конспект од по обучению грамоте (старшая группа)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

матюхина наталья николаевна

Цель моего занятия: способствовать развитию звуко-буквенного анализа, развитию фонематического слуха.Познакомить с согласным звуком Р и его условным обозначением -синий квадрат.Учить определять место звука Р в словах и обозначать на схеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_office_word_97_-_2003.doc327.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад присмотра и оздоровления №31 «Сказка».

Конспект ОД по обучению грамоте

(в старшей группе)

«Звук и буква Р. Чтение слогов».

Форма деятельности: Совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность.

Цель: Способствовать развитию звуко-буквенного анализа, развитию фонематического слуха. Познакомить с согласным звуком Р и его условным обозначением-синий квадрат.Учить определять место звука Р в словах и обозначать на схеме, используя условные обозначения-синий квадрат. Познакомить с буквой Р как письменным знаком звука Р. Учить писать печатную букву Р сначала по точкам, а затем самостоятельно. Учить читать слоги РА, РО, РУ, РЫ, РЕ. Учить определять первый слог в названиях нарисованных предметов и соединять с соответствующим шариком, в котором этот слог написан. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Ход занятия

1. Орг.момент.

Воспитатель:

- Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

-Я хочу вам пожелать,  чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы  пришли заниматься,  узнавать много нового.

– Вы хотите  все заниматься? (Да!)

– Значит, будем заниматься.

II.   1. Введение в тему.

Воспитатель:- Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.

- На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

- Чем отличаются гласные звуки  от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия). Назовите гласные звуки которые мы изучили (А,О,У,Ы,Э), назовите согласные звуки (Л,М,Н).

-Скажите, на письме каким цветом обозначаются гласные звуки, а согласные?

Ребята, давайте вспомним стихотворение о звуках.

-Кто  расскажет?

Ребенок : Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.

В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

/Стук в дверь/

   Воспит-ль: - Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.

     / Дети и воспит-ль распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо./

   Воспит-ль: - Сундучок – то не простой! С  замками! Давайте прочитаем письмо:

«Дорогие дети, пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с  замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!»

                                                                                            Дед Грамотей.

   Воспит-ль: - Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?

/Ответы детей/

   Воспит-ль: - А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже.

   Дети: - Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

/Ребенок вынимают ключ из-за зеркала./

Воспит-ль: - А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием,  значит, один замок откроем!

   Задание №1.

Подскажите слово в конце каждого стихотворения.

1.В реке большая драка-

Поссорились два …..(рака)

2.Спи, мышонок, до утра,

Дам тебе я….(комара)

3.Верещунья белобока,

А зовут ее …..(сорока)

-Ребятки, подумайте и назовите согласный звук, который слышится в каждом слове (Р)

-Какой это звук? (согласный)

Почему? (воздух, выходящий изо рта, встречает преграду в виде зубов)

Давайте все вместе повторим –Р-.Р-Р. При произношении язык находится за верхними зубами, воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит.

Справились с заданием, давайте откроем один замок.(одного ребенка вызываю и открываем)

Воспит-ль: - Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

    Дети: - Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

/Дети находят второй ключ, выполняют второе задание./

   Задание №2

Определи место звука и обозначь на схеме.

Мы сейчас будем выполнять следующие задание. Вы в тетрадях, а у доски (ребенок)

Задание под №1.

-Посмотрите и скажите, какие предметы изображены на рисунке? (ручка, ворона, забор)

-Определите место звука Р  в названии каждого предмета и поставит синий квадрат в прямоугольнике в соответствующем месте.

-Где поставим синий квадрат в прямоугольнике под изображением ручки? (в начале, так как в слове ручка звук Р слышится в начале слова)

-Где поставим  квадрат под изображением забора? (в конце, потому что в слове забор звук Р слышится в конце)

-Где поставим квадрат в прямоугольнике под изображением ворона? (В середине, потому что звук Р слышится в слове ворона в середине)

/По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ./

Воспит-ль: - Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея:

Посмотрите, дом стоит,

До краёв водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все умелые пловцы.

                       

    (Аквариум)

/Дети достают ключ, он находится возле аквариума./

   Задание №3.

   Воспит-ль: - Вот и третье задание с третьим ключом.

-Ребята, у меня на подносе лежат овощи, вам надо выбрать только те овощи, у которых в названии есть звук Р. (ребенок выбирает)

-Морковь,помидор,картошка.

-Ребята, вы согласны? Молодцы.

