Перспективный план кружка по обучению грамоте "АБВГДЕйка"
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Занятия составлены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 8 блоков заданий. Все части занятия спланированы, основываясь на неразрывной связи между психическими процессами и речью со всеми ее компонентами: произношением, звукобуквенным анализом, словарем, грамматической стороной и связной речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план кружковых занятий по обучению грамоте | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования» исполнительного комитета
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Утвержден:
Протоколом совета педагогов
№1 от 03.09.2014 г.
Заведующая муниципальным
дошкольным образовательнымучреждением
«Детский сад
присмотра и оздоровления для детей с урологическими заболеваниями 64»
/А.В. Мугизова/
03.09.2015
Перспективный план по развитию речи детей
в кружке «АБВГДЕйка»
(обучение грамоте)
на 2015-2016 учебный год
Составила: учитель-логопед
Исламова Нурбану Фиркатовна
Республика Татарстан
г. Нижнекамск
Пояснительная записка
Занятия проводятся подгруппами с детьми подготовительной к школе группы. Длительность занятий по 25-30 минут, два раза в неделю: сентябрь – 8, октябрь – 8, ноябрь – 8, декабрь – 8, январь – 6, февраль – 8, март – 8, апрель – 8, май – 8 занятий. Всего 70 занятий. Занятия составлены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 8 блоков заданий. В основу методики положена неразрывная связь между психическими процессами и речью со всеми ее компонентами: произношением, звукобуквенным анализом, словарем, грамматической стороной и связной речью.
- Обучение грамоте. Система занятий построена так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису и в конечном итоге предупредить различные нарушения письма и чтения. Предлагаемая в пособии последовательность работы по звукам и буквам заимствована у Г.А. Каше (см.: Каше Г.А.Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М.: Просвещение, 1985).
- Фразеологизмы русского языка. Изучение их способствует обогащению словаря, средств речевого общения, развитию чувства языка, выразительности речи.
- Интеллектуально-развивающие игры и упражнения направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, восприятия.
- Дыхательно-координационные упражнения направлены на активизацию дыхания, развитие речевого дыхания, снятие мышечного напряжения.
- Симметричные рисунки направлены на развитие координации движений и графических навыков.
- Графические диктанты направлены на развитие умений действовать по правилам и самостоятельно по заданиям взрослого, а также на развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики рук.
- Пальчиковая гимнастика способствует развитию психических функций (внимания, памяти, мышления, речи), а также подвижности и гибкости кистей рук.
- Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления способствуют снятию зрительного напряжения и укреплению глазных мышц.
№ | Сроки | Обучение грамоте | Фразео- логизмы | Упражнения на развитие высших психических функций | |||||
Интеллектуально-развивающие игры и упражнения | Дыхательно-координацион-ные упражнения | Симметричные рисунки | Графические диктанты | Пальчиковая гимнастика | Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления | ||||
1. | Сентябрь 1 неделя | Звук у. Буква у. | Аршин проглотить | Упражнение на развитие слуховой памяти «Запомни 10 слов». | Упражнение «Горячая монета». | Рисование одновременно двумя руками геометрической фигуры. | Прорисовывание буквы в воздухе. | ||
