конспект по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

тема занятия " На пороге школы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo_vospitateley_starshih_i_podgotovitelnyh_grupp.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

ГМО воспитателей старших и подготовительных групп.

Круглый стол: «Обеспечение готовности детей

к обучению в школе».

Конспект занятия Л.П. Оленевой,

Воспитателя МБДОУ д/с № 49, 2014г.

По дороге в школу

        Программные задачи:

Образовательные:

  1. Развивать речевой слух и умение различать согласные звуки [З, Зь], уточнить артикуляторные и  акустические представления о звуках [З, Зь].  
  2. Упражнять в определении места звуков [З, Зь] в словах с одновременным присутствием звуков [с] и [з], [Сь], [Зь] и в  различении на слух звуков [с] и [з], [Сь], [Зь].
  3. Совершенствовать навык звукобуквенного анализа и синтеза.
  4. Развивать грамматический строй речи через:

- объяснение ребенком значения слов – паронимов;

- приём «обобщённая схема».

  1. Закрепить зрительный образ буквы «З», «В».
  2. Развивать монологическую речь и диалогическую речь.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию психических функций: произвольного внимания, памяти, мышления, речи.
  2. Развивать самоконтроль над речью и собственной деятельностью ребёнка.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство коллективизма.
  2. Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе и  желание помогать друг другу, работая в паре.
  3. Формировать умение слушать инструкцию взрослого и друг друга, успешно сотрудничать.
  4. Формировать  понимание у детей значения собственных усилий на занятии.

Оборудование: 

Ход занятия.

        Воспитатель:  дети здороваются с гостями.  Проводится коммуникативная игра «Пожелание успеха на занятии» (быть внимательным, быть активным, отвечать на вопросы громко и полным предложением, правильно произносить звуки, быть доброжелательным, доводить начатое дело до конца, внимательно слушать товарища).        Воспитатель: предлагает детям отгадать загадку:

Есть большой и светлый дом,

Почемучек много в нём.

И пишут они, и считают,

Читают, творят и мечтают (школа). Что это за дом?

Дети: Школа.

         Воспитатель:  Для того, чтобы хорошо учиться в школе, что надо делать (много знать, думать, много читать).

Воспитатель: А чтобы хорошо думать, нам поможет пальчиковая гимнастика «Мы считаем».

Воспитатель: Продолжаем готовиться к школе. Вы любите открывать тайны и узнавать секреты? (воспитатель приглашает детей за столы).

Воспитатель: У меня на доске написана цепочка букв – А Б С О М Н С К У С Д П С В С Х

Воспитатель: Будьте внимательны! Надо найти букву С в цепочке букв и определить, сколько их и показать цифрой (на столах цифры 3,4,5).

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Не зевай – продолжай» Будьте внимательны, вам надо попорядку назвать звуки, которые написаны на доске этими буквами. А теперь, подберите слово, начинающееся на этот звук (воспитатель показывает указкой звук буквы – 3-4).

Дети: дети называют слова.

Воспитатель: Продолжаем открывать секреты слов. А поможет нам игра «Измени слова». Присаживайтесь в круг на ковер. Я произношу слово и передаю мяч, а вам надо добавить в начало слова звук «С» и назвать получившееся слово:

Варить – сварить           бегать - ….

Ходить- …                    клевать - …

Клеить - …                    летать - ….

Катать - …                     петь -  

Воспитатель: Звучит звонок (клип). Ребята, а что у нас сейчас будет? Физкультминутка. А в школе это называется перемена:

Мы трудились очень много,

Отправляемся в дорогу.

Руки – вверх!

Руки – вниз!

Влево, вправо повернись.

Дружно сели,

Дружно встали.

И наклоны делать стали.

Стали прыгать и скакать,

А теперь опять играть..

Шагают на месте.

Поднимают руки вверх.

Опускают руки вниз.

Ставят руки на пояс, выполняют повороты.

Приседают.

Встают.

Делают наклоны вперёд.

