конспект занятия "Путешествие буквы Р и капитана Рыка"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Наталья Анатольевна Рязанцева

Занятие рассчитано на детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Проводится с использованием интерактивных технологий Мимио.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возраст: 6-7 лет, подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Цель: закрепить знания детей о букве Р и звуках [р] - [р’]

Коррекционно-образовательные задачи:

  • расширение, углубление и активизация представлений о диких животных;
  • вызывать интерес к изучаемому материалу;
  • формирование опыта применения слов – антонимов;
  • формирование опыта применения поставленных звуков [р] - [р’] в собственной речи;  
  • формирование опыта деятельности с буквой Р (чтение слогов и слов с изученными буквами).

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развитие связной речи и навыков общения (работа в парах);
  • формирование познавательных действий, представлений об объектах по теме, о свойствах и отношениях предметов по теме;
  • формирование опыта деятельности со звуковыми и слоговыми схемами;
  • развитие высших психических функций ребенка (наблюдаем, анализируем, выполняем);
  • совершенствование фонематического восприятия, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, ловкости.

Воспитательные задачи:

  • продолжать формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
  • приобщение детей к здоровому образу жизни и социальным нормам поведения в обществе.

Реализация образовательных областей:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • физическое развитие.

Технологии:

  • образовательные технологии деятельностного типа (игры на игровых панелях «Тир», игры со стендами «Сенсино» и др.);  
  • интерактивные технологии Mimio проект «Путешествие с капитаном Рыком»;
  • здоровьесберегающие технологии (моделирование учебного процесса в рамках активной коррекционно-развивающей среды);
  • здоровьеформирующие технологии (выполнение упражнений для глаз, для развития координации движений, меткости и ловкости, профилактика сколиоза);
  • личностно-ориентированные технологии (создание комфортной среды для каждого ребёнка при реализации образовательной программы);

Оснащение педагогического процесса: 

магнитные фишки для звукового разбора слов; схемы для слогового анализа, игровая панель «Тир»; напольный стенд «Сенсино»; комплект оборудования Mimio stydio,

Проектирование НОД

- знакомство с буквой Р;

- постановка и автоматизация звуков [р] - [р’] изолированно, в слогах и словах на индивидуальных занятиях с логопедом;

- рассматривание картин по теме «Дикие животные», «Почта», «Цирк»;

- беседы, игры, составление рассказов-описаний по темам;

- чтение произведений С.Я. Маршака «Почта», рассказов И. Соколова-Микитова «Листопадничек», Е. Чарушина «Кабан-секач», «Рысь».

Ход непосредственно-образовательной деятельности

  1. Организационный момент.

Логопед: (приглашает детей и организует приветствие гостей. Дети садятся на стульчики). На прошлом занятии мы с вами познакомились с буквой Р. Давайте вспомним какие звуки мы произносим, когда видим эту букву?

Дети: звук [р] или звук[р’]

Логопед: Давайте дадим характеристику звуку [р]

Дети:  Звук [р] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем синим цветом.

Логопед: Давайте дадим характеристику звуку [р’]

Дети:  Звук [р’] – согласный, мягкий, звонкий, обозначаем зелёным цветом.

Логопед: Сегодня к нам на занятие пришла буква Р, она такая модница и сегодня захотела быть красного цвета.

Слайд№1. Буква Р просит вас собрать ромашки в корзинку и прочитать слоги на них.

Дети:  выполняют задание и читают слоги: РА, РО, РУ, РЫ, РЭ.

Логопед. Молодцы Буква благодарит вас за помощь и приглашает вас в путешествие. Есть у неё знакомый капитан, хотите узнать, как его зовут?

Слайд №2  дети разгадывают ребус и читают имя капитана: Рык

Логопед. Правильно. Его так назвали матросы, потому что он всё время рычит.

Слайд №3 Логопед.  Давайте поможем капитану Рыку попасть на корабль. Для этого нужно заводить мотор пока идёшь по лабиринту.

Дети: выполняют задание.

Логопед: Очень хорошо, теперь мы можем отправляться в путешествие.

