Тема занятия: «Звуки [К] - [Кь]. Твердые и мягкие согласные звуки».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Кулакова Екатерина Валерьевна

Конспект занятия по развитию речевого (фонематического) восприятия в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (старший дошкольный возраст по программе 1- ой подготовительной группы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 134 «Морячок»

г. Брянска

Конспект занятия

по развитию речевого (фонематического) восприятия

в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

(старший дошкольный возраст по программе 1-ой подготовительной группы)

Тема занятия: «Звуки [К] - [Кь]. Твердые и мягкие согласные звуки».

           

                                            учитель-дефектолог

                                                                  Кулакова Екатерина Валерьевна

2014 г.

Программное содержание        

Коррекционно-образовательные задачи:

1) Познакомить с правильным произношением и артикуляцией звуков [К, КЬ].

2) Упражнять в выделении звуков [К, КЬ] из слов.

3) Закреплять понятия: твердый и мягкий согласные звуки.

4) Упражнять в условном обозначении согласных звуков.

5) Упражнять в умении отгадывать загадки.

6) Закрепить знания детей о русской народной сказке «Теремок».

Коррекционно-развивающие задачи:

1) Развивать фонематические представления (определять место звука в слове (начало, середина, конец); дифференцировать звуки [К] – [Кь] на слух и в произношении).

2) Развивать речевое дыхание, артикуляционную и мимическую моторику, речевой слух.

3) Развивать внимание, память, словесно-логическое мышление, тактильное восприятие.

4) Упражнять в координации речи и движений.

5) Развивать эмоционально – личностную сферу, самовыражение ребенка и устанавливать эмоциональный контакт, объединяя детей в коллектив с

помощью сказочных героев.

6) Развивать речевую активность, желание поддерживать диалог с педагогом.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать у детей усидчивость, умение слушать педагога, товарища, а также подражательность, как основу самостоятельности.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

1. Декорации к сказке «Теремок».

2. Куклы перчаточные: мышка, лягушка, лиса, медведь.

3. Персонаж из театра «Веселого язычка» - мышка.

4. Чудесный мешочек с сюрпризами: камешек, крышечка, клубок, кубик, карандаш.

5. Предметные картинки с изображением: руки, молока, муки.

6. Предметная картинка для определения места звука в слове («кот»).

7. Символы звуков [К]- [Кь].

8. Магнитная доска.

9. Корзинка с угощениями (мармеладом в виде малины).

Раздаточный материал:

1. Схема слова (начало, середина, конец).

2. Фишки (зелёные и синие).

3. Индивидуальные зеркала.

4. Салфетки.

5. Шапочки зайчиков (детские).

Предварительная работа:

1.Чтение сказки «Теремок».

2. Кукольный театр по сказке «Теремок».

3. Знакомство с понятиями «гласный» и «согласный» звуки.

4. Упражнение в обозначении гласных и согласных звуков.

5. Закрепление понятий: начало, середина, конец слова (на схеме слова).

6. Выполнение артикуляционных упражнений.

 

Ход занятия

Педагог приглашает детей в «Комнату сказок», которая оформлена декорациями к сказке «Теремок». Педагог встречает детей словами:

Ведущий: 

- Вы любите сказки?

Загадаю, ребятки, загадку –

Попробуйте ее угадать,

Если верной будет отгадка,

К нам сказка придет опять.

Стоит домик расписной,

Он красивый такой!

По полю зверюшки шли,

Остались в доме жить они.

Дружно жили, не тужили,

Печку в домике топили…

Мишка домик развалил,

Чуть друзей не раздавил.

(Дети отгадываю, о какой сказке идет речь.)

- Сегодня мы с вами отправляемся в сказку….

- Сказка уже ждет вас.

- Жители теремка очень хотят поиграть с вами.

- Давайте вспомним, кто первым постучался в теремок? Поможет вам в этом загадка.

Маленький серый шарик

Под полом шарит. (Мышка)

Мышка:

- Здравствуйте, ребята, я сегодня пришла к вам в гости, вы поиграете со мной? 

Игра с мышкой (персонажем из театра «Веселого язычка»)

- Мышка предлагает нам поиграть, вместе с ней выполнить зарядку для язычка. Обратите внимание, как язычок у Мышки выполняет эти упражнения.

Это язычок пришел.