2. | – | Звук а. Буква а. | Слуховое упражнение «Пожалуйста». | Пение на звук: а-а-а. | Диктант: 1 вверх, 2 вправо, 1 вниз, 2 вправо, 1 вверх. | Движение глазами по 4 основным направлениям. | |||
3. | Сентябрь 2 неделя | Звуки а,у. Буквы а,у. | Вернемся к нашим баранам. | Слуховое упражнение «Угадай слово». | Упражнение «Одуванчик». | Печатание слогов. | «Пальчики здороваются» | Движение глазами по 4 направлениям. | |
4. | – | Звук и. Буква и. | Зрительное упражнение «Запомни 10 картинок». | Упражнение «Горячая монета». | Рисование одновременно двумя руками геометрической фигуры. | «Разминка». | |||
5. | Сентябрь 3 неделя | Звуки п, пь. Буква п. | Водить за нос. | Игра «Цветные слова». Развитие зрительной памяти. | Графический диктант под диктовку. | Движение глазами по 4 основным направлениям. | |||
6. | – | Звуки а,у, и, п, пь. Буквы а,у,и, п. | «Стираем и сушим белье». Развитие слуховой памяти. | Упражнение «Горячая монета». | Печатание слогов. | «Моя семья». | |||
7. | Сентябрь 4 неделя | Звук э. Буква э. | Волосы дыбом. | «Чего не стало?» Развитие зрительного внимания. | «Чудо-шар». | Рисование одновременно двумя руками геометрической фигуры. | Рисование графического узора. | ||
8. | – | Буква т. | «Какой первый звук?» Развитие слухового внимания и фонематического слуха. | Рисование одновременно двумя руками солнышка. | Печатание слогов. | Движение глазами по 4 основным направлениям. | |||
9. | Октябрь 1 неделя | Звуки т, ть. | Вот где собака зарыта! | «Чудесный мешочек». Развитие осязательной памяти. | «Листья летят». Дыхательное упражнение. | Пальчиковая гимнастика «Моя семья». | |||
10. | – | Звуки п, пь, т, ть. | Запомни 10 слов на звук. | Рисование одновременно двумя руками облачка. | Посмотреть на кончики пальцев на уровне средней линии лица. | ||||
11. | Октябрь 2 неделя | Звуки к, кь. Буква к. | Всыпать по первое число. | Упражнение на развитие способности к переключению внимания. | «Чудо-шар». | Печатание слогов. | Пальчиковая гимнастика «Моя семья». | ||
12. | – | Звуки п, пь, т, ть. Буквы п, т, к. | «Угадай слово». «4-й лишний». | Рисование графического узора. | «Наш малыш». | ||||
13. | Октябрь 3 неделя | Звуки м,мь. Буква м. | Втирать очки. | «Найди такую же» Развитие зрительного внимания. | Рисование одновременно двумя руками облачка. | 3 круга по часо-вой, 3 круга против часовой стрелки. | |||
14. | – | Звук о. Буква о. | «Чего не стало?» Развитие зрительного внимания. | Печатание слогов | |||||
15. | Октябрь 4 неделя | Звук х. Буква х. | Голая правда. | «Найди на слух 5-й лишний». | «Летят листочки» | Игра «Веселые спортсмены». | Нарисовать глазами квадрат. | ||
16. | – | Звуки к, х. | Упражнение на развитие логического запоминания. | Рисование одновременно двумя руками восьмерок. | Игра «Живая страница». Развитие пространст-венной ориентировки. | ||||
17. | Ноябрь 1 неделя | Звук ы. Буква ы. | Дело в шляпе. | «Чего не стало?» Развитие зрительного внимания. | Графический диктант. | «Шалун». | Нарисовать глазами 3 горизонтальные восьмерки. | ||
18. | – | Звуки ы, и. | Упражнение на развитие ассоциативной памяти. | Пение на звуки ы, и. | Энергетическое упражнение «Точки мозга». | ||||
19. | Ноябрь 2 неделя | Звук с. | Довести до белого каления. | Речевые логические задачи. Игра «12 вопросов». Развитие мышления, речи, воображения. | Пение на звук с. | Печатание слогов. | Упражнение на расслабление и концентрацию. | Нарисовать одним глазом 3 круга. | |
20. | – | Звук сь. | «Договори слово». Развитие речевого слуха. | Упражнение «Забей гол». | Рисование одновременно двумя руками горизонтальных восьмерок. | Нарисовать глазами пружинки. | |||
21. | Ноябрь 3 неделя | Звуки с, сь. Буква с. | Зарубить на носу. | Игра «3-й лишний». Развитие умения классифицировать предметы по определенному признаку. | Упражнение «Художники». | Печатание слогов. | Упражнение «Здравствуй». | ||
22. | – | Звуки з, зь. Буква з. | Упражнение «Единственное и множественное число». Развитие речи, мышления, памяти. | «Горячее молоко». | Графический диктант. | Нарисовать глазами пружинки. | |||
23. | Ноябрь 4 неделя | Звуки с, сь, з, зь. | За семью печатями. | Упражнение на развитие ассоциативной памяти. | «Мельница». Упражнение на развитие зрительно-логической памяти. | Рисование графического узора. | «Комарик». | ||
24. | – | Звуки н, нь. Буква н. | Упражнение на развитие знаково-символической памяти. | Печатание слогов. | |||||
25. | Декабрь 1 неделя | Буква я. | Козел отпущения. | Игра «Наоборот». | «Сдуй ватку с носа». | Рисование одновременно двумя руками квадратов и штриховка вертикальными линиями. | Моргание, глядя по 4 основным направлениям. | ||
26. | – | Звуки б, бь. Буква б. | «Подбери подходящее по смыслу 3-е слово». | «Чудо-шар». | Печатание слогов. | ||||
27. | Декабрь 2 неделя | Звуки б, бь, п, пь. | Лезть на рожон. | Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти «Подбери слово-признак». | «Сдуй ватку с носа». | Работа с кассой букв. | Напиши глазами буквы (изученные). | ||
28. | – | Закрепление пройденного | Игра на развитие зрительной ассоциативной памяти «Запомни попарно картинку и цвет». | Рисование одновременно двумя руками треугольников и штриховка вертикальными линиями. | Напиши глазами буквы (изученные). | ||||
29. | Декабрь 3 неделя | Звуки в,вь. Буква в. | Медвежья услуга. | Упражнение «Пары фигурок». Развитие зрительно-логической памяти. | «Снежинки». | Печатание слогов. | Составление букв из ниток. | ||
30. | – | Звуки д, дь. | Упражнение «Счастливые Хрюши». | «Снежинки». | Рисование одновременно двумя руками овалов и штриховка вертикальными линиями. | Шнуровки. | |||
31. | Декабрь 4 неделя | Буква д. | На козе не подъедешь. | Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти «Плохой сторож». | «Нарисуй двумя руками домик». | Работа с кассой. | Шнуровки. | Нарисовать в воздухе геометрические фигуры. | |
32. | – | Звуки д, дь, т, ть. Буквы д, т. | Упражнение «Продолжи фразу». Развитие речи и мышления. Игра «Внимание, нарисуй такую же». | Дыхание через одну ноздрю (поочередно). | Написать двумя руками букву д. | Пальчиковая гимнастика «Лягушка». | |||
33. | Январь 2 неделя | Дифферен-циация звуков т, ть, д, дь. | Отложить в долгий ящик. | Игра «Нахождение слов, продолжи ряд». Развитие мышления. | Нарисовать двумя руками грибок и черепашку. | Графический диктант. | Пальчиковая игра «Черепашка». | ||
34. | – | Звук г, гь. Буква г. | Упражнение «Запомни с помощью картинки сочетание слов». Развитие зрительной опосредованной памяти. | Дыхание через одну ноздрю (поочередно). | Нарисовать двумя руками мышку по образцу. | Пальчиковая игра «Черепашка». | Глазами вверх, вниз. | ||
35. | Январь 3 неделя | Звуки г, к. Буквы г, к. | Подложить свинью. | Упражнение «Закончи фразу». Развитие мышления. | Дыхание через одну ноздрю (поочередно). | Напиши двумя руками букву к. | Работа с кассой. | Упражнение «Изобрази с помощью жестов». | |
36. | – | Звук ш. | Упражнение «Помоги прочитать сказку». Развитие сообразительности. | Упражнение «Сдуй ватку». | Напиши двумя руками букву ш. | Работа с кассой. | Игра «Танграм». | ||
37. | Январь 4 неделя | Звук ш (второе занятие) | Попасть в переплет. | Игра «Что это?». Сочетание двух признаков. | Упражнение «Сдуй ватку с носа». | Напиши двумя руками букву ш. | «Напиши глазами букву ш». | ||
38. | – | Буква ш. | Упражнение «Пиктограммы «Муравей и голуб-ка»». Развитие зрительно-ассоциа-тивной памяти. | Произношение звука ш на выходе. | «Нарисуй двумя руками шарики и заштрихуй». | Игра «Танграм». | Пальчиковая гимнастика «Солнце». | Гимнастика для глаз. | |
39. | Февраль 1 неделя | Дифферен-циация звуков с-ш. | Сбоку припека. | Упражнение «Сравнение предметов». Развитие логического мышления. | Произношение звуков ш-с на выдохе. | Пальчиковая гимнастика «Солнце». | Нарисовать правым, а затем левым глазом букву ш. | ||
40. | – | Звук л. | Упражнение «Приставалочка». Развитие опосредованной памяти. | Упражнение «Мельница». | «Нарисуй двумя руками ладошки». | Графический диктант. | Игра «Танграм». | ||
41. | Февраль 2 неделя | Звуки л, ль. | Типун тебе на язык. | Упражнение «Назови слова наоборот». Развитие речи. | «Нарисуй двумя руками снежинки». | Упражнение «Ухо-нос». | Гимнастика для глаз. | ||
42. | – | Буква е. | Упражнение «Запомни фразы». Развитие слуховой памяти. | Дыхание через одну ноздрю (поочередно). | «Нарисуй двумя руками букву е». | Рисование графического узора. | Игра «Танграм». | ||
43. | Февраль 3 неделя | Звук ж. | Ударить в грязь лицом. | Упражнение «Разрезные открытки». Развитие мышления и воображения. | Пальчиковая гимнастика «Повар». | Гимнастика для глаз. | |||
44. | – | Звук ж. Буква ж. | Игра «Внимание, нарисуй такую же». | Упражнение «Мельница». | «Нарисуй двумя руками жуков». | Печатание слогов. | Пальчиковая гимнастика «Повар». | ||
45. | Февраль 4 неделя | Дифферен-циация звуков з-ж. | Сесть в калошу. | Упражнение «Разрезные от-крытки». Развитие мышления и воображения. | Графический диктант. | Упражнение «Ухо-нос». | Гимнастика для глаз. | ||
46. | – | Дифферен-циация звуков ж-ш. | Упражнение «Медведь». Развитие опосредованной памяти. | Дыхательное упражнение «Певец». | «Нарисуй двумя руками горки». | Нарисовать правым, а затем левым глазом букву. | |||
47. | Март 1 неделя | Звук р. | Точить лясы. | Игра «Определи понятие». Развитие речи. | Рисование графического узора. | Составление букв из ниток. | |||
48. | – | Дифферен-циация звуков р, рь. | Игра «Внимание». Развитие зрительного внимания. | Упражнение «Мельница». | «Нарисуй двумя руками букву р». | Гимнастика для глаз. | |||
49. | Март 2 неделя | Буква р. | Белены объесться. | Упражнение «Запомни фразы». Развитие слуховой памяти. | Графический диктант. | Упражнение «Ухо-нос». | |||
50. | – | Дифферен-циация звуков р,рь – л,ль. | Обучение приемам образного запоминания слов. | Дыхательное упражнение «Певец». | Упражнение «Вот гвоздь, вот молоток». | ||||
51. | Март 3 неделя | Буква ё. | Горе луковое. | Упражнение «Сравнение предметов». Развитие мыслительной операции. | Упражнение «Задуй свечку». | «Нарисуй двумя руками ежиков». | Упражнение «Вот гвоздь, вот молоток». | Нарисовать правым, а затем левым глазом букву. | |
52. | – | Звук й. Буква й. | Упражнение «Пиктограммы «Животные весной»». Развитие зрительной памяти. | Упражнение «Мельница». | Графический диктант. | ||||
53. | Март 4 неделя | Звук й. Буква й. (второе занятие) | Играть в бирюльки. | «Найди такую же». Развитие зрительного внимания. | Упражнение «Узнай по запаху». | «Нарисуй двумя руками елку». | Упражнение «Вот гвоздь, вот молоток». | Гимнастика для глаз. | |
54. | – | Звук ч. Буква ч. | Упражнение «Запомни фразы». Развитие слуховой памяти. | Дыхательное упражнение «Певец». | Упражнение «Ухо-нос». | ||||
55. | Апрель 1 неделя | Звук ч. Буква ч. (второе занятие). | Пролетел, как фанера над Парижем. | Упражнение «Найди отличия». Развитие наблюдательности. | Упражнение «Бабочки». | Работа с кассой. | Нарисовать правым, а затем левым глазом букву. | ||
