Тема занятия: «Звуки [К] - [Кь]. Твердые и мягкие согласные звуки».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия по развитию речевого (фонематического) восприятия в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (старший дошкольный возраст по программе 1- ой подготовительной группы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_fon.vospr_.idrammatizatsii_zvuki_k_i_k.docx | 27.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 134 «Морячок»
г. Брянска
Конспект занятия
по развитию речевого (фонематического) восприятия
в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
(старший дошкольный возраст по программе 1-ой подготовительной группы)
Тема занятия: «Звуки [К] - [Кь]. Твердые и мягкие согласные звуки».
учитель-дефектолог
Кулакова Екатерина Валерьевна
2014 г.
Программное содержание
Коррекционно-образовательные задачи:
1) Познакомить с правильным произношением и артикуляцией звуков [К, КЬ].
2) Упражнять в выделении звуков [К, КЬ] из слов.
3) Закреплять понятия: твердый и мягкий согласные звуки.
4) Упражнять в условном обозначении согласных звуков.
5) Упражнять в умении отгадывать загадки.
6) Закрепить знания детей о русской народной сказке «Теремок».
Коррекционно-развивающие задачи:
1) Развивать фонематические представления (определять место звука в слове (начало, середина, конец); дифференцировать звуки [К] – [Кь] на слух и в произношении).
2) Развивать речевое дыхание, артикуляционную и мимическую моторику, речевой слух.
3) Развивать внимание, память, словесно-логическое мышление, тактильное восприятие.
4) Упражнять в координации речи и движений.
5) Развивать эмоционально – личностную сферу, самовыражение ребенка и устанавливать эмоциональный контакт, объединяя детей в коллектив с
помощью сказочных героев.
6) Развивать речевую активность, желание поддерживать диалог с педагогом.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать у детей усидчивость, умение слушать педагога, товарища, а также подражательность, как основу самостоятельности.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
1. Декорации к сказке «Теремок».
2. Куклы перчаточные: мышка, лягушка, лиса, медведь.
3. Персонаж из театра «Веселого язычка» - мышка.
4. Чудесный мешочек с сюрпризами: камешек, крышечка, клубок, кубик, карандаш.
5. Предметные картинки с изображением: руки, молока, муки.
6. Предметная картинка для определения места звука в слове («кот»).
7. Символы звуков [К]- [Кь].
8. Магнитная доска.
9. Корзинка с угощениями (мармеладом в виде малины).
Раздаточный материал:
1. Схема слова (начало, середина, конец).
2. Фишки (зелёные и синие).
3. Индивидуальные зеркала.
4. Салфетки.
5. Шапочки зайчиков (детские).
Предварительная работа:
1.Чтение сказки «Теремок».
2. Кукольный театр по сказке «Теремок».
3. Знакомство с понятиями «гласный» и «согласный» звуки.
4. Упражнение в обозначении гласных и согласных звуков.
5. Закрепление понятий: начало, середина, конец слова (на схеме слова).
6. Выполнение артикуляционных упражнений.
Ход занятия
Педагог приглашает детей в «Комнату сказок», которая оформлена декорациями к сказке «Теремок». Педагог встречает детей словами:
Ведущий:
- Вы любите сказки?
Загадаю, ребятки, загадку –
Попробуйте ее угадать,
Если верной будет отгадка,
К нам сказка придет опять.
Стоит домик расписной,
Он красивый такой!
По полю зверюшки шли,
Остались в доме жить они.
Дружно жили, не тужили,
Печку в домике топили…
Мишка домик развалил,
Чуть друзей не раздавил.
(Дети отгадываю, о какой сказке идет речь.)
- Сегодня мы с вами отправляемся в сказку….
- Сказка уже ждет вас.
- Жители теремка очень хотят поиграть с вами.
- Давайте вспомним, кто первым постучался в теремок? Поможет вам в этом загадка.
Маленький серый шарик
Под полом шарит. (Мышка)
Мышка:
- Здравствуйте, ребята, я сегодня пришла к вам в гости, вы поиграете со мной?
Игра с мышкой (персонажем из театра «Веселого язычка»)
- Мышка предлагает нам поиграть, вместе с ней выполнить зарядку для язычка. Обратите внимание, как язычок у Мышки выполняет эти упражнения.
Это язычок пришел.
