Перспективное планирование . Коммуникация.
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Месяц года | № НОД
| Тема периода, недели |
Задачи НОД | Интеграция Образовательных областей | |
Сентябрь | №1 | «День знаний». | Тема: Рассказывание по картине «В школу» Задачи НОД: Связанная речь: развивать у детей умение составлять сюжетный рассказ по картинке с использованием полученных знаний о композиции рассказа (завязка, кульминация, развязка). Формировать умение придумывать, события, предшествующие изображённому на картинке сюжету, без помощи воспитателя. Словарь: активизировать употребление в речи детей слов на темы «школа» «осень»; сравнивать и обобщать, выделять, выделять существенные признаки, подбирать точные слова для обозначения явления. З.К.Р.: упражнять в умении различать звуки «с» и «ш»; развивать интонационную выразительность речи. О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 135 |
| |
№2 | «День знаний». | Тема: Знакомство с русской народной сказкой «Василиса прекрасная» Задачи НОД Формировать умение детей воспринимать образное содержание произведения; закрепить знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки; развивать поэтический слух; умение слышать и выделять в тексте выразительные средства. О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи лет» стр. 136 |
| ||
Сентябрь | №3 | «Мой город, моя страна, моя планета». | Тема: Летние истории о родном городе Задачи НОД: Связна речь: формировать умение детей составлять рассказы из личного опыта, использовать при рассказе выразительные средства языка, интонационно верно передавать свою мысль. Словарь: формировать умение подбирать определения к именам существительным; отгадывать и находить предмет по названным признакам, ориентироваться на окончания при согласовании слов. Звуковая культура речи: формировать умение отчётливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью (громко, умеренно, тихо, шёпотом). Развивать речь, внимание, память. Воспитывать любовь к малой Родине. О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 133 В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.15. |
| |
№4 | Тема: «О чем печалишься осень?» Осень в стихах Брянских поэтов Задачи НОД: Формировать умение понимать красоту осенней природы родного края в процессе рассматривания иллюстраций и слушания художественных текстов Брянских поэтов, закрепить знания об изменениях в осенней природе; формировать умение воспроизводить образные выражения, эпитеты; закреплять умение образовывать разные формы глаголов и сравнительную степень прилагательных , развивать поэтический слух. О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи лет» стр. 140
|
| |||
Сентябрь | №5 | «Фольклор Брянского края». | Тема: Рассказывания на основе личных впечатлений на тему «Четыре желания». Задачи НОД: Связная речь. Формировать умение передавать литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений; составлять законченный рассказ на основе личного опыта. Словарь. Развивать и закреплять умение образовывать степени сравнения имён прилагательных и наречий разными способами, подбирать синонимы и антонимы к именам прилагательным и глаголам. Развивать речь, внимание, память. Воспитывать любознательность. О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 137 |
| |
№6 | Тема: Знакомство с историей России через знакомство с русской народной сказкой «Сивка-Бурка» Задачи НОД: Формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; закрепить знания о жанровых особенностях сказки; формировать образность речи; чуткость к образному строю языка сказки; умение воспроизводить и осознавать образные выражения. Развивать речь, внимание, память. О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи « стр. 138 |
| |||
Сентябрь | №7 | «Брянск – город воинской славы». | Тема: Составление рассказа по картинам «Осень». Задачи НОД: Связная речь: Формировать умение составлять коллективный рассказ, давать ему точное название. Словарь и грамматика: Формировать умение заканчивать предложение, начатое взрослым, подбирать определения к заданным словам. Звуковая культура речи: развивать чувства ритма и рифмы. Развивать внимание, речь. Воспитывать интерес к составлению рассказов. О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 145 |
| |
№8 | Тема: Составление рассказа на тему «Родной край» Задачи НОД: Связная речь: Формировать умение детей отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа; Словарь и грамматика: формировать умение подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков; систематизировать знания о способах словообразования; Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков {в}, {ф}, умение дифференцировать эти звуки на слух и в произношении, подбирать и правильно произносить слова со звуками {в} и {ф}. Ушакова, стр. 165
|
| |||
Октябрь | №9 | Осень «Уж небо осенью дышало». | Тема: «Загадки на грядке» Задачи НОД: Связная речь. Продолжать закреплять умение детей отвечать на вопрос, строя предложение из 4-6 слов. Словарь. Закрепить обобщающее понятие «овощи». Формировать умение согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже, понимать образный смысл загадок. Упражнять в образовании прилагательных от существительных. З.К.Р. Закрепить правильное произношение звука «р», выделять звук в начале, середине и конце слова.
