Календарно – тематический план непосредственно образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте для детей среднего дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (средняя группа) на тему
Данный материал прндусматривает календарно-тематическое планирование НОД на учебный год для детей среднего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте с использованием игровых технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_srednyaya_gruppa.doc | 178.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематический план
непосредственно образовательной деятельности
по подготовке детей к обучению грамоте
(средняя группа)
Жилинская Марина Александровна
воспитатель первой кв. категории
г. Воркута
2012 г.
Сентябрь | |||
Неделя | Непосредственно образовательная деятельность | Связь с другими видами деятельности | |
Задачи | Использованный занимательный дидактический материал | ||
1 неделя «Осень» | 1.Знакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, зубами, губами, языком, нёбом. 2. Познакомить детей со звучащим словом; формирование понятия «слово». 3. Формировать представления о том, что слова отвечают на вопросы: КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКИЕ? и обозначают признак предмета и действие. | 1. Чтение стихотворения «Сказка о весёлом язычке» М. Митлиной с проведением артикуляционной гимнастики. 2.Игровое упражнение «Посмотри и назови». 3. Игра «Узнай, что звучит». 4. Игра «Чей это голос?» 5. Игровое упражнение «Добавь слово». 6.Рассматривание сюжетной картинки «Дети играют во дворе». 7. Игра «Кто больше увидит и назовёт». Цель: Проявление интереса к слову. 8. Д/и «Кто больше назовёт слов об осени». Цель: Упражнять в назывании слов, активизировать словарь детей. 9. Пальчиковая гимнастика «Кулачки». | 1. Д/и «Кто это? Что это?» с использованием игрового пособия «Ёлочка». Цель: Учить различать одушевлённые и неодушевлённые предметы и ставить вопросы КТО? ЧТО? 2. Д/и «Сколько слов». Цель: Упражнять в дифференциации на слух слов. 3. Д/и «Следи за словом». Цель: Развивать у детей фонематический слух. 4. Д/и «Загадки – складки». Цель: Учить отгадывать загадки, добавляя последнее слово, подходящее в рифму. 5. Д/и «Подбери пару». Цель: Обогащение глагольного словаря. 6. Д/и «Какие бывают слова?». Цель: Развивать интонационную выразительность речи. 7. Д/и «Эхо». Цель: Развитие речевого слуха, фонематического восприятия. 8. Д/и «Это слово звонкое или тихое?». Цель: Упражнять детей в произнесении слов по-разному: громко, звонко, ласково, тихо. 9. Д/и «Скажи, как я». Цель: Развитие слухового восприятия и интонационной выразительности речи. 10. Д/и «Кто что умеет делать». Цель: Подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных. 11. Д/и «Кто это ползет?» Цель: Подбирать слова, обозначающие признаки и действия, составлять описание. 12. Чистоговорки: Ма-ма-ма–дома я сама. Му-му-му-молоко кому? Мо-мо-мо-едим эскимо. Мы-мы-мы-побежали мы. Ми-ми-ми-поём ноту ми. 13. Д/у «Какой сок?». Цель: Закреплять умения согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе. 14. Д/и «Закончи предложение». Цель: Подбирать глаголы, обозначающие окончание действий. 15. Логоритмические упражнения «Дождь», «Яблоки», «Мы по лугу прогулялись», «На лугу растут цветы». 16. Работа с природным материалом, собранным в тундре. Изготовление поделок на тему «Мои фантазии». Цель: Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук. 17. Д/и «Осенние листья» (лото) Цель: Расширить словарь по теме «Осень. Деревья», научить правильно употреблять существительные в родительном падеже. 18. Д/и «Какой овощ пропустили?». Цель: Активизация словаря по теме, развитие внимания и зрительной памяти. 19. Д/и «Чудесный мешочек». Цель: Уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать. |
2 неделя «Фрукты и овощи» | 1. Вводить в активную речь слова, обозначающие действия (глаголы). Закреплять умения согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе. 2. Закреплять умение составлять рассказ по картине. 3. Продолжать знакомить с термином «слово». | 1.Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Дудочка», «Окошки». 2. Игровое упражнение «Я скажу, а вы это сделайте». 3. Игра с мячом «Приклей слово» Цель: Добавление к имени существительному глагола, прилагательного. 4. Д/и «Отгадай слово». Цель: Определение предмета по действию. 5. Д/и «Магнитофон». Цель: Закрепление представлений о звучащем слове. 6. Пальчиковая гимнастика: «Сливы». | |
3 неделя «Здравствуй, тундра!» | 1. Знакомить детей с термином «звук». Учить интонационному выделению в словах звуков. 2.Познакомить детей с тем, что слова в речи произносятся в определённой последовательности друг за другом. Формировать представление о предложении, значимости каждого слова в предложении. 3. Продолжать учить согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Чистим зубки», «Чашечка», «Часики». 2. Чтение произведений: Е. Серовой «Подскажи словечко», Я. Козловского «О словах разнообразных, одинаковых и разных». 3. Прослушивание аудиозаписи со звуками природы. 4. Игровое упражнение «Продолжи предложение». Цель: Учить произносить простые предложения, пополнять словарный запас детей. 5. Д/и «Быстро отвечай». Цель: Определение предмета по его признакам. 6. Пальчиковая гимнастика «Привяжу я козлика». | |
4 неделя «Мои друзья» | 1. Закрепить умение соотносить названия животных и их детёнышей. 2. Закреплять представления дошкольников о звучащем слове, о том, что слова могут обозначать и называть действия. 3.Укреплять артикуляционный аппарат, закреплять навыки произношения звуков [М], [М’] изолированно, в словах, фразах, связном тексте. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Месим тесто», «Чашечка», «Окошко». 2. Д/и «Кто больше слов скажет». Цель: Называть качества, признаки и действия животных. 3. Разучивание скороговорки: «Мыла Мила мишку мылом». 4. Чтение стихотворения «Медведь» и «Мяч»: Медведю-лежебоке Не лень лежать в берлоге До будущей весны И видеть сны заветные- Медовые, конфетные, Малиновые сны! Мяч летает полосатый, В мяч играют медвежата. - Можно мне? – спросила мышка. - Что ты! Ты ещё малышка! 5. Д/у «Что делает мой друг». Цель: Соотносить существительные с глаголом. | |
Октябрь | |||
