Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «В гостях у бобра и панды» Тема: Дифференциация звуков [б] - [п] И букв Б и П
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Наталья Евгеньевна Кацуба

Дифференциация звуков у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями - одна из сложных тем  при подготовке  детей к обучению в школе. Предлагаемый конспект занятия поможет  учителям - логопедам  в игровой форме  закрепить у детей дифференциацию звуков [Б] и [П].

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор работы: Кацуба Наталья Евгеньевна,

 учитель – логопед МАДОУ №5 «Огонёк»

города Туринска Свердловской области

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «В гостях у бобра и панды»

Тема: Дифференциация звуков [б] - [п] И букв Б и П  

Возраст детей: 6-7 лет ( подготовительная к школе группа)

Логопедическое заключение:  ФНР, ФФНР

Цель: Закрепить произношение звуков  [Б] и [П], умение дифференцировать звуки Б и П.

Коррекционно-образовательные:

- закрепить произношение звуков [Б] и [П], умение давать их  характеристику с опорой на  акустические  и артикуляционные  признаки;

- закрепить умение дифференцировать звуки [Б] и [П]  в слогах, словах, фразах;

-  закрепить умение дифференцировать понятия «звук» и «буква»;

- продолжить  знакомить  с графическим обозначением звуков -  буквами Б и П;

 - совершенствование навыков звуко - буквенного анализа.

Коррекционно-развивающие:

- развивать слуховое внимание и память, зрительный гнозис;

- совершенствовать навыки выделения «лишнего»;

- развивать общую, мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

- Расширять   представления об окружающем мире;      

- Воспитывать  познавательный  интерес;

- воспитывать аккуратность, усидчивость, умение выслушивать ответы детей.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

Касса букв и слогов, фишки-символы для обозначения звуков П, Б ( с наушниками     – звук П,   с колокольчиком – звук Б),  карточки для определения места звука в слове, предметные картинки ( подушка, банка, укроп, сапоги, забор),  карточки (бревна для плотины) со словами для чтения, карточки (слоговая таблица) со слогами для чтения, презентация, компьютерная игра «Подарки для бобра и панды».

Предварительная работа: знакомство со звуком [Б]  и буквой Б, знакомство со звуком [П]    и  буквой П, обучение чтению слогов и небольших слов.

Используемые традиционные  образовательные технологии:

Игровые технологии (Игра «Дорожка», Игра  «Найди букву»)

Используемые современные образовательные технологии:

ИКТ ( презентация на тему «Бобр и панда», компьютерная игра «Подарки для бобра и панды).

Ход занятия

1. Организационный момент  [Координация речи с движениями, развитие подвижности и творческого воображения.]

Логопед:   Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Поздоровайтесь с ними. Они знают, что вы очень умные ребятки, и хотят послушать вас. А мы сегодня с вами будем учиться различать звуки и буквы  Б и П. Проходите на  свои места.

Логопед. Ребята, а какое время года сейчас наступило на улице? Какой месяц года?

Дети. Наступила зима. Месяц года – декабрь.

Логопед. Давайте мы с вами расскажем, как пришла зима с движениями.

Подвижная игра на координацию речи с движением «Пришла зима»

Пришла зима

Развести руки в стороны, показывая вокруг себя

Стало холодно.

Обхватить руками себя за плечи и поёжиться

Ударили морозы.

Стукнуть правым кулаком по ладони левой руки

Река покрылась льдом.

Вытянуть руки перед грудью и развести их в разные стороны

Пошел снег. Он падал белыми пушистыми хлопьями

Руки поднять вверх, а затем плавными зигзагообразными движениями опускать их вниз

На землю,

Изобразить сугробы: поставить руки перед грудью и волнообразными движениями разводить их в стороны

На дома,

Соединить руки у себя над головой так, чтобы получилась «крыша»

На деревья,

Согнуть руку в локте, поднять, растопырить пальцы, изобразить дерево

На людей.

Положить руки себе на голову.

Логопед. Молодцы, ребята! Садитесь.

Дети садятся.

