Конспект итогового занятия по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста "Человек и его защита"
материал по окружающему миру (старшая группа) по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект итогового занятия
по воспитанию культурно-гигиенических навыков
у детей старшего дошкольного возраста
"Человек и его защита"
1. Задачи
1. Дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья, выработать на основе этих знаний необходимые гигиенические навыки и привычки, которые нужны для жизни и труда.
2. Учить детей на практике применять эти знания, уметь контролировать свои дела и поступки без напоминаний взрослых.
3. Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью, к здоровью окружающих людей.
2. Цитаты, изречения
Разумная гигиена, соблюдаемая в зрелом возрасте – это, по-видимому, наилучшее средство против ускоренного старения нашего организма.
Ф. Бурльер
Гигиена учит, как быть цепной собакой собственного здоровья.
В. Ключевский
Если возможна гигиена тела, то возможна также гигиена ума и характера.
Д. Писарев
3. Полезные советы
За своими волосами | За своими руками и ногтями. | За своим бельем, одеждой. | За обувью |
Обязательно должна быть своя собственная расческа (следить за ее чистотой) *************** Мыть голову 1-2 раза в неделю, пользуясь шампунем *************** Промыв волосы, вытереть их мягким полотенцем и расчесать. *************** Нельзя заплетать мокрые волосы. *************** Нельзя ложиться спать с мокрой головой. *************** Длинные волосы расчесывать с концов и постепенно переходить к корням. | Необходимо раз в неделю подстригать ногти. *************** Грызть ногти – отвратительная привычка. *************** Нужно руки мыть часто и насухо вытирать. *************** Обязательно мыть утром руки, вечером – перед сном. *************** Мыть руки перед едой, когда приходишь с улицы. *************** Чистые руки предупреждают возникновение многих заразных болезней. *************** Не забывай мыть ноги. | Белье получается значительно чище, если часто менять воду. *************** Белые вещи не стирают с цветными. *************** После стирки прополощи бельё. Сперва – в теплой воде, затем – в холодной. *************** Перед стиркой белья необходимо проверить: - нет ли в карманах мусора; - не осталось ли на одежде брошки, булавки, иголки и других колющихся (режущихся) предметов. З а п о м н и : Одежду надо проветривать; Одежда должна быть чистой. Её надо стирать и чистить; Одежду надо хранить аккуратно; Одежда должна подходить для твоих занятий. Ходи дома только в домашней одежде. | Придя домой, сначала грубой щеткой необходимо счистить с обуви пыль и грязь. *************** На ночь смазывают ботинки (туфли) кремом. *************** Надевают обувь с помощью ложечки для обуви. *************** Нельзя сушить обувь возле огня или в каком-нибудь жарком месте. *************** При необходимости обувь нужно отнести в сапожную мастерскую. |
Нельзя:
* выдавливать на теле приищи;
* облизывать ссадины, порезы;
* ходить в грязном белье;
* надевать чужую обувь.
4. Это интересно знать!
М и к р о б ы : * они очень маленькие и живые;
- они попадают в организм и вызывают болезни;
- они живут на грязном теле;
- они бояться мыла.
Как защищаться от микробов?
- Не есть и не пить на улице;
- Есть только мытые овощи и фрукты;
- Есть и пить только из чистой посуды;
- Когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком,
Народная мудрость гласит: “Здоровье потеряешь – все потеряешь”
Но задумаемся, почему мы теряем этот драгоценный дар.
….Учитель спрашивает школьников, почему они пропустили урок. В ответ:
- Голова болела.
- Простудился.
- Отравился, наверное… - и так можно продолжать до конца.
Так почему же мы болеем и теряем свое здоровье?
Причин здесь немало. Это и плохой воздух, отравленный выхлопными газами автомобилей и ядовитыми выбросами промышленных предприятий. Чрезмерно начиненная различными удобрениями и ядохимикатами почва, которая нас кормит. Это и загрязненная вода, которую мы пьем.
