Конспект открытого показа ООД по подготовке к обучению грамоте на тему: «Путешествие в космос».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
В данном материале представлен конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте на тему: "Путешествие в космос" для воспитанников дошкольной группы общеразвивающей направленности 7-го года жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект ООД на тему: "Путешествие в космос" | 30.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная начальная школа»
Конспект
организованной образовательной деятельности
по подготовке к обучению грамоте
на тему:
«Путешествие в космос»
для воспитанников дошкольной группы
общеразвивающей направленности 7-го года жизни
(открытый показ для педагогов)
Выполнила: Николашина
Оксана Анатольевна,
воспитатель группы № 14
Излучинск, 2019
Тема: «Путешествие в космос».
Форма организованной образовательной деятельности: путешествие.
Образовательная область: речевое развитие.
Цель: обобщение и закрепление пройденного материала.
Задачи:
Образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных.
Развивающие: закреплять умение детей делить слова на слоги, определять позицию звука в слове; развивать связную речь; закреплять умение правильно строить предложение и составлять схемы; дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости; развивать фонематических слух.
Воспитательные: воспитывать доброту, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Работа над словарём: космос, космонавт, ракета, комета, планеты, солнечная система.
Приемы, используемые для руководства деятельностью детей: сюрпризный момент, использование дидактических игр, показ иллюстраций, комментирование.
Активизация детской деятельности: путешествие на «Ракете»; беседа; создание развивающей предметно-пространственной среды; дидактические игры; показ иллюстраций; постановка проблемного вопроса.
Организация практической деятельности: показ иллюстраций; комментирование; использование артикуляционной гимнастики, гимнастики для глаз, дидактических игр «Образуй прилагательные от существительных» «Составь предложение», «Деление слов на слоги», «Определи звук», «Где спрятался звук?», выполнение звукового анализа слова «ЛУНА».
Оценка деятельности детей, активизация самооценки: похвала, поощрение, взаимопомощь детей.
Развивающая предметно-пространственная среда для ООД: магнитофон; магнитные доски; записи: звука летающей тарелки, песен о космосе; макеты ракеты и летающей тарелки; книга «Букварь»; письмо от жителей планеты Грамотейка; предметные картинки: ракета, комета, планета, космонавт, космос, звезда, луна, солнце; макеты ракет с количеством иллюминаторов (1,2,3); картинки с изображением планет, спутника Земли и звезды-Солнце для обозначения станций; карточка-схема для составления звуковой модели слова «Луна».
Раздаточный материал: карточки-схемы для определения позиции звука в слове, фишки коричневого цвета; карточки-схемы для выполнения звукового анализа слова, фишки красного, синего и зеленого цветов; полоски желтого цвета для составления схемы предложений; сигнальные карточки зеленого и синего цветов для дифференциации согласных звуков.
Ход организованной образовательной деятельности
Дети входят в группу. Неожиданно звучит звук летающей тарелки.
С потолка свисает летающая тарелка.
I. Вводная часть. Организационный этап (3 мин).
Воспитатель подходит к объекту (макету летающей тарелки) и видит конверт с письмом.
Воспитатель читает письмо: Дорогие ребята, мы жители планеты Грамотейка. Мы очень просим вас о помощи. Космические пираты похитили у нас одну очень ценную книгу. Только вы нам сможете помочь, выполнить все задания космических пиратов, чтобы вернуть ценную книгу.
Воспитатель: Ребята, поможем жителям планеты Грамотейка?
Воспитатель: Тогда в путь.
II. Основная часть. (20 мин).
Воспитатель: Сегодня мы отправимся с вами в космос. Постараемся выполнить все задания комических пиратов, покажем свои знания, чему мы научились.
Воспитатель: Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая …
Дети (хором): – Ракета.
Воспитатель: Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.
Артикуляционная гимнастика (выполняется хором).
Воспитатель: Повторяйте чистоговорку за мной.
Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.
Им – им – им, на ракете полетим.
Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.
Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.
Игра «Образуй прилагательные от существительных».
Воспитатель: Нам надо занять свои места, а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос какой?
- звезда – звездный,
- солнце – солнечный,
- луна – лунный,
- ночь – ночной,
- весна – весенний,
- туман – туманный,
- холод – холодный,
- серебро – серебряный.
Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту. Что такое? Наша ракета не может взлететь, космические пираты повредили пароль. Чтобы восстановить код взлёта, вам надо составить предложения.
Игра «Составь предложение»
Цель: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание.
Воспитатель: Я предлагаю вам послушать предложения, в которых все слова поменялись местами, и построить правильные предложения.