Вправо он сейчас пошел

Все, что нужно, увидал

И налево зашагал.

Кверху кончик поднимает,

Книзу кончик опускает.

Язычок не устает-

Тянется теперь вперед.

Поиграл с тобою в прятки

И помчался на лошадке.

Блинчик он нам положил

И подуть нас попросил,

Но не в щеки и не мимо,

А вперед на блин красиво.

Говорит он: «До свиданья!».

Тебе машет на прощанье.

(Дети выполняют артикуляционные упражнения перед индивидуальными зеркалами)

- Теперь давайте вытрем губы салфетками и послушаем мышку.

Мышка: 

- Мне очень понравилось, как вы играли со мной, вы очень старались и поэтому у вас все хорошо получалось. А за это я вам принесла чудесный мешочек с сюрпризами, догадайтесь, что в нем, а я побегу в свой теремок, у меня еще много дел.

(Куклу убирают)

Ведущий: 

- Глазки у всех закрываются, сюрпризы  у нас начинаются. Дети с закрытыми глазами ощупывают предметы и говорят о них.

(- В мешке 3-4 предмета: камешки, крышечки, клубочки, кубики, карандаши).

- Какой звук слышится в каждом слове? (Звук [к])

(Сообщение темы занятия)

- Сегодня мы с вами познакомимся со звуком [к] и с мягкой его парой [кь] и поиграем с твердыми и мягкими согласными звуками.

(Произнесение звука, его артикуляция, характеристика звука, символ звука)

- Звук К напоминает нам песенку сильного дождя (показывает символ звука). Когда идёт сильный дождь, то капли стучат громко и часто. Давайте изобразим его (дети выполняют хором и индивидуально, педагог хвалит ребят).

- К- к- к.

- Что делают губы, когда мы произносим этот звук? (- В улыбке, свободны.)

- Что делает кончик языка? (- Опущен вниз.)

- Спинка языка прикасается к нёбу – не даёт петь это звук.

А если мы его не можем петь, значит, звук гласный или согласный?

- К– к– к. (- Согласный.)

- А теперь поставьте ладошку к горлышку и произнесите звук [К], что делает горлышко? (- Молчит). Голосок спит. Значит он звонкий или глухой?

-К- к- к. (- Глухой.)

- Звук твердый или мягкий? (- Твердый.)

- А теперь давайте повторим полную характеристику звука [К] (спрашивает несколько детей, опираясь на схему символов)

Дети: 

Звук К – согласный, глухой, твердый.

Ведущий:

- Значит, обозначать его мы будем кружочком, какого цвета?

(- Синего.)

(Педагог выставляет фишку)

Ведущий:

- А как стучат маленький дождик? (Кь-кь-кь.)

- Звук твердый или мягкий? (- Мягкий.)

- Правильно, он мягкий. Это мягкая пара твердого согласного звука [К].  

- Каким кружочком мы будем обозначать мягкий согласный звук [КЬ]?

(- Зеленого.)

(Педагог выставляет фишку и хвалит детей.)

Ведущий: 

- Угадайте, а про кого наша следующая загадка?

По земле скачет,

По воде плывет. (Лягушка.)

Лягушка:

- Здравствуйте. А я вам приготовила игру, которая называется «Хлопни в ладоши».

Вы закрывайте глазки, приготовьтесь внимательно слушать.

Я буду произносить звуки и слоги, а вы должны будите хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите звук [к].

( к, м, п, к, г, а, к, т, в, к, к, ка, мы, па, ку, ха, кы, ка)

(Лягушка хвалит детей, прощается и убегает)

Ведущий: 

- Кто же еще живет в теремке?

Маленький, беленький

По лесочку прыг – прыг,

По снежочку тык – тык. (Заяц)

Диалог ребенка (в шапочке зайца) с ведущим.

- Зайка, заинька, дружок,

Посиди со мной часок.

- Ни минутки не могу –

В гости к ёжику бегу.

Он вчера меня встречал,

Есть морошку приглашал.

Ведущий:

-  Нет, зайчик, мы тебя не отпустим, пока ты с нами не поиграешь. Давайте поиграем в игру «Дополни и повтори», но вам будут помогать картинки – помощники. Присаживайся, заинька, с нами.

Ка –ка – ка – у меня ру..

Ко – ко – ко – я люблю моло..

