Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. Звуковой анализ слова "Дом"
план-конспект занятия (старшая группа)
Обучение грамоте в старшей группе
(образовательная область «Речевое развитие»)
Тема: «Звуковой анализ слова «дом».
Программное содержание. Учить детей проводить звуковой анализ слова. Закреплять умение называть слово с заданным звуком. Разучить игру с заданиями.
Цель: учить детей продолжать слушать и понимать на слух текст рассказа, тренировать умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава. Проводить звуковой анализ слова ДОМ, упражнять в сравнении слов звуковому составу, опираясь на схему, закреплять представление о предложении, развивать мелкую моторику.
Материал. Демонстрационный: доска, картинка-схема слова «дом», указка, фишки синего и красного цвета, презентация.
Раздаточный: картинки-схемы слова «дом», указки (счётные палочки), квадраты красного и синего цвета, круги красного, жёлтого и зелёного цвета, зеркала на каждого ребёнка.
Ход.
I.Воспитатель.
I.2. - Сегодня мы будем учиться составлять звуковую модель слова, играть со звуками, придумывать слова.
Но сначала вспомним наше правило, как нужно вести себя на занятии:
Один, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
Для того чтобы внятно, чётко говорить, сделаем гимнастику для язычка.
I.3. Артикуляционная гимнастика.
Раз – мы ротик открываем, Будто кошечки зеваем.
| Открывать широко рот и закрывать его. |
Два – подуем в дудочки, губки, словно трубочки.
| Тянуть губки хоботком.
|
Три - на губки посмотри, улыбаемся на три.
| Широко улыбаться, растянув губы. |
На четыре – ротик шире. Барабаним на «четыре».
| Держать рот широко раскрытым, стучать по внутренней поверхности верхних резцов, произнося «Д-Д-Д».
|
Пять – откроем рот опять, нужно губку облизать.
| Рот открыть, улыбнуться, широким языком облизывать верхнюю губу, при этом стараться обнять языком всю губу и облизать ее, втягивая язык вглубь рта, рот не закрывать. |
|
|
Шесть - почистим наше нёбо, Нёбо чистым было чтобы.
| Рот широко открыть. Проводить широким языком вперед-назад по нёбу. Рот не закрывать.
|
Семь – мы будем звонко цокать. Так стучит копытцем лошадь.
| Рот держать широко открытым. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к небу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку.
|
Восемь - к нам приходит осень. Вырос гриб на счете «восемь». | Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к небу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.
|
Девять – сделай-ка гармошку, поиграй на ней немножко.
| Раскрыть рот и улыбнуться. Присосать язык к небу и не отрывать его. Опускать и поднимать нижнюю челюсть, растягивая подъязычную связку.
|
Десять – можно поболтать, Поболтать и не устать.
| Широко открыть рот. Болтать языком, проводя им по верхней губе – «бл-бл»…
|
II.1.Знаю, знаю наперед
Вы смекалистый народ.
Отгадайте-ка, ребятки,
Интересную загадку.
Загадка. Вот огромный шумный мир,
Очень много в нём квартир,
Пять подъездов, домофоны,
Остеклённые балконы.
Дети: Дом.
Воспитатель: Правильно! (На доске картинка «Дом»)
II.2.Звуковой анализ слова «ДОМ»
- Переверните ваши листочки. На них тоже отгадка.
- Скажите, что это за клеточки под картинкой?
Дети: «Сколько клеточек, столько звуков».
- Совершенно верно. Давайте сосчитаем, сколько клеточек?
(вызывает ребенка к доске)
- Значит, сколько звуков в слове «дом»?
- Произнесём слово «дом» так, чтобы каждый звук попал в свой «домик»
( клеточку)
- Произнесём слово «дом» по-другому (воспитатель ведёт указкой вдоль схемы, интонационно выделяя первый звук, 2 ребёнка повторяют, дети на местах «читают», воспитатель проверяет правильность).
-Какой первый звук в слове «дом»? (д)
-Какой он: гласный или согласный?
-Почему? (Когда мы его произносим, встречается преграда – язык упирается в верхние зубы)
- Какой он – добрый или сердитый? Как его обозначим?
- Обозначим синей фишкой.
-Произнесём слово «дом» снова (выделяя второй звук).
- Какой второй звук в слове «дом»? (о)
-Как мы его произносим? (свободно, во рту ничто не мешает, его можно петь, тянуть).
- Какой это звук? (гласный)
- Какой фишкой обозначим?
-Произнесём слово «дом» ещё раз (выделяя третий звук).
- Какой звук последний? (м)
- Как мы его произносим? (смыкаем губы)
- Какой он? (cогласный)
- Какой он – добрый или сердитый? Как его обозначим?
- Обозначим синей фишкой.
Воспитатель: Сколько звуков в слове «дом»?
Назовите первый звук. (д)
Назовите второй звук. (о)
Назовите третий звук (м)
(на доске показать указкой)
II.3.Игра с заданиями «Живые звуки».
1(Ребёнок 1) будет звуком «д». Возьми свою фишку. В какой клетке она стоит?
(Ребёнок 2) будет звуком «о». Возьми свою фишку. В какой клетке она стоит?
(Ребёнок 3) будет звуком «м». Возьми свою фишку. В какой клетке она стоит?
Дети-звуки составляют слово «дом».
Воспитатель подзывает звуки по порядку и вразбивку. Дети каждый раз составляют слово. Остальные «читают» слово.
- Звук Д, поставь фишку на место.
- Звук М, поставь свою фишку на место. Где твоя клеточка?
- Какой звук остался? Поставь фишку на место и «прочитай» слово.
2. - Воспитатель предлагает другим детям стать «звуками» и выполнить различные задания, например: «Звук Д, назови своего братца (Дь). Звук О, спой свою песенку. Звук М, хлопни в ладоши».
3.Дети по заданию воспитателя убирают фишки со схем.
-Уберите звук О, звук М, звук Д.
- Мы с вами составили звуковую модель слова «дом».
- Посмотрите на доску. Что мы видим на горе?
Пальчиковая гимнастика «Дом на горе»
На горе мы видим дом | кистями рук изобразить домик |
Много зелени кругом | волнообразные движения кистями рук |
Вот деревья, вот кусты | руками показать деревья и кусты |
Вот душистые цветы | пальцами показать бутон |
Окружает все забор | пальцами показать забор |
За забором – чистый двор | погладить одной ладонью другую |
Мы ворота открываем | кистями показать, как ворота открываются |
К дому быстро подбегаем | пальцами левой руки пробегаем по правой |
В дверь стучимся – тук-тук-тук | постучать кулаком руки по ладони |
Кто-то к нам идет на стук | ладонь приложить к правому уху |
В гости мы к друзьям пришли и подарки принесли | вытолкнуть руки вперед, как будто преподнося что-то |
III.2.Игра «Назови слова со звуками д, дь»
- Посмотрите на картинку и найдите предметы, в названиях которых есть звуки Д и Дь.
3.Итог.
- Какие задания выполняли?
- Какое задание показалось трудным?
- Какое понравилось?
- Оцените свою работу.
Cамооценка (зелёный, жёлтый, красный кружочки)
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dom.pptx | 1.49 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД в старшей группе по развитию речи: «Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц»
Данный конспект разработан с учетом ФГОС...
Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»
Цель: совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков с-ш....
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи«Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»...
Методическая разработка по развитию речи .Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»
«Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»...