Сценарий непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Звуковой анализ слова «Лук»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Зарипова Ася Пикаливна

Программное содержание:

1. Учить проводить звуковой анализ слов;

2. Закреплять знание о словоразличительной роли звука;

3. Продолжать учить называть слова с заданным звуком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovoy_analiz_slova_luk.pptx442.51 КБ
Файл zvukovoy_analiz_slova_luk.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Никого не огорчает, А всех плакать заставляет. Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает. Прежде чем его мы съели, Все наплакаться успели.



Предварительный просмотр:

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста

«Звуковой анализ слова «Лук»

Программное содержание:

1. Учить проводить звуковой анализ слов;

2. Закреплять знание о словоразличительной роли звука;

3. Продолжать учить называть слова с заданным звуком.

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, картина-схема слова лук, 2 квадрата синего цвета, 2 квадрата зеленого цвета, 2 квадрата красного цвета, указка, фишки.

Раздаточный материал: картинка-схема слова лук, 2 квадрата синего цвета, 2 квадрата зеленого цвета, 2 квадрата красного цвета, указка.

Ход НОД

  1. Организационный момент

Дети сидят полукругом перед экраном.

- Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями (дети здороваются). Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей (улыбаются гостям).

-Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

- Ребята, какое сейчас время года? (Осень)

- А что же осенью происходит? (Ответы детей) Правильно ребята!

- А сейчас ребятки отгадайте-ка загадку.

Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)

  1. Основной момент

- Правильно, это лук!

Воспитатель показывает картинку с изображением лука.

Звуковой анализ слова «ЛУК»

- Пройдите, сядьте за столы, положите перед собой картинки с луком. Перед детьми карточки для звукового анализа.

- Посмотрите, под картинкой нарисованы клеточки.

- Давайте вспомним, что они означают? (Домики для звуков)

- Сколько клеточек нарисовано? (Три)

- Как вы думаете почему? (В слове лук три звука).

- Посмотрите и послушайте, как нужно читать это слово, и как мне указка будет помогать (показать, как вести указкой под клеточками и произносить слово).

- А теперь попробуем прочитать так же.

- Послушайте, как в слове звучит первый звук – Лллук.

- Какой первый звук в слове лук? (Звук «л»)

- Скажите слово так, чтобы мы услышали первый звук.

- Какой это звук? Почему? (Это согласный звук, мы не можем его пропеть). Каким цветом его обозначим? (Синим)

-В какую клеточку нужно поставить ее? (В первую)

- Почему? (Потому что «л» - это первый звук в слове лук)

- Какой звук вы обозначали? (Звук «л»)

- Послушайте, как звучит второй звук – лУУУк.

- Правильно, это звук «У».
- Попробуем произнести его – У - У -У.

Мешает ли что – либо произносить нам этот звук? (Нет).

- Воздух идет свободно, это волшебный звук.

- Какой это звук? (Гласный, мы его можем пропеть.) Каким цветом его обозначим? (Красным.)

- В какую клеточку нужно поставить ее? (Во вторую)

-Почему? (Во втором доме живет звук «У»)

-А теперь отгадайте, как звучит в слове третий звук – луК. (Правильно звук «к»)

- Попробуем произнести его - «к»

- Какой третий звук в слове лук? ([к]). Какой это звук? (Согласный). Каким цветом его обозначим? (Синим)

-В какую клеточку его нужно поставить. (Третью)

- Почему? (В третьем домике живет звук «к»)

Прочитаем слово хором.

Физминутка

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.

(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище
то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают,
на «выше, выше» — выпрямляются.)

Игра с заданиями

- Я буду называть звук, а вы должны убрать фишку, которая обозначает этот звук.

- Звук «Л», «К».

- Какой звук остался? (звук «у»)

- Так сколько звуков в слове лук. (три)

-Ребята, давайте вспомним. Какой звук в слове лук можно пропеть и нам нечего мешает. (Звук «у»)

Дети пересаживаются перед экраном.

Игра «Назови слова»

Дети называют слова со звуком «л», затем со звуком «ль». За правильные ответы воспитатель дает детям фишки.

  1. Рефлексия

- Что нового вы узнали сегодня на занятии?

-Что вам больше всего понравилось?

-Какие затруднения вы испытывали?

Литература:

  1. «Обучение дошкольников грамоте»: Методическое пособие/Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская/Под ред. Н.В. Дуровой. – М.: Школа Пресс, 1998. – 144 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в группе компенсирующей направленности в рамках проектно-тематической недели «Дикие животные»

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в группе компенсирующей направленности в рамках проектно-тематической нед...

Сценарий непосредственно- образовательной деятельности познавательно- речевой направленности для детей старшего дошкольного возраста «Летняя прогулка

Задачи: закрепить знания детей о лете и летних месяцах, обобщить знания о растениях леса и луга, о насекомых.Закрепить произношение звука «р» в скороговорках, учить образовывать слова при ...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста «Кукла Аленка и гласные звуки»

Программное содержание:Дать понятие о гласных звуках;Продолжать обучать детей называть слова с заданным звуком....