конспект по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
тема занятия " На пороге школы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gmo_vospitateley_starshih_i_podgotovitelnyh_grupp.docx | 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ГМО воспитателей старших и подготовительных групп.
Круглый стол: «Обеспечение готовности детей
к обучению в школе».
Конспект занятия Л.П. Оленевой,
Воспитателя МБДОУ д/с № 49, 2014г.
По дороге в школу
Программные задачи:
Образовательные:
- Развивать речевой слух и умение различать согласные звуки [З, Зь], уточнить артикуляторные и акустические представления о звуках [З, Зь].
- Упражнять в определении места звуков [З, Зь] в словах с одновременным присутствием звуков [с] и [з], [Сь], [Зь] и в различении на слух звуков [с] и [з], [Сь], [Зь].
- Совершенствовать навык звукобуквенного анализа и синтеза.
- Развивать грамматический строй речи через:
- объяснение ребенком значения слов – паронимов;
- приём «обобщённая схема».
- Закрепить зрительный образ буквы «З», «В».
- Развивать монологическую речь и диалогическую речь.
Развивающие:
- Способствовать развитию психических функций: произвольного внимания, памяти, мышления, речи.
- Развивать самоконтроль над речью и собственной деятельностью ребёнка.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство коллективизма.
- Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе и желание помогать друг другу, работая в паре.
- Формировать умение слушать инструкцию взрослого и друг друга, успешно сотрудничать.
- Формировать понимание у детей значения собственных усилий на занятии.
Оборудование:
Ход занятия.
Воспитатель: дети здороваются с гостями. Проводится коммуникативная игра «Пожелание успеха на занятии» (быть внимательным, быть активным, отвечать на вопросы громко и полным предложением, правильно произносить звуки, быть доброжелательным, доводить начатое дело до конца, внимательно слушать товарища). Воспитатель: предлагает детям отгадать загадку:
Есть большой и светлый дом,
Почемучек много в нём.
И пишут они, и считают,
Читают, творят и мечтают (школа). Что это за дом?
Дети: Школа.
Воспитатель: Для того, чтобы хорошо учиться в школе, что надо делать (много знать, думать, много читать).
Воспитатель: А чтобы хорошо думать, нам поможет пальчиковая гимнастика «Мы считаем».
Воспитатель: Продолжаем готовиться к школе. Вы любите открывать тайны и узнавать секреты? (воспитатель приглашает детей за столы).
Воспитатель: У меня на доске написана цепочка букв – А Б С О М Н С К У С Д П С В С Х
Воспитатель: Будьте внимательны! Надо найти букву С в цепочке букв и определить, сколько их и показать цифрой (на столах цифры 3,4,5).
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Не зевай – продолжай» Будьте внимательны, вам надо попорядку назвать звуки, которые написаны на доске этими буквами. А теперь, подберите слово, начинающееся на этот звук (воспитатель показывает указкой звук буквы – 3-4).
Дети: дети называют слова.
Воспитатель: Продолжаем открывать секреты слов. А поможет нам игра «Измени слова». Присаживайтесь в круг на ковер. Я произношу слово и передаю мяч, а вам надо добавить в начало слова звук «С» и назвать получившееся слово:
Варить – сварить бегать - ….
Ходить- … клевать - …
Клеить - … летать - ….
Катать - … петь -
Воспитатель: Звучит звонок (клип). Ребята, а что у нас сейчас будет? Физкультминутка. А в школе это называется перемена:
Мы трудились очень много, Отправляемся в дорогу. Руки – вверх! Руки – вниз! Влево, вправо повернись. Дружно сели, Дружно встали. И наклоны делать стали. Стали прыгать и скакать, А теперь опять играть.. | Шагают на месте. Поднимают руки вверх. Опускают руки вниз. Ставят руки на пояс, выполняют повороты. Приседают. Встают. Делают наклоны вперёд. Прыгают на месте. Шагают на месте. |
Воспитатель: Предлагает детям сесть за столы. Я хочу прочитать вам стихотворение Самуила Маршака:
Найдем ее мы в звездочке,
И в золоте и в розе,
В земле, в алмазе, в бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе
Воспитатель: Какие звуки я выделяла в словах?
