Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте с детьми 6-7 лет "Шипящие согласные звуки".
план-конспект занятия (обучение грамоте, подготовительная группа) по теме
В ходе непосредственно образовательной деятельности происходит закрепление знаний о гласных звуках, о согласных твёрдых и мягких звуках, развивается фонематический слух через выполнение заданий в игровой форме. Знакомим детей с шипящими звуками через игровую ситуацию.Закрепляем представление детей о временах года, о днях недели,о частях суток. Тренируемся в чтении и запоминании букв, обозначающих шипящие звуки. Просмотр презентации и выполнение заданий в рабочих тетрадях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД по подготовке к обучению грамоте " Шипящие согласные звуки" | 21.02 КБ |
"Шипящие согласные звуки" | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте с детьми 6-7 лет
Тема: « Шипящие согласные звуки».
Образовательные цели:- дать понятие о шипящих согласных звуках;
- закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, о твёрдых и мягких согласных звуках, о звонких и глухих согласных звуках;
- автоматизировать шипящие звуки в слогах, словах, предложениях.
Развивающие цели:
- развивать умение называть слова на заданный звук;
- развивать фонематический слух на материале слов с шипящими звуками;
- развивать внимание и память;
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;
- закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением.
Воспитательные цели:
- воспитывать навык самостоятельной деятельности;
- воспитывать у детей умения: терпеливо выслушивать вопросы педагога, ответы товарищей и
уважать их мнение.
Материал демонстрационный: касса с пройденными буквами, предметные картинки, игрушки: ёжик, лисёнок, сова, змейка, жуки.
Презентация на тему « Шипящие звуки» - 9 слайдов.
Материал раздаточный: предметные картинки.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
- Организационный этап.
- Актуализация знаний.
- Основной этап.
- Физкультминутка « Жук».
- Закрепление знаний.
- Вторичное закрепление.
Ход НОД
- Орг. момент.
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся с ними.
- Повторение и закрепление ранее изученного материала.
Воспитатель..-Мы с Ёжиком, Лисёнком и Мудрой Совой путешествуем по городу Звуков и Букв.
Слайд №1 “Улица Гласных “
Пропоём гласные звуки. ( а — я, о — ё, у — ю, ы — и, э — е).
- “ Здравствуйте, гласные”
Слайд №2 “Улица Согласных ''
Называем твёрдые и мягкие согласные, показывая: правая рука — твёрдый звук; левая рука — мягкий звук; не называем ( Ж ), ( Ш ), ( Щ ), ( Ч ).
- '' Здравствуйте, согласные.''
- Какие мы звуки не назвали? ( Ж, Ш, Щ, Ч)
- Чем они похожи?
Дети. ( Ж)-нет пары по мягкости; (Ш)- нет пары по мягкости; ( Щ )- нет пары по твёрдости; ( Ч ) - нет пары по твёрдости.
Воспитатель.:Эти звуки не имеют пары по твёрдости и по мягкости, они непарные. Давайте назовём эти звуки: ( Ж — Ш — Щ — Ч ).Мы открыли первую тайну этих звуков. Есть ещё одна тайна и мы её сейчас попробуем открыть.
- Воспитатель.: Смотрите, корзинка. Кто же в ней? Давайте посмотрим. ( Смотрит в корзину, а из корзины слышны звуки ( Ш-Ш-Ш ) - ой шипит; ( Ж-Ж-Ж) — жужжит; ( Щ-Щ-Щ ) ;( Ч-Ч-Ч). Кто же это? ( Ответы детей.)
Трудно отгадать? Заглянем? Ой, ужик. Я думала, что ужи шипят, а мы с ребятами услышали много разных звуков.
Уж: А я и так шипел. Разве нет?
Воспитатель.: Да ты и шипел и жужжал. Кто же ты?
- Ребята, давайте спросим у Мудрой Совы.
Мудрая Сова: Ужик родился ранней весной.( Как вы думаете, в каком месяце). Было темно. ( Кто скажет, в какое время суток). Да, родился между вторником и четвергом? ( В какой день недели?) Так вот, родился и сразу заговорил:
Слайд № 3 Ж — Ж — Ж — Ж — Ж.
Мама ужика очень испугалась: '' Мы ужи — говорим
Слайд № 4 Ш — Ш — Ш — Ш — Ш.”
Слайд № 5 А ужик повторяет: Ж — Ж — Ж — Ж — Ж
А потом ещё : Ч — Ч — Ч - Ч — Ч.
Ужик очень старался, но у него получалось: Щ — Щ — Щ — Щ - Щ.( Слайд № 6)
Мама ужика очень расстроилась. Она говорила — ужи — шипим, а ужонок с дефектом речи. Надо к логопеду. И они отправились к логопеду Чижу. Чиж спросил : '' На что жалуетесь?'' На это ужиха ответила: '' Ужик не шипит!''
Чиж был очень удивлён: '' Как это не шипит?'' Сейчас мы это проверим:
Уж говорит ( дети читают): Ж — Ж — Ж — Ж — Ж
Ч — Ч — Ч — Ч — Ч
Щ — Щ — Щ — Щ -Щ
Ш — Ш — Ш — Ш — Ш Слайд № 7
Чиж сказал: ''Всё у Ужика в порядке. Ведь все эти звуки …....шипящие.''
- Физкультминутка'' Жук ''
Я увидела жука
На большой ромашке.
