Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Весёлая азбука»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Пачкова Лариса Александровна

Занятие с использованием фонетической сказки и мнемокарточек по гласным звукам и буквам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по обучению грамоте для  детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)

«Весёлая азбука»

Тема: «Гласные звуки»

Цель: Закрепить понятия «звуки речи»,«гласные звуки», гласные буквы.

Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.

Развивающая задача: Развивать фонематический слух детей, развивать внимание, память, мышление, развивать словарный запас, прививать интерес к игре со словом, развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы.

Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Оборудование: Звуковые ракеты, предметные картинки, карточки схемы звуков, красные карандаши, картинка девочки с зашифрованным именем, карточки загадки, слоговозик с вагонами(1,2,3),

Ход занятия:        

Ребята. Сегодня у нас необычное путешествие в страну весёлых звуков.

Какие  вы знаете звуки музыки (скрипки, баяна, гитары ), а звуки природы (шум дождя, шорох листьев, капель, завывание вьюги), а звуки предметов  

( скрип двери, перелистывание страниц книги) 

Сегодня я расскажу вам сказку о  гласных звуках. Их шесть и они очень любят петь песенки.

Фонематические сказки: гласные звуки

Однажды решили они поселиться в красном домике, каждый звук занял свою комнатку и уютно расположился на буквах, которые обозначают этот звук.

Звук «А» построил букву из трёх палочек, звук «У» из двух, а звук»О»нарисовал овал, звук «И»поставил две палочки ровно ,а третью наискосок, «Э»нарисовал полукруг и вставил палочку посередине ,а звук «Ы»поставил палочку с кружочком внизу и рядом ещё одну палочку

Фонематические сказки: гласные буквыФонематические сказки: гласные буквыФонематические сказки: гласные буквыФонематические сказки: гласные буквыФонематические сказки: гласные буквыФонематические сказки: гласные буквы

Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса, вдруг слышат что-то странное, непонятное: «й й й й...». Смотрят - какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит: «й... й... й...». Прислушался «и» и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали «и-кратким», потому что звучит он отрывисто, коротко, и расслышать его не всегда легко.

Фонематические сказки: звук И-краткий

Слушали-слушали звуки и наконец поняли - это «и-краткий» в хор к ним просится. Вышли гласные, встали в кружок и стали думу думать, как же «и-краткого» петь научить. Все у него хорошо: голос и звонкий, и мягкий, и нежный, а звук тянуть не может...                                                                                          Для начала домик ему построили - такой же, как у его родственника, звука «и», но с козырьком, для отличия. Домик «и-краткого» назвали буквой «и-краткой». 

Фонематические сказки: буква И-краткая

Обрадовался «и-краткий», благодарит всех за домик-букву: «й й й й...». Поселился «и-краткий», в своем домике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать: «й й й й...». 

Слушал-слушал «а», да и говорит:
- А давай-ка попробуем спеть вдвоем. Ты начинай, а я подхвачу.
«и-краткий» согласился, и они запели:
-
«йа, йа, йа».- ЯФонематические сказки: йотированные гласные - 'Я'
- У вас здорово получается, - задумчиво протянул
«у», - ну а со мной петь будешь? - обратился он к «и-краткому».
- Буду, - ответил тот, не задумываясь.
И тут же все услышали:
-
«йу, йу, йу». - ЮФонематические сказки: йотированные гласные - 'Ю'
- О, как хорошо! Спой теперь со мной, - попросил
«О».
- Пожалуйста.
-
«йо, йо, йо», -  Ё   полилась новая песня. Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Ё'
- Э, я не хочу оставаться в стороне, - рассудил
«Э», - споем вместе, - предложил он «и-краткому».
Следующая песня звучала так:
-
«йэ, йэ, йэ». – Е Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Е'

Подумали-подумали да и смастерили четыре домика.
Первый домик назвали буквой
«я», в нем «и-краткий» стал петь со звуком «а».
Второй домик назвали буквой
«ю», в нем «и-краткий» стал петь со звуком «у».
Третий домик назвали буквой
«ё», в нем «и-краткий» стал петь со звуком «о».
Четвертый домик назвали буквой
«е», в нем «и-краткий» стал петь со звуком «э».
Так до сих пор и поют в домиках-буквах
«я», «ю», «ё», «е». 

Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Я'Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Ю'Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Ё'Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Е'

Сейчас мы пройдём в этот прекрасный дом и послушаем,  как они поют.

 Но где же они? А это что за письмо для самых сообразительных и отважных. Давайте откроем.

    «Здравствуйте, ребята! Я – король Страны  звуков. В моей стране

есть большие и красивые замки, синий, зелёный и красный. Но сегодня пропали жители красного замка, они так замечательно пели! Но злая волшебница спрятала их  и превратила все гласные звуки в вопросы и загадки, их надо отгадывать по порядку, но у меня никак не получается! Помогите мне вернуть жителей замка домой!»

 Давайте  поможем королю Страны звуков. Но для этого нам надо пройти все испытания и выполнить все задания.

  1. Вы готовы, тогда первое заданье.

Что такое звук? (это то, что мы произносим и слышим)

А что такое буква?(это то, что мы пишем и видим)

2.Отгадайте загадку: 

  Много звуков есть на свете:

           Шелест листьев, плеск волны.

 А бывают звуки речи,

 Мы их точно знать должны.

            Воздух свободно идёт через рот,
           Нет препятствий разных,
           Голос чувствует, голос зовёт, звук получается ……..гласный

Молодцы. Конечно, Давайте еще раз назовем гласные звуки

       - А, О, У, Э, Ы, И. (карточка схема)

     3.Следующее задание -  скажите, сколько всего гласных звуков? Шесть. Их можно петь хором, можно по парам или по три звука.

     4. Назовите звуки, которые образованы с помощью двух звуков

        - Я – ЙА, Ё – ЙО, Ю – ЙЭ, Е-ЙЭ. (Карточка символов звуков)

  1. Следующее задание на внимание. Как можно отгадать, какой звук произносится, если мы говорим очень тихо. Правильно по губам. Давайте поиграем в игру: « Я покажу, а вы догадайтесь, какой звук я произношу.» (дети по артикуляции педагога называют и показывают карточку символ.)

6. К нам на помощь пришла девочка, вот только как её звать я  не знаю. На карточке есть картинки, по первым звукам, которых мы узнаем её имя.

Картинки (огурец, лимон, яблоко) Первые звуки  в этих словах О, Л, Я Значит эту девочку звать Оля. Оля пришла не одна, а со своими друзьями. Узнайте имена Олиных друзей. Внимательно посмотрите на карточку и по первым звукам подобранных картинок узнайте, кого как зовут. Все имена начинаются на гласные буквы. (Аня, Алина, Оксана, Егор, Игорь, Ася, Ира, Оля, Юра…) Молодцы, теперь мы знаем все имена детей.

  1. А вот ещё одно задание. Нам надо помочь детям  сесть правильно по вагонам. На каждый слог мы хлопаем в ладоши. Если в имени один слог значит этому ребёнку надо в вагон №1, если два слога –то в вагон №2, а если три- то в вагон №3.( А-НЯ, О-ЛЯ, Е-ГОР, Ю-РА, И-ГОРЬ…) во всех этих именах два слога - значит все они поедут во втором вагоне, а (А-ЛИ-НА, ОК-СА-НА) поедут в третьем вагоне, потому, что в их именах три слога.

8.Физкультминутка.

Давайте немножко отдохнём. Встали, руки внизу, глаза закрыли.