В, космонавт, летит, ракете.
Падает, с, комета, неба, хвостатая.
Звёзды, светят, небе, на.
В, корабль, космический, полёт, отправляется.
Сквозь звезды, спутники и млечный путь.
В невиданные дали в добрый …. (путь).
Воспитатель: Мы разгадали код взлёта – это «В добрый путь». Наша ракета теперь в порядке, мы можем отправляться в полёт.
Воспитатель: Внимание! К запуску ракеты приготовиться!
Дети: Есть приготовиться.
Воспитатель: Пристегнуть ремни!
Дети: Есть пристегнуть ремни! (хлопают в ладоши)
Воспитатель: Завести моторы!
Дети: Завести моторы! (жужжат и крутят руками)
Воспитатель: Внимание 5,4,3,,1 –пуск!!!
Дети все вместе считают, кричат «Пуск»
Звучит космо-песня.
Воспитатель:
На нашем пути звёзды, планеты, кометы,
Спутники и ракеты!
По космическим просторам
Мчатся спутники, ракеты,
Звезды серебром мигают,
Манят нас к себе планеты.
Воспитатель: А вот и первая планета – Юпитер.
Здесь для нас задание от космических пиратов.
Задание: Деление слов на слоги. (делить слова на слоги и соотносить со «схемой» (ракета).
Воспитатель: Все мы знаем, что слова бывают длинные и короткие, и их можно разделить на части, то есть на слоги. Как мы делим слова на слоги? Как определить сколько в слове слогов?
Дети: Прохлопать, протопать, приложить ладонь к подбородку. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
Игра «Найди свою ракету». У каждой ракеты определённое количество иллюминаторов (один, два, три). Сколько в слове слогов, столько в ракете иллюминаторов.
Ракета с одним иллюминатором обозначает, что в нее надо поместить слова, где есть один слог. В ракету с двумя иллюминаторами – слова, состоящие из двух слогов, в ракету с тремя иллюминаторами – слова, состоящие из трех слогов.
У детей - предметные картинки: ракета, комета, планета, космонавт, космос, звезда, луна, солнце.
Воспитатель: вы называете слово, делите его на слоги, и находите свою ракету. (на мольберте прикреплены ракеты).
Воспитатель: Следующая планета – Сатурн.
Давайте вспомним
- Что такое звуки? (звуки мы слышим и произносим).
- Какие звуки вы знаете? (гласные и согласные).
- А чем отличаются гласные звуки от согласных? (Когда произносим гласные звуки воздух свободно проходит, во рту нет преград. А когда произносим согласные, во рту встречается преграда: язык, губы, зубы).
- А какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие).
- Каким цветом обозначаем твердые согласные и мягкие?
Воспитатель: Твердые - это старшие братья, а мягкие-это младшие братья.
Задание: «Определи звук».
Воспитатель: Я буду произносить слоги и слова, а вы, когда услышите в слоге или слове твёрдый звук Л, то поднимите сигнальную карточку – дети: синего цвета, а когда мягкий, значит Ль, поднимите карточку – дети: зелёного цвета. (Дети должны определить, какой слышится звук - твердый или мягкий и показать соответствующую карточку).
Слоги и слова: ла, ля, ло, лу, ли, лю, лук, лиса, луна, лампа, лягушка, лебедь, лужа, лейка.
Воспитатель: А мы отправляемся дальше. На нашем пути. Что это? Это звезда Солнце, вокруг которого вращаются планеты. Солнце – является центром Солнечной системы.
Физминутка.
В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками)
Космонавт летит в ракете. (наклоны в стороны)
А внизу леса, поля – (наклоны вперёд)
Расстилается земля. (дети разводят руки в стороны)
Или
Созвездия.
Над Землёю ночью поздней, (Руки вверх, в стороны, вниз)
Только руку протяни, (потянулись руки вверх)
Ты ухватишься за звёзды: (руки в кулачки сжимать)
Рядом кажутся они. (Руки перед глазами)
Можно взять перо Павлина, (ноги вместе, руки вверх, покачаться)
Тронуть стрелки на Часах, (наклон вниз, руки машут тик-так)
Покататься на Дельфине, (присесть, руки вперед)
Покачаться на Весах. (Ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться)
Над Землёю ночью поздней, (руки вниз, поднять голову вверх)
Если бросить в небо взгляд, (потянулись вверх, руки вверх)
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят. (Руками берем созвездия)
Воспитатель: А мы отправляемся дальше. Следующая планета – Марс.
И здесь задание от космических пиратов.
Справимся?
Дети: да.
Задание «Где спрятался звук?».
