Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте с детьми 6-7 лет "Шипящие согласные звуки".
план-конспект занятия (обучение грамоте, подготовительная группа) по теме

Пигорева Ольга Алексеевна

В ходе непосредственно образовательной деятельности происходит закрепление знаний о гласных   звуках,  о согласных твёрдых и мягких звуках, развивается фонематический слух через выполнение заданий в игровой форме. Знакомим детей с шипящими звуками через игровую ситуацию.Закрепляем представление детей о временах года, о днях недели,о частях суток. Тренируемся в чтении и запоминании букв, обозначающих шипящие звуки. Просмотр презентации и выполнение заданий в рабочих тетрадях.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте с детьми 6-7 лет

Тема: « Шипящие согласные звуки».

  Образовательные цели:- дать понятие о шипящих согласных звуках;

  • закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, о твёрдых и мягких согласных звуках, о звонких и глухих согласных звуках;
  • автоматизировать шипящие звуки в слогах, словах, предложениях.

Развивающие цели:

  • развивать умение называть слова на заданный звук;
  • развивать фонематический слух на материале слов с шипящими звуками;
  • развивать внимание и память;
  • развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;
  • закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением.

Воспитательные цели:

  • воспитывать навык  самостоятельной деятельности;
  •  воспитывать у детей умения: терпеливо выслушивать вопросы педагога, ответы товарищей и  

уважать их мнение.

Материал демонстрационный:  касса с пройденными буквами, предметные картинки, игрушки: ёжик, лисёнок, сова, змейка, жуки.

Презентация на тему « Шипящие звуки» - 9 слайдов.

Материал раздаточный: предметные картинки.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Основной этап.
  4. Физкультминутка « Жук».
  5.  Закрепление знаний.
  6.  Вторичное закрепление.

Ход НОД

  1. Орг. момент.

Воспитатель. Ребята, сегодня у нас гости.  Давайте поздороваемся с ними.

  1. Повторение и закрепление ранее изученного материала.

Воспитатель..-Мы с Ёжиком, Лисёнком и Мудрой Совой путешествуем по городу Звуков и Букв.

Слайд №1 “Улица  Гласных “

 Пропоём  гласные звуки. ( а — я, о — ё, у — ю, ы — и, э — е).

 - “ Здравствуйте, гласные”

 Слайд №2  “Улица Согласных ''

Называем твёрдые и мягкие согласные, показывая: правая рука — твёрдый звук; левая рука — мягкий звук; не называем ( Ж ), ( Ш ), ( Щ ), ( Ч ).

- '' Здравствуйте, согласные.''

- Какие мы звуки не назвали? ( Ж, Ш, Щ, Ч)

- Чем они похожи?

Дети. ( Ж)-нет пары по мягкости; (Ш)- нет пары по мягкости; ( Щ )- нет пары по твёрдости; ( Ч ) - нет пары по твёрдости.

Воспитатель.:Эти звуки не имеют пары по твёрдости и по мягкости, они непарные.  Давайте  назовём эти звуки: ( Ж — Ш — Щ — Ч ).Мы открыли первую тайну этих звуков. Есть ещё одна тайна и мы её сейчас попробуем открыть.

  1. Воспитатель.: Смотрите, корзинка. Кто же в ней? Давайте посмотрим. ( Смотрит в корзину, а из корзины слышны звуки ( Ш-Ш-Ш ) - ой шипит; ( Ж-Ж-Ж) — жужжит; ( Щ-Щ-Щ ) ;( Ч-Ч-Ч). Кто же это? ( Ответы детей.)

 Трудно отгадать? Заглянем? Ой, ужик. Я думала, что ужи шипят, а мы с ребятами услышали много разных звуков.

Уж: А я и так шипел. Разве нет?

Воспитатель.: Да ты и шипел и жужжал. Кто же ты?

- Ребята, давайте спросим у Мудрой Совы.

 Мудрая Сова: Ужик родился ранней весной.( Как вы думаете, в каком месяце). Было темно. ( Кто скажет, в какое время суток). Да, родился между вторником и четвергом? ( В какой день недели?) Так вот, родился и сразу заговорил:

 Слайд № 3  Ж — Ж — Ж — Ж — Ж.

Мама ужика очень испугалась: '' Мы ужи — говорим

Слайд № 4    Ш — Ш — Ш — Ш — Ш.”

Слайд № 5 А ужик повторяет: Ж — Ж — Ж — Ж — Ж

       А потом ещё : Ч — Ч — Ч  - Ч — Ч.

 Ужик очень старался, но у него получалось: Щ — Щ — Щ — Щ  - Щ.( Слайд № 6)

Мама ужика очень расстроилась. Она говорила — ужи — шипим, а ужонок с дефектом речи. Надо к логопеду. И они отправились к логопеду Чижу. Чиж  спросил : '' На что жалуетесь?''  На это ужиха ответила: '' Ужик не шипит!''

Чиж был очень удивлён: '' Как это не шипит?'' Сейчас мы это проверим:

 Уж говорит ( дети читают): Ж — Ж — Ж — Ж — Ж

Ч — Ч — Ч — Ч — Ч

Щ — Щ — Щ — Щ -Щ

Ш — Ш — Ш — Ш — Ш Слайд № 7

Чиж  сказал: ''Всё у Ужика в порядке. Ведь все эти звуки …....шипящие.''

  1. Физкультминутка'' Жук ''

Я увидела жука

На большой ромашке.

Подержу его в руках,

А потом в кармашке.

Ой, упал, упал мой жук,

Нос испачкал пылью.

Посажу его на сук,

Пусть расправит крылья.

  1. Воспитатель.:Берём зеркала. Почему эти звуки называют шипящие?

Давайте мы их произнесём: ( Ж — Ш — Щ — Ч ).

Как произносятся эти звуки? При произношении этих звуков воздух проходит в щель. И мы как-будто шипим. А какой из этих звуков  «

лишний»? И почему? ( Ответы детей.)

Воспитатель :Правильно звук ( Ж ) - звонкий, а звуки ( Ш — Ч — Щ ) - глухие.

Давайте проверим, положите ладошку на горлышко и произнесите эти звуки, когда вы слышите шум, а когда голос и шум? ( Ответы детей).

  1. Воспитатель:- А теперь давайте выполним задание в тетрадях. Открываем тетради на странице 51, задание 3. Вам необходимо соединить картинку с подходящей схемой. Вспомните как мы обозначали звуки: шина- звук ( Ш ), жук — звук ( Ж ), пчела — звук ( З ). Слайд №8

- Ребята, какой из этих звуков лишний ( звук ( З ), и почему? Ответы детей. Звук ( З ) - свистящий, а  ( Ш ), ( Ж ) - шипящие.

- Давайте выполним следующие задание. « Цепочка слов.»  Необходимо соединить картинки в цепочку, определяя первый и последний слог в названиях картинок. Начнём с вазы ( ваза — заколка — каша — шары — рыжик).

Дети выполняют задания в тетрадях.

Воспитатель.:- Ребята, давайте поиграем в игру : «Ах, какой я молодец!» Идите  по  кругу и слушайте  слова, которые  я буду называть .Как только вы услышите слово с шипящими звуками, вы останавливаетесь, поворачиваитесь в круг,  гладите себя по голове и говорите: « Ах, какой я молодец!» Давайте ещё раз назовём шипящие звуки : ( Ж — Ш — Щ — Ч ).

 Слова: книга, ручка, тетрадь, пенал, журнал, цветы, ромашка, роза, подснежник, трава, картина, ракушка, рыба, овощи, ягоды, шоколад, конфеты, чайник, стол, ящик.

Воспитатель.:- Молодцы, садитесь. Давайте вспомним, когда родился наш ужик? Правильно, а сейчас  какое  время года?  Да, ранняя весна — март. Так вот у нашего ужика недавно был день рождение. А что делают на день рождение ( ответы детей ).

Воспитатель.:Вот и мы сейчас подарим ужику подарки и поздравим. Берите карточки и придумывайте поздравления.

Дети отдают ужику свою карточку и говорят поздравления.

  1. Воспитатель: В названии всех ваших подарков есть шипящие звуки. Но люди умеют произносить их по - доброму с улыбкой. Давайте попробуем: слайд  № 9 Если с улыбкой, то и не страшно.

Литература:

1.Кислова Т.Р. « По дороге к Азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 3и 4. Под научной редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.- м.: « Баласс»,2002.

2.Байбакова О.Ю. Коррекционно-педагогическая помощь детям с трудностями в обучении: методические рекомендации учителям начальных классов.- Курск.: Изд. Курск. Гос. Ун-т, 2007.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

А У Ы Э О Я И Ё Ю Е УЛИЦА ГЛАСНЫХ

Слайд 3

УЛИЦА СОГЛАСНЫХ Б В Г Д Ж З Й К Л М Н П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ

Слайд 4

Ж-Ж-Ж-Ж-Ж

Слайд 5

Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш

Слайд 6

Ж-Ж-Ж-Ж-Ж Ч-Ч-Ч-Ч-Ч

Слайд 7

Щ-Щ-Щ- Щ-Щ-Щ

Слайд 8

Ж – Ж – Ж – ж – Ж Ш – Ш – ш – Ш – Ш Ч – Ч – Ч – Ч – Ч Щ – Щ – Щ – Щ – Щ

Слайд 9

- Ш - Ж - З

Слайд 10

Ж – Ж – Ж – ж – Ж Ш – Ш – ш – Ш – Ш Ч – Ч – Ч – Ч – Ч Щ – Щ – Щ – Щ – Щ

Слайд 11

М О Л О Д Ц Ы !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте "Похищение звука В"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной группы "Похищение звука В". Знакомство со звуками «в», «в’», закрепление их прави...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Тема: Звук Ж.

Цель: Закреплять навык чёткого произношения звука "Ж". Уточнить артикуляционную позицию органов артикуляции при произношении данного звука. Развивать мелкую моторику, двигательные функции ар...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «В гостях у бобра и панды» Тема: Дифференциация звуков [б] - [п] И букв Б и П

Дифференциация звуков у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями - одна из сложных тем  при подготовке  детей к обучению в школе. Предлагаемый конспект занятия поможет  учителя...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в комбинированной группе детей 6-7 лет. Тема «Звуки Б, Бь. Буква Б»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в комбинированной группе детей 6-7 лет.Тема «Звуки Б, Бь. Буква Б»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоты в старшей группе на тему "Изучаем звуки и буквы А У"

Цель: закрепить навыки различения и правильного произношения звуков «А», «У».Задачи.1. Закрепить знание о звуках и буквах, умение различать гласные звуки и буквы гласных.2. Про...