Но болезни возникают и по вине самого человека: взрослого или школьника. Обратите внимание на слово “простуда” в перечне причин отсутствия учеников на уроке. Из-за нее, оказывается, чаще всего и пропускают занятия. Но есть школьники и взрослые, которые полностью избавились от простуды без помощи врачей, благодаря лишь закаливанию.
У Игоря сильно болела голова, и он не пошел в школу. А как же бедной головушке не болеть? Если он ежедневно подолгу смотрит телепередачи, ложится спать поздно, на свежем воздухе почти не бывает. А головная боль может быть лишь первым признаком начинающегося более серьезного заболевания.
Зуб удалили. Во многих случаях ученик тоже сам виноват. Не чистил зубы или делал это плохо, от случая к случаю. А совет стоматолога пропустил мимо ушей. Он советовал чистить не менее 3 минут и внешнюю и внутреннюю поверхности зубов, старательно удаляя налет на зубах и массируя десны. К тому же некоторые из вас есть предпочитают плюшечки да булочки, леденцы и печенье, а морковку погрызть забывают. На осмотр к стоматологу тоже не каждый идет. А болезнь не ждет - зубы разрушаются. Пережевывание пищи ухудшается, а это дополнительные трудности для желудка. Больные зубы способствуют возникновению болезней сердца, суставов, горла и других органов.
Есть свод правил, который помогает человеку вырасти здоровым, крепким, жизнерадостным, готовым к преодолению трудностей в труде, учебе и вообще в жизни.
Вот некоторые основные правила, которые в целом и составляют здоровый образ жизни.
Достаточная двигательная активность включает обязательную утреннюю зарядку, дорогу в школу и из школы целиком или, если школа далеко, частично пешком, физкультминутки на уроках, подвижные игры на перемене, выполнение различных домашних дел, требующих мышечные усилий, самообслуживание и общественно полезный труд, активное участие на уроках труда и физкультуры, в спортивных секциях и кружках, подвижные игры во дворе, участие в кроссах, различных спортивных соревнованиях и физкультурных мероприятиях, походы в лес за грибами и ягодами, лыжные прогулки. И много многое другое, но желательно на свежем воздухе и никак не меньше 2 часов в день. Если чувствуешь, что заболел, то, не мешкая, скажи об этом родителям, учителю. Старайся соизмерить физические нагрузки со своим состоянием здоровья. Не уклоняйся от медицинских осмотров, которые проводятся в школе. И всегда стремись укрепить свое здоровье.
Гигиена кожи человека
Кожа - не просто оболочка нашего тела. Она надежный защитник от многих, самых различных опасностей. Вот почему она так же необходима для сохранения жизни, как сердце или мозг.
Рассматривая с помощью микроскопа строение кожи, можно увидеть под наружным, очень тоненьким слоем надкожицы более толстый слой собственно кожи. Его толщина – 1 – 2 мм. Здесь находятся корни волос, маленькие железки и большое количество различных чувствительных телец. Эти тельца посылают по нервам в мозг срочные сообщения: одни – о возникновении боли, другие - о тепле, холоде, прикосновении к коже. В ответ мозг принимает решения и контролирует их выполнение, чтобы вовремя предохранить организм от всяких неприятностей.
Кожа обильно снабжена кровеносными сосудами, расположенными в два этажа.
Ночью и днем, в жару и холод температура внутри нашего тела почти не меняется. Об этом заботится кожа – главный регулировщик отдачи тепла в окружающую среду. Один из способов такой регуляции – сужение и расширение кровеносных сосудов, расположенных в “верхнем этаже”. Когда они расширяются, по ним протекает много теплой крови. Поверхность кожи согревается и отдает больше тепла в окружающую среду. При сильном сужении тех же сосудов почти вся кровь протекает по сосудам “нижнего этажа”, и кожа становится холодной, а потому потеря организмом тепла снижается. В жаркую погоду начинает работать огромное количество маленьких железок, вырабатывающих пот. Попадая по трубочкам на поверхность кожи, он испаряется и тем самым охлаждает кожу.
