Конспект НОД для детей старшей группы "Невидимка - молоток" по ФГОС
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Овчинникова Светлана Владимировна

Цель: продолжать учить вычленять в слове словесное ударение, определять его место в слове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_nevidimka_molotok.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 1357» Многопрофильный комплекс «Братиславский»

Дошкольное подразделение № 13 (ул. Перерва, 61)

План-конспект открытого показа НОД

для детей старшей группы

по теме «Невидимка – молоток»

Подготовлен: воспитателем

1 категории

Очинниковой Светланой Владимировной

Москва

2016

Тема: «Невидимка – молоток»

Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа)

Интеграция образовательных областей: речевое развитие (познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие)

Цель: продолжать учить вычленять в слове словесное ударение, определять его место в слове.

Задачи:

образовательные:

- закреплять умение  детей делить слова на слоги;  

- продолжать учить вычленять в слове ударный слог, ударный гласный звук;

- закрепление  умения детей называть слова на заданные звуки;

- закреплять умение проводить звуковой анализ слова.

развивающие:

- развитие фонематического слуха;

- развитие общих речевых навыков, координации речи с движением;

- развивать логику, смекалку, внимание;

- развитие мелкой моторики.

воспитательные:

- способствовать установлению эмоционального контакта между педагогом   и детьми;

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей,                                     через динамические паузы.

Демонстрационный материал: полоска с четырьмя клеточками; красные, синие, зеленые фишки, фишки - ударение; мяч маленький тряпичный,

Раздаточный материал: полоска с четырьмя клеточками; красные, синие, зеленые фишки, фишки - ударение; рабочие тетради Н.В. Дурова «От слова к звуку», цветные карандаши синего, красного и зеленого цветов; поощрительные фишки – флажки в достаточном количестве; картон белый с размазанным пластилином (дети готовят на кануне), одноразовые тарелочки, фасоль.

Ход НОД

Звуковой анализ слова мама.

Воспитатель и дети приветствуют гостей и садятся за столики.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения:

        Кто вас, дети, крепко любит?

        Кто вас нежно так голубит?

Дети: - Мама дорогая!

Воспитатель: - Какое самое любимое слово у всех детей в мире? (мама)

Воспитатель предлагает разобрать слово мама. После анализа слова воспитатель задает вопросы:

- Сколько звуков в слове мама? Назовите их.

- Сколько гласных в этом слове? Назовите их.

- Сколько слогов в слове мама? Какие? Назовите первый слог. Какой второй слог?

- Слоги в слове мама одинаковые. Послушайте, одинаково ли они произносятся – маама. Какой слог произносится чуть протяжнее? (Первый слог ма.)

Воспитатель: - Слог, который произносится, чуть протяжнее, который «заметнее» в слове, называется ударным, мы как бы ударяем его голосом, незаметным молоточком. Есть даже стихотворение об ударении:

Ударный слог,

Ударный слог –

Он назван так не даром…

Эй, невидимка-молоток,

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит.

И четко речь моя звучит!

(Последние две строчки произносятся с ударением в словах.)

- Вот, какой интересный невидимка – молоток помогает нам!

Звуковой анализ слова гуси

Воспитатель подзывает к доске одного хорошо подготовленного ребенка.

Воспитатель: - Назовите гласные звуки в слове гуси. («у», «и»)

- Сколько слогов в этом слове? (Два)

- Какие? (Гу, си)

- Найдите ударный слог. (Гууси, ударный слог гу)

- Какой ударный звук в слоге гу? (Гласный «у»)

- Давайте еще раз произнесем слово с ударением: гууси. В ударном слоге протяжнее произносится именно гласный звук. (Воспитатель читает слово с ударением, синхронно ведя указкой под схемой слова, т.е. задерживает указку под второй клеточкой.) Вызывает к доске 3-4 детей читать слово так же.

         Далее воспитатель предлагает послушать, какой теперь звук он выделит голосом, и произносит слово гусии, одновременно ведя указкой под схемой и задерживая ее под четвертой клеточкой. Дети говорят, что был выделен звук «и».

- Как  же правильно сказать: гууси или гусии? (В обоих случаях произносит  слово с одновременным движением указки под схемой слова.)

- Гласный звук в ударном слове, который произносится более протяжно, так же называется ударным. Слог ударный – и гласный в этом слоге ударный . Ударный гласный мы обозначаем фишкой с черточкой –ударением, которую ставим над красной – ударным гласным (ставит фишку над красной фишкой – звуком «у»). В слове может быть только один ударный гласный звук, все остальные гласные называются безударными. Отметьте у себя в схемах ударный гласный звук фишкой.

        Затем дети убирают фишки со схем под диктовку воспитателя: ударный гласный звук «у», безударный гласный звук «и», твердый согласный «г», мягкий согласный «с».

Работа в рабочих тетрадях. Н.В. Дурова «От слова к звуку», занятие номер 10.

Воспитатель: - Сейчас выполните задание в рабочих тетрадях, но сначала давайте проверим осанку:

Руки на месте,

Ноги на месте,

Локти у края,

Спина прямая.

