме множественного числа родительного падежа.
Развивать словообразование и словоизменение.
Развивать у детей мышление через отгадывание загадок.
Развивать мелкую моторику.
Совершенствовать у детей наблюдательность, внимание, логическое мышление.
Развивать связную речь.
Воспитывающие:
Воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру;
Воспитывать любовь к домашним животным;
Воспитывать умение слушать внимательно, развивать познавательный процесс;
Воспитывать коммуникативные навыки.
Предварительная работа: чтение художественной литературы: К.И. Чуковский «Путаница», С. Михалков « Три поросенка», р.н.с. «Репка», «Зимовье зверей», А.Толстой «Котенок». Рассматривание иллюстраций с домашними животными. Просмотр презентаций «Домашние животные». Рисование и закрашивание животных по контуру. Д/и «Найди свой домик», «Чем похожи», «Узнай по описанию», «Кто как кричит», «Кто где живет», «Четвертый лишний».
Оборудование: карандаши, листы бумаги в клетку, наборы для звукового и слогового анализа слов, схемы предложений, картинки с животными, мяч, платок, 2 мольберта,
Ход занятия:
Дети заходят в группу
1. Организационный момент
Воспитатель:
- Собрались все дети в круг,
Я - твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
2. Основная часть
Воспитатель:
Я приглашаю Вас в путешествие в мир животных. (Звучит музыка «В мире животных).
Воспитатель:
Сейчас я загадаю загадки, а отгадки мы будем вывешивать на доске.
1. Загадывание загадок
- Кто у двери нас встречает,
В тишине весь день, проспав,
И от счастья начинает
Громко лаять: «Гав-гав-гав!»?
- Кто, на привязи гуляя,
Травку щиплет на холме,
И, хозяйку ожидая,
Одиноко блеет: «Ме-е-е»?
- Кто всегда прекрасно знает,
Что на завтрак я варю,
И к лоханке подбегает,
Громко хрюкая «Хрю-хрю»?
- Кто на завтрак ждёт сметану,
И не хочет пить какао,
Кто в жару и на морозе
Малышей по кругу возит,
И у дома своего,
Ржёт негромко: «И-го-го»?
- Кто пасётся на лужайке,
Без панамки и без майки,
Отгоняет вредных мух,
И мычит протяжно: «Му-у-у»
- Длинное ухо,
Комочек пуха.
Прыгает ловко,
Грызет морковку. (Кролик)
- Я маленькая, белая
Пушистая, несмелая,
Шерсть даю своей хозяйке
На шарфы и на фуфайки. (Овца)
- Хоть и бархатные лапки,
Но зовут меня “царапкой”,
Мышек ловко я ловлю,
Молоко из блюдца пью. (Кошка)
- Бородатый и рогатый
Заберётся в огород
Съест капусту и укроп. (Козёл)
2.Беседа о домашних животных с опорой на картинки.
Воспитатель помещает на мольберт картинки с домашними животными и их детенышами.
Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки. Кто на них изображен?
Дети: На картинках изображены домашние животные и их детеныши: козы с козлятами, лошади с жеребятами, свиньи с поросятами, коровы с телятами, овцы с ягнятами, кролики с крольчонком, ослица с осленком, кошки с котятами.
Воспитатель: Каких домашних животных можно назвать крупными?
Дети: Корову и лошадь.
Воспитатель: Вспомните, какую пользу приносят людям эти животные?
Дети: Корова дает молоко и мясо. Лошадь перевозит грузы.
Воспитатель: Каких домашних животных мы считаем средними по размеру?
Дети: овцу, барана, козу, свинью.
Воспитатель: Какую пользу они приносят человеку?
Дети: Они дают человеку мясо, а овцы и бараны - еще и шерсть.
Воспитатель: Каких домашних животных мы считаем мелкими?
Дети: Собаку и кошку.
Воспитатель: Расскажите, какую пользу они приносят.
Дети: Собака охраняет хозяина и его дом. Кошка ловит мышей.
Воспитатель: Человек за это ухаживает за домашними животными. Зимой он держит скот (корову, козу, лошадь, овцу, барана) в теплом хлеву, дает ему вкусное сено и теплое пойло, убирает навоз. Кошка живет в теплом доме хозяина. Конуру собаки на зиму утепляют, стелят сено, чтобы собаке не было холодно спать на земле. Лошадь очень нужна человеку. Она поможет хозяину привезти из леса дрова, с поля - сено, заготовленное летом в стога. Все домашние животные нужны человеку. Значит, они какие?
Дети: Нужные.
Воспитатель: Все они приносят пользу. Значит, они какие?
Дети: Полезные.
3.Развитие лексико-грамматических категорий.
Воспитатель: Вы знаете различных домашних животных. А какие части тела этих животных вы можете назвать.
Дети называют части тела животных.
Игра « Чей, чья, чьи?» Проводится с мячом.
Лапы собаки. Чьи лапы? (собачьи)
Копыта коровы. Чьи копыта? (коровьи)
Борода козы. Чья борода?
Хвост лошади. Чей хвост? И т.д.
Воспитатель: У многих животных есть одинаковые части тела, но они могут отличаться размером, окраской, а могут быть противоположны друг другу. Посмотрите на картинки и закончите предложения.
Игра «Скажи наоборот».