2. Введение в тему занятия. [Развитие  познавательного  интереса. Введение в  игровую  ситуацию].

Логопед. Пришла зима, подготовились к ней люди и звери. Но один  зверь грустит в своем жилище. Посмотрите, кто это?  Это бобр (слайд №1).

А знаете ли вы, что жилище бобра называется «хатка» и строят её бобры на реках из толстых палок и веток? А из стволов деревьев  бобры строят плотины.  Плотина  - это сооружение из толстых палок и  бревен, которое перегораживает реку.  Бобры  пользуются своими крепкими передними зубами, чтобы подгрызать деревья и даже могут таскать в своих зубах брёвна.  

      Но сейчас  наш бобр грустит. Он услышал, что в Китае живет редкий зверь – панда  и очень хочет  с ним познакомиться. (слайд №2).  Панда – это медведь, который   много времени проводит  сидя на дереве,  питается разными растениями.  Чтобы им встретиться, бобру нужно построить плотину через быструю речку, и тогда он сможет отправиться в гости к панде. Он просит нас помочь.   Вы согласны?

Дети. Да, согласны.

3.  Упражнение «Задание   бобра». [Выделение первого звука из слова. Сравнительная характеристика звуков].

Логопед.  Для того,  чтобы помочь бобру построить плотину, нужно выполнить несколько заданий.    А  наше первое задание будет таким. Скажите, какой первый звук в слове «бобр»?

Дети. Звук [Б].

Логопед. Посмотрите друг на друга и тихонько повторите этот звук. Логопед. Губки   мы смыкаем, звук Б с голосом называем (выполняют по подражанию).

Дети. Звук [Б]  - согласный, твердый, звонкий.  

Символ  звука помещается на магнитную доску.

Логопед. А какой первый звук в слове панда?

Дети. Звук [П]

Логопед.  Губки мы смыкаем, звук П без голоса называем (дети смыкают губки и разжимают их по подражанию без голоса, с подачей воздушной струи). Какой это звук?

Дети. Звук [П]- Согласный, твердый, глухой  

Символ   звука помещается на  вторую магнитную доску.

(символ звука П – наушники, символ звука Б —колокольчик)

Логопед. Чем различаются эти звуки?

Дети.  Оба звука согласные, твердые, Один  из них глухой, а другой звонкий.

Логопед. Да, они оба согласные, твердые, но звук [Б]   звонкий, а  звук [П]-   – глухой.

Логопед.  Чтобы помогать бобру строить плотину, мы будем сегодня  учиться различать звуки   [Б]  и   [П].    С первым заданием мы уже  справились, положили на плотину первое бревнышко.   

Картинка мост с 1 бревнышком.

4. Упражнение  «Запомни, повтори». [Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков П, Б в слогах]

Логопед. Пошел  бобр по дорожке за вторым бревнышком, идет и песенку напевает. А мы   слушаем,  запоминаем,  и его песенки повторяем.  Но прежде, ребята, посмотрите на свои парты. У вас там лежат колокольчик и наушники. Возьмите их. Тот, кого я назову, будет повторять песенку бобра, а остальные будут показывать, какой звук в песенке: звонкий или глухой:

ПУ – ПЫ – ПО        БО –– БУ          ПА – ПЫ – ПО

БА – БО – БУ          БУ – БЫ – БЭ        

Дети   повторяют   песенки   бобра.

Логопед. Взял бобр бревнышко, идет назад, тяжело ему, не поются звонкие песенки. Давайте послушаем, какие песенки получились у бобра и поможем ему петь. Я буду вам  петь со звонким звуком [Б],  а вы заменяйте его на глухой  звук  [П].

БУ – ПУ       БО -  ПО         БА  - ПА     БЫ  -  ПЫ    БЭ - ПЭ

Логопед. Мы помогали    бобру,  и благодаря    вашей помощи  он уже положил второе бревно на плотину.

5.  Игра «Подарки».  [ Развитие фонематического слуха.  Дифференциация звуков П, Б в словах . Определение местоположения звука в слове].

