Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме
Конспект НОД по области "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми старшей группы с ЗПР на тему "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_oblast_kommunikaciya.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
Область «Коммуникация»
(Подготовка к обучению грамоте),
проведенной в старшей группе
детей с ЗПР
учителем-дефектологом
Волковой Ларисой Павловной
Тема: «Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки»
Задачи:
- Закреплять правильное произношение звуков к, кь.
- Продолжать учить условно обозначать согласные звуки; различать твердый и мягкий согласные звуки к; называть и находить букву К среди других букв.
- Упражнять в чтении слогов.
- Развивать у детей внимание, память, фонематическое восприятие, зрительное и тактильно-двигательное восприятие, мышление, мелкую моторику.
- Воспитывать положительное отношение к коммуникативно-познавательной деятельности.
Оборудование:
Картинки (корова, кошка, мальчик, девочка), сигнальные карточки синего и зеленого цвета по количеству детей, демонстрационные буквы, азбука-плакат, палочки для выкладывания буквы, тарелки, щитки, кассы букв, тетради, карандаши
Словарь: буква, звук, согласный, твердый, мягкий, глухой
Ход НОД
Этапы НОД | Деятельность педагогов | Деятельность детей |
Орг.момент Дид.игра «Отгадай загадку» Основная часть 1. Беседа с детьми 2.Характеристика звука К 3.Дид.игра «Поймай звук» 4. Дид.игра «Придумай имя» 5.Дид.игра «Твердый-мягкий» Физминутка Пальчиковая игра «Моя семья» 6.Характеристика буквы К. 1)Нахождение буквы М среди других букв 2)Выкладывание буквы К из палочек 7.Составление и чтение слогов. 8. Работа в тетрадях Итог НОД | Загадывание загадок. Картинки-отгадки вывешиваются на доску. Голодная пасется, сытая жует, Всем ребятам молоко дает. (Корова) Без расчески причесался и Умылся без воды, В кресло мягкое забрался И запел на все лады. (Кот) - Кто изображен на картинках? - Произнесите слово КОРОВА. - Какой первый звук в слове корова? (К) - Произнесите слово КОТ. - Какой первый звук в слове кот? (К) - Мы с вами, ребята, будем сегодня знакомиться со звуком и буквой К. - Ребята, произнесите звук К. - Это гласный или согласный звук? (Согласный. Когда мы его произносим, воздух встречает преграду – язык «горкой») - Звук К звонкий или глухой? (Глухой. Если положить руку на горло и произнести этот звук, можно почувствовать, что горло не «дрожит»). - Произнесите еще раз слово КОТ. Звук К слышится мягко или твердо? (Твердо) - Квадратами какого цвета мы обозначаем твердые звуки? (Квадратами синего цвета). - А теперь произнесите ласково - кисонька. - Звук К слышится мягко или твердо? (Мягко) - Квадратами какого цвета мы обозначаем мягкие звуки? (Квадратами зеленого цвета) Вывешиваю на доску квадраты синего и зеленого цвета. - А теперь я буду произносить разные слова, а вы будете «ловить» только те, в которых есть звук К. Слова: корова, медведь, Катя, лес, кукла, машина, Костя. - К нам в гости пришли друзья. Вывешиваю на доску картинки: мальчик и девочка. - Давайте придумаем детям имена. Имена мальчика и девочки начинаются со звука К. Имена: Катя, Ксюша, Коля, Костя, Кирилл. - Ребята, Катя и Коля очень любят учиться, давайте покажем им, как мы умеем выполнять задания. - У вас на столах сигнальные карточки синего и зеленого цвета. - Твердые звуки мы квадратами какого цвета обозначаем? (Квадратами синего цвета) - Мягкие звуки мы квадратами какого цвета обозначаем? (Квадратами зеленого цвета) - Возьмите в одну руку синий квадрат, в другую зеленый. Я буду называть слова, если вы услышите твердый звук К, вы поднимаете синюю карточку, если мягкий – зеленую. Слова: кошка, Кирилл, камень, Кеша, киска, корова, Катя - Катя и Коля брат и сестра. Они очень дружные. А у вас есть братья и сестры? Вы с ними дружно живете? Молодцы, значит у вас дружная семья. - 1, 2, 3, 4, 5 Вышли пальцы погулять. Этот пальчик дедушка, Этот пальчик бабушка, Этот пальчик папа, Этот пальчик мама, Этот пальчик я, Вот и вся моя семья. - Ребята, Катя и Коля скоро пойдут в школу в 1 класс. Они уже знают буквы. А вы? На доске вывешаны буквы М, Н, В, К. - Найдите среди этих букв ту букву, которой обозначается звук К. - А теперь найдите букву К в азбуке. - Рассмотрите внимательно букву К. На что она похожа? - Из чего можно выложить букву К? (Из палочек) - Возьмите палочки и выложите букву К. - Положите перед собой щитки. Откройте кассы букв, покажите К. На верхнюю полоску щитка положите букву К, справа от нее положите букву А. - Прочитайте, что получилось? (КА) - Что это – слог или слово? (Слог, часть слова) На доске схема для чтения слогов (КА, КО, КУ, КЫ). Дети читают слоги, затем составляют их самостоятельно. Раскрашивание буквы К. - С какой буквой мы сегодня познакомились? Какой звук она обозначает? Хвалю детей, прощаемся с гостями. | Дети отгадывают загадки Отвечают на вопросы Произносят слова и выделяют звук К в начале слова Произносят Дети отвечают на вопросы Отвечают на вопросы Дети хлопают в ладоши, если в слове слышат звук К Придумывают имена для мальчика и девочки Дети отвечают на вопросы и берут в руки сигнальные карточки синего и зеленого цвета Выполняют пальчиковую гимнастику Находят букву К Находят букву К в азбуке Из палочек на досках выкладывают букву К На щитках составляют из букв слоги, читают их Отвечают на вопросы Выполняют задание в тетрадях Отвечают на вопросы Дети прощаются с гостями |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие для детей 1 класса с ФФНР. Тема:"Твердые и мягкие согласные звуки".
В данном материале представлен конспект логопедического занятия и презентация к нему....
Тема занятия: «Звуки [К] - [Кь]. Твердые и мягкие согласные звуки».
Конспект занятия по развитию речевого (фонематического) восприятия в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (старший дошкольный возраст по программе 1- ой подготовительной группы)....
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (твердые и мягкие согласные звуки)
Дидактическая игра "Четвертый лишний" (твердые и мягкие согласные звуки) содержит красочный материал для закрепления умения ребенка дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости....
ООД поЗКР на тему:«Различение твердых и мягких согласных звуков.»
Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Различать твердые и мягкие звуки....
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте «ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ» для детей 5-6 лет
Задачи НОД:Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.Учить детей интонационно выделять в словах звук /с/ и /сь/.Закреплять понятия о многообразии слов.Развивать внимание, логическ...
Конспект занятия по обучению грамоте "Твердые и мягкие согласные звуки"
Программное содержание: закреплять умение различать твердые и мягкие согласные звуки ; учить детей определять первый звук в слове; учить составлять предложения о действиях детей; учить называть слова ...
Конспект занятия в старшей группе Тема «Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки».
Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять правильное произношение звуков к, къ; умение условно обозначать согласные звуки; последовательно выделять звуки в односложных словах по готовой условно-...