О.В.Чистякова «Составляем рассказ по картинке» стр.12 |
| |
№10 | Тема: Сравнение сказок туркменской народной сказки «Падчерица» с русской народной сказкой «Хаврошечка» Задачи НОД: Формировать умение замечать сходство и различие в построении сюжета, идее, характерах героев двух сказок; формировать умение выделять в тексте выразительные средства, осознавать целесообразность их использования. Развивать речь, внимание, память. О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи » стр. 142 |
| |||
Октябрь | №11 | Осень «Дары сада, леса, огорода».
| Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Запасливый ежик» Задачи НОД: Связная речь: формировать умение детей составлять рассказ по сюжетным картинкам, передавать сюжет, заложенный в серии картин, оценивать содержание рассказа, правильность построения предложений. Словарь. Закрепить умение употреблять существительное в родительном падеже множественного числа, подбирать определения, образовывать относительные прилагательные, формировать умение сравнивать. З.К.Р. Формировать умение подбирать слова, сходные по звучанию и ритму, произношения их в разном темпе и с разной силой голоса. О.В.Чистякова «Составляем рассказ по картинке» стр.59 |
| |
№12 | Тема: Познакомить со сказкой обр. И. Карнауховой «Семь Симеонов – семь работников» Задачи НОД: Формировать умение устно воспринимать художественный текст в единстве содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению. Конспект |
| |||
Октябрь | №13 | «Как животные готовятся к зиме». | Тема: Составление рассказа по картине Васнецова «Добрыня и Змей». Задачи НОД: Связная речь: Формировать умение составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем; умение самостоятельно строить сюжет. давать ему точное название. Использовать при рассказе выразительные средства языка, интонационно верно передавать свою мысль. Словарь. Формировать умение заканчивать предложение, начатое взрослым, подбирать определения к заданным словам. З.К.Р. Формировать умение регулировать силу голоса.
Конспект |
| |
№14 | Тема: Знакомство с былиной «Илья Муромец и соловей разбойник» Задачи НОД: Вспомнить с детьми былины русского народа, познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца. Формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание былины, осмысливать характеры персонажей; закрепить знания о жанровых особенностях былины; формировать образность речи; чуткость к образному строю языка былины; умение воспроизводить и осознавать образные выражения. Развивать речь, внимание, память В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.57. |
| |||
Октябрь | №15 | «Былины и сказки». | Тема: Сочинение сказки на тему «Как ёжик выручил зайца» Задачи НОД: Связная речь. Формировать умение детей придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания, оценивать рассказы друг друга. Словарь. Формировать умение подбирать однокоренные слова, подбирать синонимы и антонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова. З.К.Р. Формировать умение регулировать силу голоса. Развивать речь, внимание, память. О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 153
|
| |
№16 | Тема: Составление рассказа на тему «Природа родного края » Задачи НОД: Связная речь: формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его словом; Словарь и грамматика: тренировать в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов; Звуковая культура речи: формировать умение придумывать предложения и произносить их с различной интонационной окраской, передавая голосом чувства радости и огорчения. Ушакова, стр. 200 | . | |||
Ноябрь | №17 | «День народного единства» | Тема: Составление текста – поздравления Задачи НОД: Связная речь: формировать умение составлять текст – поздравление. З.К.Р.: закрепить правильное произношение звуков «с» и «ш», дифференцировать эти звуки на слух и в произношении; отчётливо и внятно с различной громкостью и скоростью произносить слова и фразы с этими звуками, правильно используя вопросительную и утвердительную интонацию. Развивать речь, внимание, память, умение самостоятельно составлять текст. О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 150 |
| |
№18 | Тема: Сказки славянских народов. Украинская сказка «Хроменькая уточка» Задачи НОД: Познакомить с украинской народной сказкой, подвести к осознанию художественных образов сказки. Закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях украинской сказки. Умение слушать и выделять в тексте выразительные средства. Закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению. О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи » стр. 147 |
| |||
Ноябрь | №19 | Мой дом, моя семья. | Тема: Составление рассказа на тему: «Моя семья» Задачи НОД: Связна речь: формировать умение детей составлять рассказы из личного опыта, использовать при рассказе выразительные средства языка, интонационно верно передавать свою мысль. Словарь: формировать умение подбирать определения к именам существительным; отгадывать и находить предмет по названным признакам, ориентироваться на окончания при согласовании слов. Звуковая культура речи: формировать умение отчётливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью (громко, умеренно, тихо, шёпотом). Развивать речь, внимание, память. Воспитывать любовь к своей семье. Н.В.Лободина «Комплексные занятия. Подготовительная группа» стр.121 |
| |
№20 | Тема: Знакомство с творчеством В. Катаева через сказку «Цветик - Семицветик» Задачи НОД: Подвести к пониманию нравственного смысла сказки к мотивированной оценке поступков и характера главной героини. Закрепить знания о жанровых особенностях сказки. Умение слушать и выделять в тексте выразительные средства. Закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению. Воспитывать уважение и любовь к людям нас окружающих. О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи » стр. 165 |
| |||