1 неделя «Все работы – хороши» | 1. Продолжать учить детей интонационному произношению звуков [А], [О], [У], [И] в изолированном виде и в словах. 2. Развивать речевое дыхание, фонематическое восприятие. 3. Учить понимать и активно использовать в речи интонацию удивления, радости, вопроса. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Колечко», «Вкусное варенье», «Змейка». 2. Загадывание загадок: про арбуз, облако, улитка, иголка. 3. Игровое упражнение «Скажи, как я». Цель: Развитие слухового восприятия и интонационной выразительности. 4.Д/и «Озвучим картинки». Цель: Развитие у детей интонационной выразительности речи. 5. Д/и «Кто в теремочке живёт?». Цель: Развитие слухового восприятия. 6. Д/и «Кто что делает?». | 1. Игры – соревнования: «Чей голос дольше звучит?», «Чей голос звонче?». Цель: Развитие интонационной выразительности речи, расширение звуковысотного диапазона. 2. Д/и «Доскажи словечко». Цель: Развивать у детей фонематический слух. Формировать умение слышать в словах звуки [С], [П], [Б]. 3. Д/и «Отгадай слово». Цель: Упражнять детей в умении определять предмет по действию. 4. Д/и «Узнай, что звучит». Цель: Развитие слухового восприятия и слухового внимания. 5. Д/и «Закончи предложение». Цель: Учить подбирать глаголы, обозначающие окончание действий. 6. Д/и «Прятки». Цель: Упражнять в понимании и употреблении пространственных предлогов: в, на, за, под, около. 7. Д/и «Передай флажок дальше». Цель: Упражнять дошкольников в подборе слов на заданную тему (слова-обобщения). 8. Разучивание скороговорок: «У пеньков опять пять опят», «Мыло серо, да моет бело», «Боря Ире дал ириску, Ира Боре – барбариску». 9. Чтение чистоговорок: Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом. Уп-уп-уп-уп - я готовлю папе суп. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы. 10. Упражнение «Объясни слово». Цель: Развитие словарного запаса, мышления, устной речи. 11. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев: упражнения «Ладушки», «Коза», «Белка»; проведение вертикальных линий «Заборчик», проведение прямых горизонтальных линий «Дорожки». 12. Д/и «Кому что нужно». Цель: Закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу. 13. Дыхательная гимнастика: «Дудочка», «Деревья». 14. Д/ и «Слушаем внимательно, думаем старательно». Цель. Побуждать детей, самостоятельно определять принцип классификации предметов, находить предмет, не соответствующий этому принципу. Закрепить название одежды и обуви. Развивать внимание, память. 15. Раскрашивание рисунков автомобилей из мультфильма «Тачки». Цель: Развивать мелкую моторику рук. Учить правильно держать в руке карандаш при штриховке. 16. Логоритмические упражнения «А часы идут, идут», «Ветер тихо клен качает», «А в лесу растёт черника». 17. Д/и «Один – много» (с предметами одежды). Цель: Научить образовывать множественное число имен существительных. |
2 неделя «Праздник осени» | Учить детей различать и произносить твёрдый и мягкий звук [С], [С’] в изолированном виде, словах и фразах. 2. Развивать фонематическое восприятие при работе со словами, отличающимися при произношении. 3. Упражнять в составлении предложений из двух слов. 4. Познакомить детей со скороговорками и их назначением. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Дудочка», «Заборчик», «Маляр». 2. Игровое упражнение «Назови слова». Цель: Учить называть слова, в названии которых есть звук [С], развивать слуховое внимание. 3. Чтение чистоговорок: Са-са-са-в лесу бегает лиса. Со-со-со-у Вовы колесо. Ос-ос-ос-на поляне много ос. Су-су-су-было холодно в лесу. Усь-усь-усь-на лугу пасётся гусь. 4. Чтение и разучивание скороговорки: «У осы не усы, не усищи, а усики». 5. Д/и «Добавь словечко». Цель: Упражнять в составлении предложений из двух слов. | |
3 неделя «Азбука дорожного движения» | 1. Уточнить произношение звуков [П], [П’] в изолированном виде, словах, фразах. 2. Закрепить употребление слов – обобщений. 3. Упражнять в произнесении слов голосом различной громкости. 4. Активизировать употребление в речи глаголов и прилагательных. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Качели», «Шарик». 2. Д/и «Составь описание». Цель: Учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия. 3. Д/и «Громко — шепотом». Цель: Учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко, вполголоса или шепотом. 4. Чтение скороговорки: «Пётр пень пилил пилой, распилил весь пень пилой». 5. Д/и «Быстро отвечай». Цель: Упражнять в умении добавлять к имени существительному прилагательное или глагол. 6. Пальчиковая гимнастика «Пчела». | |
4 неделя «Одежда» | 1. Уточнить произношение звуков [Б], [Б’] в изолированном виде, словах, фразах. 2. Учить правильно употреблять имена существительные в родительном падеже с предлогом «без». 3. Формировать у дошкольников представление о словах, обозначающих признаки предмета. 4. Учить добавлять недостающее слово во фразе. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Ямка», «Резинка», «Барабанщик». 2. Загадки про барабан, белку, бабочку. 3. Д/и «Без чего не обойтись?» Цель: Упражнять детей в правильном употреблении илов-существительных в родительном падеже с предлогом «без». 4. Д/и «Опиши, мы угадаем». Цель: Учить подбирать слова, обозначающие признаки предмета, составлять описание. 5. Разучивание скороговорки: «Купила бабуся бусы Марусе». 6. Чистоговорки: Ба-бо-бы-на дворе стоят столбы Бу-бы-ба-из окна торчит труба. 7. Пальчиковая гимнастика «Братья». | |
Ноябрь | |||
1 неделя «Наш любимый город» | 1. Уточнить произношение звуков [Ф], [Ф’] в изолированном виде, словах, фразах. 2. Развивать слуховое внимание, зрительную память. 3. Упражнять в составлении предложений из двух, трёх слов, используя модели. 4. Закреплять представления о словах, обозначающих предметы, действия и признаки предметов. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Часики», «Качели», «Лошадка». 2. Игровое упражнение «Расскажи, где ты живёшь». Цель: Формировать представления дошкольников о предложении, учить расширять предложение. Активизировать словарь по теме «Мой город». 3. Разучивание скороговорки: «У Феди фуфайка, у Фаи туфли». 4. Чтение стихотворения В. Берестова: Фокусник во фрак одет, Факел превратит в букет, Фея выскочит оттуда. Фокус это или чудо? 5. Чистоговорка: Аф – аф - аф - мы поставим в угол шкаф. | 1. Д/и «Кто назовет больше действий». Цель: Подобрать глаголы, обозначающие действия. 