Конспект итогового НОД по развитию речи "Путешествие по страницам Азбуки" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД "Путешествие по страницам Азбуки" для детей старшего дошкольного возраста содержит игры и упражнения по развитию речевой коммуникации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_puteshestvie_po_stranitsam_azbuki.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 89 комбинированного вида»
Конспект НОД по развитию речи
«Путешествие по страницам Азбуки»
для детей старшего дошкольного возраста
Провела воспитатель
Дербердеева Г. Х.
Саранск 2016
Образовательная область: Речевое развитие
Вид деятельности: непосредственно-образовательная деятельность
Возрастная группа: подготовительная группа
Тема: «Путешествие по страницам Азбуки»
Цель: закрепить знания детей о звуке, букве, слове и предложении.
Программное содержание:
Образовательные задачи: Упражнять в подборе слов на заданный звук, в делении слов на слоги, осуществлять звуковой анализ слова, выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове.
Развивающие задачи: Развивать логическое мышление, память, внимание. Упражнять в подборе слов на заданный звук, в делении слов на слоги.
Воспитательные задачи: Формировать навыки самоконтроля, самооценки
Методы и приемы:
Словесный: беседа по теме, выполнение заданий, подведение итога
Игровой: в гости к Азбуке, загадки, преодоление препятствий с заданиями.
Материалы и оборудование. Картинки животных и птиц, 3 красные и 3 синие квадраты на каждого ребенка, схемы односложных, двусложных, трехсложных слов на каждого ребенка, фишки.
Методика проведения НОД:
Воспитатель:
Что такое зоопарк?
Это – домик для зверят,
Где рычат, визжат, пищат,
Кувыркаются, лежат
Звери разные и птицы.
Хотите там побывать? Чтобы попасть в зоопарк, нужно пройти много испытаний. Во-первых, приобрести билеты – фишки, которые будут выдаваться за правильные ответы на вопросы:
1. Из чего состоит наша речь? (Из предложений). А предложения? ( Из слов). А слова? (Из звуков)
2. Какие бывают звуки? (Гласные и согласные).
3. Назовите гласные ( А О У Ы Э И Е Ё Я Ю)
4. Чем звуки отличаются от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем)
5. Какие буквы не обозначают звуки? ( Ь и Ъ)
6. Сколько букв в русском языке? (33).
7. Чем интересна буква я? (Я является и буквой, и слогом, и словом).
8. Какое есть правило для определения количества слогов в слове?
( Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов).
9. Что можете сказать о предложение? (Предложение выражает законченную мысль).
10. Из скольких слов может состоять предложение? ( Из одного и нескольких слов).
11. Какие бывают предложения? (Простые повествовательные, вопросительные и восклицательные).
12. Какие правила знаете при написании предложений? (Запись предложения начинается с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак).
13. Приведите примеры простых (восклицательных, вопросительных) предложений.
Восп.: - Молодцы! Билеты есть у всех, можно отправляться в путь.
Воспитатель берет за руку одного ребенка, поднимаются «ворота».
Восп.: - Вот и первое испытание: через ворота сможет пройти только тот, кто назовет животное, птиц, рыбу или насекомое на букву алфавита.
Дети встают «паровозиком»
А- акула, анаконда
Б – белка, баран, бизон
В - волк, вол
Г- газель, гусь, голубь
Д- дрозд, дятел, дикобраз
Е- енот, ехидна
Ж – жираф, жаба, жук
З - заяц, зебра, зубр
И - игуана, индюк
К - кулан, кот, кит, кобра, крокодил
Л - лошадь, лемур, лев
М- макака, мартышка, медведь
Н - носорог, налим
О - обезьяна, осел, осетр, орел
П - попугай, петух, пони
Р - рысь, рябчик
С- страус, слон
Т- тигр, тапир
У - улитка, уж
Ф - филин, фламинго
Х- хомяк, хорек
Ц - цапля
Ч - чайка, черепаха
Ш - шакал
Щ - щука, щегол
Э - эму
Ю - юрок
Я - ящерица, як, ягуар
Восп.: - Через ворота все прошли, значит, отправляемся. Самый экологический вид транспорта – велосипед (объясняется слово «экологический»), предлагаю поехать на нем.
Дети ставят стул спинкой вперед, садятся и «крутят педали»
Восп.: - На велосипеды сели, из д/с (дети: уехали)
- Мы ехали, ехали, по дороге в деревню (заехали).