Ноябрь | №21 | Мой дом, моя семья. | Тема: Пересказ сказки «У страха глаза велики» Задачи НОД: Связная речь: формировать умение пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей. Словарь и грамматика: формировать умение объяснять значения слов; давать задания на образование слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными), подбирать антонимы и синонимы; формировать умение замечать смысловые несоответствия. Развивать речь, внимание, память, самостоятельность. О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 168 |
| |
№22 | Тема: Беседа о творчестве А.С.Пушкина. Знакомство со сказкой «сказка о рыбаке и рыбке» Задачи НОД: Углублять и расширять знания детей о творчестве А.С. Пушкина. Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно – выразительные средства, понимать их значение. Закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению. Развивать речь, память, внимание. О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи » стр. 150 |
| |||
| №23 | «Мой дом, моя семья»
| Тема: Составление рассказа с использованием антонимов. Задачи НОД: Связная речь: формировать умение детей составлять рассказ, используя антонимы. Словарь и грамматика: формировать умение выделять существенные признаки предметов: подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносит исправления. Развивать внимание, речь, память. Воспитывать интерес к речи. О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 157
|
| |
№24 | Тема: Малые фольклорные формы. Придумывание потешек. Задачи НОД Уточнить и закрепить представления о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц. Формировать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний. Умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению. Развивать речь, память, внимание. О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи » стр. 151 |
| |||
Декабрь | №25 | Новый год |
Тема: Составление рассказа по картине «Добрый поступок». Задачи НОД: Связанная речь: развивать у детей умение составлять сюжетный рассказ по картинке с использованием полученных знаний о композиции рассказа (завязка, кульминация, развязка). Формировать умение придумывать, события, предшествующие изображённому на картинке сюжету, без помощи воспитателя. Словарь: активизировать употребление в речи детей слов на темы «Добрый поступок» «зима»; сравнивать и обобщать, выделять, выделять существенные признаки, подбирать точные слова для обозначения явления. З.К.Р.: упражнять в умении различать звуки «с» и «ш»; развивать интонационную выразительность речи. О.В.Чистякова «Составляем рассказ по картинке» стр.46 |
| |
№26 | Тема: Ознакомление с русской народной сказкой «Снегурочка» Задачи НОД: Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве её содержания и художественной формы; Закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) жанра сказки. Умение слушать и выделять в тексте выразительные средства. Закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению. О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи » стр. 153
|
| |||
Декабрь | №27 | Новый год. «Основы праздничной культуры» | Тема: Придумывание продолжения и завершение рассказа Л. Бельевской «Как Миша варежку потерял». Задачи НОД: Формировать умение развивать сюжет, начатый воспитателем, без повторения рассказов других детей. Грамматика. Активизировать употребление в речи детей сложноподчинённых предложений разных типов с использованием союзов и союзных слов. Упражнять в правильном изменении по падежам слово «варежка». З.К.Р. Формировать умение различать звуки «ш» и «ж»; упражнять в использовании вопросительной и повествовательной интонации
О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 173
|
| |
№28 | Тема: Знакомство с творчеством В.Одоевского через знакомство со сказкой «Мороз Иванович» Задачи НОД: Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать её идею; Показывать связь идеи сказки со значением пословицы. Умение слушать и выделять в тексте выразительные средства. Закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению. О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи » стр. 156 |
| |||
Декабрь | №29 | «Новый год в разных странах». | Тема: Составление рассказа по серии картинок «Друзья помогли» Задачи НОД: Формировать умение рассказывать по картине, не повторяя рассказов, друг друга, использовать для описания зимы образные слова и выражения. Словарь. Формировать умение выделять при сравнении явлений существенные признаки; давать задания по подбору определений, синонимов; знакомить с многозначностью слова. З.К.Р. Упражнять в правильном произношении звуков «с» и «з». Подбирать слова с этими звуками, применять силу голоса, темп речи. О.В.Чистякова «Составляем рассказ по картинке» стр.65 |
| |
№30 | Тема: Сказка обр. К. Ушинского «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться» Задачи НОД: Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве её содержания и художественной формы; Закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) жанра сказки. Умение слушать и выделять в тексте выразительные средства. Закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению. Конспект
|
| |||
Декабрь | №31 | Новый год. «Мастерская Деда Мороза». | Тема: Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка». Задачи НОД: Связная речь: формировать умение отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, чётко выстраивать композицию рассказа. Словарь и грамматика: формировать умение подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков; систематизировать знания о способах словообразования. З.К.Р. Закреплять правильное произношение звуков «в» и «ф»; умение дифференцировать эти звуки на слух и в произношении, подбирать и правильно произносить слова со звуками «в» и «ф». О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 165 |
| |