Ку – ку – ку – бабушка рассыпала му..

- Вы молодцы, правильно отвечали и немножко устали. Давайте немножко отдохнем и поиграем в игру «Зайка». Представим, что мы все зайчики. (Надеть детям шапочки зайчиков.)

Физкультминутка. Подвижная игра «Зайка». (Дети становятся в круг.)

Движения по тексту:

Зайка по лесу скакал,                       Дети скачут как зайки

Зайка корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке               Показывают ушки

Поднялись, как стрелки ушки.

Шорох тихий раздается,                   Пугливо оглядывается

Кто – то по лесу крадется.

Заяц путает следы,                            Дети скачут вокруг себя

Убегает от беды.

Прыгнул в бок и обернулся             Прыжок в сторону

И под кустиком свернулся.

Словно беленький клубок,               Дети сворачиваются в клубок.

Чтоб никто найти не смог.

Ведущий:

- Ребята,

Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая,

В сарай попала,

Кур пересчитала. Кто это? (Лиса.)

Лиса:

- Я к вам шла в гости и нашла на дороге, какие – то кружочки синего и зеленого цвета, наверное, кто – то потерял их. А что обозначают они я не знаю, может быть, вы знаете?

Ведущий: 

- Ребята, что обозначают эти кружочки? (Показ) Какие звуки? Гласные или согласные?

Ведущий: 

- Поиграем в игру «Сигнальщики», а лиса посмотрит, кто из Вас самый внимательный и будет правильно поднимать фишки - кружочки.

- Вы уже знаете, что наши новые звуки [к - кь] какие? Гласные или согласные?

Звук [к] твердый или мягкий? Каким кружочком обозначаем согласный твердый? (Синим) Покажите.

- А звук [кь] какой? Твердый или мягкий? Каким кружочком обозначаем согласный мягкий? (Зеленым) Покажите.

- Итак, вы приготовились слушать внимательно и правильно поднимать нужный кружок – фишку?

(к, кь, кь, к, кь, к, к, ка, ки, ко, ке, кит, кот)

(Лиса хвалит детей, прощается и уходит)

Ведущий: 

- Зимой спит,

Летом – ульи ворошит. Кто это, ребята? (Медведь.)

Медведь: 

- А игра моя называется «Определи место звука в слове».

Ведущий проводит игру. (Дети определяют место звука в слове «кот», с помощью схемы слова.)

Медведь: 

- Ой, ребята, да вы все молодцы.

Ведущий: 

- Давайте скажем мишке, с каким звуком мы с вами сегодня познакомились? Какой он? Гласный или согласный? Каким цветом обозначаем?

Медведь: 

- Да, ребятушки, за то, что вы так старались все, правильно отвечали и очень меня порадовали, я к вам не с пустыми руками пришел, а принес вам свои любимые сладости. Угощайтесь. (Передает ведущему корзинку со сладостями). 

- А я с вами прощаюсь. До скорой встречи!

Ведущий:

- Давайте поблагодарим мишку за угощение и попрощаемся с ним.

Педагог хвалит детей за старание и раздает угощение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"

Конспект НОД по области "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми старшей группы с ЗПР на тему "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"...

Занятие для детей 1 класса с ФФНР. Тема:"Твердые и мягкие согласные звуки".

В данном материале представлен конспект логопедического занятия и презентация к нему....

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (твердые и мягкие согласные звуки)

Дидактическая игра "Четвертый лишний" (твердые и мягкие согласные звуки) содержит красочный материал для закрепления умения ребенка дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости....

ООД поЗКР на тему:«Различение твердых и мягких согласных звуков.»

Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Различать твердые и мягкие звуки....

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте «ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ» для детей 5-6 лет

Задачи НОД:Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.Учить детей интонационно выделять в словах звук /с/ и /сь/.Закреплять понятия о многообразии слов.Развивать внимание, логическ...

Конспект занятия по обучению грамоте "Твердые и мягкие согласные звуки"

Программное содержание: закреплять умение различать твердые и мягкие согласные звуки ; учить детей определять первый звук в слове; учить составлять предложения о действиях детей; учить называть слова ...

Конспект занятия в старшей группе Тема «Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки».

Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять правильное произношение звуков к, къ; умение условно обозначать согласные звуки; последовательно выделять звуки в односложных словах по готовой условно-...