Конспект занятия по обучению грамоте " Полет на луну" - Звуки Л-Ль. Буква Л
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Лаптева Светлана Николаевна

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте, лексической теме "Космос" с использованием ИКТ технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте.

«Путешествие на луну»

Цель: учить дифференцировать слоги, слова, словосочетания со схожими фонемами (Л-Ль)

Задачи: коррекционно- образовательные

-обучать дифференциации звуков Л-Ль;

-закреплять навык самостоятельного определения акустической и артикуляционной характеристики звуков;

-закреплять и уточнять  понятие «согласный» звук;

Коррекционно-развивающие

-развивать внимание, мышление, память (зрительную и слуховую), фонематическое восприятие, мелкую моторику пальцев рук;

Воспитательные:

-воспитывать положительную мотивацию, культуру общения, уважение друг другу;

- умение слушать педагога и сверстников;

Оборудование: ноутбук, экран, проектор, слайды, звезды-медальоны, предметные картинки.

Предварительная работа: ознакомление со звуками Л-Ль, их характеристиками, дидактические игры и упражнения на выделение звуков Л-Ль из речи; разучивание чистоговорок, стихов,  беседа и рассматривание картинок о космосе, звуковые символы.

Ход.

Организационный момент.

Дети сидят на ковре, логопед спрашивает у детей: « Какой праздник отмечает наша страна 12 апреля?» Кто такие космонавты?  

Сообщение темы занятия.

Логопед. Садитесь. Дети, отгадайте, какие звуки мы будем сегодня повторять, послушайте стихотворение:

Луна сказала светлячкам я спать, пошла голубчики,

Светите людям по ночам включайте свои лучики.

Какой звук, чаще всех произносился?

Дети. Звук Л-Ль.

Акустическая и артикуляционная характеристика звуков Л-Ль.

Логопед. Произнесите звуки Л-Ль и прислушайтесь, одинаково ли они звучат. Чем отличаются эти звуки.

Дети. Звуки Л-Ль согласные, звонкие; звук Л произносится твердо, а звук Ль мягко.

Логопед. Что делают губки и зубки?

Дети. Губы улыбаются,  а  зубы разомкнуты, широкий кончик язычка упирается в  верхние зубки.

Логопед. Кружочком какого цвета обозначаем твердые согласные?

Дети. Синим кружочком.

Логопед. Кружочком какого цвета обозначаем мягкие согласные?

Дети. Зеленым кружочком.

Логопед. Сегодня мы с вами совершим космическое путешествие на одну из планет солнечной системы. Чтобы узнать название планеты, на которую мы полетим, нужно правильно выполнить мои задания.

Детям дается задание:

- Назовите первый звук в слове Лак - (Л)

- Назовите второй звук в слове Лук - (У)

- Назовите третий звук в слове  лунатик-(Н)

- Назовите последний звук в слове планета - (А)

Дети по очереди называют звуки. Тот, кто правильно отвечает, открывает букву.

Как называется планета, на которую мы полетим? Луна

 Отправляемся  в космическое путешествие и повторим  звуки Л-Ль.

Какое название носил первый космический корабль? («Восток») На какой планете мы живем, как она называется? Кто мы? А кого мы можем встретить на иных планетах? (инопланетян) 

Логопед. Закройте глаза и считайте до трех.

Дети. Один, два, три.

Основная часть.  

1.Произношение звуков Л-Ль в словах.

 Логопед. Откройте глаза и посмотрите на экран. (На экране Слайд 1- сказочный космический корабль). Космический корабль у нас готов, осталось надеть звёзды, чтобы освещать себе путь.

(Дети надевают звезды-медальоны)

Логопед. Что такое?  Мы не можем полететь,   кнопка «пуск» зашифрована. Нужно выполнить задание: «Найдите картинки со звуками Л-Ль»

(Дети выбирают сначала предметы, в названиях которых звук Л: лодка , лось, лопата,  и картинка в названиях которых есть звук  Ль- лиса; ).

Логопед. Молодцы, дети, справились с заданием. Итак,  полетели.

2. Произношение звуков Л-Ль в словосочетаниях.