№32 | Тема: Знакомство с пословицами, составление рассказов, сказок по пословицам. Задачи НОД: Формировать умение воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний; Формировать умение составлять рассказы, сказки по пословицам, придумывать загадки. Показывать связь идеи сказки со значением пословицы. Умение слушать и выделять в тексте выразительные средства. Закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению. О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи » стр. 163 |
| |||
| №33 | «Новый год»
| Тема: Новогодние встречи Задачи НОД: Связная речь: Совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта. рассказывать связно, полно и выразительно, чётко выстраивать композицию рассказа. Словарь и грамматика: формировать умение подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков; систематизировать знания о способах словообразования. З.К.Р. Закреплять правильное произношение звуков «г» и «к»; умение дифференцировать эти звуки на слух и в произношении, подбирать и правильно произносить слова со звуками «г» и «к». В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.50. |
| |
№34 | Тема: Малые фольклорные формы. Инсценировка песенок. Задачи НОД: Формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок; поддерживать интерес к образным выражениям; углублять знания о пословицах и поговорках; Умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению. Развивать речь, память, внимание. О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи » стр. 168 |
| |||
Январь | №35 | «Новый год»
| Тема: Рассказывание по картине «Дети севера» Задачи НОД: Формировать умение детей составлять рассказ по картине с использованием имеющихся у них знаний о жизни детей севера. Развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествующие изображённым и следующим за ними. Словарь. Расширять знания о народах нашей страны (название народностей, национальностей). Упражнять в подборе определений и слов, близких по смыслу. З.К.Р. Упражнять в подборе коротких и длинных слов. |
| |
№36 | Тема: Знакомство со стихотворениями о зиме. С.Есенина «Береза». Творческое рассказывание. Задачи НОД: Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение; интонационно передавать нежность, любование зимней природой. Формировать умение чувствовать, понимать и воспроизводить обзорный язык стихотворения; подбирать эпитеты, сравнения, метафоры для описания осенних пейзажей; активизировать употребление в речи глаголов. О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи » стр. 161 |
| |||
Январь | №37 | Зима «Зимние забавы» | Тема: Составление рассказа «Как мы играем зимой на участке» (на основе личного опыта) Задачи НОД: Связная речь: развивать умение отбирать для рассказа самое интересное, существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания, включать в рассказ описание природы, окружающей обстановки. Словарь и грамматика. Активизировать употребление в речи детей однокоренных слов (снег, снежок, человек, снегурочка и т.п.). Упражнять составлять небольшой рассказ (2-3 предложения) с заданными словами, правильно сочетать их по смыслу. Развивать речь, самостоятельность, внимание. О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 175 И. Суриков «Зима» (заучивание) |
| |
№38 | Тема: П. Ершов сказка «Конек - Горбунок» Задачи НОД: Познакомить детей со сказкой П. Ершова «Конек - Горбунок». Продолжать знакомить детей с творчеством П. Ершова. Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать её идею; Показывать связь идеи сказки со значением пословицы. Умение слушать и выделять в тексте выразительные средства. Закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.54. |
| |||
Январь | №39 | «Жизнь зверей зимой» | Тема «Пересказ сказки Л.Толстого «Белка и волк» Задачи НОД: Связная речь: формировать умение пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи (ребёнок диктует – взрослый записывает); Словарь и грамматика: активизировать в речи сложные предложения; обратить внимание на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, ввести их в активный словарь; образовывать однокоренные слова; активизировать в речи антонимы. О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 193 |
| |
№40 | Тема: Ознакомление со сказкой К.Ушинского «Слепая лошадь» Задачи НОД: Познакомить детей со сказкой К.Ушинского «Слепая лошадь». Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно – выразительные средства, понимать их значение. Закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению. Развивать речь, память, внимание. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.45. |
| |||
| №41 | «Жизнь зверей зимой» | Тема: Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра». Задачи НОД: Связная речь: формировать умение передавать литературный текст, рассказывающий о высоких гражданских чувствах. Воспитывать уважение к защитникам родины. Словарь: формировать умение понимать смысл образных выражений в пословицах. З.К.Р. Упражнять в отчётливом произношении слов. Развивать речь, внимание, память. Е. Благинина «Шинель» (заучивание) |
| |
№42 | Тема: Ознакомление с рассказом Е.Воробьева «Обрывок провода» Задачи НОД: Познакомить детей с рассказом Е.Воробьева «Обрывок провода. Обогащать литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации. Закрепить знания о жанровых особенностях рассказа. Умение слушать и выделять в тексте выразительные средства. Закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.59. |
| |||
Февраль | №43 | «Российская армия» | Тема: Составление рассказа из личного опыта «Наш Брянск» Задачи НОД: Формировать умение составлять рассказ из личного опыта на тему: «Наш Брянск», придумывать сюжет рассказа с опорой на наглядный материал. развивать умение отбирать для рассказа самое интересное, существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания, включать в рассказ описание природы, окружающей обстановки. Словарь и грамматика. Активизировать употребление в речи детей однокоренных слов. Упражнять составлять небольшой рассказ (2-3 предложения) с заданными словами, правильно сочетать их по смыслу. Развивать речь, самостоятельность, внимание.
