Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе звук [Н] и буква «Н»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Артюхина Ирина Александровна

Цель: Познакомить с буквой Н и со звуками [н] и [нь].

Задачи:

1. Образовательные: определять твердость и мягкость буквы эн, выкладывать букву из счетных палочек; закрепить умение давать характеристику звука [н], читать слоги с буквой эн, научить печатать букву «ЭН» с помощью графического диктанта.

2. Развивающие: развивать связную речь, память, внимание

3. Воспитательные: воспитывать у детей самостоятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_obucheniyu_gramote_bukva_n.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

звук [Н] и буква «Н»

Цель: Познакомить с буквой Н и со звуками [н] и [нь].

Задачи:

1. Образовательные: определять твердость и мягкость буквы эн, выкладывать букву из счетных палочек; закрепить умение давать характеристику звука [н], читать слоги с буквой эн, научить печатать букву «ЭН» с помощью графического диктанта.

2. Развивающие: развивать связную речь, память, внимание

3. Воспитательные: воспитывать у детей самостоятельность

Материал: нарисованное на стене дерево, на которых буквы, изученные детьми, кукла, буква Н на листе бумаги, счетные палочки, тетрадь на каждого ребенка, карандаш, указка, карточки зеленого и синего цветов на каждого ребенка, буквы для чтения слогов.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Дети стоят в кругу

- Давайте выполним зарядку для языка, повторяйте за мной движения

Артикуляционная гимнастика

На верхнюю губку,

На верхние зубки,

За зубки скачок-

Во рту язычок.

Язык - как кисточка моя,

И ею небо крашу я.

За зубами в бугорок

Бьет широкий язычок.

(Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын»)

- К нам в гости сегодня пришла кукла Настя и принесла с собой букву Н, она мне сказала, что она мало что знает про эту букву и просит от вас помощи, чтобы вы ей помогли больше узнать про эту букву, поможем? Кукла Настя сядет на полочку и будет за вами наблюдать.

На стене нарисовано дерево, обращаю внимание на него.

- Каким цветом обозначены гласные буквы? (красным). Давайте назовем некоторые из них. Воспитатель указкой показывает на букву, с которой дети знакомы (а, о, у, и).

- А синим цветом какие буквы обозначены? (согласные). Давайте теперь назовем некоторые согласные. Воспитатель указкой показывает на букву, с которой дети знакомы (м, к, т, п, х, с).

- А чем отличаются гласные от согласных? (При произношении гл. звук не встречает преград, а при произношении согласных букв воздух встречает преграды, в виде языка, зубов, губ и преодолевает их).

II. Основная часть

2.1 Характеристика звука [н]

- Произнесем вместе звук [н]… (дети произносят)

- Что мы чувствуем при произношении звука [н]? Легко ли воздух проходит или встречается препятствие? (Встречает препятствие, зубы мешают). Значит, какой это звук? (согласный). А как произносится звук [н] Твердо или мягко? (твердо) А звук [н] глухой или звонкий? Давайте проверим. Закроем уши и произнесем звук [н], если мы услышим шум, то это глухой звук, а если услышим свой голос, то это звонкий звук.

Дети проверяют.

- Ребята, что вы услышали, шум или свой голос? (свой голос)

- Значит, звук [н] какой, глухой или звонкий? (звонкий)

- Правильно, звук [н] согласный, твердый и звонкий.

-Но у звука [н] есть пара, это звук [нь], давайте его тоже проверим.

- Легко ли воздух проходит или встречается препятствие? (Встречается препятствие, язык мешает).

- Есть присутствует преграда, значит это тоже согласный звук.

-Как произносится звук [нь], твердо или мягко? (мягко)

- А звук [нь] глухой или звонкий? Давайте проверим. Закроем уши и произнесем звук [нь], если мы услышим шум, то это глухой звук, а если услышим свой голос, то это звонкий звук.

Дети проверяют.

- Ребята, что вы услышали, шум или свой голос? (свой голос)

- Значит, звук [нь] какой, глухой или звонкий? (звонкий)

- Правильно, звук [нь] согласный, мягкий и звонкий.

- Если буква «ЭН» обозначает два согласных звука [н] и [нь], значит в какой домик мы ее поселим? (к согласным).

Отрываю листочек, которым закрыта буква «ЭН» в алфавите.

- Из каких элементов состоит буква «Н»? (из двух длинных палочек и одной короткой).

- Давайте выложим букву «Н» из счетных палочек.

- Молодцы, всё правильно выложили.

2.2. Игровое упражнение «Твердо – мягко»

-А теперь кукла Настя предлагает для вас игру. Давайте встанем в ряд, я каждому из вас раздала 2 карточки, одна синего цвета, а другая зеленого. Я вам буду говорить слова, в которых есть буква Н, если она обозначает твердый звук [Н], вы поднимаете карточку синего цвета, а если услышите мягкий звук [НЬ], то поднимете карточку зеленого цвета

(нос, небо, лимон, банан, насекомое, диван, нитки, коньки, нора, баран, конь, день, ночь, осень)

- Молодцы, все слушали внимательно и верно поднимали карточки нужного цвета.

2.3. «Составь и прочитай»

- Сейчас мы будем составлять и читать слоги и слова с новой буквой.

Каждый ребенок составляет и читает по одному слогу.

-Маша, возьми сначала букву Н, поставь ее на доску. Теперь возьми букву А и поставь ее после буквы Н. Прочитай, что получилось (НА).

- Антон, возьми сначала букву А, поставь ее на доску. Теперь возьми букву Н и поставь ее после буквы А. Прочитай, что получилось (АН).

2.4. Графический диктант

- Ребята, я вам раздам листы и карандаши. Сегодня мы будем учиться писать букву ЭН. Я вам буду говорить сколько клеточек рисовать и в какую сторону, внимательно смотрите и слушайте.

- У каждого из вас на листе точкой отмечено место, откуда надо начинать рисовать букву эн, нашли?

- 5 клеток вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 5 леток вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вверх, 2 клетки влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево.

- Какая буква у нас получилась? (ЭН)

- Молодцы, отодвиньте от себя всё на край стола.

III. Заключительная часть

- Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились? (ЭН, а какие звуки она обозначает? ([н], [нь]).

- Звук [н] какой? (согласный, звонкий, твердый, а звук [нь] какой? (согласный, звонкий, мягкий)

- Молодцы, вы сегодня справились со всеми заданиями, кукле Насте очень понравилось на вас смотреть, как вы старательно занимаетесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"

Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группы. Буква Т и звук (Т)

Цель: Познакомить с буквой Тэ и Звук «Т», закрепить артикуляцию звука «Т».Коррекционно-образовательные задачи. Ознакомление с буквой Тэ и звуком [т]. Формирование умения находить ее среди других букв ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М».

Тема: Звуки [М], [М’] и буквы М. Цели: Уточнение знаний о звуках [М], [М’]; закрепить правильное и четкое произношение звуков [М], [М’]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М’] в словах и опред...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква П"

Занятие в игровой форме знакомит дошкольников со звуками П и Пь, с буквой П, дифференцирует понятия "звук" и "буква", формирует навык звуко-буквенного анализа и синтеза, развивает ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква К.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква К....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Буква и звук "Б"»

Закрепить произношение гласных звуков;Познакомить детей с графическим образом буквы;Развитие способности называть слова с заданным звуком;Воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, усидчивос...