2. Д/и «Профессии». Цель: Соотносить существительные с глаголом. 3. Д/и «Какое это имя?». Цель: Продолжать учить детей вслушиваться в звучание слов. 4. Д/и «Подскажи последнее словечко». Цель: Развивать интонационную выразительность речи, фонематический слух. 5. Использование игрового пособия «Поварёнок». Цель: Учить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже. 6. Д/и «Закончи предложение». Цель: Учить подбирать глаголы, обозначающие окончание действий. 7. Д/и «Кто это ползёт». Цель: Упражнять в подборе слов, обозначающих признаки и действия, согласовывая их в роде, числе, падеже, составлять описание. 8. Д/и «Расскажем про белочку». Цель: Учить составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания. 9. Разучивание скороговорок: Топали да топали, Дотопали до тополя. До тополя дотополи, Да ноги-то оттополи. 11. Чистоговорки: Ать-ать-ать-мы идём гулять. Ат-ат-ат-берём с собой самокат. 12. Разучивание считалки: «Тара-бара, Домой пора – Ребят кормить, Телят поить, Коров доить. Тебе водить!» 13. Штрихование по готовым контурам: «Домашние животные»; рисование наклонных линий снизу вверх «Травка для кроликов». 14. Пальчиковая игра «скачет зайка косой». 15.Д/и «Помоги маме найти своих детенышей». Цель: Закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 16. Логоритмические упражнения «В понедельник», «Головой качает слон», «По дорожке, по дорожке». 17. Чтение стихотворения «Котик и козлик» В. Жуковского: Там котик усатый По садику бродит, А козлик рогатый За котиком ходит. Рисование пальчиком на подносе с крупой котика и козлика. Развивать воображение, развивать тактильную чувствительность. 18. Д/у «Сравни разных зверят». Цель: Учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки. 19. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками. Цель: Развивать у детей репродуктивное и творческое воображение, зрительно-моторную координацию. 20. Игровое упражнение «Разрезные картинки». Цель: Научить составлять целое из трех и четырех частей, активизировать речь в ходе работы после ее выполнения. |
2 неделя «Профессии» | 1. Уточнить произношение звуков [В], [В’] в изолированном виде, словах, фразах. 2. Учить различать слова, обозначающие один предмет и несколько предметов. 3. Формировать представление об уменьшительно – ласкательной форме слова. 4. Учить различать длинные и короткие слова. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Хоботок», «Рыбка». 2. Чистоговорка: Ву-ву-ву - в лесу видели сову. 3. Разучивание скороговорки: «Вкусная халва – мастеру хвала». 4. Чтение сихотворения Б.Тимофеева: Воробей взлетел повыше: Видно всё с высокой крыши! 5. Д/и «Один – много». Цель: Учить детей в образовании множественного числа. 6. Д/и «Слова можно прошагать». Цель: Дифференциация слов по длительности звучания. Обогащать словарь детей за счет названий профессий. 7. Д/и «Скажи ласково». Цель: Формирование понятия об уменьшительно – ласкательной форме слова. | |
3 неделя «Домашние животные» | 1. Уточнить произношение звуков [Н], [Н’] в изолированном виде, словах, фразах. 2. Закрепить умение правильно согласовывать имя прилагательное с именем существительным. 3. Продолжать учить определять первый звук в словах, называть слова на заданный звук. 4. Закреплять понятие «слово», дифференцировать короткие и длинные слова. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Рыбка», «Качели», «Часики». 2. Чистоговорка: «Но-но-но, но-но-но - в нашей комнате темно». 3. Д/и «Скажи, какое». Цель: Называть признаки предмета; обогащать речь прилагательными; подбирать слова, близкие по смыслу. 4. Д/и «Кто ушёл вперёд?». Цель: Дифференциация длинных и коротких слов. 5. Д/и «Передай флажок дальше». Цель: Учить называть домашних животных. 6. Д/упражнение «Магазин игрушек». Цель: Учить определять первый звук в слове. | |
4 неделя «С днем рождения, любимый город!» | 1. Уточнить произношение звуков [Т], [Т’] в изолированном виде, словах, фразах. 2.Активизировать употребление глаголов. 3. Упражнять детей в умении изменять слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов. 4. Продолжать формировать представление о предложении, значимости каждого слова в предложении. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Лопаточка», «Иголочка», «Горка». 2. Чистоговорка: Та-та-та - хвост пушистый у кота. Ты-ты-ты-сметану съели всю коты. Ти-ти-ти-съели кашу всю почти. То-то-то-стали мы играть в лото. 3. Загадывание загадок про телефон, тучу, телевизор. 4. Д/и «Скажи, что делает». Цель: Учить называть действия предметов; обогащать речь глаголами. 5. Д/и «Ласковые слова». Цель: Формировать понятия об уменьшительно – ласкательной форме слова. 6. Д/и «Закончи предложение». Цель: Расширение объёма предложения. | |
Декабрь | |||
1 неделя «Зима» | 1. Уточнить произношение звуков [Д], [Д’] в изолированном виде, словах, фразах. 2. Учить образовывать формы родительного падежа множественного числа имён существительных. 3. Учить подбирать определения к словам «снег», «зима», «снежинки». 4. Учить дошкольников самостоятельно составлять предложения с заданным словом. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Дятел», «Грибок», «Гармошка». 2. Загадка про дождь. 3. Д/и «Кто внимательный?» Цель: Учить определять, есть ли в слове заданный звук. 4. Разучивание скороговорки: «Дудку дал Додону дед, Дед, которому сто лет». 5. Чистоговорки: Ду-до-да - гудят провода. Ду-ду-ду - дети бегают в саду. 6. Д/и «Отвечай правильно». Цель: Упражнять детей подбирать и называть слова, согласовывать существительные и прилагательные в падеже. | 1. Д/и «В гостях у лесника». Цель: Упражнять в подборе однокоренных слов, побуждать детей к составлению творческого рассказа. 2. Разучивание скороговорок: «Муха-горюха села на ухо», «Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке». 3. Игровое пособие «Кольца Луллия». Цель: Упражнять детей в умении находить картинку, в названии которой есть заданный звук. 4. Чтение весёлых стихов из книги Занимательное азбуковедение» В. В. Волиной (на пройденные звуки). 5. Разучивание считалки: «Я пойду куплю дуду, Я на улицу пойду. Громче, дудочка, дуди. Мы играем, ты води!» 6. Д/и «Звуковой футбол». Цель: Учить различать звуки, учиться определять наличие заданных звуков в словах, развивать внимание. 7. Д/и «Лишнее слово». Цель: Учить различать звуки, учиться определять звуки в составе слова, развивать слуховое внимание. 