|
| |
| №44 | «Российская армия» | Тема: К. Драгунская сказка «Лекарство от послушности» ЗадачиНОД: Формировать умение придумывать сказку на определённую тему, описывать внешний вид персонажей, их действия, переживания; развивать речевые умения по подбору однокоренных слов, синонимов и антонимов, упражнять в провидении звукового анализа, подборе слов с разной длительностью звучания; закреплять умение определять род существительных, расписывать шаблоны дымковской игрушки, передовая характер народной росписи. Н.В.Лободина «Комплексные занятия. Подготовительная группа» стр.154 |
| |
Февраль | №45 | «День защитника отечества» | Тема: Составление рассказа из личного опыта «Мой папа» Задачи НОД: Продолжать формировать умение составлять рассказ из личного опыта на тему: «Мой папа», придумывать сюжет рассказа без опоры на наглядный материал. Совершенствовать умение рассказывать последовательно, грамматически правильно, по плану, подбирать прилагательные к существительному, на слух определять количество слов в предложении, придумывать предложения с заданным словом или определенным количеством слов; Развивать связную речь, самостоятельность. Воспитывать доброе, уважительное отношение к папе.
|
| |
| №46 | «День защитника отечества» | Тема:Ознакомление с произведением Д.Мамина - Сибиряка «Медведко» Задачи НОД: Дать представление о форме планеты Земля; воспитывать гордость за свою страну и уважение к народам других стран; познакомить с творчеством писателя Д. Мамина - Сибиряка; помочь вспомнить название и содержание знакомых произведений писателя; учить определять, к какому жанру относится каждое произведение; развивать интерес и любовь к книге. Н.В.Лободина «Комплексные занятия. Подготовительная группа» стр.112 |
| |
Февраль | №47 | «Папин день» | Тема: Составление рассказа из личного опыта «Моя мама» Задачи НОД: Продолжать формировать умение составлять рассказ из личного опыта на тему: «Моя мама», придумывать сюжет рассказа без опоры на наглядный материал. Совершенствовать умение рассказывать последовательно, грамматически правильно, по плану, подбирать прилагательные к существительному, на слух определять количество слов в предложении, придумывать предложения с заданным словом или определенным количеством слов; Развивать связную речь, самостоятельность. Воспитывать доброе, уважительное отношение к маме. Н.В.Лободина «Комплексные занятия. Подготовительная группа» стр.281 |
| |
| №48 | «Папин день» | Тема: Беседа о русском народном творчестве. Сказка С.Аксакова «Аленький цветочек» Задачи НОД: Систематизировать и углубить знания о русском устном народном творчестве: сказках, потешках, песенках, пословицах, о жанровых, композиционных и национальных языковых особенностях русской сказки. О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи » стр. 173 |
| |
Март | №49 | «Международный женский день» | Тема: Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами» Задача НОД: Формировать умение детей составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность. Словарь. Упражнять детей в умении подбирать определения, составлять словосочетания с заданными словами, тренировать в словообразовании. З.К.Р. Развивать интонационную выразительность речи; тренировать в изменении силы голоса. О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 159 |
| |
| №50 | «Международный женский день» | Тема: Ознакомление с творчеством Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» Задача НОД: Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать её идею; Показывать связь идеи сказки со значением пословицы. Умение слушать и выделять в тексте выразительные средства. Закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению. Н.В.Лободина «Комплексные занятия. Подготовительная группа» стр.245 |
| |
Март | №51 | «Мамы разные важны, мамы всякие нужны» | Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Масленица» Задачи НОД: Связная речь: Формировать умение составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем; умение самостоятельно строить сюжет. давать ему точное название. Использовать при рассказе выразительные средства языка, интонационно верно передавать свою мысль. Словарь. Формировать умение заканчивать предложение, начатое взрослым, подбирать определения к заданным словам. З.К.Р. Формировать умение регулировать силу голоса. П. Соловьева «Подснежник» (заучивание)
|
| |
| №52 | «Мамы разные важны, мамы всякие нужны» | Тема: Ознакомление со сказками Пушкина Задачи НОД: Закреплять умения рассказывать о своих любимых книгах, инсценировать любимые фрагменты произведений. Закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) жанра сказки. Умение слушать и выделять в тексте выразительные средства. Закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению. Воспитывать интерес к художественной литературе. Н.В.Лободина «Комплексные занятия. Подготовительная группа» стр.375 |
| |
Март | №53