Прыгают на месте.

 Шагают на месте.

Воспитатель: Предлагает детям сесть за столы. Я хочу прочитать вам стихотворение Самуила Маршака:

        Найдем ее мы в звездочке,

        И в золоте и в розе,

        В земле, в алмазе, в бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе

Воспитатель: Какие звуки я выделяла в словах?

Дети: З – Зь

Воспитатель: Молодцы, были очень внимательны, поэтому правильно ответили. Воспитатель: Посмотрите на экран. Что это? (мнемотаблица артикуляции звука «З»).

Дети: это план, по которому можно составить рассказ о том, как произносится звук «З»

Воспитатель: Ребята, кто готов рассказать по этому плану, как произносится звук «З».

Дети: рассказ одного ребенка..

Воспитатель: Ребята, оцените рассказ своего товарища (оценка детей).

Воспитатель: А теперь с помощью символов дайте характеристику звуков (З – Зь)

Воспитатель: Продолжаем открывать секреты слов. Найдите в цепочке букв слово, которое обозначает название рыбы. (СОМ).

Воспитатель: Сделайте звуко – буквенный анализ слова «СОМ».

Дети: работа детей.

Воспитатель: А теперь сравните с моим образцом. У кого правильно, поднимите руку.

Воспитатель: Я хочу узнать, кто среди вас самый внимательный. Надо найти  слово, в котором есть одновременно звуки «С» и «З». Я буду называть по три слова:

Глаза, слеза, зонт – назовите нужное слово. Молодцы! Сейчас был самый внимательный…; Следующую тройку слов внимательно слушайте – скамейка, сазан, зорька (оценка по аналогии); узор, скакалка, засов; маска, зоосад, фазан; сарафан, сервизы, казаки (оценка).

Воспитатель: Для следующего задания вам надо найти свою пару. У вас у каждого цветной кружок, по цвету найдите  себе пару и встаньте в обруч. Все нашли себе пару? Я каждой паре назову свое слово. В этом слове надо заменить звук «С» на звук «З». У вас получиться новое слово. Но это не все. Надо объяснить одному из вас значение первого слова, второму – значение  второго  слова.

Суп – зуб, соя – Зоя, коса – коза, Сима – зима, сев -  зев,  собор – забор.

Молодцы! Объясняли значение слова правильно, нам было все понятно. Все справились.

 Психолог

Воспитатель: Присаживайтесь за столы. Продолжаем играть в слова, а  игра называется  «Посмотри и назови».

Что обозначает этот символ? (ОН). А этот? (ОНА). А вот это? (ОНИ). Молодцы. А теперь придумайте слова школьных принадлежностей по символу.

Воспитатель: Показывая букву «З», читает стихотворение:

«З» - смешная завитушка.

«З» - закручена, как стружка. (В. Степанов).

А теперь вы напишите букву «З» с помощью шнурка. Все справились? Расскажите, как вы выполняли задание? (старались, не торопились, довели начатое дело до конца). Молодцы!

Воспитатель пишет большую букву «В» и говорит: Здесь спрятались буквы, какие? («В» и «З»).

Воспитатель: Ну, вот, ребята, на сегодня наша подготовка к школе подошла к концу. Выходите и встаньте вкруг. Вы можете сказать, чему вы сегодня научились. Ответы детей.

Воспитатель: Ребята меня переполняет чувство гордости за вас, вы умники и умницы! А что вы испытывали, когда у вас все получалось? Протяните руку и назовите свои чувства.

Когда дети соединили руки, воспитатель говорит: почувствуйте нашу дружбу, сплоченность, желание помочь друг другу. Я горжусь вами!.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи в доступной, игровой  занимательной форме поможет педаго...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".

Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей  с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...

конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.Тема: "Звуки, буквы и слова"...

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: "Звуки з, з’ Буква з. "

В конспекте представлены игры и упражнкния на дифференциацию звуков З - З`. Знакомство и усвоение буквы З....