Под кожей есть слой клеток, почти целиком заполненных жиром. Это подкожная клетчатка. Она тоже принимает участие в защите организма. Толщина ее в отдельных местах может достигать нескольких сантиметром. Она обогревает нас от возможных толчков и ударов.
Большое защитное значение имеет и надкожица, хотя ее толщина – десятые доли миллиметра. Она не пропускает ни воду, ни растворенные в ней вещества. Микробы заразных болезней могут проникнуть через надкожицу, только если она повреждена. Однако она плохо задерживает солнечные лучи, и можно получить ожог.
Хорошо еще, что благодаря особому свойству надкожицы кожа покрывается загаром, который сильно задерживает ультрафиолетовые лучи. Если солнечная ванна не слишком длительна, ультрафиолетовые лучи, возбуждая клетки надкожицы, заставляют их скорее расти и размножаться. Находящиеся в части клеток маленькие темные зернышки начинают увеличиваться, иногда заполняя чуть ли не всю клетку. Они и образуют сплошной коричневый слой загара. Загар мешает ультрафиолетовым лучам проникнуть в глубь кожи.
Кожа – наш верный защитник. Берегите ее. Поддерживайте чистоту тела. Принимайте необходимые меры при порезах и ушибах.
5. Разработка и оформление памятки
“Чистота кожи – залог здоровья”
6. Встречи с врачами, медицинскими работниками.
Посещение медицинского кабинета, прачечной детского сада.
7. Составление рассказов, сказок на темы: “Война с микробами”, “Чтобы не было беды”, “Мы из Чистограда”
8. Конкурс детского рисунка “Чистота – залог здоровья”, “Давайте же мыться, плескаться”, “Волшебница – вода”
9. Выставка гигиенических принадлежностей:
которые необходимы человеку во время ухода за телом, одеждой, обувью.
Экскурсия в промышленный магазин (хозяйственный отдел), в аптеку, где продают предметы личной гигиены.
10. Конспект занятия:
«Гигиена тела человека»
( для детей 6- 7 лет )
Цель: дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья, выработать на основе этих знаний необходимые гигиенические навыки и привычки, которые нужны для жизни и труда.
Задачи:
1. Расширять знания детей о культурно – гигиенических навыках, о некоторых причинах возникновения кожных заболеваний.
2. Учить детей на практике применять эти знания, уметь контролировать свои дела и поступки без напоминаний взрослых.
3. Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью, к здоровью окружающих людей.
Активизация словаря:
1. Гигиена - мероприятия обеспечивающие сохранение здоровья.
2. Вода – прозрачная бесцветная жидкость, образующая ручьи, реки, озера, моря.
3. Кожа – наружный покров тела человека и животных.
(Литература: Большой толковый словарь русского языка. /Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: “Норинт”, 2000. – 1536с.)
Материал к занятию:
1. Информация о гигиене тела человека в учебно-тематическом комплексе “Гигиена тела человека”.
2. Плакат – “Забота о коже – залог здоровья”
3. Иллюстративный материал о гигиене тела человека.
4. Стихи, загадки, пословицы и поговорки по теме занятия.
5. Раздаточный материал на каждого ребенка – бумага, карандаши, ручки.
Предварительная работа:
1. Сбор информации о гигиене тела человека, оформление учебно-тематического комплекса “Гигиена тела человека” (дополняет данный материал учебно-тематический комплекс “Вода - волшебный дар”).
2. Просмотр видеофильма, прослушивание музыкального сопровождения.
3. Отбор иллюстративного материала о гигиене тела человека.
4. Подбор и систематизация стихов, загадок, пословиц и поговорок по теме занятия.
5. Разработка и оформление памяток “Забота о коже – залог здоровья”, “ Эти глаза…”, “Здоровые волосы – красота человека”, “Здоровые зубы – хорошее настроение”.
6. Оформление листовок.
7. Подборка необходимой информации в конверте к занятию на каждого ребенка.
8. Изготовление плаката – “Забота о коже – залог здоровья”
9. Написание конспекта занятия “Гигиена тела человека”
Подготовка перед занятием:
1. Оформление кабинета: распределить иллюстрации о гигиене человека.