| «Народная культура и традиции» | Тема: Пересказ рассказа Е. Пермяка «первая рыбка» Задачи НОД: Упражнять в перессказывании литературного текста, используя авторские выразительные средства. Словарь. Обратить внимание на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов, тренировать в подборе синонимов, формулировать умение оценивать словосочетания по смыслу. Развивать речь, внимание, память. О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 161 |
| |
| №54 | «Народная культура и традиции» | Тема: Сказки Брянского леса Задачи НОД: Продолжать знакомить с русскими народными праздниками; прививать любовь и уважение к народным традициям; продолжать формировать умение различать жанровые особенности сказки; формировать оценочное отношение к героям; формировать умение осмысливать содержание прочитанного; совершенствовать умение связно передавать содержание средствами игры. Н.В.Лободина «Комплексные занятия. Подготовительная группа» стр.292 |
| |
Март | №55
| «Весна – Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят…» (природа) | Тема: Описание пейзажной картины Задачи НОД: Связная речь: формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и предавать его словом; Словарь и грамматика: тренировать в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов; З.К.Р.: формировать умение придумывать предложения и произносить их с различной информационной окраской, передавая голосом чуства радости и огорчения. Развитие речи, внимание, памяти. О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 200 |
| |
| №56 | «Весна – Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят…» (природа) | Тема: Знакомство со стихотворениями о весне. Стихотворение Г.Новицкой «Вскрываются почки». Творческое рассказывание на тему «Как разбудили клен» Задачи НОД: Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать радость пробуждения природы; развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи; формировать умение составлять лирические рассказы и сказки (речетворческие способности); Развивать речь, внимание, память. О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 171 |
| |
Март | №57 | «О чем поют воробушки в последний день зимы?» (животные и птицы) | Тема: Пересказ сказки «Лиса и козел» Задачи НОД: Связная речь: закрепить представления об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); формировать умения использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей; Словарь и грамматика: формировать умения подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира, находить предмет по названным признакам; при согласовании слов ориентироваться на их окончания; З.К.Р. формировать умения отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса (громко, умеренно, тихо, шепотом), подбирать слова сходные по звучанию и ритму. Развивать речь, внимание, память. О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи » стр. 133
| . | |
| №58 | «О чем поют воробушки в последний день зимы?» (животные и птицы) | Тема: Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками» Задачи НОД: Связная речь: формировать умение составлять коллективный рассказ-описание; Словарь и грамматика: формировать умение строить предложения со сказуемыми, выраженным глаголом в сослагательном наклонении; Звуковая культура речи: формировать умение дифференцировать на слух и в произношении звуки {р} – {р,}, четко и ясно произносить слова с {р} – {р,}; закреплять представление о «длинном» и «коротком» слове, деление слов на слоги, ударение. Ушакова, стр. 202 |
| |
Апрель | №59 | «Весна в жизни человека» | Тема: Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант» Задачи НОД: Обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации. Закреплять умение слушать и выделять в тексте выразительные средства. Закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению. Развивать речь, внимание и память через интерес к художественной литературе. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.59 |
| |
| №60 | «Весна в жизни человека» | Тема: Составление рассказов по пословице. Ознакомление с рассказом В.Драгунского «Тайное становится явным» Задачи НОД: Формировать умение понимать мораль и идею произведения, оценивать поступки героев, видеть связь названия текста с его содержанием; Помогать составлять по пословице короткие рассказы или сказки, осмысливать образное содержание и обобщённое значение пословиц и поговорок. Формировать умение слушать и выделять в тексте выразительные средства. Закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению. Развивать речь. О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи » стр. 159
|
| |
Апрель | №61