8. Д/и «Выложи предложение кирпичиками». Цель: Учиться различать структуру предложения, развивать внимание, развивать речь. 9. Д/упражнение «Закаляка». Цель: Учиться рисовать линии, развивать внимание, развивать мелкую моторику. 10. Д/и «Как сказать по-другому?». Цель: Учить заменять многозначные слова в словосочетаниях. 11. Д/и «Дед Мороз». Цель: Учить детей правильно использовать глаголы в речи, обогащать их словарь. 12. Пальчиковая гимнастика: «Сливы», «Дождик», Зайчик». 13. Логоритмические упражнения «Дети едут на машине», «Едем, едем», Ну а снег летит, летит». 14. И. м. п. «Выпал беленький снежок». Цель: Уточнить и расширить словарь по теме, учить согласовывать слова с движением: Выпал беленький снежок - Собрались мы все в кружок, Мы потопаем, мы потопаем, Будем весело плясать, Будем руки согревать. Мы похлопаем, мы похлопаем Чтоб нам было веселее, Будем прыгать мы скорее. Мы попрыгаем, мы попрыгаем. 15. Д/ и «Составь предложение». Цель: Учить четко, произносить слова, обозначающие пожароопасные предметы, составить правильно предложение. 16. Задание на фланелеграфе «Сделай снеговика». Цель: Формировать целостное восприятие предмета, учить правильно располагать готовые формы, активизировать речь во время и после выполнения задания. 17. Дыхательная гимнастика: «Греем руки», «Шарик». 18. Д/и «Кто ушёл вперёд?». Цель: Дифференциация длинных и коротких слов. |
2 неделя «Пожарная безопасность» | 1. Уточнить произношение звуков [К], [К’] в изолированном виде, словах, фразах, связном тексте. 2. Дать детям представление о многозначности слов. 3. Упражнять детей в подсчёте слов в предложении. 4. Развивать у детей фонематический слух, речевое внимание. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Лопаточка», «Рыбка», «Хоботок». 2. Разучивание скороговорки: «Кран обходится без рук: вместо рук у крана крюк». 3. Чистоговорка: Ко-ко-ко - кошка любит молоко. 4. Д/и «Какие бывают иголки». Цель: Дать детям представление о многозначном слове «игла», упражняться в подборе однокоренных слов, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже. 5. Д/и «Выложи предложение кирпичиками Цель: учиться различать структуру предложения, развивать внимание, речь. | |
3 неделя «Транспорт» | 1. Уточнить произношение звуков [Г], [Г’] в изолированном виде, словах, фразах. 2. Учить детей подбирать родственные слова. 3. Формировать понятия «звук», «неречевой звук», «Звукоподражания». 4. Учить дошкольников вслушиваться в окружающие звуки и различать их. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Пароход гудит», «Слоник пьёт». 2. Чистоговорка: Га-га-га у козы рога. 3. Разучивание скороговорки: «Груздь на солнце греет бок. В кузовок иди, грибок!» 4. Д/и «Кто заблудился?». Цель: Учить образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам. 5. Д/упражнение «Молчанка». Цель: Учить слышать звуки в окружающем пространстве, развивать слуховое восприятие. 6.Пальчиковая гимнастика: «Порисуем». | |
4 неделя «Новый год у ворот» | 1. Уточнить произношение звуков [Х], [Х’] в изолированном виде, словах, фразах. 2. Продолжать формировать представления о речевых и неречевых звуках, закреплять термин «звук». 3. Упражнять дошкольников в различении коротких и длинных слов. 4. Формировать представления о предлогах. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Качели», «Часики». 2. Д/и «Кто в теремочке живёт?». Цель: Развитие слухового и фонематического восприятия. 3. Дидактическое пособие «Телевизор». Цель: Формирование представления о звукоподражаниях. 4. Д/и «Вставь пропущенное слово». Цель: Формирование представлений о предлогах в предложении. 5. Д/и «Чьё слово дольше звучит?». Цель: Развитие интонационной выразительности речи. 6. Чистоговорка: Ха-ха-ха- не поймать нам петуха. | |
Январь | |||
2 неделя «Свет волшебный Рождества» | 1. Уточнить произношение звуков [Ы] в изолированном виде, словах, фразах. 2. Формировать у дошкольников представления о гласных и согласных звуках, показать их различия в артикуляции. 3. Учить регулировать темп и силу голоса. 4. Учить детей понимать содержание и значение пословиц. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Окошко», «Чистим зубки», «Месим тесто». 2. Разучивание скороговорки: «Тары-бары, растобары. У Варвары куры стары». 3. Игра «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук». Цель: Развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных и согласных звуков. 4. Д/и «Тихо-громко. Далеко-близко». Цель: Развитие слухового восприятия. 5. Пословица: «Семеро одного не ждут». | 1. Разучивание считалки: Трынцы-брынцы, бубенцы, Раззвонились удальцы. Диги, диги, диги, дон, Выходи скорее вон! 2. Загадывание загадок про снег, санки, снежинки, сосульку. 3. Д/и «Наоборот». Цель: Формирование представлений о словах – антонимах. 4. Логоритмические упражнения «На дворе у нас мороз», «Вот под ёлочкой», «Жила-была мышка». 5. Игровое пособие «Дорожки звуков». Д/и «Вьюга», «Эхо», «Гудок». Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ. 6. Д/и «Найди пару». Цель: Учить детей употреблять в речи глаголы повелительного наклонения. 7. Д/и «Шишка». Цель: Познакомить с разными значениями многозначного слова «шишка». 8. Д/и «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой». Цель: Развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других. 9. Д/и «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем». Цель: Развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков. 10. Пальчиковые игры: «Дружба», «Замок», «Черепаха». 11. Подготовка руки к письму: «Волны» - проведение коротких и длинных волнистых линий. 12. Д/у «Какой первый звук в слове?». Цель: Учить определять первый звук в слове, обозначать его правильным знаком, сопоставлять с нужной картинкой. (Символы Т.А.Ткаченко) 13. Игровое упражнение с пуговицами «Игрушечный медвежонок»: Медвежонок плюшевый Ничего не кушает. Ни конфет, ни шоколада – Ничего ему не надо. Целый день в углу сидит, У него живот болит. Дети из пуговиц выкладывают медвежонка. Цель: Развивать у детей репродуктивное и творческое воображение, зрительно-моторную координацию. 14. Дыхательная гимнастика «Свеча». 15. Игровое упражнение «Дикторы». Цель: Развитие интонационной выразительности речи. |