Дети самостоятельно выполняют в тетрадях звуковой анализ слова гуси (цветными карандашами в схеме обозначают звуки). Тем детям, которые затрудняются, воспитатель помогает, проводит индивидуальную работу.

Игра «Назови ударный звук» (с мячом)

Воспитатель: Слушайте внимательно, я буду произносить слово и бросать мяч одному из вас, а вы будете определять и называть ударный гласный звук и бросать мяч мне обратно.

Воспитатель называет слова с интонационным выделением ударного гласного звука: мишка, рябина, фишка, книга, Лиза, малина, Лида, Ира  и т.д. За каждое правильное слово дети получают поощрительную фишку – флажок.

Игра «Поищи слово» (с мячом)

Воспитатель: - Продолжим играть с мячом, только уже в другую игру «Поищи слово».  В русском языке есть слова, которые любят играть в прятки. Это короткие слова, они прячутся в более длинных словах. Для того чтобы найти короткое слово, нужно длинное разделить на слоги. Например, надо найти слово, которое спряталось в слове песок. (Дети делят слово на слоги  – пе-сок.) Какое же слово спряталось?» (Сок)

        Воспитатель называет другие слова, в которых второй слог представляет собой в тоже время самостоятельное слово: рыбак, кулак, фасоль, Борис, пирог, король. Дети отыскивают «спрятавшиеся» в них слова. За каждое правильное слово дети получают поощрительную фишку – флажок.

Игра «Поймай конец и продолжай» (с мячом)

Воспитатель: - Я назову слово, а вы должны продолжить «цепочку» таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова. Например, я называю слово шар, слегка подчеркивая голосом звук «р», с какого звука должно начинаться следующее слово? Следующий должен назвать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. (Каждому ребенку, сумевшему продолжить цепочку, так же дается фишка.)

Воспитатель: - Молодцы! Потом мы посчитаем фишки, а теперь пора на разминку:

Физкультминутка «Как живешь?» (Дети выполняют движения по тексту)

Как живешь? - Вот так.

Как плывешь? - Вот так.

Как бежишь? - Вот так.

Вдаль глядишь? - Вот так.

Ждешь обед? - Вот так.

Машешь вслед? - Вот так.

Утром спишь? - Вот так.

Как шалишь? - Вот так.

Работа с раздаточным материалом «Лишняя буква».

Воспитатель: - Дети, давайте вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем.)

Каждому ребенку предлагается две карточки с буквами (И  А О К  У;  Т  К  Л  А Б). Его задача – найти и зачеркнуть лишнюю букву, а затем объяснить свой выбор. (Я зачеркнул букву К, потому что она согласная, а все остальные – гласные буквы).

Работа с раздаточным материалом «Любимая буква».

Каждому раздать в маленьких одноразовых тарелочках фасоль и приготовленная основа заранее (картон белый с размазанным пластилином).

Воспитатель: - Ребята, у вас у всех есть любимое слово. Помните, с чего мы начинали наше занятие? Какое самое любимое слово у всех детей в мире? (мама)

Я вам предлагаю, попробовать выложить это слово из фасоли на ваших заготовках.

        Дети самостоятельно выкладывают буквы на пластилиновой основе, тем, кто затрудняется, воспитатель помогает, проводит индивидуальную работу.

Итог.

Воспитатель: - Какие вы молодцы! Давайте вспомним, чем мы занимались сегодня? (Делили слова на слоги, определяли ударный слог, ударный гласный звук, играли со словами и звуками). Скажите, что мы со звуками делаем (произносим), а с буквами (пишем, читаем). И сегодня вы буквы написали необычным способом, а выложили их из фасоли. И теперь мы с удовольствием подарим наши поделки гостям и попрощаемся с ними. До свидания!

Используемая литература:

Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская «Обучение дошкольников грамоте» методическое пособие под редакцией Н.В. Дуровой; М.: «Школьная пресса», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (СОГЛАСНО ФГОС)

данная информация поможет создать условия организации различных видов деятельности (игровой, трудовой и т.д.). Закрепить познавательно – речевое и художественно – эстетическое развитие дошкольников. У...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Дети войны» (разработано в соответствии с ФГОС)

Конспект НОД в подготовительной группе, по патриотическому воспитанию,  познакомит  дошкольников с жизнью детей во время войны....

Конспект по ФЭМП в старшей группе по ФГОС " Путешествие по сказке"

МКДОУ « Калачеевский детский сад №1 общеразвивающего вида» Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе по  ФГОС«Путешествие по сказке»Тема: Порядковый счет до 10Подготовила...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста в области ФГОС по математике с использованием ИКТ «Выручим царицу математики»

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста в области ФГОС по математике с использованием ИКТ «Выручим царицу математики»...

Образовательная деятельность по ФГОС Конспект занятия для детей старшей группы «В гостях у птиц».

закрепление знаний детей о перелётных и зимующих птицах.                                        ...