Логопед. Присел бобр отдохнуть.  А мы давайте вспомним: какой скоро будет праздник? Правильно, Новый год.  Я предлагаю выбрать новогодние  подарки бобру и панде.

Что хотите, выбирайте,

Но подарки покупайте

Вы внимательно, ребята.

Помните, что для бобра

Со звука [Б]   подарок

Начинается всегда.

А для панды, это ясно,

Со звуком  [П]  подарки все прекрасны.

 Логопед включает компьютерную игру «Дифференциация слов, начинающихся со звуков [Б]    или [П]». Дети должны распределить картинки для панды и для бобра.

Картинки: со звуком [Б]    бабочка, бант, бусы, барабан, банан.

Картинки: со звуком [П] попугай, платье, пуговица, помидор, паук.

Логопед. Бобр очень рад подаркам и надеется, что панде тоже понравятся подарки, которые вы ему приготовили.

6. Игра «Дорожка».  [ Развитие фонематического слуха.  Дифференциация звуков П, Б в словах . Определение местоположения звука в слове].

Логопед. Пошел наш бобр за третьим бревнышком, да вот беда – дорога вся неровная, кочки да  ямки.  Трудно ему идти. Нам нужно   дорожку  сделать ровной. Если мы назовем, какой звук есть в этом слове и скажем, где он находится – в начале, в середине или на конце,  поставим на это место колокольчик или наушники,  то    дорожка станет ровной.  

      У  детей полоски на партах с тремя квадратиками для определения места звука в слове.

 ( на магнитной доске полоски с определением места звука  стоят боком, над ними картинки, как только ребенок называет   пропущенный звук и его место – логопед поворачивает и ставит полоску  ровно).

Картинки: подушка, банка, сапоги, забор.

7.  Физминутка «Бобр в лесу затеял бал»

Логопед. Принес наш бобр и третье бревнышко, положил его и очень устал. Надо ему немного размяться и отдохнуть, да и нам вместе с ним.

Бобр в бору затеял бал,

Дети маршируют в такт стихотворения.

 Бобр на бал гостей позвал.

Приглашающее движение руками к себе.

 Паучки во флейты дуют,

Изображение игры на флейте.

 Польку бабочки танцуют.

Взмахи руками, подобно крыльям бабочки.

 Даже тихий  барсучок

Маршировка на носочках, руки на пояс.

 Каблучками цок да цок».

Маршировка на пяточках, руки на пояс.

Логопед. Какие слова со звуком Б  вы услышали? Какие слова со звуком П?

Дети. Паучок, бобр, полька, бабочки, барсучок, бал, позвал, бор.

8. Игра  «Найди букву». [Закрепление оптических представлений о буквах П, Б. Предупреждение нарушений письма и чтения. Упражнения в чтении слов и слогов с буквами П, Б, нахождение пропущенной буквы в слове].

Логопед. Отдохнул бобр и снова за работу принялся. Идет с четвертым бревном и видит: снежинки упали, а на них  какие - то знаки. Ребята, давайте посмотрим на снежинки, что же там можно увидеть?

Дети. Это буквы Б и П.

Логопед. Приглядитесь, ребята, все ли буквы правильно написаны? Выберите только правильно написанные буквы. ( 1 ребенок)

Логопед. Давайте вспомним, какие мы знаем про эти буквы стихи.

Дети.  И в  хоккее, и в  футболе

           Буква П – ворота в поле.

                          Буква Б с большим брюшком,

                          В кепке с длинным козырьком.

Логопед. Найдите эти буквы в своей разрезной азбуке и выложите их на парту.

Дети выкладывают буквы Б и П

Логопед. А на другой снежинке – письмо от панды. Давайте прочитаем, что же он там написал, и найдем в каждой строчке лишний слог.

Чтение слоговой таблицы

           ОП, АП, БУ, УП,

            БО,  ПА, БУ,  БЫ.

Логопед. Скажите, ребята, среди слогов первой строчки какой слог лишний?

Дети. БУ, потому что остальные слоги с буквой П.

Логопед. А среди слогов второй строчки  какой слог лишний?

Дети. Слог ПА, потому что остальные с буквой Б.