3 неделя «Посуда» | 1. Уточнить произношение звуков [Э] в изолированном виде, словах, фразах. 2. Учить составлять простые предложения по «живой модели». 3. Учить дифференцировать гласные звуки, по артикуляции определять гласный звук. 4. Формировать представления о словах – антонимах. 5. Закрепить умение правильно называть предметы посуды. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Накажем непослушный язык», «Крокодил». 2. Д/и «Кукла». Цель: Учить детей составлять предложение по «живой модели» (дети – «слова»). 3. Д/и «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук». Цель: Развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков. 4. Д/и «Слова-неприятели». Цель: Подбор антонимов – слов противоположных по смыслу. 5. Чтение стихотворения «Эхо» Г. Виеру. 6. Д/у «Чего не стало?». Цель: Уточнить названия предметов посуды, упражнять в образовании родительного падежа, развить зрительное внимание и память. | |
4 неделя «Наши любимые игрушки» | 1. Уточнить произношение звуков [С], [С’] в изолированном виде, словах, фразах, связном тексте. 2. Упражнять детей в употреблении в речи глаголов прошедшего времени и глаголов повелительного наклонения. 3. Продолжать учить дошкольников различать гласные и согласные звуки. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Дудочка», «Чашечка». 2. Чистоговорка: Су-су-су-су - тихо осенью в лесу. 3. Разучивание скороговорки: «Сеня в лесу встретил лису». 4. Д/упражнение «Поручения». Цель: Упражнять в образовании форм повелительного наклонения глаголов. 5. Д/и «Дети и волк». Цель: Учить детей понимать и употреблять в речи глаголы прошедшего времени и глаголы повелительного наклонения. 6. Д/и «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем». Цель: Развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков. 7. Д/упражнение «Магазин игрушек». Цель: Учить определять первый звук в слове. | |
Февраль | |||
1 неделя «Закаляйся, будь здоров!» | 1. Уточнить произношение звуков [З], [З’] в изолированном виде, словах, фразах, связном тексте. 2. Знакомить детей со звонкими и глухими согласными, учить различать их на слух. 3. Показать парное соотнесение звуков по признаку звонкости – глухости. 4. Развивать фонематический слух. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Домик для Язычка» («Сказочные истории из жизни Язычка»). 2. Чистоговорка: Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу. 3. Д/и «Песенка комара и песенка воды». Цель: Формирование представлений о звонких и глухих согласных звуках. 4. Д/и «Звенит – жужжит». Цель: Дифференциация парных звуков з – ж. 5. Д/и «Звук заблудился». Цель: Развитие слухового внимания. Вычленение в предложении слова, не подходящего по смыслу, и замена его другим словом. 6. Д/и «Скажи, что делают этими предметами». Цель: Активизировать в речи детей глаголы и употребление с ними существительных. Дать детям представления о здоровье и здоровом образе жизни. | 1. Д/и «Будь внимателен». Цель: Активизация словаря, дифференциация глухих и звонких согласных в словах. 2. Разучивание скороговорок: «Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы», «Нет конца у моего кольца», «Нашей Маше дали мало каши». 3. Детский фольклор: «Шишки» Белка с ветки в свой домишко Перетаскивала шишку. Белка шишку уронила, Прямо в Мишку угодила. Застонал, заохал Мишка – На носу вскочила шишка. 4. Д/и «Кто интереснее придумает?» Цель: Учить детей составлять предложения по заданному глаголу. 5. Игра «Мяч поймай — слово составляй». Цель: Составление трехзвуковых слов и их анализ. 6. Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй». Цель: Расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления. 7. Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй». Цель: Развитие фонематических представлений, быстроты реакции 8. Д/и «На опушке зайчики». Цель: Учить детей правильно понимать в тексте глаголы повелительного наклонения. 9. Игровое пособие «Ёлочка». Цель: Закреплять умение находить слова с заданным звуком. 10.Д/у « Игра - дело серьёзное». Цель: Упражнять детей в выборе безопасных предметов для игр по картинкам, закреплять знания о том, какими предметами можно играть. Активизировать в речи глаголы повелительного наклонения. 11. Д/у «Два и две». Цель: Познакомить ребенка с числительными два и две, научить употреблять их в речи. 12. пальчиковые игры: «Капуста», «Лодочка», Повстречались». 13. Выкладывание из зерна, бобовых круп разных фигур. Цель: Развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление. 14. Дыхательная гимнастика «Вырасти большой». 15. Штрихование по готовым контурам: «Узоры коми народа». Цель: Развивать мелкую моторику рук, воспитывать любовь и уважение к коми народу. 16. Д/и «Что мы знаем о вещах». Цель: Расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память. 17. Д\у «Про кого я говорю». Цель: Развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта. 18. Логоритмические упражнения «»Кто играет с нами в прятки?», «Разминка». 19. Использование игрового пособия «Поварёнок». Цель: Учить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже. Закреплять употребление в речи местоимения «мой». |
2 неделя «Коми – народ» | 1. Уточнить произношение звуков [Ц] в изолированном виде, словах, фразах. 2. Упражнять дошкольников в различении гласных и согласных звуков. 3. Закреплять умение интонационно выделять звуки в слове. 4. Учить чётко и внятно произносить чистоговорки. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Язычок делает ремонт» 2. Разучивание скороговорки: «Цыплята наши есть хотят, мы накормить должны цыплят». 3. Чистоговорка: «Цу-цу-цу - дали нам по огурцу», «Цы-цы-цы- мы помыли огурцы». 4. Игра «Разноцветные мячики» Красный — гласный. Синий — нет. Что за звук? Мне дай ответ! Цель: Закрепление гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. 5. Лото «Определи первый звук в слове». Цель: Упражнять детей в выделении первого звука в слове. | |
3 неделя «Наша Армия» | 1. Уточнить произношение звуков [Й] в изолированном виде, словах, фразах. 2. Учить пользоваться в речи глаголами повелительного наклонения и местоимением «мой». 3. Упражнять дошкольников в определении длинных и коротких слов, выделении первого звука в слове, выделении из речевого потока слов с заданным звуком. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Язычок делает покупки». 2. Д/и «Мой – моя». Цель: Учить детей различать род притяжательных местоимений. 3. Д/и «Домик». Цель: Учить детей правильному употреблению местоимений и предлогов. 4. Д/и «Длиннее – короче». Цель: Формирование навыков звукового анализа, дифференциация на слух длинных и коротких слов. 5. Игра «Чей ты, чей?». Цель: Автоматизация йотированных звуков в тексте. 6. Чистоговорка: Ой-ой-ой-зайке холодно зимой. 7. Пальчиковая гимнастика: «Ловкий зайка». Цель: Подготовка руки к письму. | |