У коровы длинный хвост, а у свиньи …(короткий)
У свиньи толстые ноги, а у овечки ….(тонкие)
У кошки мягкая шерсть, а у свиньи щетина…(жесткая)
У козы острые рога ,а у барана …(тупые)
У лошади короткая шерсть, а у козы …(длинная)
Осторожно, словно кошка,
От дивана до окошка
На носочках я пройдусь.
Лягу и в кольцо свернусь,
А теперь пора проснуться.
Распрямиться и проснуться.
Я легко с дивана спрыгну,
Спинку я дугою выгну,
И из блюдца молочко
Полакаю язычком
Игра «Образуй новое слово»
У коровы длинный хвост. Корова какая? (длиннохвостая)
У быка острые рога. Бык какой? (остророгий)
У лошади белая грива. Лошадь какая? (белогривая)
У козы тонкие ноги. Коза какая? (тонконогая) и т.д.
У кролика длинные уши. Кролик какой? (длинноухий)
Дидактическая игра «Кто кем был»
На доске вывешены картинки « фото» детенышей домашних животных, дети из волшебного мешочка достают картинку взрослого животного и узнают его «детское фото» вывешенное на доске
Корова была теленком.
Овца была ягненком.
Лошадь жеребенком.
Собака была щенком.
Коза козленком. И т.д.
4.Составление предложений по схемам
Воспитатель: Составьте предложения о домашних животных по заданным схемам.
У ________ ________ ________ .
________ на ________ .
________ в ________ ________.
5. Составление рассказа по плану.
Воспитатель: Составьте рассказ – сравнение о двух животных по плану. При составлении рассказа используйте короткие слова «А» и «И» (использование противительного союза А и соединительного союза И)
План. Кто это? Где они живут? Какой их внешний вид? Каковы их повадки? Чем питаются? Какую пользу приносят человеку? Как называются их детеныши?
6.Звуковой и слоговой анализ слов «Кошка», «Лошадь».
Воспитатель: Составьте слоговые и звуковые схемы слов «Кошка», «Лошадь» ( длинные и короткие полоски, красные, синие, зеленые фишки).
Кошка: (5 звуков, 2 слога)
Лошадь: (5 звуков, 2 слога)
Пальчиковое упражнение “Котёнок”
Кусается сильно котёнок – глупыш,
Он думает это не палец, а мышь (смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться – скажу тебе: “Кыш!”
7.Графический диктант «Кошка».
1 вправо, 1 вниз, 2 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 2 вниз, 5 вправо, 2 вверх, 1влево, 1 вверх, 2 вправо, 8 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 2 вниз. 1 влево, 2 вверх, 3 влево, 2 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 4 вверх.
Заключительная часть.
Придумывание сказки
Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю в гости к хозяйке домашних животных. (Дети идут на ковёр. Я надеваю платок на плечи, превращаюсь в хозяйку.)
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем сочинить сказку « Кто самый нужный для человека», о том, какую пользу приносит каждое животное человеку. Я начну, а вы будете помогать.
Воспитатель: Собрались однажды домашние животные и начали спор, кто из них самый нужный для человека. Давайте поможем животным разрешить спор.
Воспитатель: Собака сказала – Я самая нужная, потому что ….
Дети: Я охраняю дом, спасаю людей, пасу скот.
Воспитатель: Кошка не согласилась, я самая нужная, потому что……
Дети: Я ловлю мышей. мурлыкаю, лечу людей.
Воспитатель: Корова промычала, я самая нужная, потому что……
Дети: Я даю человеку молоко, из молока делают творог, масло, кефир.
Воспитатель: Овца возмутилась, я самая нужная, потому ……..
Дети: Человек из моей шерсти прядет пряжу.
Воспитатель: Лошадь заржала, я самая нужная, потому что……
Дети: помогаю человеку перевозить груз, выступаю в цирке.
Воспитатель: В это время вышла хозяйка и сказала: « Вы мне все нужны, все приносите пользу». С тех пор животные живут дружно.
Воспитатель: Хорошая сказка у нас получилась, для дружных ребят- зверят. Молодцы!!! И когда вам захочется сильно поспорить, вспомните эту сказку.
Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, вспомните, о ком мы сегодня беседовали? Что интересного узнали о них? Что вам больше всего понравилось? И я хочу сказать вам, что вы все молодцы! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Не забудьте рассказать родителям, чем мы с вами сегодня занимались. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого интегрированного занятия непосредственной организованной деятельности по развитию речи и обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе детского сада "На лесной поляне".
Интегрированное занятие для подготовительной логопедической группы....
Конспект открытого мероприятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Грамота, мой лучший друг!»
Открытое мероприятие для родителей старшей группы в образовательной области " Речевое развитие" - Обучение грамоте на конец учебного года.Речевое развитие включает владение речью как средством общения...
Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «Волшебный сундучок Деда Грамотея»
Волшебный сундучок Деда Грамотея...
Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием дидактического «синквейна» в подготовительной к школе группе
Составление "синквейна"...
Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Осеннее путешествие»
Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Осеннее путешествие"...
2022.Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте (подготовительная группа)
Обучение детей дошкольного возраста грамоте...
Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе: “Волшебный сундучок Деда Грамотея»
Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе:“Волшебный сундучокДеда Грамотея»Подготовила: воспитатель подготовительной группы «Муравьишки...