Тема : Звук А, буква А
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного влзраста с использованием АСРС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_zvuk_a.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : Звук А, буква А
Вид занятия: коррекционно - развивающее.
Форма проведения: занятие подгрупповое с использованием АСРС(активной сенсорно-развивающей среды).
Цель: Формирование фонематических процессов.
Задачи:
Обучающие:
- Дать представление о гласных звуках.
- Дать представление о звуке [А].
- Познакомить с буквой А.
- Учить умению определять наличие звука в рядах : звуков, слогов, слов.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать рече-слуховое внимание и память.
- Развивать пространственные представления.
- Развивать мелкую моторику
Воспитательные:
- Формировать умения слушать и слышать говорящего.
- Формировать умение осуществлять самоконтроль и самооценку.
- Развивать способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для поставленных задач.
Методы:
- Практический.
- Наглядный.
- Словесный.
Оборудование:
Держатель, картинный материал на звук А (арбуз, апельсин, абрикос, артист ) и другие, игра «Кенгуру», индивидуальные тетради ( изображение трех предметов: автобус, дом, цветок), счетные палочки, изображение буквы А, зеркала.
Ход занятия Оргмомент. Логопед: - Здравствуйте ребята! У всех сегодня хорошее настроение? Дети: - Да, нет. Логопед: - Настроение улучшается, когда светит солнце. Сегодня пасмурно, но у нас может появиться свое солнышко, которое поднимет нам настроение. Дыхательная гимнастика Вдыхаем носиком и выдыхаем ртом- «Разгоняем тучки» (5-7 раз) Поднимите левую руку Психогимнастика «Солнышко» ( Речь с движением) («Рисуем» солнышко пальцем одной руки на ладони другой руки.) «Нарисую солнышко на своей ладошке , пусть оно сияет , хоть и понарошку». То же самое на правой руке. Теперь у нас у всех хорошее настроение! Садитесь на стульчики. 1. Закрепление пройденного материала Логопед: - Чему мы вы учитесь на наших занятиях? Дети: - Слышать и различать звуки. Логопед: -А для чего вам это нужно? Дети: - Быть внимательными, правильно читать и писать. Логопед: - Ребята, вы уже узнали, что нас окружают разные звуки . Какие звуки нас окружают? Дети: - Звуки природы, птиц ,животных, предметов, звуки человеческой речи. Логопед: - А звуки речи бывают какими? Дети: - Которые поются(гласные) и не поются(согласные). 2. Знакомство со звуком А Логопед: Сегодня я вас познакомлю со звуком, а каким - это вы угадаете сами. Август, апрель. Ребята, что я назвала? Дети: - Месяцы Логопед:- А сейчас я назову эти месяцы, выделяя (пропевая ) один звук. `август,`апрель. Какой одинаковый звук я «пропела»? Дети: - Звук А Логопед: - Раз я его пропела, значит это звук какой? Дети: - Гласный. Логопед: - Гласные звуки, и звук А в том числе, мы будем обозначать красной фишкой. Обратить внимание на то как похожи слова гласный-красный. 3. Акустико-артикуляционная характеристика звука Логопед:-Возьмите зеркала и произнесите А-А-А.Что происходит с вашим ртом и языком, когда вы произносите звук А? Дети: - губки спокойны; - рот открыт широко; -язычок спокойно лежит на «донышке» рта; - воздух из горлышка выходит свободно Логопед: -Повторите за мной каждый : А-А, АА-А, А-АА и т.д. Дети повторяют за логопедом в том же ритме. Артикуляционная гимнастика. Чтобы язычок был сильным и произносил все звуки правильно – он должен сделать гимнастику. Упражнения: «Лошадка», «Футбол», «Качели», «Вкусное варенье», «Киска сердится», «Блинчик», «Иголочка», «Колобок» Логопед: Давайте вспомним стихотворение о гласных звуках: Гласные тянутся в песне звонкой, Могут заплакать и закричать, В темном лесу звать и аукать, И в колыбельке Аленку баюкать Дети: Каждый ребенок поет АААА , меняя интонацию. 4. Знакомство с буквой А Логопед: Звук А живет в домике – букве А . (демонстрация) На что она похожа? Дети: - На домик, на крышу. Самостоятельное выкладывание из счетных палочек по образцу. Логопед: Букву мы можем увидеть и написать (смастерить), а звук услышать и произнести. 5. Развитие фонематического восприятия Логопед: Поиграем в игру «Поймай звук». Когда вы услышите звук А, ловите звук - хлопните в ладоши. -О,М,А,У, А; -ОМ,АМ, УК, АК. - КОТ, АИСТ, РОТ, АПЕЛЬСИН, АНЯ, СТОЛ, СТЕНА, КРАН, СТУЛ 6. Динамическая пауза Логопед: Давайте подвигаемся. - Аист, аист, длинноногий, Покажи домой дорогу! Топай правою ногой, Топай левою ногой, Снова-правою ногой, Снова левою ногой, После - правою ногой, После-левою ногой, Вот тогда придешь домой. В процессе выполнения движений дети смотрят на носок правой ноги, левой ноги, на «солнышко». – зрительная гимнастика. 7. Развитие фонематического восприятия Логопед: - Поиграем в игру «Кенгуру» В сумку кенгуру (красного цвета) укладываем картинки, в названии которых есть звук А . ( звук а в словах под ударением)(Совместно) Обращаем внимание, что ищем гласный звук и кладем картинку в сумку красного цвета. 8. Практическое закрепление пройденного материала Логопед: Поиграем в игру «Найди и раскрась». У каждого на листе три картинки, выберите ту, в названии которой есть звук А, раскрасьте ее. Рефлексия. Логопед: С каким звуком вы сегодня познакомились? Понравилось ли вам занятие? А что больше всего понравилось? Ребята! Прежде, чем попрощаться скажите мне на ушко по одному слову, в котором есть звук А | Стоя Сидя Сидя Сидя Сидя Сидя
Сидя Стоя Движение Движение Сидя Стоя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема "Звук и буква Б, звуки [б] - [б\'] "
Занятие по обучени грамоте....
открытое занятие по обучению грамоте для дошкольников. Тема: "Звук [Ж], буква Ж, ж.Конструирование буквы"
Знакомство с новой буквой русского языка, формирование умения у детей анализировать звук, пополнение словарного запаса учащихся....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"
ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе тема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группетема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»...