Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте «ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ» для детей 5-6 лет
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Задачи НОД:
- Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.
- Учить детей интонационно выделять в словах звук /с/ и /сь/.
- Закреплять понятия о многообразии слов.
- Развивать внимание, логическое мышление.
- Воспитывать речевое внимание детей, их фонематический слух.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tverdye_i_myagkie_soglasnye_zvuki.docx | 19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 68
«Светлячок»
Конспект НОД
по подготовке к обучению грамоте
«ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»
для детей 5-6 лет
Подготовила
Булахтина М. Н.
воспитатель
Тамбов 2019
Тема: Твердые и мягкие согласные звуки
Задачи:
- Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.
- Учить детей интонационно выделять в словах звук /с/ и /сь/.
- Закреплять понятия о многообразии слов.
- Развивать внимание, логическое мышление.
- Воспитывать речевое внимание детей, их фонематический слух.
Активизация словаря: шуршание листьев, нора, склон.
№ | микроцель | Ход занятия | Используемый материал, пособия, музыкальное сопровождение |
1. 2. 3. 5. 6. 7. | Эмоциональный настрой детей Закрепление представлений у детей о признаках осени. Умение интонационно выделять в словах звук / ж/ Развитие мелкой моторики, ручной умелости и координации движений рук Закрепить умение определять на слух твердые и мягкие согласные звуки. Развитие координации движений в мышечных группах рук и кистей. Закрепить умение детей интонационно выделять в словах звуки /с/ и /сь/. Развитие внимание, фонематического слуха. Закрепление знаний полученных на занятии. | (Дети стоят в кругу) Воспитатель: Дети, какой сегодня день? - Какое настроение вызывает у вас токая погода? - А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? - Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу. (Звучит музыка) (Дети стоя у фланелеграфа) Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами отправимся погулять в осенний лес. - Какое сейчас время года? Воспитатель: Да, правильно, осень – это прекрасная пора. Посмотрите внимательно на картину и перечислить, что вы видите на ней. Воспитатель: Правильно, ребята, мы видим луг, речку, золотые листочки берез, пожелтевшую, почти высохшую траву, яркое солнечное небо. А что нам помогает в речи перечислить то, что мы видим. - Конечно слово, благодаря ему вы можете рассказать о чем-то, выразить свои чувства, попросить о чем-либо и т.д. Воспитатель: Посмотрите, как ярко светит солнце и по-осеннему согревает нас. Здесь мы можем встретить насекомых, которые не спят. Посмотрите, вот летит жук и жужжит (показываю). - Как жужжит жук? (ж-ж-ж- сначала тихо, а затем громче) - Вот он сел на листик клена отдохнуть. Мы не будем ему мешать. Давайте сейчас немного отдохнем. Пальчиковая гимнастика «Жуки» (Дети стоят по кругу) Правая рука сжата в кулачок, указательный палец вытянут вперед (жук). Левая ладошка раскрыта (Листок). Дети производят вращательные движения указательным пальцем правой руки и жужжат (Жук летит). Затем кладут палец на левую ладошку (жук отдыхает). Повторить движения несколько раз. (выполнить на другой руке) Воспитатель: Молодцы, ребята, вот мы отдохнули, нагулялись в лесу, пора возвращаться в группу. Воспитатель: Ребята, проходите рассаживайтесь за столы и внимательно рассмотрите картинки. Что на них изображено? - Давайте еще раз произнесем все слова, которые изображены на картинках. - Какие звуки, вы ребята заметили, повторяются в этих словах? Воспитатель: Правильно ребята это звуки /сь/ и /с/. Скажите они одинаково звучат? - Конечно нет, звук /сь/ - мягкий согласный, а звук /с/ - твердый. Воспитатель: Посмотрите, на фланелеграф еще раз, если вы заметили, то кроме картинок там висят фишки зеленого и синего цветов. Кто-нибудь мне скажет, для чего они используются? Воспитатель: Совершенно верно – фишкой синего цвета мы обозначаем твердый согласный звук /с/, а фишкой зеленого цвета – мягкий согласный звук /сь/. Воспитатель: Ну, а теперь давайте каждую картинку со звуками /с/ и /сь/ обозначим нужной фишкой. (Вызываю по одному ребенку к фланелеграфу, он произносит слово, выделяет голосом звук, обозначает нужной фишкой и объясняет свои действия). Воспитатель: Молодцы, ребята, ну а теперь мы с вами встанем около столов и немного поиграем. Игра «Будь внимательным» (дети встают около столов) Воспитатель: Ребята, я буду называть слова, где есть звук /с/ и /сь/. А вы когда услышите в слове звук /с/ - поднимайте руку вверх, когда звук /сь/ -приседайте (слон, сосиска, лиса, миска, сироп, синица, лось, сирень, сосулька и т.