4 неделя «Опасные предметы дома» | 1. Уточнить произношение звуков [Ш] в изолированном виде, словах, фразах, связном тексте. 2. Упражнять в употреблении глаголов с помощью добавления приставок. 3. Учить дошкольников подсчитывать количество звуков в слове. 4. Развивать речевое внимание и фонематический слух. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Утро Язычка». 2. Чистоговорка: Ша-ша-ша-мама моет малыша, Шу-шу-шу-я письмо вам напишу. Аш-аш-аш- у Марины карандаш. 3. Д/и «Поймай мяч – скажи». Цель: Расширить и активизировать глагольный словарь по теме (приставочные глаголы). 4. Д/и «Звуки заблудились». Цель: Развитие фонематического синтеза, составление слова из звуков. 5. Игровое упражнение «Живые звуки». Цель: Учить производить простейший звуковой анализ слова. | |
Март | |||
1 неделя «Весна» | 1. Уточнить произношение звуков [Ж] в изолированном виде, словах, фразах, связном тексте. 2. Формировать представление о слоге, слоговом составе слова. 3. Учить дошкольников производить элементарный звуковой анализ слова. 4. Закреплять умение интонационно выделять звук в слове, различать на слух твёрдые и мягкие согласные. | 1. Артикуляционная гимнастика: «У Язычка появился новый друг». 2. Д/и «Говорящий жук». Цель: Упражнять в образовании имён существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. 3. Д/и «Прохлопаем слово». Цель: Формирование понятия «слог», деление слов на слоги. 4. Д/и «Кто в избушке живёт?». Цель: выделение слов с заданным звуком. 5. Игровое упражнение «Живые звуки». Цель: Учить производить звуковой анализ слов: ЛУК, ДОМ. 6. Пальчиковая игра: «Сороконожки». | 1. Игровое пособие «Звуковая дорожка». Цель: Развивать фонематическое восприятие, речевое дыхание. Артикуляция звуков. 2. Д/и «Палочка – выручалочка». Цель: Подбор согласного звука, парного по твёрдости-мягкости. 3. Д/упражнение «Лошадки». Цель: Автоматизация звука [Л] в тексте. 4. Д/упражнение «Поезд». Цель: Дифференциация свистящих и шипящих звуков. 5. Д/и «Как их зовут?». Цель: Закрепить у детей умение определять первый, последний, второй и третий звуки в словах. 6. Д/и «Пирамида». Цель: Упражнять детей в определении количества слогов в словах. 7. Д/и «Построим пирамиду». Цель: Упражнять детей в определении количества звуков в словах. 8. Д/и « Мягко – твёрдо». Цель: Различение на слух твёрдых и мягких согласных. 9. Д/и «Узнай по интонации». Цель: Воспитание выразительности речи и мимики. 10. Выкладывание из счётных палочек различных форм. Цель: Развивать у детей воображение, конструкторские навыки, мелкую моторику рук. 11. Д/и «Кто в домике живет?». Цель: Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком. 12. Пальчиковая гимнастика: «С добрым утром!», «Братцы». 13. Разучивание считалки: Шла коза по мостику И виляла хвостиком. Зацепила за перила, Прямо в речку угодила. Кто не верит – это он, Выходи из круга вон! 14. Прорисовывание ломаной линии «Зубчики». Цель: Учить детей правильно владеть карандашом. 15. Д/и «Птичий двор». Цель: Уточнить и расширить словарь по теме. Закрепить умение составлять короткий описательный рассказ по картине. 16. Игровое задание «Нарисуй цыплят»: Есть у курицы-наседки Непоседливые детки. Разные, красивые, Очень суетливые. Цель: Развивать умение отгадывать загадки. Учить обводить карандашом пуговицы по контуру, составляя из них форму цыплёнка. Упражнять в раскрашивании. 17. Логоритмические упражнения «На лугу растут цветы», «Вот летит большая птица». 18. Дыхательная гимнастика «Петух», «Удивимся». |
2 неделя «Женский день» | 1. Уточнить произношение звуков [Ч] в изолированном виде, словах, фразах. 2. Закреплять представления дошкольников о слоге как части слова. 3. Упражнять в делении слов на слоги, выделении начального звука в словах. 4. Закрепить умение правильно называть предметы посуды. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Новый велосипед Язычка». 2. Д/и «Чаепитие для мамы». Цель: Упражнять в образовании слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Закрепить названия посуды. 3. Игровое упражнение «Звуковое лото». Цель: Определение первого звука в слове, деление слов на слоги. 4. Игра «Поющие мячики. По мячу сперва стучу, а потом его качу». Цель: Закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, закрепление длительного ротового выдоха. | |
3 неделя «Книжкина неделя» | 1. Уточнить произношение звуков [Щ] в изолированном виде, словах, фразах. 2. Закреплять умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные звуки. 3. Продолжать учить определять первый звук в словах. 4. Продолжать учить составлять короткий описательный рассказ по картине. | 1. Артикуляционная гимнастика: « Язычок и лошадка». 2. Чистоговорки: Ща-ща-ща- Коля ходит без плаща.Щи-щи-щи- ищем щавель мы на щи. 3. Д/и «Гномик и Великан». Цель: Упражнять в изменении слов с помощью суффиксов. 4. Д/и «Тим и Том». Цель: Учить ребенка различать твердые и мягкие согласные звуки. 5. Д/и «Ромашка». Цель: Продолжать учить определять первый звук в словах. 6. Д/упражнение «Я начну, а вы продолжите». Цель: Учить детей составлять рассказ по картине с небольшой помощью воспитателя. 7. Пальчиковая гимнастика: «Улей». | |
4 неделя «Птицы» | 1. Уточнить произношение звуков [Л], [Л’] в изолированном виде, словах, фразах, связном тексте. 2.Учить детей осуществлять анализ слова, состоящего из трёх звуков. 3. Продолжать учить пользоваться вопросительными и утвердительными интонациями. 4. Продолжать учить детей делить слова на слоги. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Язычок в зоопарке». 2. Чистоговорки: Лу-лу-лу- наточил Толя пилу. Ли-ли-ли суп соленый, не соли! 3. Д/и «Медведь и ёлка». Цель: Воспитание выразительности речи и умения изменять тембр голоса. 4. Д/и «Магазин». Цель: Формирование навыка слогового анализа. 5. Д/упражнение «Поезд». Цель: Упражнять в определении количества звуков в словах. 6. Загадки про лук, лестницу, лопату. 7. Разучивание скороговорки: «Наш Полкан попал в капкан». | |