Развитие мелкой моторики, развитие логического мышления

- Дети, посмотрите, что летит нам на встречу? Подскажите мне словечко. (Слайд 2).

В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его — полоска света,
А зовут объект…
(Комета)

- У вас на столах лежат наши мячики-помощники, они похожи на комету? Давайте с ними поиграем.

Мячик я в руках катаю,

Вперёд-назад его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальчиком прижму

Другой ручкой повторю.

Чтобы они не столкнулись с нашим кораблем, выполните следующее задание.

(Проводится дидактическая игра «Определение наличия или отсутствия звуков в названии картинок в соответствии с символами.?: Логопед. Молодцы, дети, спасли наш корабль. А сейчас немного отдохнем.

3.Физминутка

«Большая желтая луна».
(Лопухина И.С. Логопедия
речь, ритм, движение.)

Логопед читает стихотворение и сопровождает его движениями. Дети имитируют движения.

Большая желтая луна

Восходит в небе звездном.

Свой яркий луч мне шлет она

И шепчет: «Очень поздно!»

Луна встает, а мне — в кровать!

И до утра придется спать!

... Большая желтая луна

Бледнеет и заходит.

Погасли звезды, и видна Заря.

И солнце всходит.

Я встану, а луне — в кровать!

До вечера ей надо спать!

4.Произношение звуков Л-Ль в предложениях.

 Логопед.(Слайд 3 – куклы.) Дети, вижу планету. Кто же живет здесь? Посмотрите это куклы Лариса  и Лера. Это не простые куклы. Они дружат со звуками. Лариса дружит со звуком Л. Лера дружит со звуком Ль  Давайте расскажем Ларисе  скороговорки со звуком Л, а Лере  – со звуком Ль.

Логопед. Молодцы, дети, им понравились ваши скороговорки. А нам пора дальше.

5. Звуковой анализ слов.

Звуковой разбор слова  (Слайд 4).

Вот мы долетели до Луны. Посмотрите сколько здесь звезд. Чтобы высадиться на Луне, нам нужно сделать звуковой разбор слова Луна. (Дети самостоятельно выполняют звуковой разбор слова в тетради, затем проверяют вместе с логопедом)

- Какой звук первый? (В слове Луна первый звук Л, он согласный, на пути воздуха есть преграда, звонкий, твёрдый.  Обозначаем  синим цветом, кружок не закрашиваем.) и т.д. о каждом звуке

- Сколько слогов в слове Луна?

- Позовём слово Луна. Назовите ударный гласный. 

Итог занятия.

Логопед. Дети, наше путешествие подошло к концу.

Возвращаться нам пора!
По местам, мои друзья!
Из полета возвратились,
Мы на Землю приземлились.

Понравилось наше космическое путешествие? (Да).

Д/и «лови мяч» назови слово на космическую тему со звуком л –ль в словах.

Какие звуки повторяли?  (Л-ЛЬ). Какие это звуки? (Согласные, твердый, звонкие. Звук Л-твердый, звук ЛЬ - мягкий).

Покажите букву, которой обозначаются эти звуки? (Дети показывают букву).

Логопед. Давайте, нарисуем эту букву. (Дети рисуют букву)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ "Звуки Н, Нь. Буква Н." + презентация. Подготовительная к школе группа.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ. Занятие привязано к лексической теме "Моя семья".Презентация большая по объёму,  пришлось делить на д...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э» Цель: уметь выделять звук [Э] в начале слова,Задачи:  дифференцировать этот звук с другими гласным...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х\']. Буква Х»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х']. Буква Х»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [К]-[К’], буква К»

Задачи: - учить звуковому анализу коротких слов с заданным звуком, - развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику. Оборудование: • предметные картинки на звук К -в нача...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»

Звук и буква Э. (Старшая группа)Цели: уметь выделять звук [Э] в начале слова, дифференцировать этот звук с другими гласными [а, у, и, о, ы]; упражнять в произнесении слов сложной с...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе звук [Н] и буква «Н»

Цель: Познакомить с буквой Н и со звуками [н] и [нь].Задачи:1. Образовательные: определять твердость и мягкость буквы эн, выкладывать букву из счетных палочек; закрепить умение давать характеристику з...