Дети: З – Зь
Воспитатель: Молодцы, были очень внимательны, поэтому правильно ответили. Воспитатель: Посмотрите на экран. Что это? (мнемотаблица артикуляции звука «З»).
Дети: это план, по которому можно составить рассказ о том, как произносится звук «З»
Воспитатель: Ребята, кто готов рассказать по этому плану, как произносится звук «З».
Дети: рассказ одного ребенка..
Воспитатель: Ребята, оцените рассказ своего товарища (оценка детей).
Воспитатель: А теперь с помощью символов дайте характеристику звуков (З – Зь)
Воспитатель: Продолжаем открывать секреты слов. Найдите в цепочке букв слово, которое обозначает название рыбы. (СОМ).
Воспитатель: Сделайте звуко – буквенный анализ слова «СОМ».
Дети: работа детей.
Воспитатель: А теперь сравните с моим образцом. У кого правильно, поднимите руку.
Воспитатель: Я хочу узнать, кто среди вас самый внимательный. Надо найти слово, в котором есть одновременно звуки «С» и «З». Я буду называть по три слова:
Глаза, слеза, зонт – назовите нужное слово. Молодцы! Сейчас был самый внимательный…; Следующую тройку слов внимательно слушайте – скамейка, сазан, зорька (оценка по аналогии); узор, скакалка, засов; маска, зоосад, фазан; сарафан, сервизы, казаки (оценка).
Воспитатель: Для следующего задания вам надо найти свою пару. У вас у каждого цветной кружок, по цвету найдите себе пару и встаньте в обруч. Все нашли себе пару? Я каждой паре назову свое слово. В этом слове надо заменить звук «С» на звук «З». У вас получиться новое слово. Но это не все. Надо объяснить одному из вас значение первого слова, второму – значение второго слова.
Суп – зуб, соя – Зоя, коса – коза, Сима – зима, сев - зев, собор – забор.
Молодцы! Объясняли значение слова правильно, нам было все понятно. Все справились.
Психолог
Воспитатель: Присаживайтесь за столы. Продолжаем играть в слова, а игра называется «Посмотри и назови».
Что обозначает этот символ? (ОН). А этот? (ОНА). А вот это? (ОНИ). Молодцы. А теперь придумайте слова школьных принадлежностей по символу.
Воспитатель: Показывая букву «З», читает стихотворение:
«З» - смешная завитушка.
«З» - закручена, как стружка. (В. Степанов).
А теперь вы напишите букву «З» с помощью шнурка. Все справились? Расскажите, как вы выполняли задание? (старались, не торопились, довели начатое дело до конца). Молодцы!
Воспитатель пишет большую букву «В» и говорит: Здесь спрятались буквы, какие? («В» и «З»).
Воспитатель: Ну, вот, ребята, на сегодня наша подготовка к школе подошла к концу. Выходите и встаньте вкруг. Вы можете сказать, чему вы сегодня научились. Ответы детей.
Воспитатель: Ребята меня переполняет чувство гордости за вас, вы умники и умницы! А что вы испытывали, когда у вас все получалось? Протяните руку и назовите свои чувства.
Когда дети соединили руки, воспитатель говорит: почувствуйте нашу дружбу, сплоченность, желание помочь друг другу. Я горжусь вами!.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи в доступной, игровой занимательной форме поможет педаго...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Звук /ш/, буква Ш".
Материал предназначен для автоматизации звука [ш] и знакомства дошкольников с графемой Ш....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".
Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема "Звук и буква Б, звуки [б] - [б\'] "
Занятие по обучени грамоте....
конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.Тема: "Звуки, буквы и слова"...
Конспект совместной образовательной деятельности по развитию процессов языкового анализа и синтеза и подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
Конспект открытого мероприятия для детей о общим недоразвитием речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи...
Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: "Звуки з, з’ Буква з. "
В конспекте представлены игры и упражнкния на дифференциацию звуков З - З`. Знакомство и усвоение буквы З....