2. Разложить необходимые пособия как для работы по подгруппам, так и для индивидуальной работы.
3. Проветривание помещения.
4. Подключить аудио - видеоаппаратуру.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Доброе утро, ребята. Обратите внимание на оформление нашего кабинета и попробуйте догадаться о чем сегодня будет идти разговор. (Ответы - предположения детей)
- Вы правы, сегодня мы будем говорить с вами о гигиене. Как вы понимаете слово “гигиена”? (ответы детей) Если объединить все ваши ответы, то получается, что гигиена – это мероприятия обеспечивающие сохранение здоровья. (Вывесить определение на доске)
- Подумайте и скажите, где и когда необходимы мероприятия, обеспечивающие сохранение здоровья? (по мере ответов на доске открывать таблицу)
ЖИЛИЩА ЧЕЛОВЕКА |
ДВОРА |
ГОРОДА |
ПОДЪЕЗДА |
УЛИЦЫ |
КРАЯ |
Г И Г И Е Н А |
РОССИИ |
ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА |
ЗЕМЛИ |
ПОЛОСТИ РТА, ЗУБОВ |
ГЛАЗ |
ВОЛОС |
КОЖИ: ТУЛОВИЩА, РУК, НОГ, НОСА И ДР. |
- Оказывается, гигиену нужно соблюдать везде и всегда. Но сегодня мы с вами поговорим о гигиене тела человека. (На доске остаются только таблицы, касающиеся раздела “Гигиена тела человека)
Г И Г И Е Н А Т Е Л А Ч Е Л О В Е К А |
ПОЛОСТИ РТА, ЗУБОВ |
ГЛАЗ |
ВОЛОС |
КОЖИ: ТУЛОВИЩА, РУК, НОГ, НОСА И ДР. |
СНА |
- Давайте вспомним о том, что способствует заболеванию кожи. Кто из вас может сказать что такое “кожа” (проверим по карточке № 1, на которой напечатано определение данного слова). – ответы детей. А для того, чтобы проверить, знаете ли вы правила ухода за кожей, вы возьмите чистые листы бумаги, положите одну из ладошек на листок и обведите руку на бумагу. Затем на каждом нарисованном пальчике напишите правила ухода за кожей рук, т.е. вы должны вспомнить не меньше 5 правил. Приступайте к выполнению задания.
Примерные правила:
* мыть руки по мере загрязнения - перед едой, после туалета, после прогулки;
* следить за чистотой ногтей – нельзя грызть ногти, обрывать, стричь тупыми ножницами;
* беречь кожу от порезов и ран – осторожно обращаться с режущимися и колющимися предметами;
* беречь кожу от ожогов и обморожения – ходить в варежках или перчатках, соблюдать технику безопасности во время пользования газом.
* пользоваться питательным кремом – если появятся трещины, сыть, прыщики и др., но обязательно только после того, как побеседуешь с мамой, посоветуешься с врачом – косметологом.
Если ребята вспомнят и напишут правила на каждом пальчике то, на ладошке можно нарисовать улыбающуюся мордочку.
Дидактическое упражнение: “Выбери те вещи, которые помогают ухаживать за кожей (мыло, шампунь, мочалка, полотенце, мазь, лейкопластырь, бинт, ягоды (для масок лица) и т.д.
- Ребята, как вы думаете, чистота кожи зависит только от того, как вы, добросовестно или нет будите, следит за своей кожей. Или есть еще и другие причины, при которых ваша кожа может заболеть, повредиться? (Ответы детей)
- Но мы с вами говорили, что кожа – это– наружный покров тела человека и животных. Действительно, здоровье кожи одного человека, животного во многих случаях зависит от отношения многих людей и каждого к чистоте окружающей природы: к чистоте воздуха, воды, почвы. Подумайте, что нужно делать, чтобы реже болела наша кожа, чтобы животные не могли повредить свою кожу. (Фрагмент видеофильм о нефтяных разливах, при которых погибают животные)
Физкультминутка- рус.нар. потешка “Водичка, водичка..”