Вправо он сейчас пошел
Все, что нужно, увидал
И налево зашагал.
Кверху кончик поднимает,
Книзу кончик опускает.
Язычок не устает-
Тянется теперь вперед.
Поиграл с тобою в прятки
И помчался на лошадке.
Блинчик он нам положил
И подуть нас попросил,
Но не в щеки и не мимо,
А вперед на блин красиво.
Говорит он: «До свиданья!».
Тебе машет на прощанье.
(Дети выполняют артикуляционные упражнения перед индивидуальными зеркалами)
- Теперь давайте вытрем губы салфетками и послушаем мышку.
Мышка:
- Мне очень понравилось, как вы играли со мной, вы очень старались и поэтому у вас все хорошо получалось. А за это я вам принесла чудесный мешочек с сюрпризами, догадайтесь, что в нем, а я побегу в свой теремок, у меня еще много дел.
(Куклу убирают)
Ведущий:
- Глазки у всех закрываются, сюрпризы у нас начинаются. Дети с закрытыми глазами ощупывают предметы и говорят о них.
(- В мешке 3-4 предмета: камешки, крышечки, клубочки, кубики, карандаши).
- Какой звук слышится в каждом слове? (Звук [к])
(Сообщение темы занятия)
- Сегодня мы с вами познакомимся со звуком [к] и с мягкой его парой [кь] и поиграем с твердыми и мягкими согласными звуками.
(Произнесение звука, его артикуляция, характеристика звука, символ звука)
- Звук К напоминает нам песенку сильного дождя (показывает символ звука). Когда идёт сильный дождь, то капли стучат громко и часто. Давайте изобразим его (дети выполняют хором и индивидуально, педагог хвалит ребят).
- К- к- к.
- Что делают губы, когда мы произносим этот звук? (- В улыбке, свободны.)
- Что делает кончик языка? (- Опущен вниз.)
- Спинка языка прикасается к нёбу – не даёт петь это звук.
А если мы его не можем петь, значит, звук гласный или согласный?
- К– к– к. (- Согласный.)
- А теперь поставьте ладошку к горлышку и произнесите звук [К], что делает горлышко? (- Молчит). Голосок спит. Значит он звонкий или глухой?
-К- к- к. (- Глухой.)
- Звук твердый или мягкий? (- Твердый.)
- А теперь давайте повторим полную характеристику звука [К] (спрашивает несколько детей, опираясь на схему символов)
Дети:
Звук К – согласный, глухой, твердый.
Ведущий:
- Значит, обозначать его мы будем кружочком, какого цвета?
(- Синего.)
(Педагог выставляет фишку)
Ведущий:
- А как стучат маленький дождик? (Кь-кь-кь.)
- Звук твердый или мягкий? (- Мягкий.)
- Правильно, он мягкий. Это мягкая пара твердого согласного звука [К].
- Каким кружочком мы будем обозначать мягкий согласный звук [КЬ]?
(- Зеленого.)
(Педагог выставляет фишку и хвалит детей.)
Ведущий:
- Угадайте, а про кого наша следующая загадка?
По земле скачет,
По воде плывет. (Лягушка.)
Лягушка:
- Здравствуйте. А я вам приготовила игру, которая называется «Хлопни в ладоши».
Вы закрывайте глазки, приготовьтесь внимательно слушать.
Я буду произносить звуки и слоги, а вы должны будите хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите звук [к].
( к, м, п, к, г, а, к, т, в, к, к, ка, мы, па, ку, ха, кы, ка)
(Лягушка хвалит детей, прощается и убегает)
Ведущий:
- Кто же еще живет в теремке?
Маленький, беленький
По лесочку прыг – прыг,
По снежочку тык – тык. (Заяц)
Диалог ребенка (в шапочке зайца) с ведущим.
- Зайка, заинька, дружок,
Посиди со мной часок.
- Ни минутки не могу –
В гости к ёжику бегу.
Он вчера меня встречал,
Есть морошку приглашал.
Ведущий:
- Нет, зайчик, мы тебя не отпустим, пока ты с нами не поиграешь. Давайте поиграем в игру «Дополни и повтори», но вам будут помогать картинки – помощники. Присаживайся, заинька, с нами.
Ка –ка – ка – у меня ру..