Слайд №4  Нужно провести корабль по реке и прочитать получившиеся слоги.

Дети: выполняют задание, читают слоги: АР, РУ, ОР, РЫ, РЭ.

Логопед. Молодцы, Слайд №4 посмотрите, приплыли рыбки и просят составить слова из слогов. 

Дети: составляют и читают слова: Мара, Рома, рыба, рука, игра.

Логопед: Замечательно. Обратите внимание, что имена людей написаны с большой буквы.

Слайд №6  Логопед: Ой, посмотрите, капитан Рык поймал бутылку с запиской, наверное кому-то нужна помощь. Давайте разгадаем ребус и узнаем кому.

Дети: разгадывают ребус: «Рыцарь»

Логопед: Слайд № 7 Давайте поможем рыцарю выбрать оружие.

Дети: выбирают оружие, составляют предложение:  Я дам рыцарю в руки рапиру.

Логопед: Верно. Вспомните, какими качествами обладали рыцари? 

Дети:  Рыцари должны быть сильными, смелыми, ловкими.

3. Физ. минутка Логопед:  Давайте и мы потренируемся в ловкости и меткости. Игра «Тир»

Логопед:  Молодцы, рыцарь сообщил мне, что наша помощь снова понадобилась.

Слайд № 8   Помогите отправить животных домой. Скажите, кто из животных лишний?

Дети. Лишняя корова, потому что корова домашнее животное, а все остальные дикие. 

Логопед. Правильно. А кто теперь лишний?

Дети. Лишняя зебра, потому что она живёт в тёплых странах, а  все остальные живут в наших лесах.

Логопед. Совершенно верно. Теперь рассадите, пожалуйста, животных по вагонам. Будьте внимательны, определите место звука [р] в названиях животных.

Дети: рассаживают животных по вагонам.

Логопед. Слайд № 9  Вот и вернулись животные к себе домой в лес. Посмотрите здесь ещё одно животное.

Дети: Белка

Логопед: Помогите белке развесить грибочки и орешки на веточку. Брось кубик и скажи, сколько ещё грибов и орехов осталось собрать. 

Дети: Выполняют задание.

Логопед: Молодцы. Всё верно. А нас ждёт капитан Рык и новое задание. Слайд №10  

Капитан нашёл сумку почтальона, помогите ему отправить письма. Разложите письма в соответствии с количеством слогов.

Дети:  Выполняют задание.

Логопед: Молодцы. Всё верно. В одном из писем  капитану прислали билет в цирк. Слайд №11 Дрессировщик укрощает тигра. Посмотрите внимательно на картину и найдите все буквы Р.

 Дети:  Выполняют задание.

Логопед: Молодцы. Всё верно. Вам в награду от капитана игра волчок. Слайд №12

 Дети:  крутят волчок, проговаривают скороговорку.

4. Итог занятия.

Логопед. Молодцы, вы были такими внимательными, такими дружными, как настоящая команда. Капитан Рык приготовил вам подарки – раскраску с животными, в названии, которых есть звук [р].



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект занятия Буква Ш

Занятие по обучению грамоте детей подготовиттельной группы с ОНР...

Электронное приложение к конспекту занятия "Буква Ф".

Данный материал является презентацией - наглядный материал к конспекту....

Конспект НОД "Буквы Е,Ё,Ю,Я"

Конспект НОД в подготовительной к школе группы компенсирующей направленности "Буквы Е,Ё,Ю,Я"...

Конспект занятия " На поиски сокровищ капитана Флинта"

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области " Познавательное развитие".Цель которой: Развитие познавательных процессов у старших дошкол...

Конспект занятия "В гостях у капитана Куба"

В ходе занятия детям предлагается выполнить задания от капитана Куба и его помощников: Иммунелы, Пикселя, Мастера Профи, Инспектора Сканера....

Конспект НОД по ФЭМП "Спасение капитана Врунгеля и его команды"

Конспект по ФЭМП "Спасение капитана Врунгеля и его команды"Отправляемся с летьми в путешествие,чтоб помочь капитану и его команде выбраться из плена пиратов....