Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы по теме «Согласный звуки [Л] [Л’], буква Л»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Менщикова Марина Александровна

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы по теме «Согласный звуки [Л] [Л’], буква Л»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soglasnyy_zvuki_l_l_bukva_l.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте

для детей подготовительной к школе группы по теме

«Согласный звуки [Л] [Л’], буква Л»

Тема: «Согласный звуки [Л] [Л’], буква Л».

Цель: знакомство детей со звуками [Л], [Л’], буквами Л, л.

Задачи:

закрепить знания детей о гласных, твёрдых, мягких, звонких и глухих согласных.

способствовать формированию умения дифференцировать звуки [Л] [Л’], определять позицию данных звуков в словах.

совершенствовать навыки деления слов на слоги, составления предложений из заданного количества слов.

развивать память, мышление, воображение, связную речь, фонематический слух, анализ и синтез.

воспитывать дружеские взаимоотношения, используя художественное слово.

Ход НОД

I. Вводная часть 

Артикуляционная гимнастика: учим скороговорку.

Лампа упала и сразу разбилась,

Мышь испугалась

И в угол забилась. 

Кот убежал и забыл про дела.

Лара осколки метлой подмела.

– Произнесите скороговорку медленно, в полголоса.

– Произнесите скороговорку с радостным настроением.

– Произнесите скороговорку с грустью.

– Произнесите скороговорку обиженно.

– Произнесите скороговорку быстро на выдохе.

II. Основная часть

Знакомство с новым звуком.

– Что разбилось у Лары?

– Давайте произнесем слово лампа все вместе.

– Произнеси, Артем, слово лампа, Кирилл (и так далее несколько человек).

– Разделите слово лампа на слоги. Сколько слогов в этом слове?

– Назовите первый слог, второй.

– Какой первый звук слышите в слоге ла-?

– Давайте произнесем звук [л] все вместе.

– Какой это звук гласный или согласный? Почему согласный?

– Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие)

– Звук [л] твердый или мягкий?

– Верно, звук [л] твердый как камень.

Ой! А это кто? (Лисичка) (Показать игрушку лисички).

А почему она к нам прибежала? (В слове лисичка есть звук [л’])

А чем он отличается от звука [л]? (Он мягкий)

– Звук [л’] мягкий как вата.

– Произнесите звуки [л], [л’] еще раз, определите какие они: звонкие или глухие.

Вывод: звуки [л] и [л’] – согласные, звонкие. Звук [л] – твердый, звук [л’] – мягкий.

Закрепление знаний о новых звуках.

1. Работа с чистоговорками.

Лу – лу – лу–стол стоит в углу.

Ла – ла – ла – на столе лежит юла.

Ло – ло – ло – на улице тепло.

Лы – лы – лы – забивали мы голы.

Ла – ла – ла – не заметили стекла.

Лу – лу – лу – мы не били по стеклу.

Ла – ла – ла – только нет в окне стекла.

2. Дидактическая игра «Твердый – мягкий».

Я буду называть слова, которые начинаются со звуков [л] или [л’], если вы услышите твердый звук [л], вы встаете, если услышите мягкий звук [л’] – сидите (лук, люстра, ложка, лента, лодка, лоб, лиса, лупа, литр, лыжи).

3. Сказка «Лисенок и Лягушонок».

– Послушайте внимательно сказку «Лисенок и Лягушонок», запомните слова, в которых есть звуки [л] или [л’].

В лесу, в большой луже, жил маленький Лягушонок, который очень любил лепить из глины.

Вылезет из лужи, наберет глины и сидит, лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке.

Звери смотрели, смеялись и ласково гладили Лягушонка по спине. Только один Лисенок приходил, все ломал, да еще и дразнился:

- Зеленее всех зеленок – лупоглазый ля – гу – шо – нок!

И это продолжалось до тех пор, пока Лисенок не вырос.

Пришел он однажды к луже, сел рядом с Лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:

- Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось…А тебя я обижал, потому что завидовал.

- Ничего! – сказал Лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы!

– Какие слова со звуками [л] и [л’] вы запомнили?

Лес

Лужа

Жил

Лягушонок

Любил

Лепить

Глина и так далее…

4. Дидактическая игра «Кто больше».

– Назовите игрушки, в названии которых есть звуки [л] и [л’] (кольцеброс, пила, кукла, кольцо, автомобиль).

– Придумайте слова, оканчивающиеся на ль (соль, моль, даль, пыль, щель, цель, роль, мель и так далее).

5. Дидактическая игра «Раздели слова на слоги».

– Посмотрите на картинку, назовите слово, определите, где стоит звук [л] или [л’], разделите слово на слоги. (Предлагается таблица с изображением предметных картинок. Дети поочереди называют картинки, выполняют задания).

Физкультурная минутка.

Знакомство с буквой.

– Ребята, твердый согласный звук [л] и мягкий согласный звук [л’] на письме обозначаются буквой «эль».

- Это заглавная, большая буква Л. А это строчная, маленькая бука л.

– В каких случаях мы пишем заглавную букву?

– Посмотрите и скажите, на что походит буква Л.

Закрепление знаний о новой букве.

1.Чтение слогов с новой буквой.

– Читаем слоги, затем из слогов составляем слова, с одним из слов составляем предложение.

Ла

Ло

Лу

– Составьте предложение со словом лошадка.

– Сколько слов в этом предложении?

– Назовите первое слово, второе…

– Подберите схему к этому предложению.

– Почему первое слово пишется с большой буквы?

– Почему в конце предложения ставится точка.

– Придумайте предложение из четырех слов.

2. Дидактическая игра «Сравни картинки».

Детям предлагаются две картинки.

– Посмотрите внимательно на первую картинку и назовите слова, в которых есть буква Л.

– Посмотрите внимательно на обе картинки и скажите, что ребята забыли взять с собой, когда уходили из похода домой.

III. Заключительная часть

Итог занятия.

С какой буквой сегодня познакомились?

Какие звуки обозначает буква Л?

Какие это звуки гласные или согласные?

– Звонкие или глухие?

Почему согласные?

Рефлексия. 

– Как вам было сегодня на занятии? Почему?

– Что вам больше всего понравилось?

– С каким новым звуком познакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Конспект занятия  по подготовке к обучению грамоте  в подготовительной  к школе группе   Программное содержание: -знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Дифференциация звуков [с], [з]»

В данном учебном материале закрепляется употребление дошкольниками в речи звуков [с], [з]. Сравниваются характеристики этих звуков, закрепляется навык звокового анализа, развивается внимание, логическ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе с элементами Су-Джок терапии. Дифференциация звуков [Л]-[Ль]

Цель – Учить различать звуки [Л] — [Ль] в слогах, словах, предложениях.Задачи:- развитие фонематического слуха- закрепление умения определять позицию звука в слове- закрепление умения чтения прямых сл...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук и буква М"

Занятие в игровой форме поможет детям познакомиться со звуками [М] и [Мь], буквой М;читать слоги; закрепить умение определять позицию звуков в словах, умение составлять предложение с заданным словом, ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группе «Согласные звуки Т (Т’), буква Т»

Задачи:   1. Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению;   2. Работать с тремя единицами речи: звуком, словом, предложением;   3.Обучать звуковом...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Знакомство со слогом»

На занятии дети узнают, что такое «слог», научатся определять количество слогов в словах, а поможет им в этом сказка Э. Мошковской «Урок грамматики». Также познакомят...