          Открываем мы глаза,

 Вдох - и долго тянем: "а - а- а - а.." (на одном уровне)

 Утром солнышко взошло,

 Снизу вверх мы тянем: " о- о - О–О…"( звучит с повышением)

 Днем по горкам ездим мы: " Ы - Ы - Ы–Ы…".( громко на одном уровне)

 Ночью смотрим на звезду, Сверху вниз слетаем "У - У - у - у".

  (звук голоса звучит с понижением)

9. А вот и звуковые ракеты. Нам необходимо определить, где находится заданный гласный звук вначале, середине или конце слова.

У меня звук «Ы» и две картинки МЫЛО,

МЫЛО - В названии этой картинки звук «Ы» в середине, значит, я поставлю её возле  второй ракеты,  УСЫ  - в этом слове  звук «Ы» в конце. А картинки, где звук «Ы» первый у меня нет.

   Ведь мы, слыхали от совы, что нету слов на букву «Ы». А теперь возьмите каждый по три картинки. Дима возьмёт картинки с гласной «О», Алина с гласной «А»…  и определите, где находится заданный звук.

10. Вот и последнее десятое задание это игра « Гласные на пальчиках»

Покажите мне правую руку.  Она сильная, всё умеет и ложкой в рот попадать и карандаш правильно держать. На пальцах этой руки  мы расположим гласные, которые помогают согласным стать твёрдыми- А,О,У,Э,Ы. Левая рука немножко слабее,  на пальцах левой руки у нас будут гласные ,которые помогают стать согласным мягкими – И,Е,Ё,Ю,Я. Возьми каждый по одной согласной букве  и подойдя к доске помогите согласным звукам подружить с гласными на правой, а затем на левой руке и прочтите слоги.

 ПА, ПО, ПУ, ПЭ, ПЫ          ПИ, ПЕ, ПЁ, ПЮ, ПЯ.

Какими стали ваши согласные звуки, когда дружили со звуками правой руки, а какими, когда дружили со звуками левой руки.

Мы выполнили все задания злой волшебницы, и теперь все гласные буквы возвращаются в свой красный домик. Давайте расставим их по местам

Вначале  поставим те буквы, звуки  которых  умеют петь сами, их 6

– А У О Э Ы И, а теперь те буквы, которые образованы  из двух звуков,  кому помогает «и-краткий»    - Я  Ю  Е  Ё. Буквы снова на месте и наше путешествие в страну Азбуки тоже подошло к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с применением технологии ТРИЗ.

Цель:  развивать творческое воображение, мышление, познакомить детей с буквой Г, звуками  [Г]  и [Г\']....

Дидактическая игра по обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте «Весёлый зонтик»

Дидактическая игра по обучению грамотев старшем дошкольном возрасте«Весёлый зонтик»Подготовила: Яковлева И.Н., воспитатель первой квалификационной категории,  МОУ Леснополянская НШ им...

Цикл занятий по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, с использованием интерактивной приставки Mimio

Данный цикл занятий разработан для детей старшего дошкольного возраста. Использование Mimio-игр позволяет повысить интерес ребенка к выполнению заданий, ведь в них ребенок имеет уникальную возможность...

Квест-игра «В поисках пропавшей Азбуки». Конспект обобщающего занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОВЗ.

В статье представлен конспект обобщающего занятия по обучению элементарной грамоте детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОВЗ, проведенного в форме подгрупповой квест-игры.Квест-игры являются а...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5 – 6 ЛЕТ) по теме: «Звук и буква «Б»

Цель – знакомство с согласным звуком БЗадачиОбразовательные познакомить со звуками [б], [б’], буквой Б.уточнить артикуляцию звука [б];научить давать характеристику звуку Б;познакомить с гр...

Занятие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: «Неизвестные гости звук: «Ш» и буква - Ш».

Цель: Закрепление правильного произношения звука «Ш» в слогах, словах, чистоговорках,  знакомство с буквой - Ш....

Конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Путешествие на планету Пиши- Читай"

Конспект НОД "Путешествие на планету Пиши - Читай" представляет собой методическую разработку по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР....