Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: "Работаем над звуковым анализом слов"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Работаем над звуковым анализом слов»
Автор: Скавыш Наталья Владимировна
воспитатель
Программное содержание:
1.Учить детей проводить звуковой анализ.
2. Закрепить знакомые гласные буквы.
3. Развивать фонематический слух.
4. Развивать мелкую моторику рук.
5. Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком.
6. Учить составлять предложения.
Оборудование
Демонстрационный материал:
доска, мел, указка, ширма, музыкальные инструменты (колокольчик, ложки, погремушка, дудочка), карточки с трех- четырехзвуковой схемой. Фишки: красные, синие. Картины с цветами «роза», «мак» и звуковыми схемами
Раздаточный материал:
карточки с четырехзвуковой схемой; фишки (красные, синие) по количеству детей, палочки (большие и маленькие), веревочки (длинные, средние, короткие по 3 шт.).
Ход занятия:
I. Организационный момент
(Дети стоят на ковре)
Воспитатель:
1,2,3,4,5 – становитесь в круг играть (звучит лирическая музыка)
Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя – свежесть, доброту, красоту, здоровье. А выдохните через рот все обиды, злобу и огорчения (выполняется 3 раза). А сейчас пожелаем друг другу доброго утра.
Воспитатель: Доброе утро, ребята! (дети отвечают – доброе утро)
Скажите, пожалуйста - какой сейчас у нас месяц (ноябрь), а день недели? (четверг), кто мне скажет, какой вчера был день недели (среда), какой завтра будет? (пятница)
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Всё правильно сделали и ответили (проходите и займите свои места).
II. Основная часть
1. Развитие речевого (фонематического) слуха
- Сначала мы поиграем в игру «Что звучит?». У меня за ширмой музыкальные инструменты, посмотрите и назовите их (дети называют: колокольчик, ложки, погремушка, дудочка), закройте глаза и назовите, что звучит за ширмой - (воспитатель за ширмой, по очереди издаёт звуки, то одним, то другим предметом, дети отвечают, какой звук они слышали).
Воспитатель:
Молодцы, ребята, вы правильно различили все звуки.
Воспитатель:
- А сейчас, посмотрим кто из вас самый внимательный. Нужно определить на слух: сколько раз я ударю в ладоши? (воспитатель прохлопывает ритмический рисунок: ///-//; /-////; //-///-//; /-////-//) Молодцы, хлопали вы просто прекрасно!
Воспитатель:
- Давайте, поиграем ещё в одну игру, она называется: «Назови слова со звуком «с». Посмотрите все вокруг себя, подумайте и придумайте эти слова (дети называют слова со звуком «с» в любой их позиции: начале, середине или конце слова). Хорошо, я вижу, что ушки у вас всё слышат великолепно!
2. Звуковой анализ слов
Воспитатель:
Ребята, посмотрите на доску, что вы здесь видите? (воспитатель выставляет на доску картину розы со схемой),
Сейчас, мы проведем звуковой анализ слова «роза». Послушайте: как я произнесу слово «роза» - рррооозззааа. А теперь хором произнесем, чтобы в слове было слышно все звуки. Молодцы! Теперь Арина произнесет, а теперь Владик. Отлично.
Воспитатель:
Рината, скажи слово «роза» так, чтобы все дети услышали 1 звук.
Рината: Ррроза.
Воспитатель: Какой в слове 1 звук, Рината?
Рината: Звук «р».
Воспитатель: Какой это звук? Гласный или согласный, Какой фишкой обозначается звук «р».
Рината: согласный звук, обозначается синей фишкой.
Воспитатель: Правильно Рината. Кто услышал, какой в слове 2 звук?
Андрей: Звук «о».
Воспитатель: Молодец, Андрей. Андрей, произнеси слово так, чтобы мы услышали 2 звук.
Андрей: Роооза.
Воспитатель: Ребята, какой это звук? Какой фишкой обозначаем звук «о» на схеме?
Дети: Звук «о» гласный, обозначается красной фишкой.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Какой в слове 3 звук?
Дети: Звук «з».
Воспитатель: Марина, произнеси слово так, чтобы мы услышали звук «з», а я тебе помогу.
Марина: роззза.
Воспитатель: Какой 3 звук? Какой фишкой обозначается звук «з»? Правильно, звук «з» согласный, на схеме обозначается синей фишкой.Эльвина, а какой в слове 4 звук?
Эльвина: Звук «а».
Воспитатель: Эльвина, давай с тобой произнесем слово так, чтобы ребята услышали 4 звук.
Эльвина: Розааа.
Воспитатель: Эльвина, а какой звук «а» гласный или согласный, и какой фишкой мы обозначим этот звук на схеме?
Эльвина: Звук «а» гласный, обозначается красной фишкой.
Воспитатель: Умница, Эльвина!
Теперь, ребята, сделайте у себя схему слова «роза» с фишками (слева направо). Ксюша, а скажи мне, сколько звуков в слове «роза»?
Ксюша: 4 звука.
Воспитатель: Сколько из них согласных звуков?
Ксюша:2: «р» и «з».
Воспитатель: Молодец! Сколько гласных?
Никита: 2: «о» и «а».
Воспитатель: Умница!
А теперь на своих листочках нарисуйте схему слова «роза
Ребята, уберите со схемы гласные звуки, согласные звуки. Скажите, сколько слогов в слове «роза»? Давайте поиграем в телеграфистов и отстучим слово (дети карандашом отстукивают слоги в слове роза). А теперь назовите мне слоги в этом слове (дети называют: 2слога: «ро» и «за»).
Воспитатель:
Мы с вами научились проводить звуковой анализ, а сейчас я загадаю вам загадку, а вы мне назовёте о каком цветке она (дети отгадывают загадку)
«Алый цветочек свернулся в кулак,
стал погремушкою высохший ……(мак).
Посмотрите на доску (на доску выставляется картинка «мак»)
Воспитатель: Я сейчас посмотрю, как вы научились проводить звуковой анализ. Кто скажет, сколько звуков в слове « мак»? Какие? (2 согл, 1 гл: «м» и «к», «а»). Сколько слогов? (1 слог « мак»). Молодцы ребята! Замечательно!
3. Физкультминутка «Алые цветки»
Воспитатель: А теперь немного отдохнем (дети стоят около столов).
Мы посадили семечку. Появился росток, полил дождь. Пригрело солнышко, цветок распускает лепестки и тянется к солнышку, а когда наступает вечер, лепестки закрываются, и цветок опускает голову.
«Наши алые цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.»
Цветок подрос и оказался подсолнухом, стебель длинный, подняли руки к солнцу, как цветы.
Отдохнули, а теперь тихо садимся.
4. Работа по составлению предложений
Воспитатель: Ребята, сегодня мы многому научились, а сейчас мы будем составлять предложения со словами, которым мы делали звуковой анализ (дети составляют предложения со словами «роза» и «мак»).
Молодцы! Как много прекрасных предложений вы составили!
5. Развиваем мелкую моторику
В этом году мы начали учить гласные буквы. Сегодня будет работать мастерская букв. Попробуйте сделать какую-нибудь букву из предметов, которые есть у вас на столе, а я пройду и посмотрю.
-Данила, какую букву ты сделал?
-А ты Лера? А Люда?
Сколько букв вы сделали, это здорово.
III. Заключительная часть
Очень хорошо вы занимались, научились проводить звуковой анализ, мастерили буквы, называли слова с заданным звуком, различали гласные и согласные звуки, составляли предложения. Я вами очень горжусь. Вы большие молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА. ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ»
ЦЕЛИ:- формировать у дошкольников представления о твердых и мягких согласных звуках, об их соответствии друг другу;- учить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные;- упражнять в с...
Конспект занятия по обучению граммате в старшей группе."Звуковой анализ слова "Весна."
Обучение граммате в старшей группе....
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. Звуковой анализ слова "Дом"
Обучение грамоте в старшей группе(образовательная область «Речевое развитие»)Тема: «Звуковой анализ слова «дом». Программное содержание. Учить детей проводить звуко...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Звуковой анализ слова
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе«Звуковой анализ слова» Задачи: освоение звукового анализа слов;знакомство со смыслоразличительной функцией звука;совершенств...
Конспект занятия по произношению "Звук и буква "Ы". Звуковой анализ слов типа "КОТЫ"
Конспект занятия по произношению...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи. Тема: "Звуковой анализ слова лиса"
Занятия в игровой форме это самые интересные и любимые занятия для ребят дошкольного возраста. Такие занятия ребята ждут с нетерпением и хорошо усваивают даже сложный материал. А обучените прохо...
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе "Звуковой анализ слова "мама". Знакомство с ударным слогом".
Здесь вы найдете материал по обучению грамоте с применением "сюрпризного" момента....