А сейчас в своих тетрадях обведите эти выбранные овощи.

-Назовите овощи, которые не обвели(капуста, лук)

-Почему? (нет звука Р в этих словах)

   Воспит-ль: - Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?

Дети – Буратино! В сказке «Золотой ключик».

   Физминутка:

Буратино потянулся,           Руки  в стороны развёл,

Раз – нагнулся,                    Ключик так и не нашёл.

Два – нагнулся,                   Чтобы ключик нам достать,

Три – нагнулся.                   Надо на носочки встать.

/Дети декламируют стихотворение. Выполняют движение./

Задание №4

 Воспит-ль: - Ну, а где его искать нам четвертый ключ, постарайтесь угадать:

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует, -

А сегодня вечерком

Он раскрасит наш альбом.

Дети: - Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!

-Посмотрите, ребята на ключе висит конвертик.  Помощники Деда Грамотея несли для вас карточку с изображением буквы, да так торопились, что выронили её и та рассыпалась на несколько частей. Если мы её соберём, то узнаем, что это за буква!

-Помогите мне собрать букву.(к доске выходят дети)

 Это буква Р.

-Послушайте стихотворение про букву Р.

Кто делает зарядку по утрам,

Тот букву Р легко покажет нам.

Одно лишь надо не забыть:

Какой руке согнутой быть.

Звук Р на письме обозначается буквой Р. Посмотрите еще раз буква Р, а вот ее шуточное изображение.(показываю) .

А чтобы нам открыть четвертый замок, надо выполнить задание под №3.

Обведите букву Р по точкам в первом шарике, а в остальных шариках напишите перед гласной буквой. Посмотрите как она пишется. Буква Р состоит из палочки, к которой присоединен полукруг. Давайте прорисуем букву в воздухе.

(работа в тетрадях) (я выставляю слоги и картинки)

Давайте прочитаем слоги на доске РА, РО, РУ, РЫ, РЭ. Посмотрите, у вас такие же получились?

Посмотрите на картинки и  назовите первый слог  в названиях картинок (роза-ро).  Давайте найдем этот слог и соединим его с картинкой, где нарисована роза, соединяйте у себя в тетрадях. и т.д. (ракета-ра, рубашка-ру, рыба-ры,)

(открываем четвертый замок).

Вот и открыли мы сундучок!

 Воспит-ль: - Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

Дети: - Это шоколадки и буквы на магнитиках!

Воспит-ль: - Шоколадки мы съедим,ну а буквы мы будем изучать, составлять из них слоги и слова. Спасибо Деду Грамотею! Ребята, а мы можем как-то отблагодарить Дедушку?

/Дети предлагают свои варианты./

   Воспит-ль: - Правильно! Мы можем тоже послать ему посылку. Мы можем изобразить буквы с какими мы уже знакомы по своему желанию. А как их можно изобразить?

 Дети: - Можно нарисовать. Слепить из пластилина. Выложить из пуговиц или гороха, фасоли. Можно сделать в виде аппликации. И др.

Да, ребята сегодня мы и займемся изготовлением подарка для деда Грамотея.

 

Итог: С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Да. С буквой «Р».  Какой это звук гласный или согласный?

   

Воспит-ль: - Скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось?

   - Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю отдохнуть и съесть шоколадки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) с использованием ИКТ....

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме "Звук и буква М"...

конспект (подготовка к обучению грамоте, старшая группа)

Представлен план-конспект по подготовке к обучению грамоте для детей с ТНР с использованием элементов социоигровой технологии....

Конспект образовательной деятельности обучение грамоте старшая группа "Знакомство со звуком и буквой Р"

Цель: знакомство с согласным звуком и буквой РЗадачи: 1. познакомить детей с согласным звуком [Р]; дать понятие твёрдый и мягкий звук [Р]; познакомить с графическим обозначением звука [Р], упраж...

Конспекты занятий по обучению грамоте (старшая группа)

Данные конспекты разработаны на основе пособия О.С. Гомзяк...

Конспект занятия по Обучению грамоте (Старшая группа)

Цель: Продолжить учить детей проводить звуковой анализ слов, различать ударные и безударные гласные, твердые и мягкие согласные звуки.Задачи занятия: Закреплять умение называть слова с заданным звуком...

конспект занятия по обучению грамоте старшая группа

Программное содержание:• развивать умение образовывать существительные с умень­шительными, ласкательными суффиксами;• упражнять детей в составлении рассказа из небольших предложений;&bul...