Апрель | |||
1 неделя «Рыбы» | 1. Уточнить произношение звуков [Р], [Р’] в изолированном виде, словах, фразах, связном тексте. 2. Учить подбирать слова с заданным количеством слогов. 3. Продолжать формировать у детей представления о твёрдых и мягких согласных звуках, об их соответствии друг другу. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Язычок в цирке». 2. Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги». Цель: Тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления. 3.Игровое упражнение «Назови мягкого дружка». Цель: Продолжать учить детей различать твёрдые и мягкие согласные звуки. 4. Чистоговорка: Ра-ра-ра-Кате спать давно пора. Ро-ро-ро-на полу стоит ведро. Ри-ри-ри-сидят на ветках снегири. Ры-ры-ры-не летайте, комары! | 1. Игровое упражнение «Твёрдый – мягкий». Цель: Закрепление умения различать в словах твёрдые и мягкие согласные звуки. Развитие фонетического слуха, слухового внимания. 2. Игра «Короткие и длинные слова». Цель: Закрепление умения различать слова по количеству слогов. Развивать речевое внимание. 3. Разучивание скороговорок: «У меня на кармашке маки и ромашки», «Под кустом ореха норка. В норке проживает норка». 4. Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй». Цель: Расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления. 5. Д/и «Чей это голос?». Цель игры: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша. 6. Д/и «Едем, летим, плывем». Цель: Учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова. 7. Д/и «Составь пары из картинок». Цель: Упражнять детей в дифференцировании твердых и мягких согласных в словах. 8. Д/и «Кто придумает конец, тот и будет молодец!». Цель: Закрепление представления о связи слов в предложении. 9. Выкладывание из пуговиц разного размера прямые, кривые, ломаные линии. Цель: Развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление. 10. Игра «Угадай отгадки на мои загадки». Цель: Развивать воображение, быстроту реакции мышления. 11. Игры с перебрасыванием мяча «Подскажи словечко», «Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то — нет». Цель: Развитие мышления, быстроты реакции. 12. Д/у «Кто я такой?». Цель: Упражнять детей в умении правильно называть части тела человека, умении различать девочек и мальчиков. 13. Д/и «Наши имена». Цель: Учить детей определять первый звук в имени девочек и мальчиков группы. 14. Д/и «Что напутал Буратино?». Цель: Находить ошибки в описании и исправлять их. 15. Дыхательная гимнастика «Ушки». 16. Фигурки из счетных палочек «Рыбка», «Ракушка». Цель: Развивать у детей пространственную ориентировку, мелкие движения рук. 17. Игры на подносе с крупой. Игровые задания «Рыбка», «Яйцо пасхальное». Цель: Учить рисовать пальцем на подносе, заполненной крупой заданные фигуры. Развивать у детей воображение. 18. Логоритмическая гимнастика «Весёлые прыжки», «Во дворе стоит сосна». 19. Пальчиковая гимнастика «Рыбки», «Щука». |
2 неделя «Мальчики и девочки» | 1.Упражнять в подборе нужных по смыслу слов. Закреплять понимание обобщённых понятий «овощи», «мебель», «одежда». 2. Учить преобразовывать глаголы от звукоподражательных слов (кря – крякать, ква – квакать, мяу – мяукать и т. д.). 3. Учить детей дифференцировать твёрдые и мягкие согласные. 4. Учить придумывать слова с мягкими согласными. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Язычок собирает грибы». 2. Д/и «Назови одним словом». Цель: Закрепить представления детей об обобщающих словах. 3.Д/и « Кто как кричит?». Цель: Обучение образованию глаголов от звукоподражаний, развитие слухового внимания. 4. Д/упражнение «Спичка-ватка». Цель: Различие твёрдых согласных звуков и соотнесение картинки с символами (спичка-твёрдый звук, вата-мягкий звук). 5. Д/и «Принцесса на горошине». Цель: Образование слов путём замены твёрдого согласного звука мягким. 6. Пальчиковая игра: «Гармошка». | |
3 неделя «Пасхальная неделя» | 1. Продолжать чётко и правильно произносить звуки [Р], [Р’], подбирать слова с этими звуками. 2. Учить дошкольников подбирать слова с начальным заданным звуком. Формировать навыки звукового и слогового анализа. 3. Упражнять в составлении предложения с использованием опоры в виде трёх предметных картинок. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Язычок учится играть на музыкальных инструментах». 2.Чистоговорки: Ра-ра-ра-весь мусор уберём с утра. Ро-ро-ро-весь мусор уберём в ведро. Ри-ри-ри-двор убрали-раз, два, три. Ор-ор-ор-подмели мы весь двор! 3. Д/и «Мяч поймай — слово составляй». Цель: составление трехзвуковых слов и их анализ. 4. Д/и «Найди место звука в слове». Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце). 5. Д/упражнение «Предложения – по картинкам». Цель: Учить детей составлять простые предложения. | |
4 неделя «Взрослые и дети» | 1. Закреплять знания о гласных, мягких и твёрдых согласных звуках. Учить узнавать слова, в которых не хватает одного (последнего) звука. 2. Упражнять в умении описывать предмет, его внешний вид, признаки. 3. Продолжать учить делить слова на слоги разными способами. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Моляр», «Дятел». 2. Д/упражнение «Разложи правильно». Цель: Упражнять детей в различении твердых и мягких согласных звуков в словах, определении местонахождения этих звуков в словах (в начале, середине или в конце слов). 3. Д/и «Кто больше увидит и назовет». Цель: Выделять и обозначать словом внешние признаки предмета. 4. Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги». Цель: Тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления. | |
Май | |||