Подержу его в руках,
А потом в кармашке.
Ой, упал, упал мой жук,
Нос испачкал пылью.
Посажу его на сук,
Пусть расправит крылья.
- Воспитатель.:Берём зеркала. Почему эти звуки называют шипящие?
Давайте мы их произнесём: ( Ж — Ш — Щ — Ч ).
Как произносятся эти звуки? При произношении этих звуков воздух проходит в щель. И мы как-будто шипим. А какой из этих звуков «
лишний»? И почему? ( Ответы детей.)
Воспитатель :Правильно звук ( Ж ) - звонкий, а звуки ( Ш — Ч — Щ ) - глухие.
Давайте проверим, положите ладошку на горлышко и произнесите эти звуки, когда вы слышите шум, а когда голос и шум? ( Ответы детей).
- Воспитатель:- А теперь давайте выполним задание в тетрадях. Открываем тетради на странице 51, задание 3. Вам необходимо соединить картинку с подходящей схемой. Вспомните как мы обозначали звуки: шина- звук ( Ш ), жук — звук ( Ж ), пчела — звук ( З ). Слайд №8
- Ребята, какой из этих звуков лишний ( звук ( З ), и почему? Ответы детей. Звук ( З ) - свистящий, а ( Ш ), ( Ж ) - шипящие.
- Давайте выполним следующие задание. « Цепочка слов.» Необходимо соединить картинки в цепочку, определяя первый и последний слог в названиях картинок. Начнём с вазы ( ваза — заколка — каша — шары — рыжик).
Дети выполняют задания в тетрадях.
Воспитатель.:- Ребята, давайте поиграем в игру : «Ах, какой я молодец!» Идите по кругу и слушайте слова, которые я буду называть .Как только вы услышите слово с шипящими звуками, вы останавливаетесь, поворачиваитесь в круг, гладите себя по голове и говорите: « Ах, какой я молодец!» Давайте ещё раз назовём шипящие звуки : ( Ж — Ш — Щ — Ч ).
Слова: книга, ручка, тетрадь, пенал, журнал, цветы, ромашка, роза, подснежник, трава, картина, ракушка, рыба, овощи, ягоды, шоколад, конфеты, чайник, стол, ящик.
Воспитатель.:- Молодцы, садитесь. Давайте вспомним, когда родился наш ужик? Правильно, а сейчас какое время года? Да, ранняя весна — март. Так вот у нашего ужика недавно был день рождение. А что делают на день рождение ( ответы детей ).
Воспитатель.:Вот и мы сейчас подарим ужику подарки и поздравим. Берите карточки и придумывайте поздравления.
Дети отдают ужику свою карточку и говорят поздравления.
- Воспитатель: В названии всех ваших подарков есть шипящие звуки. Но люди умеют произносить их по - доброму с улыбкой. Давайте попробуем: слайд № 9 Если с улыбкой, то и не страшно.
Литература:
1.Кислова Т.Р. « По дороге к Азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 3и 4. Под научной редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.- м.: « Баласс»,2002.
2.Байбакова О.Ю. Коррекционно-педагогическая помощь детям с трудностями в обучении: методические рекомендации учителям начальных классов.- Курск.: Изд. Курск. Гос. Ун-т, 2007.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А У Ы Э О Я И Ё Ю Е УЛИЦА ГЛАСНЫХ
УЛИЦА СОГЛАСНЫХ Б В Г Д Ж З Й К Л М Н П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ
Ж-Ж-Ж-Ж-Ж
Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш
Ж-Ж-Ж-Ж-Ж Ч-Ч-Ч-Ч-Ч
Щ-Щ-Щ- Щ-Щ-Щ
Ж – Ж – Ж – ж – Ж Ш – Ш – ш – Ш – Ш Ч – Ч – Ч – Ч – Ч Щ – Щ – Щ – Щ – Щ
- Ш - Ж - З
Ж – Ж – Ж – ж – Ж Ш – Ш – ш – Ш – Ш Ч – Ч – Ч – Ч – Ч Щ – Щ – Щ – Щ – Щ
М О Л О Д Ц Ы !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи Звук и буква «Ш» (лексическая тема Профессии)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке грамоте подготовительная группа...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте с детьми группы компенсирующей направленности подготовительного возраста «Полёт на воздушном шаре»
Тема: знакомство со звуками Р и Рь, буквой Р...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте "Похищение звука В"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной группы "Похищение звука В". Знакомство со звуками «в», «в’», закрепление их прави...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Тема: Звук Ж.
Цель: Закреплять навык чёткого произношения звука "Ж". Уточнить артикуляционную позицию органов артикуляции при произношении данного звука. Развивать мелкую моторику, двигательные функции ар...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «В гостях у бобра и панды» Тема: Дифференциация звуков [б] - [п] И букв Б и П
Дифференциация звуков у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями - одна из сложных тем при подготовке детей к обучению в школе. Предлагаемый конспект занятия поможет учителя...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в комбинированной группе детей 6-7 лет. Тема «Звуки Б, Бь. Буква Б»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в комбинированной группе детей 6-7 лет.Тема «Звуки Б, Бь. Буква Б»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоты в старшей группе на тему "Изучаем звуки и буквы А У"
Цель: закрепить навыки различения и правильного произношения звуков «А», «У».Задачи.1. Закрепить знание о звуках и буквах, умение различать гласные звуки и буквы гласных.2. Про...