(Дети садятся за столы).
А в деревне живут: (на доске - слоговая таблица)
Ко | ба | ки |
Ло | ро | ша |
Со | ди | вы |
Ли | зы | сы |
Кто живет, отгадаете вы. ( Коровы, собаки, козы, лошади, лисы)
Восп.: - Какое слово лишнее? Почему?
Покажите схему слова корова, лошадь (карточки со схемами на столах у детей)
Молодцы! Опять на велосипеды сели, дальше (поехали)
Ехали - ехали, к горке (подъехали),
С горки (съехали), дальше поехали.
Мы ехали, ехали, к речке (подъехали)
Мост (переехали), дальше поехали.
А чтобы веселее было ехать, мы расскажем скороговорки и чистоговорки на сегодняшнюю тему.
Жаба в лужице сидела,
Жадно на жука глядела
Жук жужжал, жужжал, жужжал
И на ужин к ней попал.
У боярина – бобра нет богатства, нет добра.
Два бобренка у бобра лучше всякого добра.
Белые бараны били в барабаны.
Без разбора били, лбы себе разбили.
Жи - жи – жи – живут в лесу ежи,
Жа – жа - жа – я нашел ежа,
Жу – жу – жу – молоко даю ежу.
Восп.:- Молодцы! Едем дальше.
Мы ехали, ехали, к яме подъехали
Яму (объехали), дальше поехали.
- Как называются слова, образованные из одного корня? (слова – родственники или однокоренные).
Ехали, ехали в зоопарк (приехали).
Кто живет в зоопарке, вы узнаете, прослушав стихотворение
« Где обедал воробей?»
- Где обедал, воробей?
- В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена.
Погостил у нoсорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру,
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде,
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил,
Чуть меня не проглотил
- Назовите животных, птиц, названия которых состоят из одного слога? (Лев, морж, слон).
- Из двух слогов? (Журавль, медведь).
- Из трех слогов? (Лисица, носорог, крокодил). Назовите ударные слоги в этих словах.
Работа с красными и синими кружками - сделать звуковой анализ слов лев, морж
Составьте предложения со словом слон. (Отмечается самое длинное предложение, определяется количество слов, последовательность, на доске рисуется схема этого предложения.)
Молодцы! В зоопарке побывали, с заданиями справились, теперь в обратную дорогу
Итоги. - Мне было очень приятно работать с вами. Вы были внимательны, активны, правильно выполняли задания, показали хорошие знания. Что вам больше всего понравилось сегодня? (Ответы детей).
Я желаю дальнейших успехов и радостных открытий во время путешествия по страницам Азбуки. Пусть Азбука остается вашей любимой книгой!
Литература:
1. Алябьева Е. А. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4- 7 лет. Методическое пособие. – М.: Т. Ц. Сфера,2011. -64с.
2. Николаев А. Как научить ребенка строить предложения. М.: 2012 – 96 с.
3. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013 – 272 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста "Человек и его защита"
В этом материале вы прочитаете:" Как защищаться от микробов?".Найдете "Полезные советы". "Это интересно знать!". " Цитаты, изречения". ...
Конспект ОДД по познавательному развитию с использованием ЭОР для детей старшего дошкольного возраста «Поможем Федоре»
Занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по мотивам сказки К.Чуковского "Федорино горе"...
Конспект итогового логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Тема: «Цветик - семицветик» (с участием родителей)
В конспекте занятия представлены игровые приемы, направленные на закрепление знаний, полученных детьми в течение года....
конспект непосредственной образовательной деятельности "Развитие произвольной познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)
Работа педагога-психолога с детьми группы ТНР по развитию школьно-значимых навыков....
Конспект ООД по познавательному развитию "Наша Родина - Россия" для детей старшего дошкольного возраста
Це Цель: расширять и уточнить представления детей о "большой" и "малой" Родине, ее...
Конспект НОД по познавательному развитию (экономика) "орудия труда" для детей старшего дошкольного возраста
Задачи:Познакомить детей с понятием «орудия труда».расширять и конкретизировать представления детей о профессиях людей, трудовых действий.определять род деятельности человека по орудиям тр...
итоговое занятие на развитие эмоционально - волевой сферы для детей старшего дошкольного возраста
Занятие 25: «Теперь я знаю, что я чувствую» занятие проводится в конце года, когда все эмоции изучены.Цель занятия – обобщить и закрепить полученные знания об эмоциях и навыки как с ...