| «День земли» | Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Почему у луны нет платья» Задачи НОД: Формировать умение детей составлять рассказ по сюжетным картинкам, передавать сюжет, заложенный в серии картин, оценивать содержание сказки, правильность построения предложений. Словарь. Закрепить умение подбирать определения, образовывать относительные прилагательные. Формировать понятие как меняется внешний вид луны, подбирать к словам луна, полная луна, серп, полумесяц синонимы, сравнения, образные слова и выражения. Формировать понятие выражения многоликая луна. З.К.Р. Формировать умение подбирать слова, сходные по звучанию и ритму, произношения их в разном темпе и с разной силой голоса. О.В.Чистякова «Составляем рассказ по картинке» стр.68 |
| |
| №62 | «День земли» | Тема: Ознакомление с былиной «Садко» Задачи НОД: Формировать умение передавать при пересказе отдельные эпизоды в лицах; уточнить понятия о жанровых особенностях сказки; помочь понять мотивы поступков героев. Закреплять умение правильно пользоваться книгой; воспитывать бережное отношение к книге. Формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание былины, формировать образность речи; чуткость к образному строю языка былины; умение воспроизводить и осознавать образные выражения. Развивать речь, внимание, память. Н.В.Лободина «Комплексные занятия. Подготовительная группа» стр.143 |
| |
Апрель | №63
| «Солнце и солнечная система» | Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Полет на марс» Задачи НОД: Формировать умение рассказывать по серии сюжетных картин, не повторяя рассказов, друг друга, использовать для описания космоса образные слова и выражения. Словарь. Давать задания по подбору определений, синонимов; знакомить с многозначностью слова. Формировать умение придумывать рифмованные строчки со словами: полёт- звездочёт, марсианин – инопланетянин. Формировать умение составлять предложения со словами: космонавт, путешествие, приземлиться, планета, встреча, марсианин, друзья, марс. З.К.Р. Упражнять в правильном произношении звуков «с» и «з». Подбирать слова с этими звуками, применять силу голоса, темп речи. О.В.Чистякова «Составляем рассказ по картинке» стр.66 |
| |
| №64 | «Солнце и солнечная система» | Тема: Освоение космоса нашей Родине. Ознакомление со стихотворением З.Александровой «Родина» Задачи НОД: Помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает разная, но у всех она одна»), запомнить произведение. Формировать умение чувствовать, понимать и воспроизводить обзорный язык стихотворения; подбирать эпитеты, сравнения, метафоры для описания понятия Родина; закрепить умение употреблять в речи глаголы. Развивать речь, внимание и память через интерес к художественной литературе. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.74
|
| |
Апрель | №65
| «Освоение космоса» | Составление текста-рассуждения Задачи НОД: Связная речь: формировать умение употреблять сложноподчинённые предложения; словарь и грамматика: формировать умение подбирать определения к заданным словам; закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; закрепить умение подбирать однокоренные слова; закрепить знания в подборе антонимов, синонимов, сравнения. О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр.139 |
| |
| №66 | «Освоение космоса» | Тема: Ознакомление с творчеством С.Алексеева через рассказ «Первый ночной таран» Задачи НОД: Углубить знания о Российской армии: формировать умение чтить память павших бойцов, возлагать цветы к обелискам и памятникам; познакомить с наградами, которые получают защитники Отечества в мирное время. Закрепить умение слушать и выделять в тексте выразительные средства. Закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению. Воспитывать уважение и почтение к военным несущим службу в рядах Российской армии. Развивать память, творческое воображение и устную речь детей. Н.В.Лободина «Комплексные занятия. Подготовительная группа» стр.355 |
| |
Май | №67
| «День Победы» | Тема: Пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг» Задачи НОД: Формировать умение пересказывать литературный текст, подбирать определение и сравнение; закреплять понимание специфики жанра рассказа, умение ставить ударение в словах, определяя ударный и безударный слоги, делить слова на слоги; дать представление о понятии «приставка»; упражнять в отгадывании загадок о цветах, в изменении слов с помощью приставки; развивать память, устную речь. Н.В.Лободина «Комплексные занятия. Подготовительная группа» стр.313
|
| |
| №68 | «День Победы» | Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Путешествие в сказку» Задачи НОД: Развивать у детей умение составлять сюжетный рассказ по сюжетным картинкам с использованием полученных знаний о композиции рассказа (завязка, кульминация, развязка). Закрепить умение отличать сказку от рассказа. Формировать умение придумывать заголовок к каждой картинке. Формировать умение в подборе имен прилагательных к словам Ваня, Баба Яга, старушка. Словарь: активизировать употребление в речи детей слов на темы «сказка», «волшебство»; сравнивать и обобщать, выделять, подбирать точные слова для обозначения явления, выделять существенные признаки.