1 неделя «Растения» | 1. Закреплять знания о том, что звуки в словах произносятся в определённой последовательности, продолжать учить самостоятельно находить слова, сходные по звучанию. 2. Учить выделять общий звук в серии слов, дифференцировать на слух мягкие и твёрдые согласные, подбирать слова с заданным звуком. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Мотор», «Грибок», «Дятел». 2. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай — сколько звуков, называй». Цель: Определение последовательности и количества звуков в слове. 3. Разучивание скороговорки: «Волки рыщут – пищу ищут». 4. Д/и «Громко — шепотом». Цель: Учить детей подбирать сходные по звучанию слова, произносить их громко или шепотом. 5. Д/и «Отгадай звук». Цель: Выделение общего звука у группы слов. 6. Пальчиковая гимнастика «Цветки», «Мак». | 1. Игра с заданиями «Рассказ о Зайце». Цель: Умение дифференцировать на слух мягкие и твёрдые согласные, подбирать слова с заданным звуком. 2. Разучивание считалки: Завтра с неба прилетит Синий-синий-синий кит. Если веришь – стой и жди, А не веришь – выходи. 3. Д/и «Что в лесу растёт?». Цель: Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком. 4. Д/и «Навострите ваши ушки: Звуки скажут вам игрушки». Цель: Анализ и синтез обратных слогов и закрепление слогов слияния. 5. Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй». Цель: Расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления. 6. Игра «Мяч поймай — слово составляй». Цель: Составление трехзвуковых слов и их анализ. 7. Штриховка различных форм предметов. Цель: Учить детей штриховать в заданном направлении, не выходить за контуры рисунка, развивать мелкие мышцы руки. 8. Д/и «Слоговое лото». Цель: Учить определять количество слогов в словах. 9. Рисование палочкой на подносах, заполненных крупой, геометрических форм, знакомых букв. Цель: Развивать воображение, способность координировать свои движения, воспитывать усидчивость. 10. Д/и «У меня друзей немало». Цель: Учить детей составлению простого распространенного предложения. 11. Игра «Горячий — холодный». Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов, или слов-антонимов. 12. Фигурки из счетных палочек: «Бабочка», «Жук». 13. Соединение точек одной линией «Веселый человечек». Цель: Стимулировать зрительное внимание, учить владеть движениями руки, воспитывать усидчивость. 14. Игровое задание «Определи растение по запаху». Цель: Упражнять детей в определении по запаху листьев мяты, петрушки, укропа, лука, чеснока. Закрепить названия растений. Уточнить, где они растут. 15. Д/и «Кто что умеет делать». Цель: Подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных. 16. Логоритмическая гимнастика «По дорожке, по дорожке», «За дровами мы идём». 17. Дыхательная гимнастика «Паровоз». 18. Д/и «В гостях у лесника». Цель: Упражняться в подборе однокоренных слов, побуждать детей к составлению творческого рассказа. 19. Рисование на тему «Мой мир, где я живу». Цель: Развивать художественные навыки детей, творческие способности, умение передать словами содержание своей работы. |
2 неделя «День Победы» | 1. Закреплять навыки звукового анализа, выделения звуков в слове, деления слов на слоги. 2. Развивать у детей фонематический слух, мелкие мышцы рук. 3. Учить дошкольников умению слушать друг друга и воспитателя. 4. Развитие у детей интонационной выразительности речи. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Постучимся в дверку», «Иголочка», «Горка». 2. Д/и «Мозаика». Цель: Определение первого и последнего звука в словах, умение делить слова на слоги. 3. Д/упражнение «Скажи, как я». Цель: Развитие интонационной выразительности речи. 4. Игра «Тихо — громко. Мы катались по горам, Пели тут и пели там». Цель: Закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса. 5. Пальчиковая гимнастика: «Лошадки». | |
3 неделя «Безопасность» | 1. Учить подбирать слова с заданным количеством слогов. 2. Воспитывать речевое внимание и фонематический слух. 3. Учить дошкольников проводить звуковой анализ слов. 4. Упражнять в составлении предложений по сюжетной картинке. | 1. Артикуляционная гимнастика: «Качели», «Часики», «Лопаточка». 2. Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова». Цель: Закрепление умения добавлять слог до слова. 3. Д/и «Найди звук». Цель: Находить слова с одним и двумя слогами. 4. Д/и «Пирамида». Цель: Подсчёт количества звуков в словах. 5. Д/упражнение «Составь предложение». Цель: Упражнять детей в составлении простого распространённого предложения по сюжетной картинке. Закрепить представления об опасных ситуациях в быту. 6. Пальчиковая гимнастика: «Прогулка в лес». | |
4 неделя «Мир, в котором я живу» | 1. Продолжать обучать детей звуковому анализу слов, состоящих из трёх звуков. 2. Совершенствовать умения называть слова с заданным звуком. 3. Формировать у детей фонематические представления. 4. Развитие интонационной выразительности речи. (Конкурс пародистов.) | 1. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Хоботок», «Рыбка». 2. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай — сколько звуков, называй». Цель: Продолжать обучать детей звуковому анализу слов, состоящих из трёх звуков. 3. Д/и «Мы в пародии играем, мы зверей изображаем». Цель: Развитие интонационной выразительности речи, сочетание речи с движениями. 4. Лото «Определи первый звук в слове». Цель: Упражнять детей в выделении первого звука в слове. 5. Прорисовывание криволинейных фигур разной величины «Листочки» по контурам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием ЭОР"Строение растений" для детей среднего дошкольного возраста
Здесь представлен конспект непосредственной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий,а также исследовательских методов....
Конспект совместной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста " На лесной полянке"
Тип занятия: обобщающееИнтеграция образовательных областей: Коммуникация Социализация ЗдоровьеЦель: закрепить, уточнить и расширить полученные ранее знания и представления по п...
Организованная образовательная деятельность "Весенний переполох" по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста
Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми-логопатами можно, если измен...
Сценарный план непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей среднего дошкольного возраста "Родничок - всему начало""
Данный материал формирует у дошкольников представления о воде....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «В поисках принцессы Марьюшки»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста, на основе развивающих игр....
Конспект образовательной деятельности на тему «Играем и считаем» для детей среднего дошкольного возраста
Занятие по математике "Играем и считаем"...
Методическая разработка конспекта совместной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста.
воспитывать положительные взаимоотношения у детей, чувство дружбы и ответственности; прививать любовь к сказкамспособствовать овладению умениями совместной деятельности (принимать общую цель, дог...