Ко – ко – ко – я люблю моло..
Ку – ку – ку – бабушка рассыпала му..
- Вы молодцы, правильно отвечали и немножко устали. Давайте немножко отдохнем и поиграем в игру «Зайка». Представим, что мы все зайчики. (Надеть детям шапочки зайчиков.)
Физкультминутка. Подвижная игра «Зайка». (Дети становятся в круг.)
Движения по тексту:
Зайка по лесу скакал, Дети скачут как зайки
Зайка корм себе искал.
Вдруг у зайки на макушке Показывают ушки
Поднялись, как стрелки ушки.
Шорох тихий раздается, Пугливо оглядывается
Кто – то по лесу крадется.
Заяц путает следы, Дети скачут вокруг себя
Убегает от беды.
Прыгнул в бок и обернулся Прыжок в сторону
И под кустиком свернулся.
Словно беленький клубок, Дети сворачиваются в клубок.
Чтоб никто найти не смог.
Ведущий:
- Ребята,
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. Кто это? (Лиса.)
Лиса:
- Я к вам шла в гости и нашла на дороге, какие – то кружочки синего и зеленого цвета, наверное, кто – то потерял их. А что обозначают они я не знаю, может быть, вы знаете?
Ведущий:
- Ребята, что обозначают эти кружочки? (Показ) Какие звуки? Гласные или согласные?
Ведущий:
- Поиграем в игру «Сигнальщики», а лиса посмотрит, кто из Вас самый внимательный и будет правильно поднимать фишки - кружочки.
- Вы уже знаете, что наши новые звуки [к - кь] какие? Гласные или согласные?
Звук [к] твердый или мягкий? Каким кружочком обозначаем согласный твердый? (Синим) Покажите.
- А звук [кь] какой? Твердый или мягкий? Каким кружочком обозначаем согласный мягкий? (Зеленым) Покажите.
- Итак, вы приготовились слушать внимательно и правильно поднимать нужный кружок – фишку?
(к, кь, кь, к, кь, к, к, ка, ки, ко, ке, кит, кот)
(Лиса хвалит детей, прощается и уходит)
Ведущий:
- Зимой спит,
Летом – ульи ворошит. Кто это, ребята? (Медведь.)
Медведь:
- А игра моя называется «Определи место звука в слове».
Ведущий проводит игру. (Дети определяют место звука в слове «кот», с помощью схемы слова.)
Медведь:
- Ой, ребята, да вы все молодцы.
Ведущий:
- Давайте скажем мишке, с каким звуком мы с вами сегодня познакомились? Какой он? Гласный или согласный? Каким цветом обозначаем?
Медведь:
- Да, ребятушки, за то, что вы так старались все, правильно отвечали и очень меня порадовали, я к вам не с пустыми руками пришел, а принес вам свои любимые сладости. Угощайтесь. (Передает ведущему корзинку со сладостями).
- А я с вами прощаюсь. До скорой встречи!
Ведущий:
- Давайте поблагодарим мишку за угощение и попрощаемся с ним.
Педагог хвалит детей за старание и раздает угощение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"
Конспект НОД по области "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми старшей группы с ЗПР на тему "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"...
Занятие для детей 1 класса с ФФНР. Тема:"Твердые и мягкие согласные звуки".
В данном материале представлен конспект логопедического занятия и презентация к нему....
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (твердые и мягкие согласные звуки)
Дидактическая игра "Четвертый лишний" (твердые и мягкие согласные звуки) содержит красочный материал для закрепления умения ребенка дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости....
ООД поЗКР на тему:«Различение твердых и мягких согласных звуков.»
Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Различать твердые и мягкие звуки....
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте «ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ» для детей 5-6 лет
Задачи НОД:Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.Учить детей интонационно выделять в словах звук /с/ и /сь/.Закреплять понятия о многообразии слов.Развивать внимание, логическ...
Конспект занятия по обучению грамоте "Твердые и мягкие согласные звуки"
Программное содержание: закреплять умение различать твердые и мягкие согласные звуки ; учить детей определять первый звук в слове; учить составлять предложения о действиях детей; учить называть слова ...
Конспект занятия в старшей группе Тема «Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки».
Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять правильное произношение звуков к, къ; умение условно обозначать согласные звуки; последовательно выделять звуки в односложных словах по готовой условно-...