О.В.Чистякова «Составляем рассказ по картинке» стр.71 |
| |
Май | №69
| «День Победы» | Тема: Составление рассказа на тему «Веселое настроение» Задачи НОД: Связная речь: закрепить умение составлять рассказ на заданную тему; Словарь и грамматика: активизировать употребление прилагательных (подбор определений); формировать умение подбирать синонимы и антонимы к заданному слову; раскрывать перед детьми разные значения многозначных слов; учить определять предмет по его основным признакам. О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 210 |
| |
| №70 | «День Победы» | Тема: Составление текста-поздравления Задачи НОД: Связная речь: формировать умение составлять текст-поздравление; Звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звуков {с} {ш}, сформировать умение дифференцировать эти звуки на слух и в произношении; отчетливо и внятно с различной громкостью и скоростью произносить слова и фразы с этими звуками, правильно использовать вопросительную и утвердительную интонации. Ушакова, стр. 150 |
| |
Май | №71
| «Лето» | Тема: Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками» Задачи НОД: Связная речь: учить составлять коллективный рассказ – описание; словарь и грамматика: учить строить предложения со сказуемым, выраженным глаголом в сослагательном наклонении; звуковая культура речи: формировать умение дифференцировать на слух и в произношении звуки «р» - «р », чётко и ясно произносить слова с этими звуками, выделяя их голосом, подбирать слова с «р» - «р »; закреплять представления о «длинном» и «коротком» слове, делении слов на слоги, ударении. О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 202 |
| |
май | №72 | «Лето» | Тема: Пересказ рассказа М. Пришвина «Ёж». Составление рассказа на тему из личного опыта Задачи НОД: Связная речь: формировать умение пересказывать текст точно, последовательно, выразительно; придумывать самостоятельный рассказ по аналогии с литературными произведениями; пересказывать текст, написанный от первого лица, переводя прямую речь в косвенную; Словарь и грамматика: познакомить со значением слова игла; Звуковая культура речи: формировать умение самостоятельно подбирать короткие (односложные) и длинные (многосложные) слова. Ушакова, стр. 192 |
| |
| №73 | «До свидания, детский сад, здравствуй школа» | Тема: Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин Задачи НОД: Связная речь: формировать умение передавать сюжет, заложенный в серии картин, определять основную идею сказки; Словарь и грамматика: формировать умение подбирать определения, синонимы и антонимы к заданным словам, а так же называть действия персонажей; составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с придаточным причины, цели; Звуковая культура речи: подбирать слова и фразы, схожие по звучанию. Ушакова, стр. 178
|
| |
| №74 | «До свидания, детский сад, здравствуй школа» | Тема: Составление рассказа на самостоятельно выбранную тему Задачи НОД: Связная речь: формировать умение придумывать сказку на самостоятельно выбранную тему (по аналогии); Словарь и грамматика: формировать умение подбирать синонимы и антонимы, названия детенышей животных; Звуковая культура речи: воспитывать интонационную выразительность речи. Ушакова, стр. 214 |
| |
| №75 | «До свидания, детский сад, здравствуй школа» | Тема: Составление рассказа по картине «В школу» Задачи НОД: Связная речь: формировать умение составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета (завязка, кульминация, развязка), самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным; Словарь и грамматика: активизировать в речи слова, относящиеся к темам «школа», «Осень»; формировать умение сравнивать и обобщать явления; формировать умение подбирать однокоренные слова к заданному слову; развивать интонационную выразительность речи. Ушакова, стр. 135
|
| |
| №76 | «До свидания, детский сад, здравствуй школа» | Тема: Итоговая литературная викторина Задачи НОД: Закрепить, систематизировать знания о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений, о малых фольклорных формах. О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи » стр. 176 |
| |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно – тематическое планирование "Коммуникация"
Материал подобран в соответствии с лексическими темами....
Перспективное планирование образ.область КОММУНИКАЦИЯ
Перспктивное планирование по фгт старшая группа детского сада...
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе по образовательной области «Коммуникация»
Тема:«Игрушки, которые живут в нашей группе». П/С: Познакомить детей с игрушками в групповой комнате, побуждать детей активно называть игрушки, придумывать имена куклам, использ...
Перспективное планирование НОД по образовательной области "Коммуникация"(речевое развитие) во второй младшей группе
План составлен в соответствии с ФГТ по программе "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой, учитывая комплексно-тематическое планирование. Использовала литера...
Перспективное планирование" Коммуникация"
Образное представление...
Перспективное планирование НОД в области Коммуникация
Перспективное планирование непосредственной образовательной деятельности в области "Коммуникация" с детьми старшей группы....
Перспективное планирование: Коммуникация: (развитие речи), (чтение художественной литературы)
Перспективное планирование:Коммуникация: (развитие речи), (чтение художественной литературы)...