Использование игрового материала по обучению детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу слова.
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.
Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Для этого я изготавливаю игры, игровые модули, которые обязательно красочно оформлены и имеют эстетический вид.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvukovoy_analiz_slova_metody_i_priemy.docx | 142.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игрового материала по обучению детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу слова.
Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре часто очень сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата.
Игровая ситуация требует от каждого включённого в неё определённой способности к коммуникации; способствует сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе которых развиваются речевые возможности. От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.
Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Для этого я изготавливаю игры, игровые модули, которые обязательно красочно оформлены и имеют эстетический вид.
Цель работы: эффективность использования игрового материала по обучению детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу слова.
Сегодня вашему вниманию я представлю игру на формирование навыков выполнения звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста.
Игра адресована: учителям - логопедам, воспитателям, а также родителям для индивидуальной работы с детьми.
Задачи и направленность:
- развитие слухового восприятия, речевого слуха;
- развитие и совершенствование дошкольниками фонетических знаний и умений;
- обучение навыку звукового анализа детей старшего дошкольного возраста;
- формирование навыков восприятия и различения звуков речи;
- закрепление знаний об изученных звуках, их характеристиках (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой, местоположение в словах (начало, середина, конец);
- построение графической небуквенной модели, отражающей количество, последовательность звуков в слове, а также характеристику звуков;
- формировать навык самоконтроля, самооценки.
Игровой материал: заламинированные карточки с картинками - схемами для звукового анализа слов, маркеры 3-х цветов для изображения характеристики звука со стирающим колпачком.
Эффективность материала в его многоразовом использовании, в красочности, в доступности, ребёнок в любой момент может исправить свою ошибку.
Фотоматериалы из личного архива.
Список используемой литературы.
- Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. СПб.: Детство-пресс, 2005.
- Ткаченко, Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. М.: Гном и Д, 2005.
- Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Гном и Д, 2000.
- Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Гном и Д, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение с использованием математического материала с детьми старшего дошкольного возраста
Развлечение основано на методе соревнования двух команд. Можно использовать в качестве итогового занятия....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА. ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ»
ЦЕЛИ:- формировать у дошкольников представления о твердых и мягких согласных звуках, об их соответствии друг другу;- учить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные;- упражнять в с...
Дидактические игра как средство формирования фонематических представлений на этапе овладения детьми старшего дошкольного возраста звуковым анализом и синтезом
Дидактические игры помогают при работе по коррекции фонетической стороны речи детей старшего дошкольного возраста.Игры можно использовать не только в детском саду, но и дома с родителями. Совместная з...
Методическая разработка по познавательному развитию с использованием игровых технологий для детей старшего дошкольного возраста Тема: « Экономим деньги семьи»
Методическая разработка по познавательному развитию с использованием игровых технологий для детей старшего дошкольного возраста Тема: « Экономим деньги семьи»...
Использование игровых макетов для детей старшего дошкольного возраста
Использование игровых макетов для развития, обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста в современном мире...
Сценарий непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Звуковой анализ слова «Лук»
Программное содержание:1. Учить проводить звуковой анализ слов;2. Закреплять знание о словоразличительной роли звука;3. Продолжать учить называть слова с заданным звуком....