Логопед. Ребята, составьте из разрезной азбуки «лишние» слоги у себя на парте, а на доске эти слоги составят из букв …..

Логопед проходит, проверяет, помогает исправить. Затем предлагает убрать буквы в разрезную азбуку.

Логопед. Вот и четвертое бревно лежит, пятое нести нужно. Пришел бобр с  последним  брёвнышком к плотине, а там жук – буквоед похозяйничал: съел кусочки бревен с буквами Б и П , и слова, которые там написаны были, стали непонятными. Давайте допишем эти слова, вставим нужные буквы,  и наша  плотина  будет готов. ( детей маленькие карточки, на доске большая карточка

( на карточке картинка с бревнами, не хватает букв  п – в словах - ..апа, …аук,   букв б в словах  …ык, …аба).  Вставляем буквы б и п, получаем слова баба, бык,  папа, паук).

Логопед. Вы в очередной раз справились с заданием, помогли бобру достроить плотину,  и  он встретился со своим другом. Бобр очень доволен и говорит вам: «Ребята, спасибо».

  9. Итог занятия.

Логопед. А  наше занятие подошло к концу…( слайд 4).  С какими животными мы с вами познакомились? Что мы о них узнали?

    -  Мы познакомились с бобром и  пандой.  Бобров    называют «хранителями рек». На реках  они строят плотины и не дают тем самым речкам  пересыхать, помогают человеку. У нас в стране это звери редкие, они охраняются законом.

   Панда тоже  редкое животное, этот мишка   любит    листья   бамбука, очень часто сидит на дереве и ест его,  но люди вырубают бамбуковые леса, пандам становится нечего есть, и они погибают.  Этих животных   тоже   нужно охранять.

      А мы с вами не только познакомились  с ними, но и научились различать звуки и буквы Б и П. Давайте еще раз вспомним: что у них общего? Чем они различаются? В каких словах есть звук Б? В каких словах есть звук П?

Дети. Сходство: оба согласные, твердые. Различие: один – звонкий, а второй – глухой.

Логопед. Вы молодцы.  А дома я попрошу вас выучить чистоговорку:

 Бобры добры для своих бобрят.

   Наше  занятие окончено.         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подарки для бобра и панды Начать игру

Слайд 3

Молодцы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жилище бобра называется «хатка» и строят её бобры на реках из толстых палок и веток. БОБР

Слайд 2

Из стволов деревьев бобры строят плотины. Плотина - это сооружение из толстых палок и бревен, которое перегораживает реку.

Слайд 3

ПАНДА Панда много времени проводит на дереве, питается разными растениями. Больше всего панда любит грызть бамбук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте "В гости к Дюймовочке".

Дети вместе с педагогом отправятся в гости к Дюймовочке. Но добраться к ней возможно только, выполнив ряд заданий. Дети вспомнят  названия букв, поупражняются различать буквы и звуки,  гласн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в комбинированной группе детей 6-7 лет. Тема «Звуки Б, Бь. Буква Б»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в комбинированной группе детей 6-7 лет.Тема «Звуки Б, Бь. Буква Б»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей 5-6 лет с использованием технологий: здоровьесберегающая, проблемно-игровая. Тема «Звук и буква У»

Конспект непосредственно образовательной деятельности   по подготовке к обучению грамоте для детей 5-6 летс использованием технологий: здоровьесберегающая, проблемно-игровая.Тема «Звук...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ТЕМА: «Заведём мотор» (знакомство со звуками [р], [рь], буквой Р)

Данный материал предназначен для знакомства со звуками [р], [рь]; обучения подбора слова с заданными звуками (в начале, в конце, в середине) на основе предлагаемых предметных рисунков, по памяти...

конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте Тема "Звук и буква "Э"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте Тема "Звук и буква "Э" в подготовительной группе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоты в старшей группе на тему "Изучаем звуки и буквы А У"

Цель: закрепить навыки различения и правильного произношения звуков «А», «У».Задачи.1. Закрепить знание о звуках и буквах, умение различать гласные звуки и буквы гласных.2. Про...