- Мы с вами уже говорили о гигиене полости рта, о гигиене зубов, вы отвечали на вопросы анкеты. Давайте вспомним, что такое “кариес”, кто такой врач – стоматолог, для чего нужно полоскать рот после каждого приема пищи? Что нельзя брать в рот, чтобы не повредить зубы?
- Для того, чтобы вспомнить правила гигиены глаз возьмите чистые листы бумаги, в центре нарисуйте модель глаза, а вокруг предметы, которые при неосторожном пользовании могут причинить боль глазу. (Ребята выполняют задания) После этого вспомнить
Полезные советы:
- Береги глаза, когда стираешь белье или выводишь пятна
- Не три глаза грязным носовым платком, варежкой, концом шарфа
- Не читай лежа на диване или кровати
- Нельзя читать в движущем транспорте (в вагоне, в автобусе и т.д.)
- Читай сидя за столом, чтобы освещение было с левой стороны
- Не носи чужие очки
- Смотри телевизор, сидя и не больше 40 минут подряд
- Делай гимнастику для глаз
- Лампу ставь слева.
- Сиди за столом прямо.
- Будь осторожным и внимательным во время работы с острыми предметами (ножницами, иголкой, булавкой, спицами и др.)
Отгадайте загадки:
Ношу их много лет, а счету им не знаю. (Волосы)
Подойдешь к стеклу – портрет,
Отойдешь – портрета нет. (Зеркало)
Для кудрей и хохолков
Двадцать пять зубков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (Расческа)
- Ребята, как вы думаете, от чего зависит здоровье волос? Посмотрите у кого из наших девочек самые длинные волосы. Расскажи, пожалуйста, Галя, как ты ухаживаешь за своими волосами.
Игра “Разрешается – запрещается”
Ведущий называет различные правила и нарушения правил гигиены по уходу за телом человека, дети если можно, выполняют имитирующие движения, если же запрещается, то не выполняют, например:
Разрешается | Запрещается |
Чистить зубы Мыть волосы Пользоваться носовым платком Принимать душ Мыть руки | Грызть ногти Лежа читать Ковырять в носу Жевать в общественном транспорте |
- А сейчас мы с вами все вместе прочитаем стихотворение “Пугалки” М. Котина. Обратите внимание на последовательность строк стихотворения, в этом вам помогают цифры.
Пугалки М. Котин
Кто зубы не чистит, не моется с мылом,
Тот вырасти может болезненным, хилым.
Дружат с грязнулями только грязнули,
Которые сами в грязи утонули.
Из них вырастают противные бяки,
За ними гоняются злые собаки.
Грязнули боятся воды и простуд,
А иногда вообще не растут.
В конце занятия каждый ребенок получает в подарок небольшие сувениры – предметы личной гигиены
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей младшего дошкольного возраста "Овощи и фрукты"
Занятие проводится для формирования у детей представления об овощах и фруктах, закрепления умений узнавать и различать овощи и фрукты, побуждения к выссказыванию полными предложениями....
Конспект итогового занятия по формированию культурно-гигиенических навыков во 2-ой младшей группе «Даша в гостях у детей».
Формирование культурно-гигиенических навыков....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Цветик-семицветик»
Цель: Формирование у детей этически ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников....
План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических навыков для детей старшего дошкольного возраста с ТНР по теме Весна
План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических навыков для детей старшего дошкольного возраста с ТНР по теме "Весна" предложен к использованию как воспитателям, так и учителям-...
Программа занятий по освоению начальных туристических навыков у детей старшего дошкольного возраста
Цель программы: дать детям понятие о туризме и элементах ориентирования....
итоговое занятие на развитие эмоционально - волевой сферы для детей старшего дошкольного возраста
Занятие 25: «Теперь я знаю, что я чувствую» занятие проводится в конце года, когда все эмоции изучены.Цель занятия – обобщить и закрепить полученные знания об эмоциях и навыки как с ...
Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста.Тема:«Царство лекарственных растений».
Цели:1. Закрепить знания детей о лекарственных растениях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.2. Рассказать детям о Красной книге, о лекарственных растениях которые занесены в Красную к...