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Где спрятался звук?». Мы будем определять позицию (местоположение звука) в слове. Я буду произносить слова, а вы должны определить место звука М или Мь в слове.
Воспитатель: Где звук может спрятаться?
Дети: в начале, в середине или в конце слова.
Воспитатель: У вас на столах лежат карточки-схемы с тремя пустыми окошками и круглые фишки коричневого цвета. Приготовьте их пожалуйста.
Слова: марс, муравей, дым, карман, мука, бегемот, мартышка, помидор, комар, дом, самолёт.
Воспитатель: Молодцы, вы и с этим заданием справились. Куда же дальше наш путь лежит? Что это? Дети: Луна. Верно. Луна – это спутник Земли. Она ярко сияет на ночном небе.
Задание «Звуковой анализ слова».
Слово: луна.
Воспитатель: перед вами карточки - схемы для звукового анализа слова. Мы с вами будем разбирать слово – ЛУНА. (Воспитатель вывешивает на мольберте схему слова ЛУНА). Давайте разделим слово по слогам. Приготовьте ладошки и давайте прохлопаем. В слове луна – 2 слога.
Сколько звуков в слове ЛУНА (4).
Первый звук какой? (Л). Произнесите слово так, чтобы хорошо слышался первый звук.
Дайте характеристику звукам. Согласный или гласный?
Как вы это определили? Согласный твердый или мягкий? Каким цветом обозначаем? Он звонкий или глухой?
Давайте проверим. (Дети проверяют, произнося тот или иной согласный звук, приложив ладонь к горлу).
Что происходит, когда мы произносим этот звук? (горло вибрирует).
Воспитатель: правильно, ребята, при произнесении этого звука горлышко дрожит, вибрирует, значит произносимый звук – звонкий. Обозначьте фишкой – колокольчиком.
Воспитатель: Молодцы. А наш путь лежит дальше. На планету – Земля.
Задание «Составь предложение».
Перед вами фишки – прямоугольники желтого цвета. Я произношу предложение, вы выкладываете его у себя на столах.
Берегите Землю.
Наша планета – Земля.
Земля помогает человеку жить.
Воспитатель: Замечательно, вы справились со всеми заданиями, которые приготовили для вас космические пираты. А вот и эта ценная книга, которую они похитили у жителей планеты Грамотейка. Берите ее с собой, мы обязательно передадим ее жителям планеты Грамотейка.
III. Заключительная часть. Рефлексия (7 мин).
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше космическое путешествие?
Давайте посмотрим на экран и вспомним наш путь.
На экране - Гимнастика для глаз.
Воспитатель: - А что больше всего вам понравилось в нашем путешествии?
- Какие задания для вас оказались легкими?
- А какие показались трудными?
Воспитатель: За ваши старания жители планеты Марс дарят вам шоколад с одноименным названием.
Воспитатель: А нам пора возвращаться. Садимся в ракету.
Звучит космо-песня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого показа непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ФФНР "В поисках клада"
Показ непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте проводился для родителей в рамках "Недели открытых дверей"....
Конспект открытого просмотра НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Письмо от инопланетян»
Цели занятия:Закрепить усвоенные представления детей о единицах речи русского языка (предложение, слово, слог, звук);Совершенствовать действия звукового анализа слов и схематичного составления предлож...
Конспект открытого фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте на тему «Звук [щ]" буква Щ» Лексическая тема: «Весна»
Цель: сформировать у учащихся представление о звуке [щ], букве Щ.Задачи: Образовательные: учить узнавать графический образ буквы;Коррекционные и развивающие: развитие зрительного восприятия, развитие ...
Конспект открытого показа непосредственной образовательной деятельности в средней группе по теме: «Путешествие в город профессий»
Показ материала познавательного развития в дидактических играх....
Конспект открытого показа ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Знакомство со звуками З-Зь и буквой З».
В материале представлен конспект открытого показа организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Знакомство со звуками З-Зь и...
Фотоотчет по итогам проведения открытого показа ООД по подготовке к обучению грамоте на тему: «Путешествие в космос» для воспитанников дошкольной группы общеразвивающей направленности 7-го года жизни
В материале представлен фотоотчёт по итогам проведения организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте с воспитанниками дошкольной группы общеразвивающей направленности 7-...
Конспект НОД открытого занятия по подготовке к обучению грамоте по теме: «Путешествие в страну Златоустию» в старшей группе
Цель: закрепление пройденного материала, развитие интереса у детей 5-6 лет к обучению грамоте, выявление уровня знаний детей. Задачи:-закреплять полученные знания: звук, речь, предложение;- ...