авторская программа по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
рабочая программа по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) на тему
дополнительный материал для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_obuchenii_gramote_moy.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок «ГРАМОТЕЙКА» в подготовительной к школе группе.
Составила воспитатель: Потапова Е.Н. МБДОУ №53
Пояснительная записка
В последние годы многие учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия, дислексия). На мой взгляд, это связано с несформированностью фонетико-фонематического восприятия и слуха у старших дошкольников. В связи с этим, я считаю, что большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элемента подготовки обучения грамоте у старших дошкольников. Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребёнок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определённым звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоте будет затруднён. В кружковой деятельности у детей будут вырабатываться умения ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка, формироваться фонематические процессы, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка; звуковая сторона речи, т.е. ребёнок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, сонаров). Специально подобранные творческие и дидактические игры, упражнения и задания позволяют расширить словарный запас детей, учат правильно строить фразы, излагать свои мысли, проявлять своё творчество, одним словом, развивают грамотность ребенка. Курс подготовки к обучению грамоте рассчитан на один год.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия 30 минут.
Цель программы - сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте
Основные задачи образовательной программы кружка «Грамотейка»:
- формирование направленности на звуковую сторону речи
- развитие умения вслушиваться в слово
- владеть звуками
- выделять звуки
- различать звуки близкие по звучанию
- делить речевой поток на предложения, предложения - на отдельные слова, делать графическую запись, моделирующую последовательность слов в предложении.
- развитие умений ориентироваться в звуковом составе слова
- последовательно выделять звуки
- устанавливать их место в слове
Результативность данной программы к концу года:
1. дети хорошо ориентируются в звуковой стороне речи;
2. владеют действием звукового анализа слов, состоящих из 3-5 звуков;
3. характеризуют звуки, дифференцируя их на гласные и согласные
(твёрдые и мягкие);
4. сравнивают слова различных звуковых структур, используя
действие моделирования;
5. подбирают слова по заданной модели;
6. анализируют речевой поток, вычленяя в нём предложения и графически записывая их.
дети должны знать:
- различия звука и буквы
-различия гласных и согласных звуков.
дети должны уметь
- определять отдельные звуки в словах
- определять количество звуков в словах и их последовательность;
-различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие
согласные звуки;
- определять количество слогов в слове;
-определять место ударения в слове;
определять количество слов в предложении и количество предложений
в тексте.
ПЛАНИРОВАНИЕ занятий
Время | Тема | Цели и задачи | Использование |
|
| Развитие представлений о многообразии слов. Закрепление понятия «слово». | «Назови игрушку» |
|
| Развитие представлений о слове. Развитие умения сравнивать слова по звучанию (слово звучит по-разному и похоже); измерять их протяжённость (длинные и короткие слова). | «Назови вкусные слова» |
|
| Закрепить термины «слово», «слог», «звук». Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять звуки в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. | |
|
| Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять заданный звук в слове. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. | «Назови слова» |
|
| Освоение звукового анализа слов; составление схемы звукового состава слова; определение количества слогов в словах. Знакомство с графической записью слогов. | «Телеграф» |
|
| Освоение звукового анализа слов. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. | «Живые звуки» |
|
| Освоение звукового анализа слова, сравнение слов по звуковому составу (умение находить одинаковые и различные звуки в словах). Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. | «Живые звуки» | |
|
| Освоение звукового анализа слов. Знакомство со смысло различительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. | «Живые звуки» | |
|
| Освоение звукового анализа слов. Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. | «Назови пару» | |
|
| Освоение звукового анализа слов; определять протяженность слов и составлять их графическую запись. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. | «Какой звук заблудился» | |
|
| Освоение звукового анализа слов; определять протяженность слов и составлять их графическую запись. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. | «Живые звуки» | |
|
| Знакомство с гласными звуками. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. | «Назови слова» | |
|
| Освоение звукового анализа слов. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство со слогообразующей функцией гласного звука. Развитие умения отличать гласные звуки от согласных. | «Живые звуки» «Найди гласный звук» | |
|
| Продолжать учить детей слышать разные звуки, уметь их выделять; делить слова на части, изменять слова. | «Измени слово» | |
|
| Освоение звукового анализа слов. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство с дифференциацией согласных звуков на твёрдые и мягкие. | «Назови пару» | |