56. | – | Дифферен-циация звуков ч-т. | Кроссворд. | Упражнение «Одуванчик». | «Нарисуй двумя руками чайник». | ||||
57. | Апрель 2 неделя | Буква мягкий знак(ь). | Рубаха-парень. | Упражнение «Разрезные открытки». Развитие мышления и воображения. | Дыхательное упражнение «Певец». | Упражнение «Ухо-нос». | |||
58. | – | Разделитель-ный мягкий знак(ь). | Упражнение «Сравнение предметов». Развитие мыслительной операции. | Упражнение «Бабочки». | «Нарисуй двумя руками лесенку». | Работа с кассой. | Нарисовать правым, а затем левым глазом букву. | ||
59. | Апрель 3 неделя | Звук ц. Буква ц. | Душа нараспаш-ку. | Упражнение «Разрезные открытки». Развитие мышления и воображения. | Упражнение «Цветы». | Шнуровка. | |||
60. | – | Дифферен-циация звуков ц-с. | Игра «Внимание, нарисуй такую же». | Дыхательное упражнение «Певец». | «Нарисуй двумя руками птицу». | Составление букв из ниток. | Гимнастика для глаз. | ||
61. | Апрель 4 неделя | Звук щ. Буква щ. | Бельмо на глазу. | Упражнение «Запомни фразы». Развитие слуховой памяти. | Упражнение «Одуванчик». | Работа с кассой. | Пальчиковая гимнастика «Дождик». | ||
62. | – | Дифферен-циация звуков щ-с-сь. | Кроссворд. | Упражнение «Бабочки». | Рисование графического узора. | Пальчиковая гимнастика «Дождик». | |||
63. | Май 1 неделя | Звуки ф, фь. Буква ф. | Попасть на удочку. | Кроссворд. | Дыхание через одну ноздрю. | Нарисуй двумя руками факел. | Составление букв из ниток. | ||
64. | - | Буква ю. | Упражнение «Разрезные картинки» на развитие мышления и воображения. | Упражнение «Цветы». | Работа с кассой. | Гимнастика для глаз. | |||
65. | Май 2 неделя | Разделитель-ный твердый знак(ъ). | Вверх тармашка-ми. | Игра «Найди слова, продолжи ряд» на развитие мышления. | Упражнение «Бабочки». | Составление букв из круп. | |||
66. | - | В сказочной стране | Кроссворд. | Упражнение «Цветы». | Пальчиковая гимнастика «Дождик». |
В мае последние две недели - повторение, закрепление пройденного материала.
Литература:
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991.
- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. – М.: Творческий центр, 1999.
- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение, 1985.
- Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. – М.: Аквариум, 1995.
- Останкова Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе. – Волгоград.: Учитель, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективный план кружка
Перспективный план кружка по ручному труду...
перспективный план кружка
программа дополнительного образования детей кружок "Мой мир"...
Перспективный план кружка "Чудесный песок"
В работе с песком у детей развивается творчество и фантазия, умение доводить начатое дело до конца, видеть результат своего труда и получать от этого удовольствие и чувство удовлетворения, что с...
Перспективный план кружка "Маленький художник"
Технология работы по ознакомлению детей старшего возраста с живописью....
Перспективный план кружка "Математическая игротека"
Предлагаю вашему вниманию перспективный план кружка по математике, где мы закрепляем изученный материал и спользуя развивающие игры, задания повышенной трудности, занимательный материал по математике....
перспективный план кружка "Юный скульптор"
Цель кружка: Учить детей пользоваться стекой, доской, соленым тестом, формочкой. Учить детей нетрадиционным методам в своих работах. Учить делить большой кусок на несколько маленьких кусочков. Развива...
Перспективное планирование кружка по обучению математике «Дошколёнок»
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о ней, объективно оценивать ее результат....