д.) Воспитатель: Ребята, к нам в гости сегодня пришла кукла Катя. Кукла: Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам рассказать о своей прогулке в осенний лес. Я там видела так много интересного! Хотите послушать. Воспитатель: Ребята, рассаживайтесь по удобнее и давайте послушаем рассказ Кати. (Дети сидят на стульчиках возле фланелеграфа). (Рассказ рассказывает кукла с демонстрацией всех персонажей на фланелеграфе). Кукла: Вышла Катюша рано утром из дома и отправилась в лес. Солнышко ярко светит (ставлю изображение солнца) Катюше очень нравилось в лесу и вдруг она услышала как птичка запела свою песню, она подошла поближе и увидела, что на ветке сосны сидит синица (показываю). Девочка послушала пение птицы, рассмотрела её и пошла дальше. Под ногами было много листьев (показываю), они шуршали и как - будто тоже напевали песню Осени. Но тут Катя неожиданно увидела бабочку (показываю), она сидела на дереве, расправив свои красивые крылья, грелась на солнышке. Катя полюбовалось на неё и когда собиралась идти дальше, под ногами обнаружила грибок (показываю), он спрятался под листком. Девочка подумала, пора возвращаться домой. По дороге на склоне оврага она увидела чью – то нору (показываю). Она догадалась, что в ней жила лиса (показываю), просто её сейчас не было в норе, она ушла охотиться на грызунов. Девочка набрала букет из осенних листьев и отнесла его маме. Воспитатель: Ребята, понравился вам рассказ Кати? - Да, интересный рассказ ты рассказала нам Катя, да и посмотрите какая красивая картина у вас получилась. - Давайте, назовем что вы на ней видите? - Назовите слова, в которых вы слышате звук /с/, какой фишкой его обозначаем? Какой это звук? - Назовите слова, где вы слышите мягкий звук /сь/? Какой это звук? Какой фишкой обозначаем? Воспитатель: Ребята, а мы все предметы назвали на картинке? Какие не назвали? - Почему? Воспитатель: Давайте, скажем Кате спасибо за рассказ и попрощаемся сней. Воспитатель: Ребята, наше занятие подходит к концу. Скажите, что вы узнали сегодня нового? - Что вам понравилось делать? Почему? Что вам больше всего запомнилось?Почему? | Песня из м/ф «Крошка Енот» «Улыбка» Муз. В.Шаинского Слова М. Пляцковского картина И.Левитана «Золотая осень» картинка с изображением жука. Предметные картинки: Девочка, солнце, синица, бабочка, лиса, листочек, грибок, сосна. Кукла |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Твердый и мягкий звуки М. Буква М"
Конспект открытой НОД по области "Коммуникация" (подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми подготовительной к школе группы с ЗПР на тему "Твердый и мягкий звуки М. Буква М"....
Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"
Конспект НОД по области "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми старшей группы с ЗПР на тему "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук П, буква П, п»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16270363","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"400","width":"400"}}]]...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук Д, буква Д, д»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16649986","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"459"}}]]...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук Ч, буква Ч, ч»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16919416","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"225","width":"225"}}]]...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук щ, буква Щ, щ»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17476184","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"299","width":"359"}}]]...
Конспект занятия по обучению грамоте "Твердые и мягкие согласные звуки"
Программное содержание: закреплять умение различать твердые и мягкие согласные звуки ; учить детей определять первый звук в слове; учить составлять предложения о действиях детей; учить называть слова ...