|
| Освоение звукового анализа слов. Закрепление умения подбирать слова с заданным звуком. Различение гласных и согласных звуков (твёрдые и мягкие). | «Живые звуки» | |
|
| Освоение звукового анализа слов. Различение звуков по их качественной характеристике. Развитие умения выделять ударный звук в слове. Закрепление пред - ставлений о протяжённости слов, смыслоразличительной функции звука. | «Какой звук заблудился?» | |
|
| Развитие способности проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки, подбирать слова к заданным звукам. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Знакомство со смыслоразличительной ролью ударения. | «Назови слова» | |
|
| Развитие умения выполнять звуковой анализ слов; различать твёрдые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные. Совершенствование способности подбирать слова с заданным звуком. | «Назови слова со звуком «ч» | |
Январь | В стране слов и слогов. | Развивать умение определять количество слогов в словах. Освоение умения выделять ударный звук в слове. | «Раздели слова на части» «Молоточки» | |
|
| Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. | «Живые слова» «Какой звук заблудился?» | |
|
| Развитие умения выполнять звуковой анализ слов с ис - пользованием звукобуквенной модели. Развитие способности подбирать слова к схеме, состоящей из трёх звуков. | «Назови слова» | |
|
| Развитие умения выполнять звуковой анализ слов. Развитие способности называть слова с заданным звуком. | «Назови слова со звуком ш» | |
|
| Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием звукобуквенной модели. Развитие способности под - бирать слова к трёхзвуковой модели.Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием звукобуквенной модели. Развитие способности под - бирать слова к трёхзвуковой модели. | «Назови слова» | |
|
| Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. | «Живые слова» «Какой звук заблудился?» | |
|
| Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов. Освоение действия изменения слов. Развитие способности называть слова с заданным звуком. | «Найди свой домик» | |
|
| Знакомство с предложением, правилами его написания, делением предложения на слова и составление его из слов. Обучение умению составлять графическую запись предложения. Развитие способности подбирать слова к четырёх - звуковой модели. | «»Живые слова» «Назови слова» | |
|
| Работа с предложением: анализ, повторение правил написания, графическая запись. Развитие способности подбирать слова к четырёх - звуковой модели. | «Живые слова» «Назови слова» | |
|
| Работа с предложением: анализ, повторение правил написания, графическая запись. Развитие способности подбирать слова к четырёх -звуковой модели. | «Назови слова» | |
|
| Совершенствовать умения анализировать предложение. Развитие способности называть слова с заданным звуком. | «Телеграф» | |
|
| Совершенствование умения детей анализировать предложение и составлять его графическую схему. Совершенствование умения составлять слова по звуковой модели. | «Телеграф» | |
Май | Предложение | Совершенствовать умения составлять предложения из 2-3 слов; определять последовате - льность слов в предложении. | «Слово-предло -жение» | |
Май | Составь пред-ложение | Упражнять в составлении предложения по схемам. Закрепление умения составлять графическую запись предложения. | «Назови слово» | |
Май | Звук, слово, предложение | Учить детей самостоятельно подбирать слова со звуками «с», «ш».Закреплять умение детей делить слова на части; самостоятельно преобразовывать слова, состоящие из двух слогов.Закреплять знания детей о составе предложений (из двух-четырех слов). | «Назови слово» | |
Май | Умники и умницы | Создать у детей радостное настроение от игры. Закрепить приобретённые навыки. | «Живые слова» «Молоточки» «Поищи слова» «Какой звук заблудился?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в Страну Грамоты»
Конспект образовательной деятельности по обучению грамотев подготовительной к школе группена тему «Путешествие в Страну Грамоты»Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» , «...
Конспект досуга посвящённый «День Победы» На тему «Давайте вспомним и споём», «Путешествие по островам грамматики», Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Дорога в школу».,«Путешествие на машине времени»
конспекты занятий по ФЭМП, Развитию речи и др...
Конспект занятия по обучению грамоты в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ. Тема: «Звуки А, У, И, Э, О, Ы. Лесная школа»
Конспект занятия по обучению грамоты в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ.Тема: «Звуки А, У, И, Э, О, Ы. Лесная школа»Цели:1. Закрепить навыки раз...
Конспект открытой организованной деятельности по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Дорога в школу».
Конспект итоговой открытой организованной деятельности по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группеОбразовательная область "Речевое развитие"Тема: «Дорога в ш...
Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для учителей (в рамках преемственности со школой).
Закрепление пройденного материала по подготовке детей к обучению граммоте для подготовительной группы...
Конспект открытого НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Школа тётушки Совы»
закреплять понятия «гласный звук» и «согласный звук»;учить различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки;закреплять умение детей определять наличие заданного звука в слов...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Уроки грамоты»
Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:· закреплять понятия «звук», &la...